Достоинства. Есть несколько ключевых желательных показателей, которые можно отслеживать по ходу продвижения клиента
Есть несколько ключевых желательных показателей, которые можно отслеживать по ходу продвижения клиента. Их можно называть "достоинствами". Не в смысле какой-то моральной оценки, а просто как список качеств, которые желательны для большинства людей.
Это необходимо хотя бы потому, что эти качества показывают, насколько мы продвинулись в нашей работе. К тому же нам нужно обращаться с личностью немного по-разному в зависимости от того, где она находится.
Эти особенности не абсолютны. Но их определенно можно наблюдать и они настолько точны, насколько это в наших возможностях. Опытный наблюдатель должен уметь их замечать.
Каждую шкалу можно считать плавной и постепенной. Можно обладать каким-то качеством в большей или меньшей мере. Для наших целей здесь мы сильно всё упростим, как будто у человека или есть это качество, или нет. То есть люди находятся или на самом верху, или в самом низу. Это не совсем так, но это помогает нам замечать поворотный момент, когда личность переходит от отрицательной стороны качества к положительной.
Личность не обязательно устойчиво находится в каком-то состоянии. Например, во время стресса человек часто переходит в менее оптимальное состояние. В нашей классификации мы будем иметь в виду "нормальное" привычное состояние. То есть не тогда, когда человек ссорится или горит дом, а когда он сидит и говорит с кем-то ни о чем.
Будьте очень осторожны, говоря, что кто-то ЯВЛЯЕТСЯ чем-то. Никто на самом деле не ЯВЛЯЕТСЯ своим поведением или своими внешними качествами. Поведение и качества всегда могут измениться. Не говорите, что личность просто по своей природе ЯВЛЯЕТСЯ чем-то.
Присутствие
Присутствие—это насколько внимание личности обращено на происходящее здесь и сейчас.
Здесь | Личность, которая находится полностью здесь, сосредоточивается в основном на том, что происходит прямо сейчас, не в прошлом и не в будущем. Большая часть её энергии вкладывается в данный момент. Она не тратит время, печалясь о том, что она должна была сделать, или что должна бы делать теперь вместо того, что делает сейчас, или что она должна делать в будущем. Такая личность вполне может работать над достижением определенного будущего, но она осознает, что её жизнь происходит прямо сейчас, а не позже. |
Там | Личность "Там", если её спрашивать, объясняет свои действия тем, что она ОБЯЗАНА это делать, потому что что-то в прошлом или в будущем, или где-то еще, заставляет её делать это. Личность "Там" часто беспокоит то, что происходит где-то в другом месте, произойдет или уже произошло. |
В процессинге личность "Там" может обожать находить причины в прошлом и не так хорошо реагировать на рассматривание всего существующего как создаваемого в данный момент.
Ответственность
Ответственность—это насколько личность признает, что является причиной, или насколько она реагирует так, как будто она управляет обстановкой.
Причина | Личность в причине естественно предполагает, что она играет ключевую роль в прояснении своих ситуаций. Она признает, что является причиной, и наслаждается ролью того, благодаря кому что-то происходит. Она знает, что события создаются в текущий момент. |
Следствие | Личность-следствие обычно обвиняет кого-то другого или что-то другое. Для личности-следствия причина обычно "где-то там". Это может выражаться и в форме обвинения себя в прошлом. Например: "Это моя вина, я должен был сделать так-то и так-то"—тоже точка зрения следствия. |
В процессинге личность-следствие может отрицательно реагировать, если обращаться с ней как с причиной. Нам иногда нужно проработать разнообразные другие силы, следствием которых она себя воспринимает. И наоборот, личность-причина может отрицательно реагировать, если обращаться с ней как со следствием.
Способность осознавать новое
То, насколько личность способна обнаруживать новое, осознавать, что происходит, и самостоятельно учиться.
Осознает новое | Личность умеет обучаться, просто исследуя ситуацию. Гибко осознает новое в ходе непрерывного процесса обнаружения чего-то. Понимает, что свое обучение создает она сама. |
Не осознает нового | Личность считает, что её обучение приходит откуда-то извне. В основном ждет, чтобы что-то произошло. Часто не понимает чего-то и не обнаруживает ничего самостоятельно. |
Той личности, которая не осознает ничего нового самостоятельно, нужно больше убедительных причин для изменения. Личность, которая обнаруживает что-то самостоятельно, может меньше соглашаться на убеждение "причинами", и будет делать свои собственные наблюдения.
Интуиция
Интуиция—это показатель того, насколько личность восприимчива к информации, приходящей извне сознания.
Интуитивная | Интуитивная личность умеет принимать импульс, даже если он нелогичен и приходит из "ниоткуда". У нее работает механизм автоматического ответа. Она чутко реагирует на восприятия, приходящие с многочисленных уровней, даже если они подсознательны или сверх-сознательны, и она не может их объяснить. |
Буквальная | Буквальная личность согласна реагировать только на то, что она осознает и может объяснить логически. Она обычно отрицает полезность предчувствия, интуиции и всего остального, полученного без помощи логического анализа. Часто буквально воспринимает слова и символы. |
В процессинге буквальной личности может быть нелегко в прояснении происшествий. Она может требовать логических техник, которые сначала объясняются. Интуитивная личность скорее всего будет даже радоваться неожиданным процессам.
Творческие способности
То, насколько личность изнутри создает деятельность в данный момент, и насколько она умеет создавать новые возможности. Это способность делать что-то из ничего.
Творческая | Предпочитает действовать по-новому или по-другому, добавляя уникальную ценность во все, что делает. С готовностью и без особых причин выступает с новыми предложениями или идеями. Считает любую деятельность возможностью развлечься. Создает свой интерес к чему-то. |
Приспосабливающаяся | Предпочитает, чтобы дела продолжали идти по-старому. Старается вписаться и делать то, что от нее ожидают и что общепринято. Не выступает с новыми идеями. Если её всё же принуждают, она пытается построить творчество с помощью логики. Скучает, если ей не дают то, чем можно заняться. |
Приспосабливающаяся личность может предпочитать монотонные техники и чувствовать себя небезопасно при большой подвижности ситуации. Творческая личность может действовать наоборот.
Активность
То, насколько личность активна, действует, осуществляет что-то в жизни, изменяет дела в направлении того, что считает необходимым.
Активная | Наслаждается деятельностью. Активна, большую часть времени осуществляет что-то. Ловкостью добивается, чтобы дела двигались в положительном или требуемом направлении. Действует, основываясь на своих намерениях. Активность—ее естественное состояние. |
Инертная | Не действует, если не обязана. Часто постоянно делает одно и то же. Если нет внешнего стимула, остается неподвижной, не видя никакой особой радости в деятельности. |
Инертная личность нуждается в том, чтобы получать указания. В сеансе фасилитатору нужно точнее подготовить то, что будет происходить. У активной личности уже есть план того, что она будет делать. Ей скорее нужно консультирование в том, что она уже делает.
Способность выражать эмоции
Насколько подвижно личность изменяет эмоциональное состояние и насколько охотно его выражает.
Экспрессивная | Естественно выражает эмоции. Использует разные эмоции, соответствующие разным обстоятельствам. Реагирует на ситуации, чувствуя что-то и выражая это. Эмоциональное состояние довольно очевидно для других. Эмоции у такой личности—гибкая реакция на жизнь. |
Замкнутая | Выражает неизменную эмоцию, за исключением разве что редких вспышек не соответствующих ситуации эмоций. Или эмоции есть, или их нет. Подавляет реакции на обстоятельства. Другим неясно, что она чувствует насчет ситуации. |
Замкнутая личность неудобно себя чувствует, когда её просят выражать эмоции. Она предпочитает говорить о чем-то, и её может потребоваться постепенно продвигать к чувствам. Экспрессивная личность скорее всего не будет тратить на это время.
Эффективность
То, насколько личность умеет получать результаты наилучшим образом. Доводить дела до завершения, вносить порядок в беспорядок и так далее.
Эффективная | Напрямую достигает результатов. Довольно расслаблена в состоянии деятельности. Занимается сложившейся ситуацией и улучшает ее. По своей природе превращает путаницу в порядок. |
Неэффективная | У нее затруднения с тем, чтобы осуществлять что-то. Напрягается и расстраивается из-за того, что не получает никаких результатов. По своей природе превращает порядок в беспорядок. Откладывает дела на потом. |
В процессинге этим может определяться, насколько прямую ответственность берет на себя фасилитатор. Вы можете больше доверять эффективной личности в самостоятельном достижении результатов.
Честность
То, насколько личность может честно встретиться лицом к лицу с правдой о себе или сложившейся ситуации, и насколько хорошо она представляет эту правду другим.
Честная | Охотно признает сама себе и другим, что она воспринимает как правду. По своей природе выискивает самую правдивую оценку из известных. Движется к прояснению не-наилучших ситуаций. Старается создать гармонию на многих уровнях. |
Нечестная | Часто скрывает или изменяет правду. По своей природе выискивает формулировки, которые скрывают правду. Уходит от прояснения не-наилучших ситуаций. Старается отсоединить внешнюю формулировку от внутреннего состояния информации. |
В процессинге для нечестной личности нужно использовать уловки или уговоры, чтобы она что-то выдавала. Вам может потребоваться всегда отслеживать несоответствия и ожидать не того, что говорится.
Общительность
Насколько личность открыта и готова обмениваться информацией с другими.
Общительная | Может общаться с кем угодно о чем угодно, расслабленно и открыто. Наслаждается взаимодействием с другими людьми. |
Отшельник | У такой личности есть опасения и сомнения насчет общения с другими. Считает, что общение приводит к стрессу, психическому напряжению. Предпочитает не общаться. |
С общительной личностью можно просто прямо обсуждать что-то и шокировать её необычными идеями. К личности-отшельнику нужно подходить гораздо мягче, показывая ей, что можно безопасно общаться.
Принятие
То, насколько личность способна и готова принимать как есть разные точки зрения без никакой потребности их оценивать.
Принимающая | Открыта ко многим разным точкам зрения. Может одновременно охватывать много разных взглядов на что-то. Не нуждается в оценивании точек зрения, отличающихся от её собственной. |
Оценивающая | Реагирует на другие точки зрения, оценивая их. Обычно придерживается только одной точки зрения в каждый момент времени. Старается защищать свои взгляды. |
С оценивающей личность вам нужно быть более осторожным и формулировать свои высказывания так, чтобы подстраиваться под её взгляды. Вам может потребоваться идти в обход того, чего она не терпит.
Можно выписать и много других достоинств. Но здесь приведен набор самых важных, которые можно использовать для отслеживания продвижения клиента.