Философские учения Древнего Китая
Мочалов Михаил Юрьевич
Лекция1 Понятие философии.
Философия как одна из форм мировоззрения.
Ф ОРМЫ МИРОВОЗЗРЕНИЯ |
МИФ РЕЛИГИЯ ФИЛОСОФИЯ
1 ) МИФЫ древние сказания о фантастических существах, о деяниях богов, героев
способ понимания мира на ранних стадиях общественного развития
Мифы (греч. mýthos — предание, сказание, миф) - создания коллективной общенародной фантазии, обобщённо отражающие действительность в виде чувственно-конкретных персонификаций и одушевлённых существ, которые мыслятся первобытным сознанием вполне реальными. Например, ремесло, взятое в целом, со всеми характерными для него признаками, во всём его развитии и со всеми его историческими судьбами, мыслилось в виде некоего живого и разумного существа, управлявшего всеми возможными видами и областями ремесла. Отсюда и возникли мифологические образы богов-ремесленников, богов-земледельцев, богов-скотоводов, богов-воинов и т. д.: славянский Велес (Волос) или кельтский Дамона, представлявшие собой то или иное обобщение скотоводства.
- Мифы (социальные) 20века – арийская раса, коммунизм (светлое будущее).
2 ) РЕЛИГИЯ – вера в существование сверхъестественных сил, в их главенствующую роль в мироздании и жизни людей.
ВЕРА- способ существования религиозного сознания, особые настроения, переживания
КУЛЬТ- форма проявления веры, система утвердившихся ритуалов, догматов
«+» - формирование норм, идеалов, высоких человеческих ценностей
«-» - фанатизм, вражда к другим верам
Религиозное сознание усиливает идущую ещё от мифологии тенденцию разделения мира на мир физический и духовный.
3) В VII-VI вв до н.э. в Индии, Китае, Греции зародилась философия.
ФИЛОСОФИЯ – наука о наиболее общих законах развития природы, общества, мышления человека.
Разделы философии:
(1) онтология-учение о бытии
(2) гносеология-учение(теория) о познании
(3) логика-наука о формах правильного мышления
(4) этика- принципы, регулирующие жизнь людей
(5) аксиология- учение о ценностях
Отличие философии от религии: религия ориентируется на эмоционально-чувственную сферу, веру в сверхчеловеческие сущности, а философия ориентируется на экспериментальную доказуемость знания.
О сновной вопрос философии: проблема связи и соотношения объективного мира и сознания.
материалисты объективные идеалисты субъективные идеалисты
Лекция2 Философские учения Древнего Китая и Древней Индии.
Философские учения Древнего Китая.
V I –III вв. до н.э – в Китае происходят значительные социально-политические и экономические изменения расцвет культуры и философии. Существовало «сто школ» философии.
ДАОСИЗМ - Лао-Цзы («старый учитель», 604-531 гг до н.э.)
Дао (путь) – мировая закономерность, которой подчиняются природа и люди. Дао – «корень неба и земли, мать всех вещей». Трудно постичь Дао. Дао приводит к изменениям вещей. Нужно вернуться от искусственного (волей человека) Дао к естественному. Недеяние, спокойствие и умеренность. Необходимо отказаться от излишних знаний.
КОНФУЦИАНСТВО - Кун-Цзы (551-479 гг до н.э.). Этическое учение о поведении людей. Человек должен стремиться к идеалу «благородного мужа» (цзюнь цзы):
§ Взаимность (шу) – не делать другим то, что не желаешь себе
- Золотая середина (чжун юн) – не впадать в крайности
- Человеколюбие (жэнь) – почтительность к родителям, старшим, великодушие, правдивость
В отличие от Лао-Цзы, Конфуций считал необходимым учить народ. При этом сочетать заучивание с размышлением.
М ОИЗМ - Мо-Цзы (475-395 гг до н.э.). Небо любит справедливость и ненавидит несправедливость. Причина людских бед – «взаимное разъединение», при котором различные интересы людей порождают взаимную ненависть. Выход: «всеобщая любовь, отрицание нападений, почитание мудрости».
Моисты первыми в Древнем Китае начали изучать процесс познания (стализаниматься гносеологией!). «Источник знания и критерий истины – коллективный опыт. На основе чувственного опыта создаются понятия, суждения, познаются причины».
ЛЕГИЗМ /ФА-ЦЗЯ («законники») - Хань-Фэй (280-233 гг до н.э.). Человек по природе зол, и его не исправить воспитанием, а лишь строгими законами. Законы должны быть едины для всех.