Возможности и границы науки. Этика науки и ответственность ученого в современном мире.
Наука в целом и научное познание в частности являются сегодня наиболее динамичными сферами жизни общества. Этот феномен обусловлен как растущими потребностями общественного производства, так и политикой государства, способствующего научному прогрессу. В связи с этим встает вопрос о возможностях и границах науки. Что может и чего не может дать наука обществу и человеку? Диапазон ответов на этот вопрос достаточно широк – от крайнего недоверия науке до безоглядного оптимизма. В общественном сознании эти крайние позиции известны как сциентизм и антисциентизм.
СЦИЕНТИЗМ – преувеличение роли науки и научного знания в жизни общества. Его появление имело под собой реальную почву. Дело в том, что, начиная с середины ХХ века, отмечается бурное развитие основных отраслей научного знания. Этот процесс совпал по времени с новым витком в развитии техники и производства и стал известным как научно-технический прогресс.
Успехи в развитии науки стали настолько очевидными, что появился соблазн все прогрессивные достижения в общественной жизни связывать исключительно с развитием науки. Научное познание получило статус высшего блага, а научные истины стали считаться истинами последней инстанции. Устранив монополию религии на истину, наука сама стала уподобляться религии, доводя результаты научного познания до статуса догм.
Разумеется, что такое положение не могло не вызвать ответной реакции критически мыслящих личностей, как в научной среде, так и за ее пределами. Умеренная критика науки сыграла положительную роль, умерив чрезмерный пыл ревнителей науки. Однако и в критике не обошлось без крайностей.
Используя такие особенности научного знания, как неполноту описания, определенную условность, обобщенный характер научного знания, невозможность сию минуту решить насущные проблемы человечества, многие критики стали игнорировать подлинные достижения науки и приуменьшать роль науки в обществе. Такое отрицание роли науки и научного знания в жизни общества принято называть АНТИСЦИЕНТИЗМ.
Разумеется, что обе эти крайние позиции далеки от истины. Научное познание и знание лишь один из видов духовного опыта человека. Он ничем не лучше, как, разумеется, и не хуже других видов познания. Дело в том, что на разных этапах человеческой истории, складываются исключительные условия, вызревают соответствующие потребности. Они то и вызывают к жизни соответствующие формы духовной деятельности.
Признавая прогрессивную роль науки в обществе, нельзя преувеличивать ее значение и сегодня и в будущем, Наука не всесильна и не всемогуща, она обладает вполне определенными, ограниченными возможностями. Мы знаем лишь о том, чего достигла наука сегодня, но не знаем, чем могут обернуться эти достижения завтра. Более того, мы не можем знать чего могли бы достигнуть другие, альтернативные науке, виды духовного опыта, которые наука сумела вытеснить на определенном этапе развития. Именно так мы должны оценивать возможности и границы науки.
Научное сообщество и его проблемы.Наука – это не только научные достижения. Она представляет собой целое сообщество, то есть людей, как творцов науки, с их принципами, нормами, устремлениями и помыслами. Ученый-исследователь, как человек, свободен в своих действиях. Но человек живет в обществе, и он вынужден считаться с другими и сдерживать свои порывы. Вот почему сообщество ученых устанавливает для себя свои собственные «правила игры» - что, как и каким способом можно исследовать? Что нужно делать и во имя чего, и что не нужно делать ученому? Это и есть профессиональная этика ученого.
Этические нормы в науке подвижны, изменчивы, но можно выделить основные, которые определяют сам дух научного сообщества.
Основные этические нормы научного исследования: 1) отсутствие плагиата; 2) неприятие фальсификации результатов исследований; 3) бескорыстный поиск и отстаивание истины; 4) научный результат должен отличаться новизной; 5) результат должен быть достаточно обоснован; 6) ученый должен воплощать в науке благо и нести за это моральную ответственность. Наука и ее результаты выступают как высшие ценности, причем ценности универсальные, бескорыстные, не зависимо от того, кто их производит, они должны быть направленные к человеку и во имя человека.
Таким образом, наука возникает в обществе на определенном этапе его развития из потребностей человека в объективных, достоверных знаниях. Со временем наука превращается в сложную саморазвивающуюся систему. Она оказывает существенное влияние на все сферы жизни общества.
Открывая человеку большие возможности, наука одновременно высвечивает и области невозможного. Достижения науки могут быть использованы как во благо, так и во вред человеку и обществу. В целом наука, как вид духовного творчества, ее достижения, являются показателем, степени свободы, достигнутой человеком, освобождения от довлеющих над ним, сил природы.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Что такое наука?
2. Какова структура научного знания?
3. В чем отличие фундаментальных наук от прикладных?
4. Чем различаются эмпирические и теоретические исследования?
5. Чем характеризуется научная теория?
6. Каковы основные методы научного познания?
7. Что такое сциентизм и антисциентизм?
8. Каковы основные моральные нормы научного исследования?