Тема 6. Русская философия в контексте российской культуры XIX-нач. XX вв.

1. Характерные черты русской философии. Русская философия как аксиология: отношение религия - наука (вера – знание), коллизии личности и общества.

2. Истоки русской философии: учение П.Я.Чаадаева. Раскол русской философии: славянофильство и западничество (вторая волна: почвенничество, народничество).

3. Философия всеединства Владимира Соловьёва. Теория вселенской теократии. Религиозно-философская проблематика в учениях С.Н.Булгакова, Н. О.Лосского, П.А.Флоренского.

4. Философия общего дела Н.Ф.Федорова. Русская космическая философия (К.Э.Циолковский, В.И.Вернадский, А.Л.Чижевский).

5. Проблемы личности, творчества и свободы в учении Н.Бердяева.

6. Русский марксизм (Г.В.Плеханов, П.Б.Струве, С.Л.Франк). Философия большевизма (В.И.Ленин, И.В.Сталин).

Основные категории и термины по теме:

Аксиология, соборность, София, православие, теократия, свобода, творчество, богоискательство, личность, западничество, славянофильство, марксизм.

Доклады:

1. Особенности возникновения русской философии.

2. К вопросу о периодизации истории русской философии.

3. Философская мысль во времена Московского государства (16 – 17 вв.).

4. Славянофильство как целостная система взглядов.

5. Позднее славянофильство (Н.Я.Данилевский, К.Н.Леонтьев, В.В.Розанов). Русское западничество (П.Я.Чаадаев, В.Г.Белинский, А.И. Герцен).

6. Русская литература и развитие философской мысли 19 века (Н.В.Гоголь,

Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой).

7. Проблема неизвестности в работах Л.Шестова «Апофеоз беспочвенности» и «Начала и концы».

8. Непостижимое и Бог в работе С. Франка «Непостижимое».

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы особенности русской философии и в чем ее отличие от западной философии? Отличие от восточной философии?

2. В чем смысл соборности и богоискательства в философии В. Соловьева?

3. Как соотносятся свобода, личность и творчество в концепции Н. Бердяева?

4. Чем отличаются идейные основания славянофильства и западничества?

5. Почему преемницей греческой идеи «космизма» стала русская философия?

6. Каковы основные положения учения о ноосфере В.И. Вернадского?

7. Почему идеи марксизма реализовались на «русской почве»?

Список литературы

Тема 7. Западная философия в контексте культуры XX - нач. XXI вв.

1. Критический пересмотр принципов и традиций классической философии в новых общественно-политических условиях начала XX в. Отличие классической философии и науки от неклассической, постнеклассической философии и науки.

2. Основные философские направления XX-нач.XXI вв:

а) сциентизм: позитивизм, неопозитивизм, аналитическая философия; постпозитивизм;

б) антропологическое направление: психоанализ, философия языка, герменевтика, феноменология, экзистенциа­лизм, структурализм, постструктурализм, деконструктивизм;

в) религиозно-философские течения: неотомизм, персонализм, панисламизм.

3. Философия постмодернизма: общая характеристика, прогнозы будущего.

Основные категории и термины по теме:

Рационализм, иррационализм, сциентизм, технократизм, экзистенциализм, позитивизм, неопозитивизм, герменевтика, феноменология, неотомизм, постмодернизм, дискурс, эпистема, нарратив, деконструктивизм, парадигма.

Доклады:

1. Отношение к разуму и науке в философии XX в.

2. Возможность философского диалога марксизма с современной философской мыслью.

3. Проблема человека и языка как ведущая тема исследований новой эпохи.

4. Философия и религия в XXIвеке.

5. Проблема смены парадигмы развития.

Вопросы для самоконтроля

1. Включение каких проблем в число философских в начале XX в. обусловило обновление философского мышления?

2. Возможен ли диалог марксистской философии с современной философией? В каком аспекте?

3. Почему гегелевская система в конце XIX - начале ХХ в. подверглась критике со стороны всех последующих философских направлений?

4. Можно ли уровень развития науки сделать эталоном для оценки философских учений?

5. Можно ли создать средствами философии и науки такой проект общественного обустройства, следуя которому человечество было бы гарантировано от различных бед и непоправимых ошибок?

6. Можно ли раз и навсегда разрешить проблему смысла жизни, человеческой свободы?

7. Почему в наше время происходит возрождение религиозной философии?

8. Почему в сфере особого внимания новейшей философии оказались проблемы языка, сознания, общения?

9. Если «истина полезна», то можно ли утверждать обратное – «все полезное – истинно»? Обоснуйте с позиций синергетики.

Список литературы

1. Спиркин, А.Г. Философия [Текст]: учебник/ А.Г. Спиркин. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, ИД Юрайт, 2012. - 828 с.

2. Лавриненко, В.Н. Философия [Текст] : учебник/ В.Н. Лавриненко, Г.И. Иконникова, В.П. Ратникова, В.В. Юдин; под ред. В.Н. Лавриненко .- 5-е изд., перераб. и доп.. М.: Юрайт, ИД Юрайт, 2012.- 561c.

3. Философия [Электронный ресурс]: учебник / П.С. Гуревич -2-е изд., пер. и доп.-М.: Издательство Юрайт, 2014 г.-605 с.- Режим доступа: http://www.biblio-online.ru/thematic/?id=urait.content.66FC5806-7DB7-4D99-9BA9-B458D0EF8140&type=c_pub

4. Зекрист, Р. И.. Философия [Текст]: учебно-методический комплекс для студентов./ Р.И.Зекрист. – Костанай: Костанайский филиал ГОУ ВПО «ЧелГУ», 2011. - с. 288

5. Налетов И.З. Философия [Текст] : учебник / И.З. Налетов .- М. : Инфра - М, 2012.- 400 c.- (Высшее образование).

6. Философия [Текст] : учебник / Ю.М.Хрусталев .— 3-е изд., стер. — М. : Издательский центр "Академия", 2014 .— 320 с. — (Бакалавриат) .— ISBN 978-5-4468-0507-5.//ЭБС «Университетская библиотека»

7. Философия. [Электронный ресурс]: Б.И. Липский, Б.В. Марков - 2-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата М.: Издательство Юрайт, 2015 г.-508 с. Гриф УМО- Режим доступа: http://www.biblio-online.ru/thematic/?29&id=urait.content.FF220B6D-7B64-4E6E-9C63-E2644FCD7751&type=c_pub

Общие методические рекомендации по теме «Бытие. Материя. Сознание»:

1. Конспективно, обзорно рассмотреть историю вопроса (о бытии), не вдаваясь в подробную детализацию. Обратить внимание на конфликт материализма и идеализма. Желательно высказать своё отношение к проблеме и своё мнение в споре «великих».

2. Составить опорную схему по вопросу атрибутов материи.

3. Рассмотреть вопрос о соотношении отражения в неживой, живой и социальной природе в компаративистском ключе.

4. Составить развёрнутый словарик по категориям темы «Сознание». Сравнить эти понятия. Привести известные афоризмы и мнения «великих» по этому вопросу.

Наши рекомендации