Общая характеристика философии Платона
ПЛАТОН (427-347 до н.э.) - крупнейший философ Древней Греции, ученик Сократа, основатель собственной философской школы — Академии, основоположник идеалистического направления в философии. Его настоящее имя — Аристокл, Платон - псевдоним. |
Общая характеристика философии Платона |
▫ Философская система Платона - первая завершенная синтетическая концепция, где через призму учения о идеях рассматривались все составляющие части античной философии: онтология, гносеология, этика, эстетика, философия политики. ▫ Главным в философии Платона было учение об идеях. Есть материальный мир, в котором живет человек. Но есть и другой мир — несотворимый и неуничтожимый, т.е. вечный. Это мир причины, чистых форм и сущностей вещей. Это мир, который обозначается понятием «бытие» есть «мир идей». ▫ Отдельная вещь является материальной копией первоначальной идеи (эй-доса). Материальные вещи изменчивы и со временем прекращают свое существование; идеи вечны и неизменны. ▫ Идеи — причины вещей и причина мира в целом, но они не присутствуют в мире. Они пребывают в душе человека. Именно душа содержит знания об идеях, поскольку она до вселения в тело обитала в мире идей. Поэтому идеи познаются не через чувства, а посредством «припоминания» разума. Материальный мир познается, мир идей - «припоминается». Этим и определяется строение души: высший уровень — разумный, с высоты которого человек созерцает вечный мир идей и стремится к благу, и низший - чувственный, с помощью которого он познает мир вещей. ▫ Миру идей присуща иерархия. Прежде всего, это идея «общего блага» или «высшего блага». Далее, это идеи: человеческих ценностей (мудрости, справедливости, добра и зла), отношений (любви, ненависти, власти, государственности и т.п.), свойств вещей и т.д. ▫ Теория идей имеет практический аспект — обоснование общечеловеческих принципов и норм бытия, ибо с позиции идеалов «мира идей» человек Должен оценивать окружающий его мир. Такая система философии называется метафизической (не путать с метафизическим методом, возникшим в XVI - XVII вв.). |
Учение Платона о триаде
Учение о триаде |
Важнейшей частью философии Платона является учение о трех основных онтологических субстанциях (триаде): «едином», «уме» и «душе». |
«Единое» | «Ум» | «Душа» |
Особенности | Особенности | Особенности |
▫ Основа всякого бытия и всей действительности. ▫ Первоначало всего — всех идей, всех вещей, всех явлений, всех свойств и т.п. ▫ Оно выше всякого бытия, выше всякого мышления, выше всякого ощущения. ▫ Оно лишено всяких признаков, т. е. не имеет движения, простран-ственно-временых характеристик, ни целостности, ни содержания, ни формы. ▫ Оно вообще не есть бытие — оно есть ничто. ▫ В нем скрываются не только идеи вещей, но и сами вещи, само их становление. ▫ Оно есть «благо» и подобно «Солнцу», дает возможность видеть и быть видимым. | ▫ Происходит от «единого», хотя разделен и противоположен неразличимому «единому» — «благу». ▫ Он ограничен от всего материального, вещественного и становящегося. ▫ Он интуитивен и своим предметом имеет сущность вещей, но не их становления. ▫ Он является одной из способностей души. ▫ Он есть обобщение всего живого. «Ум» и жизнь не различаются, ибо «ум» есть жизнь, только взятая в предельном обобщении. Этот «ум» воплощен в Космосе. ▫ Он является первичной красотой, а соединение его с «душой» и Космосом — окончательной красотой. | ▫ Представляет собой подвижное начало, которое объединяет и связывает «единое — ничто», «ум — все живое» и телесный мир. ▫ Она есть и в каждой вещи и во всем Космосе одновременно. ▫ Постоянство души и смена телесных форм — естественный закон Космоса. ▫ Она бессмертна; при смерти человека умирает только тело, душа же в будущем приобретает новую телесную оболочку. |