Тема 6. Русская философия в контексте российской культуры XIX-нач. XX вв.
1. Характерные черты русской философии. Русская философия как аксиология: отношение религия - наука (вера – знание), коллизии личности и общества.
2. Истоки русской философии: учение П.Я.Чаадаева. Раскол русской философии: славянофильство и западничество (вторая волна: почвенничество, народничество).
3. Философия всеединства Владимира Соловьёва. Теория вселенской теократии. Религиозно-философская проблематика в учениях С.Н.Булгакова, Н. О.Лосского, П.А.Флоренского.
4. Философия общего дела Н.Ф.Федорова. Русская космическая философия (К.Э.Циолковский, В.И.Вернадский, А.Л.Чижевский).
5. Проблемы личности, творчества и свободы в учении Н.Бердяева.
6. Русский марксизм (Г.В.Плеханов, П.Б.Струве, С.Л.Франк). Философия большевизма (В.И.Ленин, И.В.Сталин).
Основные категории и термины по теме:
Аксиология, соборность, София, православие, теократия, свобода, творчество, богоискательство, личность, западничество, славянофильство, марксизм.
Доклады:
1. Особенности возникновения русской философии.
2. К вопросу о периодизации истории русской философии.
3. Философская мысль во времена Московского государства (16 – 17 вв.).
4. Славянофильство как целостная система взглядов.
5. Позднее славянофильство (Н.Я.Данилевский, К.Н.Леонтьев, В.В.Розанов). Русское западничество (П.Я.Чаадаев, В.Г.Белинский, А.И. Герцен).
6. Русская литература и развитие философской мысли 19 века (Н.В.Гоголь,
Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой).
7. Проблема неизвестности в работах Л.Шестова «Апофеоз беспочвенности» и «Начала и концы».
8. Непостижимое и Бог в работе С. Франка «Непостижимое».
Вопросы для самоконтроля
1. Каковы особенности русской философии и в чем ее отличие от западной философии? Отличие от восточной философии?
2. В чем смысл соборности и богоискательства в философии В. Соловьева?
3. Как соотносятся свобода, личность и творчество в концепции Н. Бердяева?
4. Чем отличаются идейные основания славянофильства и западничества?
5. Почему преемницей греческой идеи «космизма» стала русская философия?
6. Каковы основные положения учения о ноосфере В.И. Вернадского?
7. Почему идеи марксизма реализовались на «русской почве»?
Список литературы
Тема 7. Западная философия в контексте культуры XX - нач. XXI вв.
1. Критический пересмотр принципов и традиций классической философии в новых общественно-политических условиях начала XX в. Отличие классической философии и науки от неклассической, постнеклассической философии и науки.
2. Основные философские направления XX-нач.XXI вв:
а) сциентизм: позитивизм, неопозитивизм, аналитическая философия; постпозитивизм;
б) антропологическое направление: психоанализ, философия языка, герменевтика, феноменология, экзистенциализм, структурализм, постструктурализм, деконструктивизм;
в) религиозно-философские течения: неотомизм, персонализм, панисламизм.
3. Философия постмодернизма: общая характеристика, прогнозы будущего.
Основные категории и термины по теме:
Рационализм, иррационализм, сциентизм, технократизм, экзистенциализм, позитивизм, неопозитивизм, герменевтика, феноменология, неотомизм, постмодернизм, дискурс, эпистема, нарратив, деконструктивизм, парадигма.
Доклады:
1. Отношение к разуму и науке в философии XX в.
2. Возможность философского диалога марксизма с современной философской мыслью.
3. Проблема человека и языка как ведущая тема исследований новой эпохи.
4. Философия и религия в XXIвеке.
5. Проблема смены парадигмы развития.
Вопросы для самоконтроля
1. Включение каких проблем в число философских в начале XX в. обусловило обновление философского мышления?
2. Возможен ли диалог марксистской философии с современной философией? В каком аспекте?
3. Почему гегелевская система в конце XIX - начале ХХ в. подверглась критике со стороны всех последующих философских направлений?
4. Можно ли уровень развития науки сделать эталоном для оценки философских учений?
5. Можно ли создать средствами философии и науки такой проект общественного обустройства, следуя которому человечество было бы гарантировано от различных бед и непоправимых ошибок?
6. Можно ли раз и навсегда разрешить проблему смысла жизни, человеческой свободы?
7. Почему в наше время происходит возрождение религиозной философии?
8. Почему в сфере особого внимания новейшей философии оказались проблемы языка, сознания, общения?
9. Если «истина полезна», то можно ли утверждать обратное – «все полезное – истинно»? Обоснуйте с позиций синергетики.
Список литературы
1. Спиркин, А.Г. Философия [Текст]: учебник/ А.Г. Спиркин. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, ИД Юрайт, 2012. - 828 с.
2. Лавриненко, В.Н. Философия [Текст] : учебник/ В.Н. Лавриненко, Г.И. Иконникова, В.П. Ратникова, В.В. Юдин; под ред. В.Н. Лавриненко .- 5-е изд., перераб. и доп.. М.: Юрайт, ИД Юрайт, 2012.- 561c.
3. Философия [Электронный ресурс]: учебник / П.С. Гуревич -2-е изд., пер. и доп.-М.: Издательство Юрайт, 2014 г.-605 с.- Режим доступа: http://www.biblio-online.ru/thematic/?id=urait.content.66FC5806-7DB7-4D99-9BA9-B458D0EF8140&type=c_pub
4. Зекрист, Р. И.. Философия [Текст]: учебно-методический комплекс для студентов./ Р.И.Зекрист. – Костанай: Костанайский филиал ГОУ ВПО «ЧелГУ», 2011. - с. 288
5. Налетов И.З. Философия [Текст] : учебник / И.З. Налетов .- М. : Инфра - М, 2012.- 400 c.- (Высшее образование).
6. Философия [Текст] : учебник / Ю.М.Хрусталев .— 3-е изд., стер. — М. : Издательский центр "Академия", 2014 .— 320 с. — (Бакалавриат) .— ISBN 978-5-4468-0507-5.//ЭБС «Университетская библиотека»
7. Философия. [Электронный ресурс]: Б.И. Липский, Б.В. Марков - 2-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата М.: Издательство Юрайт, 2015 г.-508 с. Гриф УМО- Режим доступа: http://www.biblio-online.ru/thematic/?29&id=urait.content.FF220B6D-7B64-4E6E-9C63-E2644FCD7751&type=c_pub
Общие методические рекомендации по теме «Бытие. Материя. Сознание»:
1. Конспективно, обзорно рассмотреть историю вопроса (о бытии), не вдаваясь в подробную детализацию. Обратить внимание на конфликт материализма и идеализма. Желательно высказать своё отношение к проблеме и своё мнение в споре «великих».
2. Составить опорную схему по вопросу атрибутов материи.
3. Рассмотреть вопрос о соотношении отражения в неживой, живой и социальной природе в компаративистском ключе.
4. Составить развёрнутый словарик по категориям темы «Сознание». Сравнить эти понятия. Привести известные афоризмы и мнения «великих» по этому вопросу.