Учет состояния развития
Выбирая способ взаимодействия с клиентом, учитывайте его состояние развития и ясности. Желательно подвергать клиента тем испытаниям, которые лучше всего способствуют его продвижению. Что для этого нужно—зависит от того, насколько далеко он уже прошел.
Вначале идеи и переживание собственных реакций обычно являются для клиента более чем достаточным испытанием. Он еще не достиг личной ясности. Внутренние реакции обеспечивают все требующиеся развлечения и учебный материал.
Затем наступает поворотный момент, который можно назвать состоянием личной ясности, после которого собственные семантические реакции уже не являются самым интересным полем. Личность переросла их и прекрасно знает, что эти реакции осуществляет она сама. И если она не подвергается внешним потрясениям, она не обязана как-то реагировать. Она не создает для себя стрессовых ситуаций в своей голове. Ее внимание естественно направлено наружу, и для того чтобы вызвать у нее стрессовое состояние, нужно её участие в чем-то за пределами её личной сферы.
Просто сидеть и спокойно разговаривать о чем-то с дружественным фасилитатором может стать слишком беззубым занятием. Теперь личность может справляться с беспорядком побольше. Поэтому будет лучше, если вы как фасилитатор станете чуть более изобретательным.
Сердцевина системы преобразующего процессинга—это действительно семантическая часть, сидеть-и-говорить-о-смысле-вещей. Но вы вполне можете расширять ваш репертуар действий. В любом случае вы можете направлять клиента к реальным действиям во внешней жизни, испытывающим его способности.
Чтобы поднять ставки, вы например можете делать более трудные проверки достигнутых результатов. До личной ясности нам достаточно того, что клиент лучше относится к проработанной теме. После этого момента мы вполне можем настаивать на проверке.
Каждый модуль можно выполнять с большим или меньшим количеством испытаний. Вы можете заниматься темой общения, просто проходя идеи разных способов общения, расширяя способы мышления об этом, справляясь с любыми враждебными реакциями на идеи. Или вы можете реально подвергнуть личность какому-то общению. То есть, не удовлетворяясь спокойным отношением клиента к идее громко говорящих людей, вы можете реально громко с ним поговорить и пронаблюдать его реакцию. Не веря словам клиента о том, что он может разговаривать с бомжами на улице, вы можете повести его в трущобы и попросить его реально сделать это.
Более непосредственные испытания клиента выполняют несколько задач. Они подчеркивают, что нам нужны именно реальные, проверяемые результаты, а не просто идеи. Они дают клиенту что-то стрессовое, движущее его вперед. Они реально проверяют и подтверждают любые полученные результаты, добавляя жизненные ситуации, и таким образом результаты становятся более устойчивыми.
Но будьте осторожны, тот, кто не достиг личной ясности, наверное, не готов к этому. У него скорее всего есть семантические реакции на ИДЕЮ того, что вы делаете, и эти реакции могут сорвать процессинг и затормозить его продвижение.
Забрасывать кого-то в ошеломляющее количество действий редко полезно как инструмент процессинга. В лучшем случае это непредсказуемо. Мы стремимся к тому, чтобы действий было как раз достаточно для испытания и стимулирования личности, но достаточно мало, чтобы их можно было преодолеть и совершенствоваться с самой эффективной скоростью.
Последовательность сфер—это хороший ориентир для того, в какие ситуации забрасывать личность. Личность с ясностью в личной сфере нужно забрасывать в межличностные отношения, но не нужно толкать в обстановку группы. Когда у нее есть межличностная ясность, то пришло время поставить её перед группами, делающими что-то чуть больше возможностей личности. Конечно, личность может заниматься чем угодно из более высокой сферы, вам только не нужно ввязывать её в них в ходе процессинга.
Семантические реакции часто происходят в сфере чуть ниже той, на которой личность сосредоточена. То есть личность с межличностной ясностью, которую вынуждают справляться с трудной групповой ситуацией, скорее всего будет реагировать через кажущуюся межличностную проблему. Тогда как если бы она была один на один с кем-то, не было бы никаких проблем. Но динамика более высокой сферы вытаскивает на поверхность некоторые проблемы, которые вполне могут проявляться под маской межличностных. Или возможно, в виде личной проблемы.
Например, стресс бурной групповой ситуации может вызвать у человека неожиданный недостаток уверенности в себе и привести его к ссоре с женой. Это не обесценивает тех успехов, которые мы достигли в личной и межличностной сферах. Это просто значит, что более высокая сфера снова активизирует эти сферы, в виде реакции на деятельность более высокой сферы.
По сути все сферы взаимосвязаны. Но их различение дает нам полезную карту. Хорошо всегда знать, в какой сфере что-то происходит. На пути развития личности мы начинаем с самой маленькой сферы и работаем по направлению к всё более широким сферам. Но если вас попросят разобраться с ситуацией, возникшей в одной из этих сфер и включающей в себя много людей, вам не обязательно поступать так же. Например, если вам нужно разобраться с неприятностью в группе, то наверное разумнее всего сначала разобраться с групповыми проблемами, затем с межличностными проблемами, и затем с личными проблемами членов группы.