Философия природы. Идея коэволюции общества и природы
В философии под природой понимается вся совокупность естественных условий существо-вания человека и человеческого общества. При таком подходе понятие природы характеризует ее место и роль в системе исторически изменяющихся отношений к ней человека и общества. Исторически конкретный характер отношения человека, общества и природы не отменяет некоторых его общих моментов. Неизменным в нем оста-ется прежде всего то, что человек, а вместе с ним и об- щество вышли из природы и поэтому генетически, по происхождению связаны с ней нерасторжимыми узами. Живая природа - тот базис, без которого не было бы ни человека, происшедшего от животных предков, ни обще-ства, которое пришло на смену первобытному стаду этих пред- ков. Но это лишь одна сторона дела. Другая, не ме-нее важная, сос- тоит в том, что человек, общество живут природой. И не только в том смысле, что многие природ-ные компоненты, так сказать, в ес- тественном виде выс-тупают необходимыми условиями жизни и жизнедея- тельности человека и человечества (воз-дух,вода,определенный температурный режим и т.д.), но и в том,что сама возможность жизни че- ловека, само существование общества были бы немыслимы без посто-янного обмена веществ с природой в процессе материа-льного производства. Наконец, сохранение целого ряда параметров, характеризующих природу нашей планеты, в строго определенных границах выступает в качестве необходимого условия существования и живой природы, и че- ловека. Набор этих характеристик сравнительно широк, а пределы их подвижности очерчены достаточно жестко мерой адаптивности как жи- вых организмов, так и человека, мерой их способности адаптировать- ся к тем или иным переменам в среде их обитания. Исчезновение всех новых видов животных и растений, причем этот процесс приобретает все более тревожные масштабы, свидетельствует о том, что выход ря- да характеристик среды обитания за допустимые пределы ведет к обед-нению многообразия жизни. И между тем комплекс благоприятных условий для возникновения жизни скла-дывается во Вселенной, как мы теперь знаем, исключи-тельно редко, и жизнь на Земле - явление скорее уникаль-ное, а значит, тем выше ее ценность. Все это свидетель-ствует о неразрывной, органической связи общества и природы. Общество есть продолжение природы, ибо оно стро- ится человеком, который в конечном счете сам есть продукт природы и ее часть, а главное - общество строит-ся из материала природы и в соответствии с ее законами.
Совокупная человеческая деятельность способна подорвать природное равновесие биосферы и привести к гибели человеческую цивилизацию: 1) переход возобновляемых природных ресурсов в невозобновляемые; 2) психоинформационный шок человечества, психоаналитическая установка на самоуничтожение приобретает глобальную выраженность; 3) технологическая готовность государств к самоуничтожению (ядерное, химическое, бактериологическое, токсичное оружие); Термин коэволюция в философски применяется в двух основных смыслах: в широком – когда термином К обозначается совокупная, взаимно адаптивная изменчивость частей в рамках любых биосистем. В более узком смысле понятие К используется для обозначения процесса совместного развития биосферы и человеческого общества. Концепция К. природы и общества должна определить оптимальное соотношение интересов человечества и всей остальной биосферы, т.е. обоюдно взаимосвязанную эволюцию общества и природы. В результате такого целенаправленного взаимодействия человека и природы биосфера перейдет в качественно новое состояние. Это новое состояние биосферы определяется (направляется) деятельностью разума человека и называется ноосферой.