Познавательный процесс, многообразие его форм, структура, основные уровневые характеристики.

Субъект-объектное отношение в теориях познания классической и постклассической философии.

Термин гносеология происходит от греческих слов γνώσις — знание, и λόγος — учение, слово, и означает «учение о познании».

Поскольку предметом философии является всеобщее в системе отношений «человек-мир», то гносеология, как раздел философии, изучает всеобщее, характеризующее познавательную деятельность человека. Особое значение для гносеологии имеет вопрос «Познаваем ли мир?». Основными категориями и понятиями философии являются следующие: знание, сознание, истина, явление, сущность, субъект, объект, чувственное, рациональное, вера, интуиция и т. д. Классическая гносеология. Субъект и объект познания, это парные категории, возникшие на достаточно позднем этапе развития философии и представляющие из себя единство противоположностей. Субъект познания — это познающее сознания или источник целенаправленной активности, носитель познавательной, предметно-практической и оценочной деятельности. Субъектом познания могут быть:

— индивид, наделенный сознанием, способностью к ощущениям, к восприятию, эмоциями, способностью оперировать образами, абстрактными понятиями;

— группа (коллектив)

— общество в целом.

Общество считается универсальным субъектом, в котором объединены субъекты всех других уровней, люди всех поколений. В настоящее время нет возможности представить познание вне общества. Поэтому, с одной стороны — познание каждого человека обусловлено состоянием общечеловеческой культуры, а с другой стороны, общество, как субъект, реализует свои познавательные способности через познавательную деятельность индивидуальных субъектов. Объект, это то, что противостоит субъекту, на что направлена познавательно-предметная и оценочная деятельность человека. Понятия субъект и объект относительны: то, что в одном отношении выступает как объект, в другом отношении может быть субъектом и наоборот. Связь субъекта и объекта в гносеологии выражается еще и в том, что объектом является не просто любой фрагмент реальности, а только тот, на который направлено внимание субъекта, который вовлекается в практическую или теоретическую мыслительную деятельность субъекта. Т.е. в сфере познания - четкое противопоставление объекта и субъекта познания, т.е. так называемый бинаризм или бинарная оппозиция. Также в сфере познания - тесная связь с наукой (характерная не только для материалистической философии). Человек понимается как носитель рациональности, как познающий субъект. Никакие другие стороны его бытия: пол, возраст, например, - не рассматриваются.

Постклассическая гносеология.Имеет место отказ не только от оппозиции объекта и субъекта познания, но и вообще от разного рода бинаризмов, чего бы они ни касались (Запад - Восток, внутреннее - внешнее, мужское - женское и т.п.). В постмодернизме эта тенденции еще более усиливается. В постмодернизме все есть Текст, и в нем одно растворено в другом и как таковое, взятое само по себе, отсутствует. Объект переведен в состояние «руин», превратился в «гиперреальность» и, в конечном итоге, стал симулякром. С субъектом тоже произошли трансформации: постмодернизм объявил «смерть субъекта» (в некоторых интерпретациях - автора, и даже Бога). На смену бинарной оппозиции объекта и субъекта в постклассической философии приходит, таким образом, процессуальность спонтанных субъект - субъектных отношений.

Познавательный процесс, многообразие его форм, структура, основные уровневые характеристики.

Познавательные процессы (восприятие, память, мышление, воображение) входят как составная часть в любую человеческую деятельность и обеспечивают ту или иную ее эффективность.

Реализуясь в чувственно-предметной деятельности, п.п. осуществляется в 3 основных взаимосвязанных формах: ощущениях, восприятиях и представлениях. Ощущение – это субъективный образ отдельных сторон и свойств предметов, непосредственно воздействующих на органы чувств познающего субъекта. Восприятие – это целостный образ предмета, представляющий собой синтез различных ощущений. Представление – это чувственно-наглядный образ предмета, не воспринимаемый в данный момент времени и удерживаемый в сознании благодаря памяти.

В структуре познавательного процесса обычно выделяют два базовых уровня: чувственное познание и рациональное познание.

На уровне чувственного познания осуществляется отражение внешнего мира с помощью органов чувств, нервной системы, мозга. Рациональное познание, наиболее полно воплощается в мышлении человека, представляет собой активный творческий процесс и фиксацию в языке понятий и категорий. Классификация форм познания исходит из специфики функций, языка, средств и методов познавательной деятельности как относительно самостоятельного духовно-творческого процесса. В рамках этой классификации выделяют: мифологическое, религиозное, образно-художественное, философское, научное познание.

К видам познавательных процессовотносят следующие: ощущение, восприятие, мышление, сознание, речь, внимание, память, воображение, представление.

34.Теория и практика. Функции практики в процессе познания и теории – в процессе преобразования действительности.

Познание развивается и совершенствуется в тесной связи с общественной практикой. Практика- это материальное освоение общественным человеком окружающего мира. В ней люди преобразуют и создают материальные вещи, опредмечивая свои сущностные силы. Опредмечивание и есть процесс материализации намерений людей, превращение субъективных творческих способностей, замыслов, идей в форму предметности, в вещь, объективно существующую.

Основные функции практики в процессе познания:

1. Практика является источником познания потому, что все знания вызваны к жизни главным образом ее потребностями. В частности, математические знания возникли из необходимости измерить земельные участки, вычислить площади, объемы, исчислять время и т.д. Однако, не всегда, конечно, открытия в науке (например, периодический закон Менделеева) делаются непосредственно «по заказу» практики.

2. Практика выступает как основа познания, его движущая сила. Она пронизывает все стороны, моменты, формы, ступени познания от его начала до его конца. Весь познавательный процесс (начиная от элементарных ощущений и кончая самыми абстрактными теориями) обуславливается - в конечном счете - задачами и потребностями практики. Она ставит перед познанием определенные проблемы и требует их решения. В процессе преобразования мира человек обнаруживает и исследует все новые и новые его свойства и стороны, и все глубже проникает в сущность явлений. Практика служит основой познания также и в том смысле, что обеспечивает его техническими средствами, приборами, оборудованием и т.п., без которых оно не может быть успешным.

3. практика является опосредственно целью познания, ибо оно осуществляется не ради простого любопытства, а ради того, чтобы направить и соответствующим образом, в той или иной мере, регулировать деятельность людей. Все наши знания возвращаются в конечном итоге обратно в практику и оказывают активное влияние на ее развитие. Задача человека состоит не только в том, чтобы познавать и объяснять мир, а в том, чтобы использовать полученные знания в качестве «руководства для действия» по его преобразованию, для удовлетворения материальных и духовных потребностей людей, для улучшения и совершенствования их жизни.

4. практика представляет собой решающий критерий истины, т.е. позволяет отделить истинные знания от заблуждений. Нельзя рассматривать познание как нечто готовое, застывшее, неизменное, а разбирать, как из незнания появляется знание, как в ходе практики происходит движение, восхождение от неполного, неточного знания к более полному, более точному и глубокому, совершенному.


Наши рекомендации