От фактов к ценностям
Перейдем сразу к обсуждению философских выводов из только что сказанного. Начнем прежде всего с вопросов, касающихся субстантивной этики. Они возникают сразу же. Я утверждал, что вследствие своей биологии люди являются прирожденными альтруистами. То есть они обладают глубоким чувством справедливого и несправедливого и испытывают потребность в совместном, или социальном, образе действий с себе подобными. Какую форму принимает этот альтруизм? В какие реальные субстантивные нормы облекается это моральное чувство? Что нам следует считать должным в своих действиях?
Откровенно говоря, мой ответ на удивление традиционен, что, вероятно, разочарует тех, кто думает, что всякий свежий подход обязан оправдать себя мстительным отрицанием всего связанного со старым. В действительности же, как я полагаю, эволюционный подход требует субстантивной этики, которая прекрасно совмещается с некоторыми из наиболее влиятельных положений, выдвинутых моральными философами в последние годы. Возьмем, к примеру, тезис, выдвинутый Джоном Роулзом6 в его книге о справедливости. Роулз утверждает, что справедливое общество - это совершенное общество; но в чем он видит сущность совершенства? Она, разумеется, не заключается ни в уравнительном распре делении всего и всех в духе идеалистических утопий, ни в устройстве жизни на началах того, как кому вздумается. Скорее, Роулз считает, что совершенное общество - это такое общество, где каждый получает максимум того, что для него оказывается возможным.
Но как определить «возможное»? Роулз предлагает нам представить себя в воображаемой ситуации, в так называемой «оригинальной позиции», находясь в которой мы бы не знали о месте, занимаемом нами в обществе. Будь мы богатой, здоровой и интеллигентной женщиной, нам бы, неверное, захотелось, чтобы здоровые интеллигентные женщины получили максимальные преимущества. Но, само собой, если бы мы оказались весьма глупым и больным мужчиной, то мы бы натерпелись тяжких страданий в таком обществе. Роулз утверждает, что, не зная своей участи, мы бы установили такие правила и регулятивы, что, в каком бы положении мы ни оказались, мы бы смогли реализовать все, на что способны. Это не означает, что все получают поровну, так как в интересах общества может оказаться так, что определенные лица должны вознаграждаться лучше остальных. Например, общество может предпочесть, чтобы труд докторов наук вознаграждался лучше других, для того, чтобы наиболее способные люди стремились ставить перед собой высокие цели. А можно, напротив, поощрять труд мусорщиков, которых насчитывается гораздо меньше.
Я полагаю, не вдаваясь в подробное изложение системы Роулза и не обязательно соглашаясь с ним во всех деталях, что та своеобразная картина современного общественного договора, которую рисует Роулз, в общих своих чертах очень похожа на ту, которую, по мнению эволюционистов, создает биология. Нам присущи переживания, которые согласуются с выдвигаемыми Роулзом принципами справедливости, но они обусловлены не столько каким-то гипотетическим или реальным общественным договором, заключенным в какой-то момент нашей истории, сколько действием естественного отбора, уходящим в глубь веков.
Не желая выглядеть тривиальным экуменистом, я должен все же сказать, что не считаю, что эволюционный подход обязательно противоречит претензиям прочих теоретиков субстантивной этики - как традиционных религиозных верующих, так и светских моральных философов типа утилитаристов. Убеждение, что к ближнему следует относиться, как к самому себе, и подразумевающее, что не обязательно при этом быть простофилей (только отдавать, не получая ничего взамен), но что следует поддерживать добропорядочные отношения со своими партнерами, - такое убеждение выглядит (не в меньшей степени, чем позиция Роулза) вполне согласующимся с эволюционным сценарием, который я очерчивал в данном разделе. Согласуется это убеждение и с утилитаристским принципом Наибольшего Счастья.
Конечно, такое единодушие в отношении субстантивной этики порождает ряд затруднительных вопросов. Как быть эволюционисту в тех случаях, когда неокантианцы типа Роулза входят в конфликт, например, с утилитаристской установкой на максимально достижимое счастье? Как можно оставаться беспристрастно справедливым, когда вопрос стоит о всеобщем счастье? Отвечая на это, я скажу две вещи. Прежде всего давайте не будем забывать, что выискивать конфликтные ситуации в данном случае - это как раз дело профессиональных философов. Сплошь и рядом великие светские и религиозные системы моральной философии частично пересекаются в трактовке важных вопросов, имеющих отношение к субстантивным установкам. Никто, к примеру, не думает, что следует дурно относиться к маленьким детям только потому, что кому-то это доставляет удовольствие. Никакая моральная философия не призывает опять-таки быть безжалостным к бедствующим вдовам. В общем, на субстантивном уровне моральные философии провозглашают во многом одинаковые вещи. С другой стороны, то, что конфликтные точки существуют и различные моральные философии все-таки приводят к различным воззрениям на субстантивном уровне - это, наверное, можно расценивать скорее как силу эволюционной позиции, нежели как ее слабость. В отличие от моральной философии, опирающейся, к примеру, на существование бога, принятие эволюционного подхода не дает гарантий, что дела все время будут идти наилучшим образом.
На деле, от всего, что вырабатывается весьма прагматичным механизмом естественного отбора, можно ожидать любых грубых несообразностей и ситуаций, когда все обстоит совсем не так, как следовало бы. Сплошь и рядом все моральные философии предписывают вам одни и те же нормы поведения. Когда возникают конфликты, как, например, между правами индивида в кантианстве и правами группы в утилитаризме, я бы предположил, что это, вероятно, тот пункт, где рассмотрения морали на субстантивном уровне оказывается просто недостаточно. Что мы делаем в таком случае? Мы принимаем ту или иную сторону, но испытываем при этом довольно значительное чувство дискомфорта.
Я, конечно, отдаю себе отчет в том, что различные моральные философии в условиях различных культур выдвигают весьма отличные друг от друга субстантивные установки. Забегая вперед, скажу, что мой базовый аргумент как эволюциониста не будет отличаться от аргумента, выдвигаемого большинством моральных философов неэволюционистов. Я считаю, что, несмотря па существование очевидных различий между культурами, за этими различиями отчетливо можно заметить общую основу человеческой морали7. Эволюционный подход, который я обозначил, никоим образом не отрицает важности и существенности влияния культуры. Тезис, связанный с ним, состоит в том, что за культурными различиями обнаруживается покоящееся на генетической базе единое множество диспозиций, или способностей.