Особенности второго периода творчества Эсхила. Трагедия "Прометей прикованный".

Ко второму периоду творчества Эсхила относятся «Семеро против Фив» и «Прикованный Прометей». Здесь появляется центральный образ героя, охарактеризованный несколькими основными чертами; более четкими становятся образы эпизодических фигур («Прометей Прикованный»). В его трагедиях изображались борьба и смена политических и моральных систем; его персонажи являются представителями нравственных и даже космических сил. Судьба и страдания индивидаинтересуют Эсхила лишь какзвено большой исторической цепи, судьбы целого рода или государства, которую он чаще всего развертывает в связной трилогии и приводит к жизнеутверждающему, оптимистическому концу. В поведении отдельной личности Эсхил ищет действия сверхиндивидуальных сил; в плане своего религиозно-мифологического миросозерцания он представляет себе эти силы божественными. Поэт никогда не стремится к углубленной индивидуальной характеристике; центральные образы героев, появляющиеся в его поздних произведениях, несложны, но зато отличаются огромной мощностью. Несложна и драматическая структура пьес. Трагедия концентрируется вокруг одной ситуации, одного события, которое должно потрясти зрителя.

Власть денег, бесчеловечное отношение к рабам, захватнические войны — все это встречает безусловное осуждение со стороны художника, суровое миросозерцаниекоторого основано на глубоком сочувствии к человеческому страданию. Эти черты художника-гуманиста с еще большей яркостью проявляются в трагедии «Прикованный Прометей» (время постановки неизвестно).

Эсхил, таким образом, отказывается от представления о былом «золотом веке» и последовавшем затем ухудшении условий человеческой жизни. Он принимает противоположную точку зрения, разделявшуюся прогрессивной ионийской наукой: человеческая жизнь не ухудшалась, а совершенствовалась, восходя от звероподобного состояния к разумному.Мифологическим подателем благ разума, выводящим человечество к культурной жизни, и является у Эсхила Прометей.

Эсхил – главный реформатор греческой сцены. Вводит второго актера, что сократило партии хора и расширило диалог, давая возможность вводить и гораздо большее число действующих лиц. Ведущая роль – актерам. Вводит пролог, который произносился до того, как открывалась сцена.

Прометей прикованный» - средняя часть трилогии «Прометей – носитель огня» и «Освобожденный Прометей».

Прометей Прикованный.

Пролог изображает, как бог-кузнец Гефест, по приказанию Зевса, приковывает Прометея к скале; Гефеста сопровождают при этом две аллегорические фигуры — Власть и Насилие. Зевс противопоставляет Прометею только грубую силу. Ему (Зевсу) приданы черты греческого «тирана»: он неблагодарен, жесток и мстителен. Вся природа сочувствует страданиям Прометея.

Действие происходит в Скифии, средь диких гор. Два демона, Власть и Насилие, вводят на сцену Прометея; бог огня Гефест должен приковать его к горной скале. Гефесту жаль товарища, но он должен повиноваться судьбе и воле Зевса. Прометей безмолвен. Дело сделано, палачи уходят, Власть бросает презрительно: «Ты — Промыслитель, вот и промысли, как самому спастись!»

Оставшись один, Прометей начинает говорить. Он обраща­ется к небу и солнцу, земле и морю: «Взгляните, что терплю я, бог, от божьих рук!» И все это за то, что похитил для людей огонь, от­крыл им путь к достойной человека жизни.

Хор нимф — Океанид, дочери Океана, другого тита­на, они услышали грохот и лязг Прометеевых оков. «О, лучше бы мне томиться в Тартаре, чем корчиться здесь у всех на виду! — восклицает Прометей. Он знает, что Зевс силою ничего не добьется и придет просить о своей тайне смиренно и ласково. Зевс казнит его за милосердие к людям, сам же он не милосерден. За Океанидами входит их отец Океан: он когда-то воевал против Олимпийцев вместе с ос­тальными Титанами, но смирился, покорился, прощен. Пусть смирится и Прометей, не то не миновать ему еще худшей кары: Зевс мстителен! Прометей презри­тельно отвергает его советы. Океан уходит, Океаниды поют сострадательную песню, поминая в ней Прометеева брата Атланта, который мучится на за­падном конце света, поддерживая плечами медный небосвод.

Прометей рассказывает хору, сколько доброго он сделал для людей. Они были неразумны, как дети, — ондал им ум и речь. Они томились заботами — онвнушил им надежды. Они жили в пещерах, пугаясь каждой ночи и каждой зимы, — он заставил их строить дома от холода, объяснил движение небесных светил в смене времен года, научил письму и счету, чтобы передавать знания потомкам. Это онуказал для них руды под землей, впряг им быков в соху, сделал телеги для земных дорог и корабли для морских путей. Они умирали от бо­лезней — он открыл им целебные травы. Они не понимали вещих знамений богов и природы — он научил их гадать и по птичьим кри­кам, и по жертвенному огню, и по внутренностям жертвенных жи­вотных. Себя он спасти не смог: судьба сильнее титана, и даже сильнее Зевса. Хор поет скорбную песню.

В воспоминания о прошлом врывается будущее. На сцену вбегает возлюбленная Зевса — царевна Ио, превращенная в корову. (На театре это был актер в рогатой маске.) Зевс обратил ее в корову, чтобы скрыть от ревности Геры. Гера догадалась об этом, потребовала корову себе в подарок, и на­слала на нее страшного овода, который погнал несчастную по всему свету. Так попала она к Прометеевым горам. Титан ее жалеет;

рассказывает ей, какие дальнейшие скитания предстоят ей по Ев­ропе и Азии, пока не достигнет она Египта. А в Египте родит она сына от Зевса, а потом­ком этого сына в двенадцатом колене будет Геракл, который придет спасти Прометея — хотя бы против воли Зевса. И если Зевс не позволит, то он погибнет, из-за неразумного брака. Ио вновь чувствует жало овода, вновь впадает в безумие и в отчаянии мчится прочь. Хор Океанид.

Сказано о прошлом, сказано о будущем; теперь страшное настоящее. Идет слуга и вестник Зевса — бог Гермес. Прометей его презирает как прихлебателя хозяев Олимпийцев. На его расспросы Прометей презрительно бросает: «Лучше страдать, чем прислужничать, как ты; а я — бессмертен, я видел падение Урана, падение Крона, увижу и падение Зевса». Он знал свою участь заранее: «Пусть бушуют боги, я ненавижу их!» Гермес исчезает, Прометей восклицает: «Посмотрите: страдаю безвинно!». Гром, молния, Прометей проваливается под землю. Это конец трагедии.

Герой – титан, титаническая личность.

Историческая основа трагедии – становление (формирование) человеческой цивилизации. Огонь – начало цивилизации. Племя первобытных людей – почти животные.

Дядя Зевса, сын Геи, ровесник Кроноса, Прометей знает будущее, не может видеть, как гибнут люди. Он решается совершить невиданное: похищает огонь из кузницы Гефеста и в трубочке тростника приносит людям. Он знает, что его ждут многовековые страдания: Зевсов орел будет клевать ему печень. Прометею известна тайна гибели Зевса, за это, Зевс его и пытает. Все-таки Прометей противоборствует, зная, что непреодолимое преодолеть нельзя. Он во имя любви к людям восстал против Зевса, сознательно пожертвовал собой ради прогресса. Прометей богоборствует.

Трагедия хочет убедить в необходимости борьбы со всякой тиранией и деспотией в защиту слабого и угнетенного человека. Эта борьба возможна только благодаря цивилизации, а цивилизация возможна только благодаря постоянному прогрессу.

Эсхил рисует образ борца, морального (нет, не урода J) победителя в условиях физического страдания. Дух человека нельзя ничем побороть, никакими страданиями и угрозами, если он вооружен глубокой идейностью и железной волей. Прометей – человеколюбец и борец против тирании богов, воплощение разума, преодолевающего власть природы над людьми, символ борьбы за освобождение человечества.

Образы:

Океан– добродушный старик, желающий помочь Прометею и готовый пойти на компромисс.

Ио – физически и морально страдающая женщина, обезумевшая от боли.

Гефест и Гермес– механические выполнители воли Зевса, один – против своей воли и с глубоким сожалением, другой – бесчувственно и бездушно.

Это – не характеры, а общие схемы, какие-то воплощенные идеи и мысли.

Патетика: когда титан жалуется на несправедливость Зевса, в сцене с Ио, где изображается безумие этой скорбной героини, в изображении катастрофы в природе при низвержении Прометея в подземный мир. Но патетика перегружена критикой деспотизма Зевса.

Рассказы и разговоры Прометея о прошлом, о его благодеяниях людям придают образу Прометея необыкновенно глубокий смысл. Разговоры с Океаном и Гермесом рисуют нам стойкость и силу воли Прометея. Сцена с Ио увековечивает Прометея как мудреца и провидца, знающего тайны жизни и бытия, хотя и не могущего воспользоваться этими тайнами. Прометей много говорит о странствиях Ио, с длинным перечислением географических пунктов, через которые она прошла и еще должна пройти. Прометею приписана обширная географическая ученость, которая была тогда последним достижением науки.

Хоры: сострадание Океанид Прометею. Первый стасим – как о Прометее плачут и север, и юг, и запад, и восток, и амазонки, и вся Азия, и Колхида, и скифы, и Персия, и море, и даже Аид. Второй стасим – о необходимости подчинения слабых существ. Третий стасим – о недопустимости неравных браков.

Геологическая катастрофа в конце трагедии демонстрирует мощную волю Прометея, способного противостоять решительно всему, включая всю природу и всех повелевающих ею богов.

Зевс изображен бесчеловечным тираном, жесточайшим деспотом, вероломным предателем, не всеведущим и не всемогущим, хитрецом и трусом.

Краткое содержание билета:

2-ой этап тв-ва Эсхила: появляется центральный образ героя, четкими становятся образы эпизодических фигур, трагедия концентрируется вокруг одной ситуации, глубокое сочувствие к человеческому страданию. Эсхил – главный реформатор греческой сцены: ввел второго актера, расширил диалог, ввел пролог. «Прометей прикованный» - средняя часть трилогии «Прометей – носитель огня» и «Освобожденный Прометей». В Скифии бог-кузнец Гефест, по приказанию Зевса, приковывает Прометея к скале; Гефеста сопровождают два демона Власть и Насилие. Хор нимф — Океанид. Океан хочет помочь Прометею, тот его отвергает. Приходит Ио в виде коровы, он рассказывает ей ее судьбу: странствия, в Египте родит от Зевса сына, предка Геракла. Вспоминает все свои дары людям. Гермес пытается выяснить у Прометея судьбу Зевса, но уходит, ничего не узнав. Гром, молнии, Прометей => под землю. Историческая основа трагедии – становление человеческой цивилизации. Трагедия хочет убедить в необходимости борьбы со всякой тиранией и деспотией. Основное - гуманизм, духовная свобода чел. личности, прогресс.

Наши рекомендации