Основные идеи и принципы культурно-исторического (цивилизационного) подхода
Теория культурно-исторических типов или цивилизационный подход - методологическая парадигма, позиционирующая мир культуры, цивилизации как сосуществование различных, внутренне целостных типов культуры, цивилизации, между которыми нет отношений взаимообусловленности, преемственности или устойчивых, воздействующих на их внутреннюю структуру форм культурного обмена и каждая из которых имеет собственные источники развития и развивается по собственным законам. В сущности, культурно-исторический, цивилизационный подход – методологическая традиция, включающая в себя достаточно разнообразные методологические идеи и процедуры, главное, что объединяет это разнообразие, утверждение принципа культурного плюрализма, подчинение этому принципу всего исследовательского процесса. Важнейшим смысловым элементом культурно-исторического подхода является критика европейского просвещенческого модернизационного проекта, соответственно, критика идеалов европоцентризма и в целом культурного монизма.
Рассмотрим основные принципы и исследовательские процедуры культурно исторического (цивилизационного) подхода.
В основании культурно-исторического, цивилизационного подхода лежит принцип культурного плюрализма, согласно которому общечеловеческая культура, цивилизация – идеологический миф, порожденный претензией европейской культуры, цивилизации на культурный диктат. Реально существует лишь множество историко-культурных типов цивилизаций. Принцип плюрализма культур, цивилизаций выступает как антитеза принципу культурного монизма, поэтому культурно-исторический подход не просто постулирует идею культурного плюрализма, но ориентирует исследователя на реконструкцию сложившихся монистических форм концептуализации.
Помимо этого теория культурно-исторических типов базируется на принципе органицизма - квалификации культуры или цивилизации как автономного организма, жизнь которого подчинена его внутренним законам, но не внешним, единым для всего человечества закономерностям существования и развития. Органицизм понимается не столько в натуралистическом, сколько в виталистском ключе, как воплощение жизненной стихии. Витализм (от лат. vitalis – жизненный, живой) - учение о качественном отличии живой природы от неживой, о принципиальной несводимости жизненных процессов к силам и законам неорганического мира, о наличии в живых телах особых факторов, отсутствующих в неживых. Мировоззренческую основу культурно-исторического подхода составляет «философия жизни», определяющая культуру как форму, в которую облекается жизненный поток. С точки зрения сторонников теории культурно-исторических типов, культура, цивилизация, будучи целостным организмом, имеет свою коллективную душу или свой уникальный способ ответа на вызов истории, свой гештальт (нем. Gestalt – форма, образ, облик, конфигурация). Развитие культуры есть раскрытие этого исходного тематического ядра культуры, раскручивание ее неповторимого и уникального духовного смысла.
Главное, от чего отталкивается культурно-исторический подход, утверждение, что, будучи организмом, культура или цивилизация развивается по траектории жизненного цикла, проходя стадии рождения, детства, юности, зрелости, старения и умирания. Бытуют и иные наименования стадий развития культуры, например, по аналогии с временами года в природе – весна, лето, осень, зима. Критика европоцентризма сопрягается с критикой концепции однолинейного развития культуры, цивилизации. Развитие человечества рассматривается как сложный полифонический процесс, в котором разные цивилизации сменяют друг друга, расцветают и увядают, рождаются и умирают. Таким образом, конкретные события циклического движения культур-цивилизаций могут различаться, но сам закон циклического воспроизводства сущностных форм культурно-исторических целостностей является единым и универсальным.
Теория культурно-исторических типов выдвигает идею культурного изоляционизма– идею пагубности культурных влияний, заимствований, разрушительно действующих на культурные организмы, облекающие их своеобразный дух в чуждые формы. Изоляционизм базируется на представлении о равноценности культур, которое соединяется с убеждением о недостижимости их взаимопонимания, вследствие того, что иная культура есть непроницаемая для инокультурного взгляда «вещь в себе».
Значение понятий «культура» и «цивилизация» в рамках культурно-исторического подхода неоднородно. Некоторые ее представители (Н.Я.Данилевский, А.Тойнби) рассматривают эти понятия как сопряженные и коррелирующие, цивилизация квалифицируется как форма социального бытия культуры. Однако достаточно распространена среди сторонников культурно-исторического подхода и иная, шпенглеровская точка зрения, согласно которой цивилизация есть лишь заключительная стадия развития культуры.
Сторонники культурно-исторического подхода отказываются от рационально сконструированных объяснительных схем и утверждают чувственное познание как адекватный способ изучения культур, цивилизаций. Принцип иррационализма обосновывается тем, что жизненная стихия, составляющая основу культуры – иррациональна, ее нельзя постичь рациональным способом, возможно лишь вчувствование в жизнь, ее интуитивное постижение.
Цель культурно-исторического подхода: постижение культуры как уникального организма; выявление только ему присущих исходных характеристик - коллективной души, уникального смыслового ядра, гештальта; определение стадии жизненного цикла культуры.
Основные процедуры культурно-исторического подхода:
а) Вычленение культурно-исторического типа (цивилизации), понимаемого как целостный, самобытный, самодостаточный и внутренне гармоничный организм.
б) Вчувствование, непосредственно-интуитивное усмотрение и образно-символическое описание «души» культуры», ее смыслового ядра, гештальта, уникального способа ответа на вызов истории
в) Определение стадии жизненного цикла, на которой находится в своем развитии организм, реконструкция предыдущих стадий.
г) Сравнение выделенного культурного организма с другими, находящимися на аналогичных стадиях жизненного цикла культурными организмами. Сравнение культур, цивилизаций без учета стадий их развития квалифицирует как некорректное.
д) Прогнозирование будущего культурно-исторического типа, поиск путей выхода из кризиса.