Гуссерль - идея философии как строгой науки. Критика натурализма историцизма
Гуссерль в своей статье «Философия как строгая наука» (1911 г.) говорит о том, что с самого момента своего возникновения философия выступила с притязанием быть строгой наукой и притом такой, которая удовлетворяла бы самым высоким потребностям. Но, тем не менее, не в одну эпоху ей это не удалось.
Философии нельзя учиться, потому что в ней нет объективных и обоснованных идей, ей недостает логически прочных и ясных проблем, методов и теорий.
Гуссерль не говорит, что философия это несовершенная наука, просо она еще вовсе не наука. Несовершенны все науки, даже точные (с одной стороны они незакончены, пред ними еще большое количество открытых проблем, с другой в них много недостатков, неясности или несовершенства в доказательстве)
Философия вообще не обладает системой, потому она несовершенна.
Гуссерль критикует два вида философии: натурализм и историзм, которые ведут к релятивизму.
· Под натурализмом Гуссерль понимает такой способ мышления, который исходит из понятия природы как универсальной и фундаментальной, ни к чему не сводимой реальности. Под природой понимается механически истолкованная природа в математическом естествознании. Его критика состоит в том, что науки о природе не могут быть автономными. Только дух автономен и доступен научному изучению. Природа это продукт духа. Наука о духе предполагает науку, о природе.
· Историцизм – тоже релятивизирует истину, но ставит ее при этом в зависимость не от природы, а от истории, от исторического характера жизни человека. В основе историзма лежит убеждение о том, что любая истина относительна, имеет силу только для своего времени. И Гуссерль не согласен в том, что суждения логики и математики, например, зависят от исторически меняющихся ситуаций.
9. М. Хайдеггер о предмете и задачах философии («Основные понятия метафизики»).
Хайдеггер в «Основных понятиях метафизики» (1929/30 г.) пишет о том, что метафизика является Центральным учением всей философии. В философии, тем более в метафизике все позиции и школы сталкиваются и раздирают друг друга. Дело в том, что философия, а прежде всего метафизика не достигла зрелости вокруг. Она движется на каком-то отсталом этапе. И достичь ранга науки ей еще не удалось. И когда она станет твердо на ноги, будет служить человечеству, то тогда мы и узнаем, что такое философия.
Фил у Хайдеггера – это не наука и ни мировоззрение (т.к. считать философию мировоззрением является заблуждение). Если сравнивать философию с искусством и религией, для того чтобы определить сущность философии – то это результата не даст. При этом сравнении мы снижаем её сущность. Остается последний путь – историография. Но этот путь так, же ведет в тупик.
Тем не менее Хайдеггер говорит о том, что философия Есть тогда, когда мы философствуем. Поэтому философия есть философствование.
Поэтому Новалис (Фридрих фон Гарденберг), в тексте Хайдеггера, определяет философию как ностальгию, тягу, повсюду быть дома (ностальгия – это фундаментальное настроение философствования).
Метафизика Хайдеггера – это фундаментальное событие в человеческом бытие. Основными понятиями метафизики является понятия особого рода (эти понятия схватывают человека и бытие).
Философия двусмысленна, так как она выступает как наука и выглядит как наука, не будучи ей.
Двусмысленность философии означает, что она представляется наукой и мировоззрением, не будучи ни тем, ни другим.
Она приводит нас к невозможности удостовериться, является ли философия наукой и мировоззрением или нет. Эта двусмысленность обостряется.
Философия выдает себя за нечто всех касающееся и всем доступное. Это означает: все должно быть непосредственно ясно. Философия касается каждого и потому философские истины должны доходить до каждого.
Не философствующий человек, в том числе человек науки, конечно, существует, но он спит, и только философствующий бодрствует, присутствует.
Философия есть нечто исконно самостоятельное, но именно поэтому не изолированное. Она охватила все, так что всякое ее прикладное применение всегда опаздывает и оказывается недоумением.
10. Постановка проблемы бытия в книге М. Хайдеггера «Бытие и время». Понятие Dasein. (существование)
Хайдеггер начинает книгу «Бытие и время» (нем. Sein und Zeit, 1927)со структуры вопрошания. Различие между сущим и бытием:
Сущее ↑(познает) Наука | Seiendes как←существующие вещи, человек, животные существа |
Бытие ↑(познает) Философия феноменологии | Sein как←герменевтика(метод философии как искусство истолкования) |
Всякое сущее существует как то, в качестве чего-то – это и есть бытие. Наука имеет дело с сущим. А философия с бытием. Бытие невозможно раскрыть способами науки. Наука берет человека как вещь.
Дефиниция – способ раскрыть сущности.
· Бытие уникально, не поддается дефиниции. Его нельзя дедуцировать, вывести. Исследование бытия имеют определенный порядок. Постичь проблему бытия означает сделать прозрачным определенное сущее и нас, ищущих смысл бытия. Бытие – то, что нам открывается.
· Человек – особое существо, которое способно вопрошать о смысле своего бытия. Человек, взятый с точки зрения способа бытия, всегда как внутри ситуации, заброшен в нее и всегда активно соотносится с ней. Но Dasein, человек – так же и такое сущее, которое не позволяет себя свести к бытию, отождествляемому с объективностью, с просто присутствием. Все вещи сколь угодно различные между собой являются объектами, преданными мне. Человек не может быть. только объектом, простым и чистым, вещью среди вещей, чел как Dasein есть сущее, для которого вещи выступают как присутствующие.
Dasein- человеческое бытие, изначально наделенное сознанием. Это базовая категория онтологии Хайдеггера не может поставить знак равенства между человеком и Dasein. Dasein –более фундаментальное, широкое, под ним может существовать не только человек.