МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ Практические занятия

МИНОБРНАУКИ РФ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Волгоградский государственный социально-педагогический университет»

(ГОУ ВПО «ВГСПУ»)

«Утверждено»

Ректор ВГСПУ

___________ Н.К. Сергеев

«____» _________ 2011 г.

История мировой литературы

Учебная программа

по специальности

Составитель: Е.Ф. Манаенкова,

доцент кафедры литературы,

кандидат филол. наук.

Волгоград

Одобрена Советом

филологического факультета

................................... Председатель

Учебная программа

.......................................................................................................................

(наименование дисциплины)

.......................................................................................................................

(код и наименование специальности)

Утверждена на заседании кафедры

".......".................................. 2011 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка………………………………………. 4

Тематический план…………………………………………….6

Содержание дисциплины…………………………………….. 7

Список литературы……………………………………………13

Список ключевых слов……………………………………… 20

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основная

1. История русской литературы 19 века: в 3 ч.: учеб. для студ. вузов, обучающихся по специальности 032900 “Русский язык и литература”.Ч. 1. (1795-1830) / Авт. В. И. Коровин, Н. Н. Прокофьев, С. М. Скрябин. - М.: Владос, 2005. - 478 с.- Допущено МО РФ.

2. История русской литературы 19 века: Ч. 2. (1840-1860 г.) / Е.Е. Дмитриева, Л. А. Капитанова, В. И. Коровин, М. М. Крупчатов; под. ред. В. И. Коровин. - М.: Владос, 2005. - 524 с.- Допущено МО РФ.

3. История русской литературы 19 века: (40-60 е гг.): учеб. пособие для студ. вузов / В. Н. Аношкина и др. - 3-е изд., испр. - М.: ОНИКС, 2006. - 505 с.

4. История русской литературы XIX века: 1800-1830-е годы: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2-х ч. / Под ред. В.Н. Аношкиной, Л.Д. Громовой. - М., 2001. Рекомендовано МО РФ.

5. Кулешов В. И. История русской литературы 19 века: учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по направлению 520300 и спец. 021700 - “Филология”/В. И. Кулешов. - М.: Акад. проект: Фонд “Мир”, 2005. - 794 с. - Рекомендовано УМО.

Дополнительная

1. А.С. Пушкин. Школьный энциклопедический словарь / Под ред. В.И. Коровина. - М., 1999.

2. Лермонтовская энциклопедия / Гл. ред. В.А. Мануйлов. М., 1999.

3. Русские писатели XIX века. Библиографический словарь: В 2т. / Под ред. П.А. Николаева. - М., 1996.

4. Гуковский Г.А. Пушкин и русские романтики. - М., 1965.

5. Жаравина Л.В. А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь: Философско-религиозные аспекты литературного развития 30-40-х гг. - Волгоград, 1996.

6. История русской литературы: В 4 т. Т.2. От сентиментализма к романтизму и реализму / Отв. ред. Е.Н. Купреянова. - Л., 1981.

7. Лотман Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин, Лермонтов, Гоголь. - М., 1988.

8. Он же. Беседы о русской культуре. - СПб., 1994.

9. Маймин Е.А. О русском романтизме. - М., 1975.

10. Манн Ю.В. Динамика русского романтизма. - М., 1995.

11. Скатов Н. Искусство великого синтеза. (Об особенностях русской литературы начала прошлого века) // Русская литература и культура нового времени. - СПб., 1994. С. 3-21.

В.А. Жуковский

1. Белинский В.Г. Русская литература в 1841 г.; Сочинения Александра Пушкина (ст. 2).

2. Бессараб М. Жуковский. - М., 1983.

3. Веселовский А.Н. В.А. Жуковский. Поэзия чувства и сердечного воображения. - М., 1999.

4. Гуревич А.М. Романтизм в русской литературе. - М., 1980.

5. Касаткина В.Н. «Здесь сердцу будет приятно…». Поэзия В.А. Жуковского. - М., 1995.

6. Семенко И. Поэты пушкинской поры. - М., 1970. С. 58- 94.

7. Он же. Жизнь и поэзия Жуковского. - М., 1975.

8. Эткинд Е. Русские поэты-переводчики от Тредиаковского до Пушкина. -Л., 1975. С. 55-115.

9. Янушкевич А.С. Этапы и проблемы творческой эволюции. В.А. Жуковский. - Томск, 1985.

К.Н. Батюшков

1. Батюшков, его жизнь и сочинения. - М., 2001.

2. Белинский В.Г. Русская литература в 1841 г.; Сочинения Александра Пушкина (ст. 3)

3. Григорьян К.Н. Батюшков // Григорьян К.Н. Пушкинская элегия: Национальные истоки, предшественники, эволюция. - Л., 1990.

4. Кошелев В. Константин Батюшков. Странствия и страсти. - М., 1987.

5. Фридман Н.В. Поэзия Батюшкова. - М., 1971.

И.А. Крылов

1. Архипов В.А. И.А. Крылов Поэзия народной мудрости. - М., 1974.

2. Белинский В.Г. И.А. Крылов. Люб. изд.

3. Гордин М., Гордин Я. Театр Ивана Крылова. - Л., 1983.

4. Гордин М.А. Жизнь Ивана Крылова. –М., 2000.

4. Коровин В.И. Поэт и мудрец. Книга об Иване Крылове. - М., 1996.

5. Медриш Д.Н. Персонажи приходят в басню // Рус. речь. 1995. №6. С. 102-107.

6. Попов И. Спор о Крылове (1823-1825) // Проблемы русской поэзии, критики, драматургии ХIХ в. - Куйбышев, 1978. С. 70-76.

7. Степанов Н.Л. Басни И. Крылова.- М., 1969.

К.Ф. Рылеев

1. Афанасьев В.В. Рылеев. Жизнеописание. - М., 1982.

2.Базанов В.Г. Очерки декабристской литературы. Поэзия. - М.-Л., 1961.

3. Коровин В.И. Поэты пушкинской поры. - М., 1980.

4. Касаткина В.Н. Поэзия гражданского подвига. Литературная Деятельность декабристов. - М., 1987.

А.С. Грибоедов

1. Борисов Ю.М. Просеминарий по творчеству А.С. Грибоедова. «Горе от ума». - Саратов, 1998.

2. Глухов В.И. Шедевр просветительского реализма /о комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»/ // Проблемы языка и стиля в литературе. - Волгоград, 1975, или то же в кн.: Глухов В.И. Становление реализма в русской литературе ХVIII – начала ХIХ вв. - Волгоград, 1976. С.194-224.

3. Лебедев А.А. Грибоедов: Факты и гипотезы. - М., 1980.

4. Он же. Куда влечет тебя свободный ум. - М., 1982.

5. Нечкина М.В. Грибоедов и декабристы. - М., 1977.

6. Пиксанов Н.К. Творческая история «Горя от ума». - М., 1971

7. Смирнов В.Б. По закону бумеранга. Сюжет и жанр комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» // Смирнов В.Б. Больше века назад. - Волгоград, 1997. С. 7-25.

8. Фомичев С.А. Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума». Комментарий. -М., 1983.

9. Хечинов Ю. Жизнь и смерть Александра Грибоедова. - М., 2003.

А.С. Пушкин

1. Архангельский А.Н. Герои Пушкина. - М., 1999.

2. Он же. Третья шапка: К 170-летию «Бориса Годунова» // Знамя. 1995. №6.

3. Белинский В.Г. Сочинения Александра Пушкина. Люб. изд.

4. Баевский В. Сквозь магический кристалл. - М., 1981.

5. Благой Д.Д. Мастерство Пушкина. - М., 1955.

6. Бродский Н.Л. «Евгений Онегин». Роман А.С. Пушкина. Пособие для учителей средней школы. Люб. изд.

7. Бонди С.М. О Пушкине: Статьи и исследования. 2-е изд. - М., 1989.

8. Бочаров С.Г. Поэтика Пушкина. - М., 1974.

9. Бурсов Б. Судьба Пушкина: Роман-исследование. - Л., 1986.

10. Вацуро В., Фомичев С. «Тень, знай свое место!»: Пушкинисты о сегодняшней пушкинистике // Литературная газета. 1998. № 22.

11. Волков Р.М. Народные истоки творчества А.С. Пушкина. - М., 1985.

12. Виноградов В.В. Стиль Пушкина. - М., 1999.

13. Гей Н.К. Проза Пушкина: Поэтика повествования. - М., 1989.

14. Гуковский Г.А. Пушкин и русские романтики. - М., 1965.

15. Гуковский Г.А. Пушкин и проблемы реалистического стиля. - М., 1957.

16. Гуревич А.М. Романтизм Пушкина. - М., 1993.

17. Жирмунский В.М. Байрон и Пушкин. - Л., 1978.

18. Зуев Н. Одна из вершин философской прозы. «Повести Белкина» А.С. Пушкина // Литература в школе. 1998. № 8. С. 21-35.

19. Зуева Т.В. Сказки А.С. Пушкина: Книга для учителя. М., 1989.

20. Измайлов Н.В. Очерки творчества Пушкина. - Л., 1976.

21. История русской драматургии: ХVII- перв. пол. ХIХ в. - Л., 1982 (гл.8 и 10).

22. Карпов А.А. «Борис Годунов» Пушкина // Анализ драматического произведения. - Л., 1988.

23. Корман Б.О. Лирическое произведение: эмоциональный тон // Корман Б.О. Изучение текста художественного произведения: Пособие для студентов-заочников. - М., 1972.

24. Коровин В.И. Размышления Пушкина о русской и западноевропейской истории как фон «Бориса Годунова»// Филологические науки. 1995. №№ 5,6.

25. Он же. «Лелеющая душу гуманность». - М., 1982. С. 15-48.

26. Кошелев В.Н. «Онегина» воздушная громада» (статьи о Пушкине) // Вопросы литературы. 1999, 2000гг.

27. Лотман Ю.М. Александр Сергеевич Пушкин: Биография писателя. 2-е изд. - Л., 1983.

28. Он же. «Евгений Онегин». Комментарий. 2-е изд. - М., 1983.

29. Он же. Идейная структура поэмы «Анджело» // Пушкинский сборник. - Псков, 1973.

30. Он же. Идейная структура «Капитанской дочки» // Лотман ЮМ. Пушкин. - СПб., 1995. С. 212-227.

31. Макогоненко Г.П. Творчество А.С. Пушкина в 1830-е годы (1830-1833). - Л., 1974.

32. Он же. Творчество А.С. Пушкина в 1830-е годы (1834-1836). - Л., 1982.

33. Манаенкова Е.Ф. Фольклорная традиция в поэме А.С.Пушкина «Медный Всадник»: Дис. … канд. филол. наук. - Волгоград, 1994.

34. Мартьянова С.А. Татьяна Ларина в последней главе романа «Евгений Онегин» // Русская словесность. 2000. № 1.

35. Медриш Д.Н. Фольклоризм Пушкина. Вопросы поэтики. - Волгоград, 1987.

36. Он же. Литература и фольклорная традиция: Вопросы поэтики. - Саратов, 1980.

37. Он же. Путешествие в Лукоморье. Сказки Пушкина и народная культура. - Волгоград, 1992.

38. Непомнящий В. Поэзия и судьба. Над страницами духовной биографии Пушкина. - М., 1987.

39. Он же. Лирика Пушкина // Литература в школе. 1994. №№ 4-6.

40. Он же. Пушкин. Русская картина мира. - М., 1999.

41. Осповат А.Л, Тименчик Р.Д. «Печальну повесть сохранить…»: Об авторе и читателе «Медного Всадника». 2-е изд. - М., 1987.

42. Петрунина Н.Н. Проза Пушкина: Пути эволюции. - Л., 1987.

43. А.С. Пушкин: pro et contra / Сост. В.М. Маркович, Г.Е. Потапова, коммент. Г.Е. Потаповой, СПб., 2000 (Русский путь).

44. Позов А.С. Метафизика Пушкина. - М., 2001.

45. Рассадин С.Б. Драматург Пушкин. - М., 1977.

46. Сапожков С.В. Жанровое своеобразие сказок А.С. Пушкина 1830-х гг. (проблема цикла): Автореферат дис… канд. филолог. наук. - М., 1988.

47. Сидяков Л.С. Проблемы периодизации творчества Пушкина. Изв. АН СССР. Сер. лит. и яз. 1982. Т.41. №3;

48. Скатов Н.Н. Далекое и близкое - М., 1981 (гл. «Это русский человек в его развитии»).

49. Он же. Русский гений. - М., 1987.

50. Соловей Н.Я. Роман Пушкина «Евгений Онегин»: Учебное пособие. -М., 1992.

51. Сурат И.З. Жанр стихотворной сказки в русской литературе 1830-х гг.: Автореферат дис… канд. филолог. наук. - М., 1985.

52. Томашевский Б.В. Пушкин: Работы разных лет. - М., 1990.

53. Тынянов Ю. Пушкин. Люб. изд.

54. Фельдман О. Судьба драматургии Пушкина. - М., 1975.

55. Фомичев С.А. Поэзия Пушкина. Творческая эволюция. - Л., 1986.

56. Хализев В.Е., В.Шешунова С.В. Цикл А.С. Пушкина «Повести Белкина». - М., 1989.

57. Эткинд Е.Г. Божественный глагол. Пушкин, прочитанный в России и во Франции. - М., 1999.

Е.А. Баратынский

1. Лебедев Е. Тризна. Книга о Боратынском. - М., 1985.

2. Манн Ю.В. Динамика русского романтизма. - М., 1995 (гл. 5).

3. Песков А.М. Баратынский. - М., 1990.

4. Фризман Л.Г. Творческий путь Баратынского. - М., 1966.

М.Ю. Лермонтов

1.Андроников И.Л. Исследования и находки. – М., 1977.

2. Белинский В.Г. Стихотворения М. Лермонтова. «Герой нашего времени». Люб. изд.

3. Благой Д.Д. От «Евгения Онегина» к «Герою нашего времени» /к вопросу о худ. методе Лермонтова/ // Проблемы романтизма. Сб. статей. - М., 1967. С. 293-319.

4. Виноградов И. Философский роман Лермонтова // Русская классическая литература. Разборы и анализы. - М., 1969. С. 156-185.

5. Гернштейн Э. «Герой нашего времени» Лермонтова. - М., 1976.

6. Глухов В.И. «Герой нашего времени» и «Евгений Онегин» /К вопросу о творческом методе // Творчество Лермонтова. 150 лет со дня рождения. -М., 1964. С. 285-310.

7. Долинина Н.Г. Печорин и наше время. - Л., 1985.

8. Коровин В.И. Творческий путь М.Ю. Лермонтова. - М., 1973.

9. М.Ю. Лермонтов: pro et contra / Сост. В.М. Маркович, Г.Е. Потапова, вступ. статья В.М. Марковича, коммент. Г.Е. Потаповой и Н.Ю. Заварзиной. - СПб., 2002 (Русский путь).

10. Лермонтов в школе. - М., 1976.

11. Лермонтовская энциклопедия. - М., 1981, (2-е изд. – М., 1999).

12. Максимов Д.Е. Поэзия Лермонтова. - Л., 1964.

13. Он же. О двух стихотворениях Лермонтова / «Родина», «Выхожу…»/ // Русская классическая литература. Разборы и анализы. - М., 1969.

14. Мануйлов В.А. Роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». Комментарий. - Л., 1975.

15. Манн Ю.В. Динамика русского романтизма. - М., 1995 (гл.6).

16. Мережковский Д. Лермонтов: Поэт сверхчеловечества // Литературное обозрение или Вопросы литературы. 1989. № 10.

17. Серман И. Михаил Лермонтов: Жизнь в литературе: 1836-1841. 2-е изд. - М., 2003.

18. Смирнов В.Б. Логика композиции романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» // М.Ю. Лермонтов. Проблемы изучения и преподавания. Межвуз. сб. научн. тр. Вып.4. - Ставрополь, 1997. С. 115-123.

19. Фохт У.Р. Лермонтов. Логика творчества. - М., 1975.

Н.В. Гоголь

1. Анненкова Е.И. «Мертвые души» и «Выбранные места…». Н.В. Гоголь // Литература в школе. 1999. № 2.

2. Ардов М. Мысли о Гоголе: Человеческая трагедия // Октябрь. 1994. № 2.

3. Барабаш Ю. «Верный путь и тесные врата»: Над страницами «Выбранных мест…» Н.В. Гоголя // Наука и религия. 1991. № 6.

4. Белинский В.Г. О русской повести и повестях г. Гоголя. «Похождения Чичикова, или Мертвые души». Несколько слов о поэме Гоголя «Похождения Чичикова, или Мертвые души». Объяснение на объяснение по поводу поэмы Гоголя «Мертвые души» // Белинский В.Г. Собр. соч.: В 9 т. Т.9. - М., 1979. С. 43-55, 56-62, 139-160.

5. Войтоловская Э.Л. Комедия Гоголя «Ревизор». Комментарий. - М., 1971.

6. Гольденберг А.Х. «Мертвые души» Н.В. Гоголя и традиции народной культуры. - Волгоград, 1991 / гл. 1 и 2 /.

7. Гольденберг А.Х. Архетипы в поэтике Н.В. Гоголя. - Волгоград, 2007.

8. Гуковский Г.А. Реализм Гоголя. - М.-Л., 1959.

9. Золотусский И.П. Гоголь. 2-е изд. - М., 1984.

10. Кривонос В.Ш. Мотивы художественной прозы Гоголя. - СПб., 1999.

11. Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. Вариации к теме, - М, 1996; В поисках живой души. М., 1987; Гоголь. Труды и дни: 1809-1845. М., 2004; Творчество Гоголя. Смысл и форма. - СПб., 2007.

12. Маркович В.И. Петербургские повести Н.В. Гоголя. - Л., 1989.

13. Машинский С.И. Художественный мир Гоголя. - М., 1979. С. 223-321.

14. Мережковский Д.С. Гоголь и черт: Исследование // Мережковский Д.С. В тихом омуте. - М., 1991. С. 213-309.

15. Мочульский К. Духовный путь Гоголя. - М., 2004

16. Романычева Е.С. Мы опять стоим перед этой книгой: Некоторые аспекты изучения «Выбранных мест…» Н.В. Гоголя // Литература в школе. 1992. № 1.

17.Смирнова-Чикина Е.С. Поэма Н.В.Гоголя «Мертвые души». Комментарий. - Л., 1974.

18. Соколов Б.В. Гоголь: Энциклопедия. – М., 2003.

19. Соколов Б. Расшифрованный Гоголь: Вий. Тарас Бульба. Ревизор. Мертвые души. - М., 2007.

20. Турбин В.Н. Пушкин. Гоголь. Лермонтов: Об изучении литературных жанров. - М., 1978 (раздел о Гоголе).

В.Г. Белинский

1. Егоров Б.Ф. Литературно-критическая деятельность В.Г. Белинского. - М., 1982.

2. Мезенцев П.А. В.Г. Белинский и русская литература. - М., 1965.

3. Прохоров Е.П. В.Г. Белинский. - М., 1978.

4. Соболев П. Эстетика Белинского. - М., 1978.

СПИСОК КЛЮЧЕВЫХ СЛОВ

1. Аллюзия (от лат. allusio - намек) – одна из форм иносказания, употребление какого-либо слова, фразы, цитаты в качестве намека на общеизвестный факт.

2. Анакреонтизм – характер худ. произведений, близких по мироощущению лирике древнегреческого поэта Анакреонта. Излюбленные темы Анакреонта – радость бытия, любовь, вино. Один из лучших образцов анакреонтической лирики в России – «Вакхическая песня» А.С. Пушкина.

3. Антология (от греч. anthologia - цветник) – сборник отдельных произведений, первоначально небольших стихотворений, принадлежащих разным авторам. До середины 19 в. в России А. назывались сборники в основном античной поэзии и антологическими – стихотворения, переведенные на русский с латинского и древнегреческого языков, а также написанные на темы и по образцу античных (К.Н. Батюшков «О греческой антологии»).

4. Баллада (от итал. ballare - плясать) – хоровая песня в средневековой западноевропейской поэзии, позднее – небольшое сюжетное стихотворение, в основе которого чаще всего лежит какой-то необычайный случай; многие Б. связаны с историческими событиями или преданиями («Песнь о вещем Олеге» А. Пушкина), с фантастическими, таинственными происшествиями (баллады В.А. Жуковского).

5. Басня – один из древнейших жанров словесного искусства. Б. отличается краткостью и всегда носит нравоучительный характер, что роднит ее с притчей. В начале или чаще в конце произведения сформулирован вывод, основная поучительная мысль – мораль. Б. всегда носит аллегорический, иносказательный характер; в качестве персонажей в ней выступают животные, растения, птицы, рыбы, вещи. Среди басенных персонажей часто встречаются и люди. Высшего расцвета Б. достигла в творчестве И.А. Крылова.

7. Вечные образы – художественные образы, которые, будучи однажды созданы, приобретают настолько очевидную общечеловеческую значимость, что впоследствии вновь и вновь возникают в творчестве писателей самых разных эпох (Дон Жуан – Дон Гуан Пушкина («Каменный гость»)).

8. Водевиль (от фр. vaudeville) – вид комедии – легкая развлекательная пьеса бытового содержания, основанная на занимательной интриге и сочетающая остроумный диалог с музыкой и танцами, веселыми песенками-куплетами. В России В. развивался с начала 19 в. (А.А.Шаховской).

9.Драма(от греч. - действие) – 1. Род литературы, один из тех, наряду с эпосом и лирикой. Основу Д. составляет действие. В этом Д. близка к эпосу: в обоих случаях налицо объективное изображение жизни – через события, поступки, столкновение героев…Но то, о чем в эпосе рассказывается как о совершившемся событии, в Д. предстает в качестве живого, развертывающегося в настоящем времени действия, показанного через конфликты и в форме диалога. 2. Д. в узком смысле слова – это пьеса с острым конфликтом, который, в отличие от трагического, более обычен. Д. соединяет в себе трагическое и комическое начала, поэтому ее часто называют средним жанром. Она возникла в 18 в. в просветительской драматургии. Особый расцвет Д. получила в эпоху расцвета реализма 19 в. (драмы М. Лермонтова).

10.Ирония(от греч. eironeia– притворство, насмешка). Отрицательная оценка предмета ил явления через его осмеяние. В ироническом высказывании комический эффект достигается тем, что истинный смысл высказывания замаскирован: говорится прямо противоположное тому, что подразумевается (басни И.А. Крылова).

11. Историзм литературы –понятие, обозначающее, как одно из важных свойств худ. литературы, ее способность в живых картинках, конкретных человеческих судьбах и характера передавать облик той или иной исторической эпохи. Применяется в двух смыслах: 1. В широком смысле И. присущ всем истинно худ. произведениям («Евгений Онегин» - «энциклопедия русской жизни»). 2. И. – понятие, сложившееся в литературе 19 в. для обозначения нового подхода к изображению прошлого, когда писатель хочет понять и показать своеобразие более или менее отдаленной эпохи, особенности характеров и поступков людей («Борис Годунов» А.С. Пушкина).

12. Лирика– (от греч.lyra – лира – муз. Инструмент, под звуки которого исполнялись стихи, песни) – один из трех родов литературно-художественыхпроизведений. В отличие от эпоса и драмы, в которых изображаются законченные характеры, действующие в различных обстоятельствах, Л. рисует отдельные состояния характера в определенный момент жизни. Лирический образ – это образ-переживание, выражение чувств и мыслей автора в связи с различными жизненными впечатлениями. Диапазон лирических произведений безграничен, поскольку все явления жизни могут вызвать переживания человека.

13. Лирический герой – это образ того героя в лирическом произведении, переживания, мысли и чувства которого отражены в нем. Он отнюдь не идентичен образу автора, хотя и отражает его личные переживания, связанные с теми или иными событиями его жизни, с его отношением к природе, общественной жизни, людям.

14. Лирическое отступление– авторская речь в эпическом или лироэпическом произведении, выражающая непосредственно отношение автора к изображаемому или в связи с ним. Л.о. относится к внесюжетным элементам произведения, содействует раскрытию идейного содержания произведения («Евгений Онегин» А.С. Пушкина, «Мертвые души» Н.В. Гоголя).

15. Лироэпический жанр – вид худ. произведения, в котором сочетается эпическое и лирическое изображение жизни. В лироэпических произведениях жизнь отражена в стихотворном повествовании о поступках и - особенно – переживаниях героев и в то же время отчетливо выражены переживания поэта-повествователя (баллады В.А.Жуковского, роман в стихах «Евгений Онегин» А.С. Пушкина, поэмы).

16. Медитативная лирика (от лат. meditation - размышление) - термин, употреблявшийся в литературной критике 19 в. Им обозначали стихотворения-размышления на философскую и общежитейскую тему (элегии В. Жуковского, К. Батюшкова, А. Пушкина, Е. Баратынского).

17.Мотив – устойчивый смысловой элемент литературного текста, повторяющийся в пределах ряда фольклорных и литературно-художественных произведений.

18. Народность литературы– идейно-художественное качество литературного произведения или творчества, прочно связанного с духовными интересами широких кругов общества, с его культурными традициями, с идеалами наиболее демократических слоев. Особую популярность проблема Н. приобрела у романтиков.

19. «Натуральная школа» -течение в развитии русской реалистической литературы в 40-50-х гг. 19 в. Теоретическое обоснование принципов Н.ш. дал В. Белинский в статьях « Взгляд на русскую литературу 1846 г.», «Взгляд на русскую литературу 1847 г.». Писателей Н.ш. объединяло особенное внимание к жизни соц. низов, городской и деревенской бедноты. Представители Н.ш. развивали традиции Гоголя в изображении «маленького человека», укрепляя гоголевское направление русской литературы.

20. Онегинская строфа –стихотворная композиция, созданная А.С. Пушкиным специально для романа «Евгений Онегин». Состоит из 14 строк четырехстопного ямба, расположенного по схеме: три четверостишия (перекрестной, смежной, охватной рифмовки) и заключительное двустишие. Такая структура связана с последовательностью развития мысли: 1-й катрен – формулировка темы, 2 – развитие, 3 – кульминация, двустишие - афористический вывод.

21. Повесть – жанр повествовательной литературы, занимающий промежуточное положение между романом и рассказом. Чаще всего это история одной человеческой жизни, соприкасающаяся с судьбами других людей, рассказанная от имени автора или самого героя. Широкое распространение П. получила в русской литературе 19 в. (повести А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя).

22.Поэма (греч. poiema – делаю, творю) - крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом. Поэмой называют также древнюю и средневековую эпопею («Одиссея»). Известно много ее жанровых разновидностей: героическая, дидактическая, сатирическая, бурлескная, романтическая, лирико-драматическая. Поэмой также называют и произведения на всемирно-историческую тему («Божественная комедия» Данте). В эпоху романтизма поэмы приобретают социально-философский и символико-философский характер («Демон» М.Ю. Лермонтова). Для поэмы характерны широта охвата явлений действительности, значительность этих явлений и масштабность проблем.

23. Реализм (от лат. realis - вещественный) – художественный метод в искусстве и литературе. История реализма в мировой литературе необычайно богата. Само представление о нем менялось на разных этапах художественного развития, отражая настойчивое стремление художников к правдивому изображению действительности. Определение Ф. Энгельса «…реализм предполагает, помимо правдивости деталей, правдивое воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах» непосредственно относится к литературе 19 в. и является важным ориентиром при общей характеристике реализма как метода. Основные типы реалистического метода – реализм эпохи Ренессанса, просветительский реализм, критический реализм, социалистический реализм и т.д. Русский Р. 19 в. связан с именем А.С. Пушкина, в творчестве которого закладываются основы критического Р., развитого в творчестве Гоголя и за ним в натуральной школе.

24.Реминисценция(от лат. reminiscentia- воспоминание) – повторение, воспроизведение фрагмента чужого текста. К реминисценциям относятся и поэтические цитаты (творчество М.Ю. Лермонтова – творчество А.С. Пушкина).

25. Роман в стихах –наиболее развернутая и объемная форма лироэпического жанра, появившаяся в период перехода от романтизма к реализму. Р. в с. характеризуется широко развитым сюжетом, включающим ряд людей и событий, как бы пронизанным в то же время лирическими отступлениями, создающими в целом образ лирического героя. («Дон Жуан Байрона, «Евгений Онегин» А.С. Пушкина).

26. Романтизм – художественный метод, сложившийся в начале 19 в. и получивший широкое распространение как направление (течение) в искусстве и литературе большинства стран Европы и Росси, а также в литературе США. Основатели русского Р. – В.А. Жуковский и К.Н. Батюшков как автор анакреонтической лирики. Для Р. характерно: особый интерес к личности, характер ее отношения к окружающей действительности, с одной стороны, и противопоставление реальному миру идеального (романтический дуализм) – с другой. Художник-романтик не ставит перед собой задачи точно воспроизвести реальную действительность. Для него важнее высказать свое отношение к ней, более того, создать свой, вымышленный образ мира и донести до читателя свой идеал.

27. Сарказм (от греч. sarkasmos - издевательство) – едкая, язвительная насмешка с откровенно обличительным, сатирическим смыслом. Как художественное средство комического, С. не только близок к иронии, он ее разновидность. Но если сущность иронии в иносказании, в тонком намеке, в С. главное – крайняя степень эмоционального отношения, высокий пафос отрицания, переходящий в негодование (Н.В. Гоголь).

28. Сатира(лат. satira – смесь, всякая всячина) – вид комического, наиболее беспощадно осмеивающий несовершенство мира, человеческие пороки. В отличие от юмора, другой разновидности комического, С. не оставляет надежды на исправление критикуемых жизненных явлений (Н.В. Гоголь).

29. Творческая история – тип литературоведческого исследования, в ходе которого восстанавливается процесс создания литературного произведения. Источниками Т.и. служат материалы творческой лаборатории писателя: планы, наброски, черновые и беловые автографы, списки, корректуры, прижизненные издания, письма, дневники, воспоминания современников. Изучение Т.и. в качестве особой литературоведческой дисциплины обосновал в 1923 г. Н.К. Пиксанов, автор исследования «Творческая история «Горя от ума».

30. Элегия (от фригийск. elegn – тростниковая флейта) – жанровая форма лирики. Первоначально темы Э. разнообразны. В новой европейской литературе Э. становится формой выражения преимущественно философских размышлений, грустных раздумий, скорби. В.Г. Белинский назвал элегией «песню грустного содержания». В русской литературе Э. писали Н.М. Карамзин, В.А. Жуковский, Е.А. Баратынский, А.С. Пушкин и др.

31. Эпиграмма(от греч. epigramma - надпись) – один из видов сатирической поэзии, небольшое стихотворение, осмеивающее какое-либо лицо или общественное явление. В России Э. острополитическую окраску впервые придал А.С. Пушкин.

32. Эссе –разновидность очерка, в которой главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий и ассоциаций. Эссеистический стиль отличается образностью, афористичностью, близостью к разговорной речи. Встречается философский Э. и литературно-критический (эссе В.А. Жуковского).

33. Юмор – наиболее жизнеутверждающая форма комического. В нем серьезное высказывается с усмешкой, в незначительном и даже ничтожном просматривается важное и глубокое. Юмористический смех не отрицает жизненного явления, юморист сознает лишь его несовершенство (Н.В. Гоголь).

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ Практические занятия

Основной целью семинаров является углубление культурологических и историко-литературных знаний студентов. На занятиях отрабатываются навыки целостного анализа художественного произведения; осваивается критическое осмысление основных оценок произведений классиков традиционным и современным литературоведением; вырабатывается умение аргументировать самостоятельные суждения. Студенты должны знать наизусть стихотворения автора, изучаемого на занятии, в указанном объеме.

Занятие № 1. Основные этапы лирического творчества А.С. Пушкина. Лирические циклы А.С. Пушкина конца 20-х-30-х годов. – 2ч.

План к обсуждению

1. История вопроса о периодизации творческого пути Пушкина. Проблема эволюции пушкинского творчества в современном литературоведении. Основные критерии дифференциации лирического творчества Пушкина /биографический, процесс внутреннего развития, эволюция лирических жанров и др./.

2. Характеристика основных этапов лирического творчества поэта.

3. Циклы А.С. Пушкина конца 20-х-30-х годов:

- «Подражания Корану» /замысел, жанровое, композиционное своеобразие /.

- «Песни западных славян» /фольклорная традиция, сюжет, композиция /.

- «Каменноостровский» цикл /основные мотивы, проблема религиозности автора/.

4. Эмоциональный тон /пафос/ пушкинской поэзии.

Литература:

1. Пушкин А.С. Школьный энциклопедический словарь. - М., 1999.

2. Измайлов Н.В. Лирические циклы в поэзии Пушкина конца 20-30-х годов // Измайлов Н.В. Очерки творчества Пушкина. - Л., 1976.

3. Корман Б.О. Лирическое произведение: эмоциональный тон // Корман Б.О. Изучение текста художественного произведения: Пособие для студентов-заочников. - М., 1972.

4. Лотман Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин, Лермонтов, Гоголь. - М., 1988. (консп. раздел о Пушкине).

5. Медриш Д.Н. Фольклоризм Пушкина. Вопросы поэтики. - Волгоград, 1987.

6. Непомнящий В. Лирика Пушкина. // Литература в школе. 1994. №№ 4-6.

7. Томашевский Б.В. Пушкин: Работы разных лет - М., 1990 /гл. «Современные проблемы историко-литературного изучения» /.

8. Сидяков Л.С. Проблемы периодизации творчества Пушкина // Изв. АН СССР. Сер. лит. и яз. 1982. Т. 41. № 3.

9. Скатов Н.Н. «Это русский человек в его развитии» // Скатов Н.Н. Далекое и близкое. - М., 1981.

10. Фомичев С.А. Поэзия Пушкина. Творческая эволюция. - Л., 1986. (консп.)

Занятие № 2. Типы поэмного жанра в творчестве А.С. Пушкина. – 2ч.

План к обсуждению

1. Особенности повествовательной формы «Руслана и Людмилы».

2. Байронический романтизм и его преодоление / «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан», Цыганы» /.

3. Прозаизация поэзии в «Графе Нулине» и «Домике в Коломне».

4. «Полтава» как явление первого этапа пушкинского историзма.

5. Миф в идейной структуре поэмы «Анджело».

6. Философско-историческая символика «Медного Всадника». Фольклорная традиция в поэме.

Литература:

1. Архангельский А.Н. Герои Пушкина. М., 1999 (раздел о «Медном Всаднике») (консп.).

2. Бочаров С.Г. Поэтика Пушкина: Очерки. - М., 1974.

3. Измайлов Н.В. Очерки творчества Пушкина. - Л., 1976 (гл. «Пушкин в работе над «Полтавой»).

4. Жирмунский В.М. Байрон и Пушкин. - Л., 1978.

5. Лотман Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин, Лермонтов, Гоголь. - М., 1988 (консп. раздел о Пушкине)

6. Он же. Идейная структура поэмы «Анджело» // Пушкинский сборник. - Псков, 1973.

7. Манн Ю.В. Динамика русского романтизма. - М., 1998.

8. Медриш Д.Н. Литература и фольклорная традиция: Вопросы поэтики. - Саратов, 1980.

9. Манаенкова Е.Ф. Фольклорная традиция в поэме А.С. Пушкина «Медный Всадник»: Дис. … канд. филол. наук. - Волгоград, 1994.

10. Томашевский Б.В. Работы разных лет. - М., 1990 (гл. «Поэтическое наследие Пушкина / лирика и поэмы /»).

11. Фомичев С.А. Поэзия Пушкина. Творческая эволюция. - Л., 1986 (консп.).

Занятие № 3. «Евгений Онегин»: метод и стиль. – 2ч.

План к обсуждению

1. Принципы реалистической типизации в романе «Евгений Онегин».

а) Социально-психологическая характеристика Онегина как типического представителя разочарованной дворянской молодежи первой четверти Х1Х столетия. Идейный облик Онегина. Какие лит. приемы использует Пушкин для его характеристики? Выпишите из романа все упоминания о читаемой Онегиным литературе и, опираясь на комментарий Н.Л. Бродского и Ю.М. Лотмана, охарактеризуйте идеологию Онегина. О чем он беседует? Онегин в оценке окружающих его людей.

б) Бытовая атмосфера, окружающая Онегина. Какую функцию выполняет характеристика онегинского быта? Функциональная роль варваризмов в изображении онегинского быта. Социальная детерминированность онегинского характера.

в) Психологический и нравственный облик Онегина во взаимоотношениях с Татьяной Лариной. Ваше отношение к жизненной позиции Онегина.

г) Эволюция Онегина. Ее социально-психологические мотивы. Проследите отношение Онегина к свободе, творчеству, любви (пушкинским критериям человеческой личности) в начале и в конце романа. Меняется ли авторское отношение в ходе романа? Почему?

д) Что в характере Онегина вам кажется положительным и что отрицательным? Психологический универсализм в образе Онегина. Историзм образа. Можно ли считать Онегина «лишним человеком»?

е) Татьяна Ларина как выразительница народных нравственных идеалов. Раскройте ее отношение к Онегину. Авторское отношение к Татьяне. Выпишите из романа все эпитеты, связанные с характеристикой Татьяны, и проанализируйте их. Что характерно для стилевых особенностей изображения «сферы» Татьяны Лариной в романе, для ее «стилевого лейтмотива» (Гуковский)?

ж) Ваше отношение к жизненным принципам Татьяны Лариной. Во всем ли вы согласны с оценкой Татьяны Белинским? Ваше понимание социальной обусловленности характера Татьяны Лариной.

з) Общественно-историческая обусловленность характеров Ленского и Ольги. Сопоставьте их с внешними и внутренними характеристиками Онегина и Татьяны. Какой принцип лежит в основе образной системы романа?

2. Стилевые особенности романа «Евгений Онегин».

А) Новаторство Пушкина в изображении быта. Функции бытописи, их обусловленность художественным методом.

Б) Образ автора в художественной системе романа. Его соотнесенность с образом Евгения Онегина. Дайте письменную характеристику социально-психологического облика автора. Функции образа автора. Связан ли образ автора с фабулой романа? С сюжетом?

В) Формы выражения лирического начала (прямой авторский комментарий, лирические отступления, стилевые лейтмотивы). Дайте характеристику тематического многообразия лирических отступлений и определите их место в композиции романа. Чем отличаются лирические отступления от прямого авторского комментария? Охарактеризуйте языковые средства выражения стилевого лейтмотива в изображении Евгения Онегина.

Г) Сатирическое начало в романе. Объекты сатирического изображения. Формы выражения сатирического начала.

Д) Иллюзия достоверности (художественный документализм) в романе. Ее обусловленность методом. Средства создания ее. Выпишите из романа все упоминания о реально существующих лицах и прокомментируйте их. В каких отношениях к ним находятся герои романа и автор? Систематизируйте другие исторические и географические реалии. Бытопись и образ автора как средства документализации повествования. Иллюзия достоверности и форма романа.

3. Композиция романа «Евгений Онегин».

А) Точка зрения литературоведов на композиционную структуру романа. Кто, по вашему мнению, более прав в истолковании композиции «Евгения Онегина»: Г.А. Гуковский или Д.Д. Благой? Почему?

Б) Тройственное членение романа. Принцип обратной симметрии. Найдите в начале и в конце романа перекликающиеся темы, мотивы, образы. Какова смысловая роль этих перекличек?

В) Композиционная роль сна Татьяны и писем Татьяны и Онегина.

Г) Формосодержательная сущность финала романа. Кольцевая замкнутость сюжета. Ее эстетическая смыслонагруженность.

4. «Онегинская строфа». Выпишите примеры итоговых сравнений, завершающих строфу.

5.Что позволяет назвать нам роман «Евгений Онегин» «энциклопедией русской жизни и в высшем смысле народным произведением»?

Литература:

1. Архангельский А.Н. Герои Пушкина. - М., 1999.

2. Белинский В.Г. Сочинения Александра Пушкина (статьи 8 и 9 – консп.).

3. Бродский Н.Л. «Евгений Онегин». Роман А.С. Пушкина. Пособие для учителей средней школы (люб. изд.).

4. Баевский В. Сквозь магический кристалл. - М., 1981.

5. Благой Д.Д. Мастерство Пушкина. - М., 1955 (гл. «Евгений Онегин»).

6. Гуковский Г.А. Пушкин и проблемы реалистического стиля. - М., 1957 (гл. «Евгений Онегин»).

7. Кошелев В.А. «Онегина воздушная громада». Ст. 5. «Татьяна, русская душою» // Литература в школе. 2000. № 3.

8. Лотман. Ю.М. «Евгений Онегин». Комментарий. 2- изд. - М., 1983.

9. Мартьянова С.А. Татьяна Ларина в последней главе романа «Евгений Онегин» // Русская словесность. 2000. № 1.

10. Пушкин А.С. Школьный энциклопедический словарь. - М., 1999 (гл. о «Евгении Онегине»).

11. Соловей Н.Я. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин»: Учебное пособие. - М., 1981.

Занятие №4. Основные мотивы лирики М.Ю. Лермонтова. – 2ч.

План к обсуждению

1. Понятие лирического мотива.

2. Система / внутренняя логика / лирических мотивов у Лермонтова.

3. Анализ отдельных стихотворений с точки зрения системы мотивов.

- Парус. Выхожу один я на дорогу.

- И скучно и грустно. Дума. Как часто пестрою толпою окружен.

- Пророк. Смерть поэта.

- Родина. Когда волнуется желтеющая нива.

Литература:

Белинский В.Г. Стихотворения М. Лермонтова. Люб. изд. (консп.).

Лермонтовская энциклопедия. М., 1981 / раздел «Мотивы» /.

Лермонтов в школе. М., 1976 /раздел о лирике/.

Максимов Д.Е. О двух стихотворениях Лермонтова / «Родина», «Выхожу…» / // Русская классическая литература. Разборы и анализы. - М., 1969.

5. Мережковский Д. Лермонтов: Поэт сверхчеловечества // Литературное обозрение или Вопросы литературы. 1989. № 10 (консп.).

6. Фохт. У.Р. Лермонтов. Логика творчества. - М., 1975. С. 21-71 (консп.)

Занятие № 5. Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». – 2ч.

План к обсуждению

1. Хронология жизни Г.А. Печорина.

2. Субъективный строй романа / форма повествования /:

а) Каким увидел Печорина Максим Максимыч;

б) Каким увидел Печорина безымянный странствующий офицер;

в) Печорин в собственных глазах / дневник /.

3. Объективный строй романа:

а) Печорин и человек из народа Максим Максимыч;

б) Печорин и «естественные люди» / «Бэла», «Тамань» /;

в) Печорин и светское общество / «Княжна Мери» /.

4. Печорин и Евгений Онегин: общее и различия.

5. «Герой нашего времени» как философский роман. Новелла «Фаталист» и ее роль в романе.

Литература:

1. Белинский В.Г. «Герой нашего времени», сочинение М. Лермонтова. Люб. изд. (консп.).

2. Благой Д.Д. От «Евгения Онегина» к «Герою нашего времени» /к вопросу о худ. методе Лермонтова/ //Проблемы романтизма. Сб. статей. - М., 1967. С. 293-319.

3. Виноградов И. Философский роман Лермонтова // Русская классическая литература. Разборы и анализы. - М., 1969. С. 156-185, или то же в кн.: Виноградов И. По живому следу.- М., 1987 (консп.).

4. Гернштейн Э. «Герой нашего времени» Лермонтова. - М., 1976.

5. Глухов В.И. «Герой нашего времени» и «Евгений Онегин» /К вопросу о творческом методе/ // Творчество Лермонтова. 150 лет со дня рождения.- М., 1964. С. 285-310.

6. Жаравина Л.В. А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь: философско-религиозные аспекты литературного развития 1830-1840-х годов. -Волгоград, 1996 (консп. гл. «Печорин как религиозный тип»).

7. Коровин В.И. Творческий путь Лермонтова. - М., 1976.

8. Лермонтовская энциклопедия - М., 1981 (раздел о «Герое нашего времени»).

9. Лермонтов в школе. - М., 1976 (гл. «Проза»).

10. Мануйлов В.А. Роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». Комментарий. - Л., 1975.

11. Смирнов В.Б. Логика композиции романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» // М.Ю. Лермонтов. Проблемы изучения и преподавания. Межвуз. сб. научн. тр. Вып. 4. - Ставрополь, 1997. С. 115-123.

Занятие №6. «Мертвые души» Н.В. Гоголя / проблематика, жанровое своеобразие, композиция /. - 2ч.

План к обсуждению

1. Творческая история «Мертвых душ». Эволюция замысла поэмы. «Мертвые души» и «Божественная комедия» Данте.

2. Проблематика «Мертвых душ» и ее отражение в названии поэмы. Раскройте множественность смыслов, заложенную в названии поэмы.

3. Жанровое своеобразие «Мертвых душ». Гоголь о жанре «меньшего рода эпопеи» / «поэме» /. Проблема жанра «Мертвых душ» в споре В. Белинского – К. Аксакова. Современные исследователи о жанровом генезисе «Мертвых душ» / плутовской роман, роман воспитания, учительная литература и др. /.

4. Характер и способы обрисовки персонажей в поэме. Два типа характеров в «Мертвых душах». Фольклорные способы оценки человека и их роль в поэме.

5. Композиция поэмы. Способ развития сюжета. «Миражная интрига» / сравните с «Ревизором» /. Роль дороги в композиции поэмы. Место лирических отступлений в структуре поэмы. «Повесть о капитане Копейкине» и ее роль в поэме.

6. Поэтика абсурда в «Мертвых душах»: алогизм, гротеск, мотив уподобления человека животному. Ономастика Гоголя.

Литература:

1. Белинский В.Г. «Похождения Чичикова, или Мертвые души». Несколько слов о поэме Гоголя «Похождения Чичикова, или Мертвые души». Объяснение на объяснение по поводу поэмы Гоголя «Мертвые души» // Белинский В.Г. Собр. соч.: В 9т. Т. 9. М., 1979. С. 43-55, 56-62, 139-160.

2. Гольденберг А.Х. «Мертвые души» Н.В. Гоголя и традиции народной культуры. - Волгоград, 1991 / гл. 1 и 2 / (консп.).

3. Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. - М., 1978. С. 274-353 (консп.).

4. Машинский С.И. Художественный мир Гоголя. - М., 1979. С. 223-321.

5. Смирнова-Чикина Е.С. Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души». Комментарий. - Л., 1974.

Наши рекомендации