Таблицы и схемы. Самхиты Ригведа (веда гимнов) Яджурведа (веда жертвоприношений) Самаведа (веда напевов)
1.1. СТРУКТУРА «ВЕД»
|
ВЕДЫ
1.2. ОСНОВНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ СИСТЕМЫ (ДАРШАНЫ)[6]
ДАРШАНЫ (философские системы) | ||||||||
Ортодоксальные (астика, базирующаяся на Ведах) | Неортодоксальные (настика, отвергающие Веды) | |||||||
1. Ньяя (мудрец Готама) | 2. Вайшешика (мудрец Канада) | 3. Санкхья (мудрец Капила) | 4. Йога (Патан- джали) | 5. Миманса (мудрец Джаймини) | 6. Веданта (мудрец Бадараяна) | 1.Джайнизм (основатель – Вардхамана) | 2. Буддизм (основатель Сиддхартха Гаутама Будда) | 3. Локаята (Чарвака) (мудрец Брихаспати) |
1.3. Диалектика Инь и Ян[7]
Великий предел |
ИНЬ Тьма Луна Земля Вода Пассивность Женское начало |
ЯН Свет Солнце Небо Огонь Активность Мужское начало |
Учебная литература
2.1. Реале, Д. Западная философия от истоков до наших дней : в 4 т. / Д. Реале, Д. Антисери. – СПб., 1994 – 1997. – Т. 1. Античность. – 1994. – С. 4.
«Исторически доказано, что восточные народы, с которыми греки вступали в контакт, обладали высокой мудростью, образованной из религиозных убеждений, теологических и космологических мифов, которые однако еще не были философской наукой, основанной на разуме («логосе», по выражению греков). Они обладали формой знания, аналогичной той, которая была у греков до того, как ими была создана философия».
? Согласны ли вы с данным утверждением?
2.2. Габрусь, И. Ф. Исторические образы философской мысли / И. Ф. Габрусь. – Минск, 2006. – С. 7 – 8, 14, 19.
«Философия Древней Индии
Время создания упанишад – период глубокого кризиса брахманизма как религии и идеологии. Творцами упанишад были уже не брахманы, а кшатрии. На основе упанишад возникли 6 ортодоксальных (т.е. признающих авторитет вед, «астика») и 3 неортодоксальные («настика»), говоря современным языком, диссидентские философские системы, занимающие критическую по отношению к ведам позицию, причём одна из них – Локаята (или Чарвака) радикально оборвала связь со всей ведийской культурной традицией. За исключением Локаяты все остальные философские системы признают ведийское учение о карме и сансаре и ставят задачу индивидуального освобождения как цели человеческого существования. Освобождение же всякий раз понимается как сбрасывание с души сковывающих её пут кармы и соответственно как разрыв круговорота сансары, непрерывной цепи перевоплощений (рождений и смертей в разных обликах и состояниях). Понимание же путей и средств достижения такого освобождения или спасения варьируется в различных философских системах. Ортодоксальные системы группируются парами по их генетическому и концептуальному родству. Ключевую же роль в философии и культуре Индии сыграли в своё время и продолжают играть две из них: санкхья и веданта (см. 1.2.).