Поздняя греческая проза
Начало новой эры — время зарождения нового отношения к миру, христианства, новых концепций человека. Духовные искания этой эпохи часто близки современному человеку.
На практическом занятии предлагается рассмотреть творчество таких разных писателей, как Плутарх и Лукиан, уяснить специфику нового жанра повествовательной прозы - романа. По каждой теме выступают 2-3 содокладчика, их выступления могут иметь как реферативный, так и проблемный характер.
Занятие дополняется 10-15 минутной «викториной», в которой студенты отвечают на приготовленные ими заранее вопросы по содержанию текстов данных авторов. Победителями становятся ответившие на максимальное количество вопросов (т.е. лучше всех знающие тексты поздней греческой прозы) и студенты, придумавшие наиболее интересные задания.
Примерные вопросы для подготовки.
1. Художественный метод «Биографий» Плутарха. Что служит предметом изображения у Плутарха: «биография» или «характер»? Концепция «великого человека» и «великой натуры». Традиция «исторического анекдота».
2. Творческая манера Лукиана. Периоды творчества. Сопоставление изображения богов в диалогах Лукиана и у Гомера (Рекомендуемые фрагменты из Гомера: Ил. I, 531-611; IV, 1-70; VII, 443-464; XIV, 153-360; XVII, 360 и след.; возможно привлечение Гомеровых гимнов XV, 1-55, 78-217; XXI, 385-515; XXIV, 90-120; Од. I, 1-100; VIII, 267 и след.)
3. Хронотоп греческого романа. Специфика композиции, типы героев, фон действия. Образы героев и тема «страстей».
РИМСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Римский фольклор и мифология.
Римская литература может быть охарактеризована как «интенсифицированный эллинизм»: она проходит путь греческой литературы за более короткий промежуток времени, начав на пять столетий позднее. Будучи литературой «второго поколения», римская литература отнюдь не лишена своеобразия. Ее отличают практицизм, экспрессионизм, страстность, внимание к практическим проблемам и вопросам, а также гораздо меньшая, чем в Греции, доля фантастики и отвлеченного от потребностей повседневной жизни философствования.
Римская мифологическая система несет на себе следы влияний нескольких народов: влияние этрусской мифологии, становление системы общеиталийских божеств, влияние греческой мифологии, восточных культов. Отличительной чертой римлян является пласт легенд (об Энее, об основании Рима и др.), в которых историческое и мифологическое слиты. Римский фольклор характеризуется ярким сатирическим началом, сопутствующим любому празднованию.
Литература
Немировский И.А. Легенды Ранней Италии и Рима. Любое издание.
Парандовский Я. Мифология. М., 1971.
Утченко С.Л. Цицерон и его время. М., 1972.
Мифы Древнего Рима. Саратов, 1995.
Словарь античности. М., 1988.
Мифологический словарь. Любое издание.
Мифы народов мира. Т.1-2. Любое издание.
Зелинский Ф. Ф. История античной культуры. СПб., 1995. С. 288-298, 340-350.
Ливий Тит. История Рима от основания города (любое издание). Кн. 1-10.
Плутарх. Биография Ромула, Нумы, Камилла, Фабия Максима, Пирра, Кориолана. (любое издание).
Санчурский Н. и др. Римские древности. Смоленск, 2000.