В состав олимпийцев, как правило, включается 12 богов: Зевс и Гера, Афина , Аполлон, Деметра, Артемида, Афродита, Арес, Гефест, Гермес, Гестия, Дионис.
Мифы о героях
Классическая мифология представляет богов в постоянном общении с миром людей. Первые люди были почти не отличимы от растений и зверей, вылепленных из земли и воды, не заслуживших от Зевса ничего иного, кроме желания их уничтожить (хотя Гесиод называется это поколение "золотым"). Второе поколение - серебряное - совсем не похоже на предыдущее. Люди сохраняют детство чуть ли не до 100 лет, но погибают быстро из-за нежелания приносить жертвы Зевсу. Третье поколение - медное. Это люди небывалой силы, любившие войну. Они перебили друг друга и ушли в Аид. Четвертое поколение, созданное Зевсом, - род славных героев-полубогов, погибший в войнах. Это те самые герои, что сражались под Фивами и в Трое. Поколения мифологического прошлого кончаются этим родом, т.к. пятое поколение - это уже историческое прошлое греков.
В древнегреческой мифологии героц - это сын или потомок божества и смертного человека. У Гомера героем обычно именуется отважный воин или благородный человек, имеющий славных предков. Гесиод впервые называет род "героев", созданный Зевсом, "полубогами".
История героизма относится к классическому (он же олимпийский) периоду древнегреческой мифологии, связанному с укреплением патриархата и расцветом микенской Греции. Олимпийские боги, ниспровергшие титанов в борьбе с доолимпийским миром чудовищных порождений матери-Земли, создают поколения героев, вступая в брак с родом смертных людей.
Герой призван выполнять волю олипийцев на земле среди людей, упорядочивая жизнь и внося в нее справедливость, меру, закон вопреки древней стихийности и дисгармоничности.Поэтому он наделяется обычно непомерной силой и сверхчеловеческими возможностями. Однако герой лишен бессмертия, остающегося божественной привилегией. Отсюда несоответствие и противоречие между огранпченностью смертного существа и стремлением героев утвердить себя в бессмертии. Некоторые боги пытались сделать своих детей-полубогов бессмертными. Так, Фетида закаляет Ахилла в огне, выжигая в нем все смертное и умащая его амбросией (кроме пятки, за которую держала), Деметра закаляет в огне своего сына Демофонта. Стремление нарушить исконное равновесие сил смерти и бессмертного мира принципиально не имеет успеха и карается Зевсом. Так, Асклепий, сын Аполлона и Корониды, пытавшийся воскрешать людей, был поражен молнией Зевса. Геракл похитил яблоки Гесперид, дарующие вечную молодость, по затем Афина возвратила их на место. Так же безуспешна попытка Орфея вернуть е жизни свою жену Эвридику.
Невозможность личного бессмертия компенсируется в героическом мире бессмертием подвига и славой среди потомков. Личность героя большей частью имеет драматический характер, так как жизни одного героя не хватает, чтобы воплотить предначертания богов. В связи с этим в мифах укрепляется идея страдания героической личности и бесконечного преодоления испытаний и трудов. Герой часто гоним враждебным божеством, например, Геракла преследует Гера, и зависит от слабого, ничтожного человека, через которого действует враждебное божество. Так, Геракл подчинен царю Эврисфею. Ясон зависит от царя Пелия.
В греческой мифологии сложились разные типы героев. Более ранний героизм связан с подвигами героя, физически уничтожающего чудовищ. Такова борьба Персея с Горгоной, Беллерофонта с Химерой, ряд подвигов Геракла. Поздний героизм связан с интеллектуализацией героев, с их культурными функциями, как например, у искусного мастера Дедала или строителей фиванских стен Зета и Амфиона. Среди героев - певцы и музыканты, овладевшие магией слова и ритма, укротители стихий (Орфей), прорицатели (Тиресий, Калхант, Трофоний), отгадыватели загадок (Эдип), хитроумные и любознательные странствующие герои (Одиссей), установители законодательства (Тесей).
Нещависимо от рода героизма подвиги героев всегда сопровождаются помощью божественного родителя (Зевс, Аполлон, Посейдон) или бога, функции которого близки характеру того или иного герой (мудрая Афина помогает умному Одиссею). Герой зачастую испытывает мучительную смерть (самосожжение Геракла), гибнет от руки злодея (Тесей), по воле враждебного божества (Гиацинт, Орфей, Ипполит). Вместе с тем подвиги рассматриваются как своего рода испытания, вознаграждение за которые приходит после смерти. Геракл обретает бессмертие и получает в жены богиню Гебу. Единственный полубог, т.е. герой, еще при жизни становится божеством. Это сын Зевса и Семелы Дионис.
Развитие героизма и самостоятельности героев приводит к их противопоставлению богам, к их дерзости и даже преступлениям, которые накапливаются в поколениях героических династий, приводя к гибели героизма вообще.
Краткое содержание:
Космогония - происхождение мира. Хаос, Гея, Тартар, Эрос - боги-стихии. Гея-Земля рождает Небо-Уран и сочетается с ним в браке. У них рождаются титаны, один из которых, Кронос, захватывает власть и женится на своей сестре Рее. Своих детей Кронос пожираят, боясь, что они отберут у него власть, но Рея подкладывает вместо последнего ребенка камень, и, тем самым, спасает Зевса. Последний вырастает, убивает отеца, освобождает своих братьев и сестер, и воцаряется с ними на Олимпе. Теоогония - о происхождении богов. Полубоги - дети бога (или богини) и смертного человека. Им не дано бессмертие, но они обладают нечеловеческой силой. Они призваны защищать мир о т зла, зачастую страдают, преследуются богами. Наиболее известны Геракл, Тесей, Одиссей, Дедал, Орфей, Беллерофонт. Геракл и Дионис - полубоги, обретшие бессмертие.
Суперкраткое содержание
Космогония - о происхождении мира, теогония - о происхождении богов. Гея+Уран=титаны(один из них - Крон). Крон+Рея=будущие боги-олимпийцы. Зевс побеждает Крона. Мир делится между 12 олимпийскими богами. Герои - полубоги, обладающие великой силой. Спасают людей, убивают чудовищ. Геракл и Дионис обрели бессмертие.