Ф. и наука. Ф. и медицина

Философия, будучи уникальным интеллектуальным и гуманитарным явлением, занимает одно из ведущих мест в духовной культуре общества. Философия органично взаимодействует со всеми другими формами общественного сознания – наукой, искусством, политикой, правом, религией. Она устанавливает взаимосвязи между ними и анализирует их фундаментальные проблемы. Поистине философия, по справедливому замечанию Г. Гегеля, является квинтэссенцией, т.е. самым главным в духовной жизни человека.

Философия и наука.

При рассмотрении этого вопроса можно выделить два его основных аспекта:

1) является ли философия наукой;

2) взаимодействие философии и конкретных частных наук;

Первый аспект. Невозможно отрицать научного характера философии, несмотря на бесспорные отличия философии от науки. Философия выступает одним из мощных потоков развития человеческого знания и культуры. И если рассматривать с позиции истории, то можно обнаружить преемственность и взаимосвязь в развитии философского знания и науки. Выводы, полученные в рамках философии, служат не только средством получения научного знания, но и сами входят в содержание науки. Не случайно многие крупные ученые в области конкретных наук являлись и виднейшими представителями философии: Пифагор, Аристотель, Д. Бруно, Н. Коперник, Р. Декарт, К. Маркс, З. Фрейд и многие другие. Более того, философские прозрения нередко опережали открытия и выводы науки. Идеи атомистики, например, были высказаны древними философами за несколько веков до нашей эры, тогда как в естествознании дискуссии о реальности атомов продолжались даже в XIX веке. И многие другие фундаментальные идеи были выдвинуты в философии значительно раньше, чем получили признание и подтверждение в естествознании: законы сохранения, принцип отражения и др.

Философия обладает очень многими признаками и свойствами науки:

ü рационально-обобщенное понимание действительности;

ü понятийный тип мышления;

ü ориентация на доказательства и аргументы;

ü опора на знание, на данные и достижения наук;

ü системность и внутреннее единство, логичность построения;

ü наличие особого понятийно-категориального аппарата.

Следовательно, философия является наукой, но наукой специфической, мировоззренческой, занимающей в ряду наук особое место.

Второй аспект – взаимодействие философии и частных конкретных наук. Современная философия уже не может претендовать на роль науки наук, включать в себя все знания. Конкретные частные науки имеют собственный предмет исследования, свои законы и методы, свой уровень обобщения знаний. Философия же делает предметом своего анализа обобщение частных наук, т.е. она имеет дело с более высоким, вторичным уровнем обобщения. Если первичный уровень приводит к формулированию законов конкретных наук, то задача второго уровня – выявление более общих закономерностей и тенденций. В результате философия выступает как теоретическое мышление, опирающееся на достижения частных наук. Крупнейшие открытия в частных науках способствовали и интенсивному развитию философии, и наоборот.

Однако философия не только испытывает влияние со стороны частных наук, но и сама оказывает воздействие на их развитие. Разумеется, философия не призвана делать какие-либо открытия естественнонаучного характера. Ее влияние осуществляется через философское мировоззрение, которое воздействует на методологические позиции и установки ученого, его отношение к миру и познанию, а также на его отношение к необходимости развития той или иной конкретной области знания.

Таким образом, философия выступает как наука, но особая, с предельным уровнем обобщения. Студентам следует разъяснить, что философия имеет свой предмет и методы исследования, свой понятийно-категориальный аппарат, однако не является научным знанием в чистом виде благодаря наличию ценностного, этико-интуитивного и духовно-практического компонентов. Предмет философии шире предмета исследования любой отдельной науки, философия обобщает и интегрирует иные науки, но не поглощает их, не включает в себя все научное знание и не стоит над ним. Философия занимает особое место в ряду наук, место науки методологического и ценностно-ориентационного плана.

Философия и медицина

Изучение философии в медицинском вузе не следует рассматривать лишь как развитие общей культуры и кругозора врача, хотя данная задача также решается. Овладение философской мудростью позволит прежде всего обогатить сознание будущего специалиста опытом и искусством рационального мышления лучших умов человечества, а также сформировать навыки целостного восприятия мира и концептуального мышления, без которого невозможно подлинное клиническое мышление.

Высоким уровнем профессионального мышления обладали отечественные клиницисты XIX – начала XX вв. Они аргументировано отстаивали преимущества физиологического созерцания (по их терминологии) в медицине по сравнению с анатомическим восприятием. Тем самым они заложили предпосылки перехода медицинской теории от органопатологии к антропопатологии, т.е. к целостному пониманию истоков и хода болезней.

Философия стала насущно необходимой медицине как опыт условной теоретической символизации и осмысления Бытия и человеческого присутствия в Бытии. Философия становится при этом мерой человеческой жизнедеятельности. С одной стороны, философские суждения, имеющие, прежде всего, аксиологическую (ценностную) направленность, пробуждают интерес и потребности врача в философском осмыслении медицинской реальности. С другой стороны, философская методология рассматривает всякую врачебную деятельность как спонтанный процесс умственного прозрения. Отсюда естественное стремление думающих медиков к овладению искусством целостного понятийного мышления, стремление не просто накапливать массу полезных сведений, научных знаний, приобретения профессиональных навыков, но и познавать смысл и назначение человеческой жизни, представляя ее как целостный и единый процесс.

Согласно диалектике познания, понимание частного требует знания общего, проявлением которого это частное является. Медицина способна помочь конкретному больному лишь в том случае, если ей известны и понятны общие признаки поразившей его болезни. А это, в свою очередь, требует целостного восприятия человека и мира вокруг человека, которое как раз и является целью философского познания.

Учиться следует не самой философии как таковой, не стоит ограничиваться лишь запоминанием ее «вечных» истин. Надо учиться именно искусству философствования, искусству философского мышления – умению критически осмысливать и собственные достижения, и достижения науки, в том числе и медицинской. Следует изучать культуру философского постижения и осмысления бытия и жизни людей. Наше с вами обучение философии должно объединить обе эти стороны. Мы должны обогатить свою память знанием многих философов и их концепций, а также научиться самостоятельно мыслить, овладеть навыками философского рассуждения и осмысления окружающей действительности и своей профессиональной деятельности.

5.Античная ф.

Античная (древнегреческая) философия создана греческими философами, жившими на территории современной Греции, а также в греческих полисах (торгово-ремесленных городах-государствах) Малой Азии, Средиземноморья. Причерноморья и Крыма, в эллинистических государствах Азии и Африки, в Римской империи. Нередко философия древнего Рима либо непосредственно отождествляется с древнегреческой, либо объединяется с ней под общим названием – «античная философия». Существует несколько периодизаций древнегреческой философии. Приведем одну из них:

1. Натуралистический период (досократики) или ранняя классика (7 - 5 в.в. до н.э.). Это Милетская школа – «физики», Гераклит Эфесский, пифагорейцы, элеаты, плюралисты, физики-эклектики.

2. Гуманистический период (средняя классика) – атомисты, софисты, Сократ (середина 5 – начало 6 вв. до н.э.);

3.Период большого синтеза (высокая классика) – Платон, Аристотель (4 в. до н.э.);

4. Римско-эллинистическая философия – кинизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм, эклектизм;

5. Религиозный период античной мысли – неоплатонизм (3 в. н.э.)

6.досократики

Натуралистический период (ранняя классика) представлен творчеством философов, искавших первоначало, породившее все сущее. Взгляды этих мыслителей отличаются ярко выраженным космоцентризмом, повышенным вниманием к проблеме объяснения явлений окружающего мира, гилозоизмом – одушевлением неживой природы, признанием существования богов. Метод философствования натуралистов – декларирование собственных взглядов.

Милетская школа существовала в 6 в. до н.э.Она получила свое название от города Милет в Малой Азии, где была основана. Представители этой школы выступали с материалистических позиций, занимались не только философией, но научными исследованиями. ФАЛЕС (640-560 гг. до н.э.) – основатель милетской школы, один из самых выдающихся греческих ученых и философов. Первоначалом («архе») всего сущего считал воду. Он представлял Землю в виде плоского диска, который покоится на воде и считал, что неживая природа, все вещи имеют душу, точно определил продолжительность года – 365 дней, Землю представлял центром Вселенной, сделал ряд математических открытий (теорема Фалеса). АНАКСИМАНДР (610-540 гг. до н.э.) – ученик Фалеса. Первоначалом всего сущего считал «апейрон» – вечную, бесконечную, неизменную субстанцию, из которой все возникло, все состоит и в которую все превратится. Высказал догадку о происхождении человека от животных, о круговороте элементов в живой природе. АНАКСИМЕН (546-526 гг. до н.э.) – ученик Анаксимандра. Первопричиной всего сущего считал воздух, все вещи суть различные концентрации воздуха. Отождествлял божества с силами природы и небесными светилами.

ГЕРАКЛИТ ЭФЕССКИЙ (544-483 гг. до н.э.) первоначалом всего сущего считал огонь, вывел закон единства и борьбы противоположностей, считал, что весь мир находится в постоянном движении и изменении. Признавал круговорот веществ в природе, сформулировал принцип Логоса – мирового Разума – всеобъемлющего божества, движущей силой всех процессов считал борьбу: «война есть отец всем и мать всему». Был сторонником цикличности мировых событий.

ПИФАГОРЕЙЦЫ – сторонники и последователи ПИФАГОРА (580-500 гг. до н.э.), древнегреческого философа и математика. Пифагорейцы первопричиной, первоосновой всего сущего считали число. Все существующее и происходящее можно измерить числом и свести к числу. Число – средство познания мира, промежуточное между чувственным и разумным познанием. Единица – мельчайшая частица всего, семь – божество среди чисел. Мир – гармония противоположностей: четное - нечетное, светлое - темное, правое -левое, мужское - женское и т.п. Наука – средство очищения души.

ЭЛЕАТЫ – философы из древнегреческого полиса Элея на территории современной Италии. Наиболее известные представители – Ксенофан (580-490 гг. до н.э.), Парменид (540-480 гг. до н.э.), Зенон (490-430 гг. до н.э.).Создали учение о бытии. ПАРМЕНИД трансформировал космологию в онтологию – теорию бытия. Бытие есть единое в мире, оно не имеет прошедшего, вечно настоящее без начала и конца, неизменно и неподвижно, закончено и совершенно. Возникновение из него и превращение в него невозможно. Мыслить ничто невозможно, так как быть и мыслить – одно и то же. ЗЕНОН прославился своими доказательствами – апориями бесконечной делимости бытия и невозможностью мыслить движение. МЕЛИСС из Самоса добавил к характеристике бытия бестелесность.

ФИЗИКИ-ПЛЮРАЛИСТЫ: ЭМПЕДОКЛ (484-421 гг. до н.э.) считалначалом вещей сочетание четырех элементов - воды, воздуха, земли и огня. Эти элементы неизменны, их объединяет любовь и разъединяет вражда. АНАКСАГОР из Клазомен (500-428 гг. до н.э.). Все рождается из соединения и разъединения гомеомерий, подобных частей, которые являются семенами бытия. Семян бесконечно много, их упорядочивание зависит от Нуса – ума.

Гуманистический период (Средняя классика).

АТОМИСТЫ – ЛЕВКИПП, ДЕМОКРИТ (460-371 гг. до н.э.) первоначалом всего сущего считали атомы – неделимые мельчайшие тела. Атомы вечны, неизменны, отличаются друг от друга порядком, расположением. Атомы движутся в пустоте. Различаются три вида движения атомов – хаотичное, вихреобразное, испарения (запахи). Соединение атомов случайно. Космос не создается разумом, ум следует за Космосом. Атомисты придерживались материалистических позиций. Демокрита называют основоположником материалистической традиции в философии – «линия Демокрита».

В данный период происходит смещение оси философских исследований с космоса на человека, происходит философское открытие человека. До этого он считался рядовым элементом космоса.

7. Софисты и Сократ

СОФИСТЫ (5 – первая половина 4 вв. до н.э.) не столько философы- теоретики, сколько учителя философии, ораторского искусства, других видов знаний. Это представители древнегреческого просвещения. Различают старших софистов (Протагор и др.) и младших софистов (Гиппий и др.)В качестве критерия оценки всего существующего софисты выдвигали субъективное мнение человека. Согласно Протагору вне человеческого сознания ничего не существует, нет ничего раз и навсегда данного. «Человек – мера всех вещей». Истинное познание недостижимо, существует только мир мнения. Софистов характеризует неприятие традиций, использование логических уловок (софизмов).

СОКРАТ (470-399 гг. до н.э.) официально не принадлежал к софистам, но разделял некоторые их идеи. Сократ – учитель человечества, хотя и не оставил письменного наследия. Согласно Сократу, сущность человека – это его душа, мыслительная активность, нравственное поведение. Душа способна познавать, познание совершенствует человека, делает его добродетельным. Самое главное проявление души – самообладание, свободное господство над телом. Душа счастлива, если она добродетельна, таких людей предпочитают боги. Душа каждого человека «беременна» истиной, роды истинной мысли возможны на основе метода майевтики – через приведение собеседника в замешательство. Таким путем душа освобождается от иллюзии знания, и тогда истину можно найти в диалоге – путем доказательства в свободном споре. В единстве этих моментов – диалектика Сократа. Под влиянием идей Сократа сложились философские учения , т.н. «сократических школ»: А) Киники (от греч. слова «собака») обосновали идею свободы вне общества, отрицали практически все общественные нормы (Антисфен и др.). Б) Киренаики - высшую цель жизни видели не в познании , а в наслаждении (Аристипп и др.). В) Мегарики считали сознание и мудрость высшим благом, проявлением жизненной энергии (Евбулид и др.). Г) Эгейско-эритрейская школа стремилась к оттачиванию логического искусства. Д) Диалоги Платона.

8.Платон

Период большого синтеза (Высокая классика).

ПЛАТОН (427-347 гг. до н.э.) - самый знаменитый ученик Сократа, оставил после себя обширное письменное наследие – диалоги, заложил основы идеалистической философии («линия Платона»), создал философскую школу в 387 г. до н.э., которая просуществовала до 529 г. н.э. в Византии. Платон создал учение о двух планах бытия – 1) феноменальном, постигаемом чувствами и 2) сверхчувственном, постигаемом интеллектом, умопостигаемая реальность. Сверхчувственный мир, гиперурания, состоит из идей, которые суть сущности вещей, их образцы. Мир – это материальное отображение идей. Идеи вечны, неразложимы, неизменны. Первоначало идей, вещей, всех свойств – Единое. На его основе мир идей иерархически организован – самая высокая идея – идея блага. Она – функция единого. Единому противостоит начало множественности (инаковости) – диада. Из соединения единого (целого) и диады вырастает тотальность всех идей Единое – принцип бытия, истины, ценности. Восхождение от идеи к идее – основа диалектики Платона. Демиург (бог) на основе идей создал физический космос. Мир – это видимый бог. Мир наделен душой – сущность, тождество, различие – ее принципы. Душа вечна и неизменна Человек получает ее при рождении, когда происходит вселение души в тело (метампсихоз). Душа способна к познанию — истина извлекается из глубины души припоминанием (анамнез) всего, виденного раннее. Ступени познания – мнение (знание чувственного мира) и знание (знание идей). Научный поиск, накопление знаний – способ очищения души от греха, цель тела – катарсис, стремление достигнуть высшего блага через познание как добродетель есть процесс уподобление божеству, и это важный моральный долг человека. К сверхчувственному миру человек может подняться силой Эроса – любви как жажды красоты, добра, блага, мудрости, счастья, бессмертия.

Особую роль в философии Платона играет учение о государстве.Основная задача государства – создание справедливости, гармонии классов. Идеальное государство состоит из трех классов: 1) крестьян, ремесленников, купцов, 2) стражников, 3) мудрецов-просветителей. Основой политики государства должна быть философия. Первенство в государстве принадлежит закону при всех формах правления – монархии, тирании, аристократии, олигархии, демократии и тилократии (власть военных). Платонизм и неоплатонизм стали ведущими направлениями европейской философии

9.Аристотель

АРИСТОТЕЛЬ (384-322 гг. до н.э.), ученик Платона, воспитатель Александра Македонского, с 367 по 342 гг. до н.э. работал в академии Платона, с 347 по 335 гг. до н.э. работал в Пелле, столице Македонии, с 33 по 322 гг. до н.э. работал в собственной философской школе – Ликеe, упраздненной в 86 г. до н.э. Проблемы в этой школе обсуждали в ходе прогулок (перипатос), поэтому последователей Аристотеля называют также перипатетиками. Аристотель подверг критике Платона за разделение мира идей и вещей. Чистых идей не существует, есть только единичные и конкретно определенные вещи, неделимые (индивидуумы). Индивидуум - первая сущность, а их виды и роды – вторая сущность. По Аристотелю, субстанция (сущность) – композиция материи и форма. Материя ecть потенция, способная принять форму. Форма - актуализация этой способности. Их соединение – акт, достижение энтелехии (совершенства). Материя пассивна, форма активна. Высшая форма всего сущего – Бог, находящийся вне мира.

Бытие состоит из десяти высших разрядов, родов, которые Аристотель обозначил как категории: субстанция (сущность), качество, количество, отношение, действие, страдание, место, время, положение (имение), состояние (покой). Кроме познания бытия, субстанции и сверхчувственной субстанции метафизика или первая философия исследует причины, первые и высшие начала Их четыре вида – формальная причина, материальная, действующая, финальная.

Движение – это переход из потенции в акт. Оно осуществляется в четырех видах: 1) возникновение – разрушение, изменение в субстанции, принятие формы, 2) превращение, изменение в качестве, альтерация, 3) возрастание – убывание – изменение в количестве, 4) перемещение – трансляция – изменение по месту. Движение существует благодаря вечному, неподвижному перводвигателю, который является и действующей и целевой причиной сущего.

Материя бесконечна как потенция, но не актуальна. Каждая вещь имеет свое место в пространстве, время – исчисление движения на «сначала» и «потом». Мир делится на подлунный, несовершенный, со всеми формами изменения и надлунный – совершенное круговое движение небесных тел. Кроме этого есть особая сущность – эфир, вечный и неизменный.

Человек наделен понимающей душой и способностью рационального познания Душа трехчастна, это субстанция, форма физического тела, энтелехия. Следует различать душу вегетативную, чувственную и рациональную. Понимание – способность познавать чистые формы, которые содержатся в ощущениях чувственной души и фантазии. Мышление – перевод форм как потенций в актуальное, через понятие рациональной душой. Согласно Аристотелю, этот перевод подчиняется логике, которую он впервые разработал как часть философии. Человек – это интеллект, он отличается от животных только разумом Высшая цель человека – счастье, стремление к благу, повышение активности своего разума Высшая добродетель человека – справедливость, рассудительность и мудрость, познание себя и реальности.

Люди имеют врожденную склонность жить вместе, в обществе Регулирующий механизм общества – государство. Оно должно опираться на конституцию. Возможны шесть типов государства – монархия, тирания, аристократия, олигархия, охлократия (власть толпы), демократия (демагогия) Наилучшая форма государства – полития – смесь олигархии и демократии. Рабство неизбежно в государстве.

Эпоха эллинизма представлена философскими школами, возникшими на территории Греции и тех государств, которые возникли после завоеваний Александра Македонского. Они отразили новые условия жизни древнего грека – космополитизм, расчет только на собственные силы, ассимиляцию элементов восточной культуры, крушение расистских предрассудков о варварах.

10.Эллинизм

ФИЛОСОФИЯ ЭПИКУРА (341-270 гг. до н.э.) состоит из трех частей логики, физики и этики. Логика – учение о критериях истины. Окружающий мир познаваем через ощущения. Они объективно и адекватно создают образы предметов (через их истечения). Отпечаток ощущений в памяти дает возможность предвосхищения. Истина удостоверяется также чувством наслаждения или страдания.

Физика должна представить мир в его последних основаниях. Реальность образована из тел и пустоты, она бесконечна. Тела бывают сложными и простыми, атомами. Атомы падают в пустоте, способны к произвольным отклонениям, различаются фигурой, весом, величиной, ничто не рождается из небытия, количество миров бесконечно. Боги есть, но они равнодушны к человеку. Душа человека – агрегат атомов.

Физика – основание этики, учения о целях человека, счастья и целях его достижения пространстве реальности есть место для счастья, оно основано на вытеснении страдания и беспокойства. Для счастья человек нуждается только в самом себе, для этого излишни боги, государство, знатность и т. д.

Сущность человека материальна. Он носит благо в своей природе, и это благо в наслаждении, удовольствии – естественных движениях. Удовольствие – это, прежде всего, отсутствие страдания, здоровье, занятие любимым делом. Разумное ограничение желаний – норма жизни, надо стремиться к атараксии – невозмутимости души. Политическая жизнь принципиально неестественна. Для достижения атараксии надо избавиться от страха перед богами, смертью, отказаться» от зла в пользу счастья.

Философия стоиков – своеобразная реакция на воззрения киников и Эпикура. Ее основатель – Зенон из Китиона (333 – 262 гг. до н.э.). Он отверг сведение мира и человека к атомам, а смысла жизни – к благам и удовольствию.

Различают период ранней Стои (Стоя – портик в Афинах, где была основана эта философия) – 3 - 2 вв. до н.э., Зенон, Клеанф. Средняя Стоя (2 - 1 вв. до н.э.), Панетий, Посидоний. Поздняя Стоя (1 - 3 вв. до н.э.), римские философы Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий.

Философия Стои также имеет три части – логику, физику, этику. Логика - ее цель – разработка понятия истины, согласие чувства и разума – каталепсис. Такое согласие спонтанно. Истина исходит из бытия, и она материальна. Истину выражают понятия, универсалии, их создает мыслительная активность. Физика – учение о бытии. Бытие – это то, что страдает. Бытие и тело – одно и от же. Пассивное бытие – материя, активное – форма, разум, бог, Логос. Тела бесконечно делимы. Бог в себе содержит семена всех вещей. Он совпадает с космосом, который гармонизирован. Космос как целое совершенен. Все совершается по законам Разума. Миры возникают и разрушаются в творящем огне – логосе. Любая вещь сотворена по воле провидения, судьбы. Человек состоит из души и тела, душа телесна, состоит из восьми частей, они – фрагмент космической души. Этика – счастье в том, чтобы следовать природе. Мудрец подчиняется судьбе. Это значит – проявить свое разумное начало, жить, сохраняя бытие, жизнь. Моральное совершенство человека – это исполнение долга, действия, согласные с логосом и природой. Все люди, в том числе и рабы, способны достичь добродетели. Никто не является рабом от природы. Человеческие страсти – источник несчастья. Их надо избегать, воспитывая бесстрастие, бесстрашие. Мудрец суров и неумолим, непоколебим.

СКЕПТИЦИЗМ И ЭКЛЕКТИЦИЗМ. Наиболее известный представитель – Пиррон (360 - 275/270 гг. до н.э.).По мнению скептиков, можно быть счастливым и без знания истин и ценностей. Для этого надо иметь в виду следующее: 1) в мире господствует видимость, все вещи одинаковы, непостоянны, неразличимы; 2) ни к чему не питать доверия, жить без сомнений, ни о чем не судить; 3) лучше всего быть апатичным и невозмутимым.

НЕОПЛАТОНИЗМ – это учение Плотина (205-270 гг. н.э.), создавшего античный вариант философии, близкой к религиозной. Мир – это Единое – первое и абсолютное начало, производящее само себя. Единое бесконечно, нематериально, продуктивная потенция. Оно невыразимо, возвышается над бытием и интеллектом. Единое – причина всех вещей, благо. Оно – творящая свобода. Есть два вида активности Единого: свободное творение себя и порождающая необходимость Духа. Дух происходит из Единого. Единое – потенция всех вещей, Дух – идеальный образ вещей, интеллигибельный космос, мир чистой красоты как сущностной формы. Из Духа проистекает Душа – активность и действие Духа. Душа – создательница физического космоса, начало движения, чистое движение. Душа имеет иерархическую структуру: а) Высшая душа, пребывающая до творения космоса в союзе духом; б) Всеобщая душа – творящая чистая сила, создающая космос; в) частные души – тела, организмы, звезды и т.п.

Душа, создавая материю, полагает ее как периферию света, материя – зеркало форм идей, логоса. Душа творит жизнь во времени, копирующую жизнь Духа, который бесконечен. Физический космос совершенен. Человек предсуществует в состоянии чистой души. Сошествие души в тело есть проявление потенций космоса, в теле душа забывает о своем происхождении. Ощущение и восприятие – познавательные акты души. Есть чувствующая душа и душа воспринимающая идеи. Высшая форма активности души – ее свобода, страстное желание блага. Судьба души – воссоединение с Единым.

Плотин выделяет следующие пути такого воссоединения: 1) путь добродетели, 2) эротика, 3) диалектика, 4) путь опрощения, 5) мистический экстаз – погружение в созерцание Единого, слияние с бесконечностью. Сознательное состояние возникает на основе особой техники.

В последние века античного мира достижения медицины воплотились в творчестве Клавдия Галена (129-200 гг. н.э.). Гален был личным врачом императора Марка Аврелия. Истинный врач должен быт философом. Медицинские представления Галена основаны на анатомических исследованиях, изучении животных и растений , теории элементов Гиппократа, учении о рациональной, гневной и вожделеющей душе. Гален критиковал современников-медиков за невежество, коррупцию, эгоизм, леность.

Заключая изложение, можно сказать, что античная философия характеризуется культом знания и стремлением к объективному познанию Космоса.

11.Неоплатонизм

НЕОПЛАТОНИЗМ – это учение Плотина (205-270 гг. н.э.), создавшего античный вариант философии, близкой к религиозной. Мир – это Единое – первое и абсолютное начало, производящее само себя. Единое бесконечно, нематериально, продуктивная потенция. Оно невыразимо, возвышается над бытием и интеллектом. Единое – причина всех вещей, благо. Оно – творящая свобода. Есть два вида активности Единого: свободное творение себя и порождающая необходимость Духа. Дух происходит из Единого. Единое – потенция всех вещей, Дух – идеальный образ вещей, интеллигибельный космос, мир чистой красоты как сущностной формы. Из Духа проистекает Душа – активность и действие Духа. Душа – создательница физического космоса, начало движения, чистое движение. Душа имеет иерархическую структуру: а) Высшая душа, пребывающая до творения космоса в союзе духом; б) Всеобщая душа – творящая чистая сила, создающая космос; в) частные души – тела, организмы, звезды и т.п.

Душа, создавая материю, полагает ее как периферию света, материя – зеркало форм идей, логоса. Душа творит жизнь во времени, копирующую жизнь Духа, который бесконечен. Физический космос совершенен. Человек предсуществует в состоянии чистой души. Сошествие души в тело есть проявление потенций космоса, в теле душа забывает о своем происхождении. Ощущение и восприятие – познавательные акты души. Есть чувствующая душа и душа воспринимающая идеи. Высшая форма активности души – ее свобода, страстное желание блага. Судьба души – воссоединение с Единым.

Плотин выделяет следующие пути такого воссоединения: 1) путь добродетели, 2) эротика, 3) диалектика, 4) путь опрощения, 5) мистический экстаз – погружение в созерцание Единого, слияние с бесконечностью. Сознательное состояние возникает на основе особой техники.

В последние века античного мира достижения медицины воплотились в творчестве Клавдия Галена (129-200 гг. н.э.). Гален был личным врачом императора Марка Аврелия. Истинный врач должен быт философом. Медицинские представления Галена основаны на анатомических исследованиях, изучении животных и растений , теории элементов Гиппократа, учении о рациональной, гневной и вожделеющей душе. Гален критиковал современников-медиков за невежество, коррупцию, эгоизм, леность.

Заключая изложение, можно сказать, что античная философия характеризуется культом знания и стремлением к объективному познанию Космоса.

12.древняя Индия

Особенности древнеиндийской философии:

1. синтетичность: индийская философия рассматривает любую проблему сразу со всех сторон – с точки зрения онтологии, этики, логики, психологии, истории и теории познания и т.д., не обособляя их друг от друга;

2. практическая направленность: философские проблемы рассматривались, прежде всего, в целях самосовершенствования человека;

3. этический подход;

4. индийская философия считала освобождение от страданий и подчинения закону кармы высшим благом и главной целью жизни человека и целью философии;

5. пессимизм: все произведения древнеиндийской философии пронизаны чувством неудовлетворенности и беспокойства;

6. древнеиндийская гносеология изучает не внешние, видимые признаки предметов и явлений (это характерно для европейского типа познания), а процессы, происходящие в сознании человека при соприкосновении с миром предметов и явлений.

Возникновение и развитие философского мышления в Индии изначально было тесно связано с толкованием и объяснением древних мифологических текстов – Вед (I – II тыс. до н.э.), Брахманов, а затем и с оппозицией брахманизму. Именно в рамках брахманизма сформировался ряд идей, позже ставших общими для всех школ древнеиндийской философии. К числу этих сквозных идейдревнеиндийского мировоззрения относятся:

ü идея о том, что Огненное жизненное начало (Агни) проводится в сердцевину растения, в семя организма только и исключительно посредством воды – Сомы. Это главный принцип индийской натурфилософии, ее стихийная диалектика, утверждавшая единство и борьбупротивоположных начал (огня и воды, Агни и Сомы);

ü тождество Брáхмана и Áтмана. Брáхман – это высшая реальность, абсолютное безличное духовное начало, из которого возникает мир. Упанишады трактуют Брахман как генетическое и субстанциональное начало всего сущего. Воплощением брахмана является áтман – индивидуальная душа человека, любого живого организма. Атман – это индивидуальное и одновременно универсально-космическое психическое бытие. Атман заключен во всех живых организмах. Это целое и универсальное «Я». Тело же человека является только внешней оболочкой души-Атмана. Это означает отождествление человека, его «Я» со всем необъятным космосом. В этом тоже проявляется диалектика – единство и борьба души и тела, идеального и материального.

ü закон циклического развития – в Ведах бытие и небытие ассоциируются соответственно с выдохом и вдохом Брахмы-Космоса (бога-творца). Этот Космос-Брахма живет 100 космических лет (8640000000 земных лет), после чего он умирает и наступает абсолютное небытие, которое длится также 100 космических лет – до нового рождения Брахмы. Следовательно, вся бесконечная история мира – это чередование жизни Брахмы-Космоса и Абсолютного Небытия.

ü карма – закон морального воздаяния: совокупность всех добрых и дурных дел, совершенных человеком в жизни, определяет его судьбу в последующих инкарнациях. Это закон сохранения моральных ценностей, устанавливающий и поддерживающий порядок и справедливость. Люди сами связывают себя своими собственными эгоистичными помыслами и поступками. Освобождение от подчинения закону кармы стало общей целью всех философских школ Индии.

Все эти идеи и положения анализируются и толкуются во всех философских школах Индии, хотя и по-разному. Именно данные сквозные идеи обусловили единство столь разнообразных философских школ и направлений Индии.

Наши рекомендации