Тема 12. Социальная философия
2. Цель – раскрыть основные понятия и категории социальной философии. На основании ключевых категорий социальной онтологии помочь студентам в процессе формирования целостной картины мира.
3. Тезисы лекций - Предмет социальной философии: феномен общества. Генезис общества. Антропосоциогенез. Усложнение жизни общества. Политика Государство. Идея общественного договора. Гражданское общество. Идея разделения властей. Разделение государства и общества. Социальная структура общества. Динамика общества. Экономические основания общества. Социальный модернизм. Труд как необходимость. Редуцирование бытия человека к труду. Труд как призвание. Производительный и непроизводительный труд. Женский труд. Гендерные аспекты разделения труда. Феномен экономического отчуждения. Феномен социального отчуждения. Открытое общество. Закрытое общество. Массовое общество. Индустриальное и постиндустриального общества. Феномен информационного общества. Пути и перспективы развития казахстанского общества.
4. Иллюстративный материал– слайды лекций.
5. Литература:
1. Бегалинова К.К., Альжанова У.К. История философии Алматы 2007 г.
2. Философия. Ростов н/Д 2001 г.
3. Спиркин А.Г. Основы философии М 2000 г.
6. Контрольные вопросы:
1. Дайте основные определения общества
2. Что такое холизм?
3. Дайте определение понятиям индивидуализм и индивидхолизм
4. Какова роль природной среды в развитии общества?
Тема 13. Эпистемология
2. Цель – Раскрыть основные понятия и категории теории познания. Акцентировать внимание обучающихся на вопросе «верно ли сознание отражает действительность?», и через рассуждения в рамках гносеологических проблем выйти на гносеологическое мировоззрение и его формирование.
3. Тезисы лекций - Специфика познавательного отношения человека к миру. Доопытное знание. Знание и познание. Знание и вера. Структура знания. Чувственное и рациональное познание. Понятие как форма рационального познания. Познание и творчество. Творчество и интуиция. Объяснение и понимание. Истина. Истина и заблуждение. Теория истины.
Специфика научного познания. Архитектоника научного знания. Динамика научного знания. Знание- власть. Проблема контаминации знания и власти.
Проблема метода. Основные методы познания. Логика и методология. Методы научного познания. Философские методы. Феномен рациональности. Наука и феномен институализации науки. Перспективы развития науки. Дискуссия о параллелизме новейших научных открытий и древнейших вненаучных знаний.
4. Иллюстративный материал– слайды лекций.
5. Литература:
1. Бегалинова К.К., Альжанова У.К. Философия Алматы 2007 г.
2. Философия. Ростов н/Д 2001 г.
3. Спиркин А.Г. Основы философии М 2000 г.
6. Контрольные вопросы:
1) что такое знание?
2) основные проблемы процесса получения знания
3) в чем отличие гносеологии и эпистемологии?
4) эмпирическое и теоретическое познание
5) объясните проблему активности субъекта познания
1. Тема 14. Проблемы теории диалектики.
2. Цель лекции- раскрыть диалектику как учение о развитии, противоречии, показать исторические типы диалектики, её значение в XX-XXI веках, диалектику как систему законов и категорий, раскрыть диалектику как логику и методологию духовно – практической деятельности человека.
3. Тезисы лекции –Диалектика – учение о развитии, противоречии –возникает в древнегреческой философии (Гераклит) в философии др. Индии и Китая. Исторические типы диалектики – эпоха возрождения (Н.Кузанский), диалектика Гегеля и Маркса, типы диалектики XX века – немарксистская, неогегельянская, негативная, трагическая, диалектика мягкого синтеза “Адерно и другие”.
Диалектика выступает системой законов, принципов, категории. Законы диалектики и их значение для духовно- практической деятельности человека, для медицины, в частности. Категории диалектики, их значение для медицины.
4. Иллюстративный материал- слайды лекций
5. Литература:
1. Бегалинова К.К., Альжанова У.К. История философии
Алматы 2007 г.
2. Гегель Г-В-Ф . Наука логики М
3. Маркс. Философия – экономических рукописи 1844 г.
4. Спиркин А.Г. Основы философии. М 200 г.
5. Ильенков Э.В. Диалектическая логика. М 1984 г.
6. Диалектическая логика, под.ред. Абдильдина Ж.М. Алматы 1986 г.
6. Контрольные вопросы:
1. Какие исторические формы диалектики существуют ?
2. В чем заслуга диалектики Гегеля ?
3. Проблема совпадения логики, диалектики, гносеологии в философии Маркса?
4. Какие законы диалектики существуют и в чем их значение?
5. Какие категории диалектики существуют и в чем их значение?
1. Тема 15: Философия истории. Философия политики.
2. Цель лекции – показать, что политика- это системы отношений человека, партий, движений к государству, философия политики сводится к пониманию этой системы отношений, анализу этих отношений. Власть, связанная с политикой, имеют целью достижения конкретных политических задач, иногда не считаясь с моральными принципами.
3. Тезисы лекции – понятие политики, генезис политических отношений, связь политики и политической власти. Проблема соотношения политики и власти. Феномен демократии, феномен войны. Экстремизм и терроризм. Геополитическая безопасность.
4. Иллюстративный материал – используются схемы по концепциям религии, происхождению, структуре.
5. Литература:
1. Бегалинова К.К., Альжанова У.К. Философия 2003 г.
2. Спиркин А.Г. Философия М 2000 г.
3. Панарин А.С. Философия политики. М. 1996 г.
6. Контрольные вопросы:
1) Что такое политика?
2) Какие политические партии имеются в Казахстане
3) Политика и мифология.
4) Политическая власть, соотношение власти и политики
5) Могут ли быть политические отношения прозрачными?