Мировая Душа, Вечная Женственность

Хаос - Мир Времени – торжествуют законы зла,

безобразия,

несправедливости

мир человечества

Литература:

1. Пайман А. История русского символизма – М., 1998.

2. Ханзен-Леве А. Русский символизм – СПб., 1999.

3. Машбиц-Веров И.М. Русский символизм и путь А. Блока. – Куйбышев, 1969.

Темы 12-13. Творчество А.А. Блока (1880-1921). Лирический герой Блока в свете его художественной динамики

1. Эстетические и философские основы мировосприятия.

2. Идея пути в творчестве А. Блока.

3. Период тезы.

4. Период антитезы.

5. Попытка синтеза.

Исследователи творчества А.А. Блока считают, что все его произведения составляют единый лирический роман, главной темой которого является тема пути лирического героя.

Исследователи выделяют три основных этапа этого пути, которым соответствуют три периода творчества Блока.

1. Раннее творчество (1897- 1904)

период тезы

Лирический герой Блока находится в гармонии с окружающим миром, потому что он влюблен в Прекрасную Даму, которая является живым воплощением Души Мира. Свидания с возлюбленной позволяют ему прозреть истинное состояние действительности, и оно божественно прекрасно.

Циклы «Ante lucem” «Стихи о Прекрасной Даме», «Распутья».

2. Зрелое творчество (1904 – 1907)

период антитезы

Хаос – воплощение дьявольских сил, царящих в мире, - вступает в противоборство с лирическим героем и отнимает у него Прекрасную Даму. Мир для героя изменяется: теперь это страшный, дисгармоничный мир, где человек испытывает только мучения. Любовь в этом мире приносит не счастье, а страданье. Его возлюбленной становится уже не Прекрасная Дама, а колдунья, дьяволица, порождение ада. Любовь к ней – не стремление к свету, а сошествие во тьму.

Циклы «Снежная маска», «Фаина», «Город», «Страшный мир» и др.

Позднее творчество

(1908 – 1921)

период попытки синтеза

Блок пытается объединить представления о мире, сформировавшиеся у него в творчестве 1 и 2 периодов. Центральным образом в стихах 3 периода у Блока становится образ России, который приобретает в его творчестве женственные черты. Блок приходит к мысли о том, что Душа Мира обладает двойственной природой, она одновременно и божественная, и дьявольская. Только от самого человека зависит, какой стороной повернется к нему Душа Мира: либо прекрасной, либо ужасной.

Циклы «Кармен», «На поле Куликовом», «Родина», поэмы «Соловьиный сад», «Двенадцать»

Стихотворение «Вхожу я в темные храмы…»

( 1902)

Ранний период творчества

Стихотворение входит в составцикла «Стихи о Прекрасной Даме».

Центральный пространственный образ – образ храма, который традиционно символизирует модель мира. В стихотворении возникает образ «темных храмов». Следовательно, можно предположить, что мир, в котором находится лирический герой, лишен света - погружен во тьму: то есть, несовершенен, неодухотворен, лишен красоты и гармонии, поскольку символика света – это символика божественного присутствия, высшей красоты, истины.

Основная лирическая ситуация стихотворения – ситуация трепетного ожидания света, который должен наполнить собой пространство темного храма: принести в несовершенный, дисгармоничный мир смысл, красоту и гармонию. Явление света связано с образом Прекрасной Дамы, символизирующей в представлениях Блока (базирующихся на философской концепции В. Соловьева) прекрасную Душу Мира – тот отсвет божественной истины, который дан человеку в его земной жизни.

Образ «красных лампад», своим мерцанием «озаряющих» икону, запечатлевшую образ Богородицы (попытка земного воплощения лика Души Мира), может быть интерпретирован как символ разгорающейся зари, как непосредственный предвестник восхода, пришествия света. «Темные храмы» станут храмами светлыми.

Стихотворение «В ресторане»

( 1914)

Период зрелого творчества

Стихотворение входит в состав цикла «Страшный мир».

Если у раннего Блока мир уподобляется храму, то в период зрелого творчества место храма занимает образ кабака – «Я сидел у окна в переполненном зале».

Заря уже не выступает символом грядущего преображения мира – это, скорее, предвестник Апокалипсиса, то есть конца света: «Пожаром зари /Сожжено и раздвинуто бледное небо, /А на желтой заре – фонари».

Если «темный храм» одухотворяется любовью, то в «страшном мире» любви нет места – ее заменяет страсть: образ «черной розы в бокале золотого, как небо, Аи» символизирует опьяняющую, испепеляющую, губительную страсть.

Стихотворение «Ты – как отзвук забытого гимна…»

( 1914)

Поздний период творчества

Стихотворение входит в составцикла «Кармен».

Центральный женский образ этого цикла символизирует двойственную природу Мировой Души, воплощенной в Вечной Женственности.

Образ Кармен несомненно вбирает в себя черты святой, о чем свидетельствует следующий символический ряд: «Отзвук забытого гимна» (гимн – здесь: церковное песнопение), «царица блаженных времен, / С головой утопающей в розах» (Царица Небесная – Богородица, роза – цветок Богородицы) , «Берег счастливый» (достаточно часто так называют рай), «любимый, родимый свой край, /Синий, синий, певучий, певучий, /Неподвижно-блаженный, как рай» и др.

С другой стороны, Кармен – порождение дьявольских сил. Обозначенные выше образы символического ряда святой неразрывно переплетены с символикой дьяволицы: «непробудные, дикие сны», «твоя одичалая прелесть», «спишь, змеею склубясь прихотливой, / Спишь в дурмане», «день беззакатный и жгучий» и др.

Литература:

1.Максимов Е. Поэзия и проза А. Блока. – Л., 1975.

2.Соловьев Б. Поэт и его подвиг. – М., 1968.

3.Горелов А. Гроза над соловьиным садом. Александр Блок. – Л., 1973.

4.Колобаева Л. Концепция личности в русск. лит. рубежа 19-20 вв. – М., 1990.

Тема 14. Кризис символизма

1. Объективные и субъективные причины кризиса символизма.

2. Преломление кризиса в творчестве символистов: лирическая трилогия Белого; «Огненный ангел» В. Брюсова, статьи А. Блока, В. Брюсова, В. Иванова, А. Белого.

Наши рекомендации