Философия Демокрита как основа атомистической научной программы
Согласно Демокриту, мир состоит из атомов, и реально существующих пустот, обуславливающих их отдельное существование (т.к. без пустоты не было бы промежуточных объёмов). Атомы могут занимать определенное положение по отношению друг к другу: они двигаются, соединяются и вновь разъединяются. Число количественного соотношения и движения атомов есть основа многообразных изменений явлений мира. Д. различал свойства явлений, представляющих вещи в себе (величина, образ, масса, движение, твердость), и свойства, которые вытекают из взаимодействия с органами чувств человека (цвет, яркость, звук, вкус, запах и т.д.). Мир явлений познаётся через чувственное восприятие. Мир вещей воздействует через истечение "идолов” (образов) на органы чувств и благодаря им на огненные атомы души. Объяснение многообразных качественных явлений мира их сведением к количественным свойствам атомов вовсе не означает их мнимость, (как у Парменаида), Д. признаёт их реальность. Согласно Д., биологические явления и даже мышление можно объяснить материалистически - движением и связями определённых атомов. Напр., души состоят из гладких и круглых атомов, подобных атомам огня. Поскольку атомы движутся, они могут проникать во все тела и воздействовать на все жизненные процессы. Атомы воздействуют друг на друга путем воздействия и толчков.
7. Теоретическое и практическое знание в философской концепции Платона.
Платон (427 - 347 г. д н э) - философ Др Греции, ученик Сократа, основоположник идеалистического направ-я в ф-ии. П является основателем идеализма. Гл-ми положениями его идеалистического учения явл-ся след-е: 1)материальные вещи изменчивы, непостоянны и со временем прекращают свое сущест-ие; 2) окружающий мир ("мир вещей") также временен и изменчив и в действительности не сущест-т как самостоятельная субстанция; 3) реально существуют лишь чистые (бестелесные) идеи (эйдосы); 4) чистые (бестелесные) идеи истинны, вечны и постоянны; 5) любая существующая вещь явл-ся всего лишь материальным отображением первоначальной идеи (эйдоса) данной вещи (напр, кони рождаются и умирают, но они лишь явл-ся воплощением идеи коня, которая вечна и неизменна); 6) весь мир явл-ся отображением чистых идей (эйдосов). Также П выдвигает ф-ое учение о триаде, согл кот-му все сущее состоит из 3-х субстанций: 1) "единого"; 2) "ума"; 3) "души". "Единое ": 1. явлся основой всякого бытия; 2. не имеет никаких признаков (ни начала, ни конца, ни частей, ни целостности, ни формы, ни содерж-я); 3. есть ничто; 4. выше всякого бытия, выше всякого мышления, выше всякого ощущения; 5.первоначало всего — всех идей, всех вещей, всех явл-й, всех свойств (как всего хорошего с т зрения ч-ка, так и всего плохого). "Ум": 1. происходит от "единого"; 2. разделен с "единым"; 3. противоположен "единому"; 4. Явл-ся сущностью всех вещей; 5.есть обобщение всего живого на Земле. "Душа": 1. подвижная субстанция, кот-я объединяет и связывает "единое — ничто" и "ум — все живое", а также связывает между собой все вещи и все явл-я; 2. душа может быть мировой и душой отдельного ч-ка; при гилозоическом (одушевленном) подходе душу могут иметь также вещи и неживая природа; 3. душа ч-ка (вещи) есть часть мировой души; 4. душа бессмертна; 5. при смерти ч-ка умирает только тело, душа же, ответив в подземном царстве за свои земные поступки, приобретает новую телесную оболочку; 6. постоянство души и смена телесных форм — естественный закон Космоса. Касаясь гносеологии (учения о познании), П исходит из созданной им идеалистической картины мира: 1) поскольку материальный мир явл-ся всего лишь отображением "мира идей", то предметом познания должны стать прежде всего "чистые идеи"; 2) "чистые идеи" невозможно познать с помощью чувственного познания (такой тип познания дает не достоверное знание, а лишь мнение — "докса"); 3) "чистые идеи" можно познать лишь разумом, благодаря высшей духовной деят-ти (идеалистическому познанию); 4) высшей духовной деят-ю могут заниматься только люди подготовленные — образованные интеллектуалы, ф-фы, следовательно, только они способны увидеть и осознать "чистые идеи". Особую роль в своей ф-ии П уделил проблеме гос-ва. П выделяет 7 типов гос-ва: идеальное "гос-во будущего", кот-го пока не сущ-т и в кот-м отпадет необходимость в гос--ой власти и законах, и 6 типов ныне существующих гос-в. Среди 6 существующих типов П указываются: 1) монархия - справедливая власть одного ч-ка; 2) тирания - несправедливая власть одного ч-ка; 3) аристократия - справедливая власть меньшинства; 4) олигархия - несправедливая власть меньшинства; 5) демократия - справедливая власть большинства; 6) тимократия — несправедливая власть большинства, власть военных вождей, армии. Поскольку тирания, олигархия и тимократия явл-ся несправедливыми формами гос-ва, а демократия — власть большинства — редко бывает справедливой и, как правило, вырождается в тиранию, олигархию или тимократию, двумя стабильными и оптимальными формами гос-ва могут быть только аристократия и монархия. Также П выдвигает собственный план гос-го устройства, согл данному плану: 1) все население гос-ва (полиса) делится на 3 сословия — ф-фы, воины, работники; 2) работники (крестьяне и ремесленники) заним-ся грубым физическим трудом, создают материальные блага, могут в ограниченных размерах владеть частной собственностью; 3) воины занимаются физическими упражнениями, тренируются, поддерживают в гос-ве порядок, в случае необходимости — участвуют в военных действиях; 4.ф-фы (мудрецы) — разрабатывают фил-ие теории, познают мир, учат, управляют гос-м; 5) ф-фы и воины не должны иметь ч. с.; 6) жители гос-ва вместе проводят свободное время, вместе едят, вместе отдыхают; 7) не сущ-т брака, все жены и дети общие; 8) допускается и приветствуется труд рабов, как правило, варваров, захваченных в плен. В дальнейшем П пересмотрел некоторые идеи своего проекта, допустив небольшую ч. с. и личное имущество для всех сословий, однако др положения данного плана были сохранены. Ист-е значение ф-ии П в том, что: 1) впервые оставлено целое собрание фундаментальных произведений; 2) положено начало идеализму как крупному фил-му направлению (так наз-я "линия Платона" — противоположность материалистической "линии Демокрита"); 3) впервые глубоко исследованы проблемы не только природы, но и общ-ва — гос-во, законы; 4) были заложены основы понятийного мышления, произведена попытка выделить фи-ие категории (бытие — становление, вечное — временное, покоящееся — движущееся, неделимое — делимое); 5) была создана фил-я школа (Академия)— религиозно-фил-ая школа, созданная П в 387 г . в пригороде Афин и просуществовавшая около 1000 лет. Наиболее знаменитыми воспитанниками Академии явл-сь: Ксенокрит, Кратет, Аркесилай, Клитомах Карфагенский, Филон из Ларисы. Академия была закрыта в 529 г . византийским императором Юстинианом как рассадник язычества и "вредных" идей, однако за свою ист-ю успела добиться того, что платонизм и неоплатонизм стали ведущими направлениями европ-й ф-ии.
8. Аристотель как вершина классической греческой «науки». Первая естественнонаучная картина мира. Классификация наук по Аристотелю.
Аристотель.
· историк ф-фии,энциклопедист,подытожил все знания;
· созд.клас-цию всех наук:1.примитив.(приклад.науки)-мед.,арх-ра-обеспеч.жизнед.об-ва,2.естеств.(теор.)-физика,мат.-обслужив.приклад.науки,3.ф-фия-наука обобщения,высшая.
· ф-фия не зная ничего конкретного,может судить обоб всем.
· любая наука знает прич.лишь своего предмета,цель ее-изучить эти прич.А ф-фия ищет общие прич.Она-наука всех наук.
· дал первое опред.ф-фии-наука о наиболее общих основ-х и принципах всякого бытия. Она ищет первоприч.,фунд.основы.Царица всех наук.
· заложил основы логики и рацц. мышления как глав. ф.предмет.
· «Топика»-учебник по введению в диалектику спора,опир.на несомн.истины,положения,приним. всеми спорящими.
· Спор-это логич. дискуссия,цель к-го выработка общего знания-истины.
· иск-во спора основано на дедуктив.познании-это метод,опир.на общие посялки,универс.знания,из к-ых дел-ся конкрет.заключ-я(дв-ние от общего к частному).
· д.б. гипотеза,основа,к-ую раздел., и каждую часть доказ.
· ввел понятие аналитич.наука-учение о дискретно аналитич.направ-сти рац.мышл. Позже он назв. ее логикой(это форм.логика).Ее не интерес.содержат. аспекты об-та.Основа форм.логики-теория силлогизмов-опир.на отражение связи след-вия,прич.и нос-ля причины.Основ.принцип силлогизма отраж.связь м-ду родом(смертные),видом(люди) и единич.вещью(Кай). «Все люди смертны,Кай-чел-к,сле-но,Кай смертен».
· сформулир.з-ны форм.логики: основ.-з-н непротивореч-сти. мышление запрещ.чел-ку мыслить одноврем.2 противоп.вещи.
· истина-соотв-вие знания о предмете самому предмету.
· разраб учение о Космосе(о мироздании),объясн.все сущ-ее наличием 4 причин:1.матер.(пассив.возм-сть станов-ния),2.формальная(актив.,то,что делает материю,оформляет ее),3.действующая,4.целевая. 3 и 4 связ. с формой.
· У мира 2 основы-потенц.материя,к-ая ожив. при соед-нии с формой.Весь мир-цепочка этих вещей-материи и формы. Вещи взаимосв. и порожд.др.др.Одна-прич.др.вещи.→З-н прич-следств.отнош.
· Материя была вечно,но откуда взялась форма? Есть еще начало-чистая форма. Это первоприч.всех вещей.Прич.всех причин-Бог.
· этотеория дуализма-сущ-ние матер.и божеств.прич.
· Прир.получ.свою сущ-сть благ.форме→форма опред.реальное сущ-ние вещи, и как ее начало и как ее сущ-сть. Поэтому изуч.формы-задача науч.познания.
· в обл.ф-фии науки открыл диф-цию целевой и действующей прич.
· это теория механнистич.мировоззр.
· для Арист.прич.не м.б. внеш..У него прич.разв.наука несет в себе:и начало разв.,и конец, и середину. Прич.сама все порожд.Саморазв.прир.Она сама себя организ.Бог не им.отнош.к прир. Цель прир.-создать морф-ки соверш.стр-ру.
· Прич.не отделена от след-вия,это цельность,замыкающая исходное и конечное. «То,для чего все появилось»-силлогизм разв.прир.Проц.преобраз-ния замык-ся на исполн-ле дв-ния. У Арист.конеч.прич.-это прич.,к-ая все времы обогащ-ся,наращ.новое знание.Она дает эф-т самоорг-ции.
· Ф-фия для Арист.,как для всех греков,-это образ жизни-жизни,подчин.уму. Надо находить радость жизни,смысл в писках истины.
Картина мира: Космос ограничен, имеет форму сферы, за пределами которой нет ничего; Космос вечен и неподвижен, он не сотворен никем и не возник в ходе естественного космического процесса; заполнен материальными телами, которые в "подлунной" области образованы из четырех элементов - воды, воздуха, огня и земли, в этой области тела возникают, преобразовываются, гибнут; в "надлунной" области нет возникновения и гибели, в ней находятся небесные тела - звезды, планеты, Земля, Луна, которые совершают свои круговые движения, и пятый элемент - эфир, "первое тело", ни с чем не смешиваемое, вечное, не переходящее в другие элементы. В центре Космоса находится шарообразная Земля, неподвижная, не вращающаяся вокруг своей оси. Аристотель впервые в истории человеческого знания попытался определить размеры Земли, вычисленный им диаметр земного шара примерно в два раза превысил истинный. Основанная философом перипатетическая школа дала античному миру достойных продолжателей его учений, которые внесли свой вклад в копилку знаний.
Наука как таковая, как целостное развивающееся формообразование, включает в себя ряд частных наук, которые подразделяются в свою очередь на множество научных дисциплин. Выявление структуры науки в этом ее аспекте ставит проблему классификации наук - раскрытие их взаимосвязи на основании определенных принципов и критериев и выражение их связи в виде логически обоснованного расположения в определенный ряд.
Одна из первых попыток систематизации и классификации накопленного знания (или "зачатков", "зародышей" науки) принадлежит Аристотелю. Все знание - а оно в античности совпадало с философией - в зависимости от сферы его применения он разделил на три группы: теоретическое, где познание ведется ради него самого; практическое, которое дает руководящие идеи для поведения человека; творческое, где познание осуществляется для достижения чего-либо прекрасного. Теоретическое знание Аристотель в свою очередь разделил (по его предмету) на три части: а) "первая философия" (впоследствии "метафизика" - наука о высших началах и первых причинах всего существующего, недоступных для органов чувств и постигаемых умозрительно; б) математика; в) физика, которая изучает различные состояния тел в природе. Созданную им формальную логику Аристотель не отождествлял с философией или с ее разделами, а считал "органоном" (орудием) всякого познания.
9. Общая характеристика средневековой культуры и знания. Западная и восточная средневековая наука (Абеляр, Альберт Великий, Фома Аквинский, Раймонд Великий, Ибн-Рушд).
Эпоху Средневековья относят к началу II в. н.э., а ее завершение к XIV—XV вв. Средневековье опирается на теологические ценности. Церковь вмешивается во все сферы чел-й жизнедеят-ти. Фил-я, как и наука, выступают «служанками» богословия. В XII—XIII вв. были известны тексты арабоязычных ученых, посвященные естественнонаучным изысканиям, широко употреблялись арабские цифры. Наиболее важные изобретения компас, порох, часы, хомут лошади, рулевая стойка пришли с Востока. Схоластика (от лат. — школьный), оформившаяся в IX—XII вв., стремится к обновлению религиозных догматов, приспосабливая их к удобствам преподавания в университетах и школах. Большое значение придается логике рассуждений, в кот-й они видят путь постижения Бога. С расцветом схоластической учености связано оттачивание логического аппарата, рассудочных способов обоснования знания, при кот-х сталкиваются тезис и антитезис, аргументы и контраргументы. Схоластом величает себя всякий, кто занимается преподавательской деят-ю. Абеляр (1079- 1142) стремится к четкому разграничению между верой и знанием и предлагает сначала с помощью разума исследовать религиозные истины, а затем судить, заслуживают они веры или нет. Ему принадлежит ставший знаменитым принцип: «Понимать, чтобы верить». В отличие от веры фил-я, как и знание, опирается на док-ва разума. Для Среднев-я была харак-на борьба между номинализмом и реализмом, кот-я касалась существа общих понятий - «универсалий». Номиналисты отрицали онтологическое (бытийное) значение общих понятий. Универсалии существуют лишь в уме. Реалисты утверждали, что универсалии сущ-т реально и независимо от сознания. Арабский фил-ф, ученый и врач Ибн Рушд (Аверроэс) (1126- 1198) - автор медицинских трудов, был сторонником единого интеллекта и космического детерминизма.Активный интеллект, существуя вне и независимо от индивидуумов, есть вечный коллективный разум рода чел-го, кот-й не возникает, не уничтожается и заключает в себе общие истины в обязательной для всех форме. Знаменитый ученый Альберт Великий(1193-1207) стремился согласовать богословие (как опыт сверхъестественного) и науку (как опыт естественного). Гл методом научного исслед-я он считал наблюдение и был уверен, что при исследовании природы надо постоянно обращаться к наблюдению и опыту. В учении Фомы Аквинского(1225—1274) есть указания на метод интеллектуального, т.е. постигающего созерцания, кот-й схватывает не образ предмета, дальше кот-го не могут идти ни физика, ни математика, но прообраз этого образа, действительную форму предмета, «которая есть само бытие и от кот-й бытие происходит».
10. Развитие логических норм теоретического мышления и организация знания в средневековых университетах. Западное и восточное средневековое знание.
Средневековье знало семь свободных искусств — триумвпум: грамматика, диалектика, риторика; квадриум: арифметика, геометрия, астрономия, музыка. Каждый ученый был обязан владеть всеми этими науками-искусствами. В науке господствовал схоластический метод с его необходимым компонентом — цитированием авторитетов.
В средневековье главенствуют вера и истины откровения. Разум теряет роль главного арбитра в вопросах истины, ликвидируется самостоятельность природы, Бог, благодаря своему всемогуществу, может действовать и вопреки естественному порядку.
В окончательном виде кредо средневековья было сформулировано пером Фомы Аквинского. Эта наука — теология, к другим наукам она прибегает как к подчиненным ей служанкам»..В средневековье оформился решающий критерий истинности - Бог.
Особенностью средневековой науки является тенденция к систематизации и классификации. Тогдашняя наука сосредоточивалась в двух почти не связанных друг с другом организациях. Одной из них были университеты и некоторые школы, существовавшие уже не один век. Другой можно считать опытно-экспериментальное исследование природы, которое сосредоточилось в мастерских живописцев, скульпторов, архитекторов. Практика создания предметов искусства толкала их на путь экспериментирования.
Благодаря общему оживлению образования и постепенному овладению греко-арабской наукой и философией выдвигается все больше таких учителей, у которых есть чему учиться, все больше молодых людей снимаются с места и отправляются в прославленные школы учиться у прославленных учителей. Города, которым принадлежат такие школы, заинтересованы в их росте, церковь покровительствует им. Школы больше не ограничиваются местными, а часто даже и национальными рамками, в них идут отовсюду, и контингент их учеников все увеличивается. Школы перерастают, себя, и на их основе возникает образовательное учреждение нового типа — университет.
Само слово университет не употреблялось в средние века для названия соответствующих учреждений. Что означает учебное заведение с универсальной программой, для наиболее знаменитых.
Выпускник университета отлчается от просто образованного в той же области человека: наличием у первого степени, диплома, означающих признание его знаний некоторой группой образованных в этой же области людей. До этого образование не было связано такими регламентами, но при этом надо помнить, что его свобода была ограничена тем, что практически вся система образования оставалась частью церковной организации. Покровительство церкви сфере образования диктовалось более всего задачами религиозного просвещения.
Со временем все большая часть школьной программы выходит за рамки чисто религиозного образования.
Университет имеет право самостоятельно вырабатывать свои уставы; члены его не подлежат обычному гражданскому суду, университет обладает правом судить своих членов; они также освобождены от налогов и податей.
Для ведения учебного дела университет делился на факультеты: теологический, юридический, медицинский и факультет искусств. Во главе университета стоял выборный ректор. Каждый факультет имел выборного декана. Функции факультета заключались в организации лекций, устройстве диспутов, испытаний и присуждении ученых степеней.
Магистр на лекциях часто не читал сам весь комментируемый текст, поручая чтение кому-либо из студентов, а останавливался лишь на обсуждении избранных разделов.
Важное место в практике обучения занимали регулярные учебные диспуты, посвященные разбору некоторого вопроса. Руководил таким диспутом магистр, который и выбирал тезис, но защищать его аргументами обычно должен был младший учитель — возражения при этом мог выдвигать любой слушатель, окончательное же заключение было за магистром.
Таким образом, средневековый университет — это институт, если не церковный, то по крайней мере тесно связанный с церковью. Язык средневекового университета — это язык церкви, латынь; учением церкви во многом определен характер средневекового преподавания; члены университета — и преподаватели, и студенты – клирики; университеты, как и церковь, интернациональны.