Эстетический пантеизм Ф. Шеллинга
Фридрих Вильгельм Иосиф Шеллинг (1775-1854) - представитель немецкого классического идеализма, разработавший диалектику природы, учение об абсолюте, создавший оригинальную эстетику, способствовавшую “эстетизации” философской мысли, оказавший значительное влияние на естествоиспытателей, поэтов-романтиков, философов иррационалистического направления.
Ф. Шеллинг родился в семье лютеранского пастора, учился на теологическом факультете Тюбингенского университета вместе с Гельдерлином и Гегелем; преподовал в Иенском, Эрлангенском, Мюнхенском, Берлинском университетах. Основные работы: “О мифах”, “О Я как принципе философии”, “О мировой душе...”, “Первый набросок системы натурфилософии”, “Система трансцендентального идеализма”, “Бруно, или о божественном естественном принципе вещей”, “Философия и религия”, “Философские исследования о сущности человеческой свободы...”.
Первоосновой бытия, по Шеллингу, является абсолют - как тождество субъективного и объективного, духовного и природного, нечто содержащее в себе возможность всех вообще определений. Абсолют в такой же мере рождает Вселенную, в какой и творит его художник; а Вселенная - тождество абсолютного организма и абсолютного произведения искусства (система эстетического пантеизма).
Природа как порождение абсолюта, как целесообразное, как форма бессознательной жизни разума находится в постоянном развитии. Источником “бесконечной деятельности” природы служит взаимодействие противоположно направленных сил. Использование диалектического принципа противоречия в изучении природы позволило Шеллингу сделать ряд гениальных догадок, которые позже были подтверждены в естествознании: например, о единстве электрических и магнитных процессов, о единстве процессов возбуждения и торможения в психике и др.
Высшим этапом развития абсолюта, возвращением его к самому себе является не социальное и моральное действие, а художественное творчество; а наиболее совершенным способом познания - эстетическое созерцание (интуиция). В художественной деятельности и в произведении искусства достигается “бесконечность” - идеал, не достижимый ни в теоретическом познании, ни в нравственном деянии. Художник - это гений, то есть “интеллигенция”, действующая как природа; в нем разрешается противоречие, непреодолимое никаким другим путем. Соответственно философия искусства у Шеллинга является “органоном” (орудием) философии и ее завершением.
Развитие диалектического метода
В философии Г. Гегеля
Философия Гегеля - завершение и высшее достижение немецкого классического идеализма. Развивая, совершенствуя диалектический метод, Гегель применил его к изучению природы, общества и человека. Источником, развития по Гегелю является дух, но Гегель, по словам К. Маркса, в диалектике идей гениально угадывал диалектику вещей.
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) родился в семье крупного чиновника, получил образование в гимназии и Тюбингенском теологическом университете. Студенческие годы будущего философа совпали с крупными политическими событиями. Он восторженно встретил Французскую революцию; вместе с Шеллингом и Гельдерлином участвовал в символической посадке “дерева свободы” в 1791 году. Позже Гегель писал о Французской революции: “Это был великолепный восход солнца. Все мыслящее существа праздновали эту эпоху. В то время господствовало возвышенное, трогательное чувство, мир был охвачен энтузиазмом, как будто лишь теперь наступило действительное примирение божественного с миром”[85]. После окончания учебы Гегель работает домашним учителем в Берне и Франкфурте-на-Майне, преподает в Иенском, Гейдельбергском и Берлинском университетах, читает лекции по философии религии, философии истории, логике, натурфилософии, антропологии, психологии, философии права, эстетике. Летом 1831 года знаменитый философ неожиданно умирает от холеры. Основные работы: “Феноменология духа”, “Наука логики”, “Энциклопедия философских наук”, “Философия права”; посмертно по лекционным записям были изданы: “Философия истории”, “Лекции по эстетике”, “Лекции по истории философии”.
Основные положения философии Гегеля:
Философия Гегеля - это объективный идеализм. Первоосновой мира является Абсолютный Дух (“Абсолютная идея”).
Благодаря саморазвитию абсолютной идеи мир находится в непрерывном и постоянном изменении, развитии. Изучая особенности саморазвития духа, Гегель впервые представил диалектику как теорию развития и методе познания в систематическом виде, сформулировав основные принципы, законы и категории диалектики. Развитие Гегель понимает не как простой количественный рост. Но как сложный противоречивый процесс: “Все вещи противоречивы в самих себе... Противоречие есть корень всякого движения и жизнедеятельности; лишь, поскольку нечто имеет в самом себе противоречие, оно движется, обладает импульсом и деятельностью” (закон единства и борьбы противоположностей).
Системоорганизующим принципом у Гегеля является принцип триады. В каждом явлении, процессе выделяются три основных стадии:
тезис | первый этап, исходный пункт развития; |
антитезис | второй этап, переход в противоположность, “отрицание” тезиса; |
синтез | третий этап, соединение двух прежних в новом качестве, возврат якобы к началу, замыкание круга. |
Эта логическая схема является основанием закона отрицания отрицания.
В саморазвитии абсолютной идеи Гегель выделяет три этапа и соответственно три части своего учения:
(Тезис). Идея существует в форме чистых логических сущностей – логика.
(Антитезис). Идея “отчуждает” себя в природу, “Решается из самое себя свободно отпустить себя в качестве природы”[86] - философия природы.
(Синтез). Идея возвращается к себе; в обществе, в сознании человека она познает самое себя и существует в различных формах конкретного духа - философия духа.
По принципу триады систематизированы и логические понятия (категории). Логика у Гегеля представлена как диалектика; то есть понятия у него существуют не в застывшем и изолированном виде, а как подвижные, противоречивые, переходящие друг в друга логические сущности (см. схему 13).
Историю Гегель представляет как процесс восхождения духа по ступеням свободы (свобода понимается как интеллектуальная свобода мысли, духа) и выделяет три главных ступени:
Первая | Восточный мир | деспотия, свобода деспота, “свободен один” |
Вторая | Античный мир (Древняя Греция и Древний Рим) | демократия и аристократия, “некоторые свободны” |
Третья | Германский мир (Христианский мир) | истинная монархия: “все свободны”, т.к. все осознают свою духовную сущность |
В трех высших формах самосознания “абсолютного духа” – искусстве (дух созерцает себя в чувственных образах), религии (дух переживает себя в самоуглублении представлениях), философии (дух мыслит себя в научных понятиях) завершается всемирная история, и мировой разум полностью осознает себя и самоудовлетворяется. Это замкнутость системы Гегеля, возможность завершения развития противоречит его диалектическому методу, согласно которому все в мире подвержено бесконечному становлению, изменению развитию.
Философия Гегеля оказала влияние на духовную культуру, науку, философию, стала одним из теоретических источников марксизма.