Философский энциклопедический словарь.
ТЕМА: ФИЛОСОФИЯ 19 ВЕКА
- Общая характеристика немецкой классической философии
- Философия И.Канта
- Особенности объективного идеализма и идеалистической диалектики Гегеля
- Антропологический материализм Л.Фейербаха
- Исторические предпосылки марксизма
- Социальная философия марксизма
- Рационализм и иррационализм.
- Философия А.Шопенгауэра
- Философски е взгляды С.Кьеркегора
- Основные черты философии Ф.Ницше
Литература:
Гайдадымов Е.Б. Практикум по философии.Ч.1.- Мн., 2004.
-- Общая характеристика немецкой классической философии - с.264-265;
Кант – с. 266-257;
Гегель – с. 275-276;
Фейербах – с. 278.
-- Марксизм, общая характеристика – с.284-286.
-- Иррационалистическая (неклассическая) философия 19 века – с.280-282.
2. Калмыков В.Н. Основы философии. – Мн., 2003.
-- Кант – с.66-69;
Гегель – с.71-72;
Фейербах – с.72-74;
-- Марксизм – с. 85-95.
3. Философский энциклопедический словарь. – М., 2000.
Философский энциклопедический словарь. – М., 1993.
5. Другие учебники и словари.
Литература для самостоятельного анализа:
И. КАНТ. Критика чистого разума//Соч. в 6 т. М.,1964.Т.3.С.105-124.
…возникает по крайней мере вопрос, который требует более тщательного исследования и не может быть решен сразу: существует ли такое независимое от опыта и даже от всех чувственных впечатлений познание? Такие знания называются априорными; их отличие от эмпирических знаний, которые имеют апостериорный источник, а именно в опыте, (с.105).
…посредством чувственности предметы нам даются, рассудком же они мыслятся (с.124).
…неизбежные проблемы самого чистого разума суть бог, свобода и бессмертие (с.108).
Ответьте на вопросы: 1) Какие уровни познания выделяет Кант? 2) Что нам дается априорно и что это значит? 3) С чем связан «чистый разум» и от чего он «чист»? 4) Что такое «категорический императив», с каким уровнем познания он связан? Каков его источник? Какую возможность это дает человеку?
Г.В.Ф.ГЕГЕЛЬ. Феноменология духа//Соч.М., 1959.Т.4.Ч.1.С.48.
Сознание есть, с одной стороны, осознание предмета, а с другой стороны, осознание самого себя: сознание того, что для него есть истинное, и сознание своего знания об этом.
ГЕГЕЛЬ. ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ФИЛОСОФСКИХ НАУК. М.,1974.Т.1.С.419-421.
Идея как единство субъективной и объективной идеи есть понятие идеи, для которого идея как таковая есть предмет, объект, объемлющий собой все определения. Это единство есть, следовательно, абсолютная и полная истина, мыслящая самое себя идея…
Абсолютная идея есть прежде всего единство…идеи жизни и идеи познания… Недостаток жизни состоит в том, что она пока есть только в себе сущая идея; познание, напротив, есть столь же односторонне лишь для себя сущая идея. Единство и истина их обоих есть в себе и для себя сущая, следовательно, абсолютная идея.
Абсолютную идею можно сравнить в этом отношении со стариком, высказывающим то же самое религиозное содержание, что и ребенок, но для первого оно является смыслом всей его жизни. Если даже ребенок и понимает религиозное содержание, оно все же представляет для него нечто такое, вне которого еще протирается вся жизнь и весь мир… Но интерес представляет именно все движение в целом… этот конец есть вмещающий в себя все… Философское понимание состоит в том, что все то, что кажется ограниченным, взятое самостоятельно, получает свою ценность в силу того, что оно принадлежит целому и составляет момент идеи.
Ответьте на вопросы: 1) Какова философско-мировоззренческая позиция Гегеля? 2)Отсюда, что является «предметом» осознания? Что такое Абсолютная идея? 3) Какой философский метод разработал Гегель?
4) Назовите законы, через которые раскрывается этот метод. 5) Какие законы нашли свое выражение в данном отрывке?
Л.ФЕЙЕРБАХ. Основные положения философии будущего//Избр.филос.произведен. М.,1955.Т.1.С.186
Исходной позицией прежней философии являлось следующее положение: я – абстрактное, только мыслящее существо; тело не имеет отношения к моей сущности; что касается новой философии, то она исходит из положения: я – подлинное, чувственное существо: тело входит в мою сущность; тело в полноте своего состава и есть мое Я, составляет мою сущность.
…мышление есть неизбежный результат и свойство человеческого существа.
Новая философия превращает человека, включая и природу как базис человека, в единственный, универсальный и высший предмет философии, превращая, следовательно, антропологию, в том числе и физиологию, в универсальную науку…
Отдельный человек, как нечто обособленное, не заключает человеческой сущности в себе ни как в существе моральном, ни как в мыслящем. Человеческая сущность налицо только в общении, в единстве человека с человеком, в единстве, опирающемся лишь на реальность различия между Я и Ты.
Ответьте на вопросы: 1) Какова философско-мировоззренческая позиция Фейербаха? 2) Как он определяет сущность человеческого Я? Какое существо для него человек – природное или социальное? 3) Мышление, с его точки зрения, социальное явление или свойство человеческого существа? Здесь проявился диалектический или метафизический подход? 4) Что является предметом философии у Фейербаха? Как называется такая философия?
Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. М.,1953:
«В области истории – то же отсутствие исторического взгляда на вещи.
...несмотря на материалистическую основу, еще не освободился от старых идеалистических пут, что признавал он сам, говоря: «Идя назад, я целиком с материалистами; идя вперед, я не с ними».
…Действительный идеализм Фейербаха выступает наружу тотчас же, как мы подходим к его этике и философии религии. Фейербах вовсе не хочет упразднить религию; он хочет усовершенствовать ее… По учению Фейербаха. Религия есть эмоциональное, сердечное отношение между человеком и человеком…в любви между «Я» и «Ты». В конце концов, у Фейербаха выходит, что половая любовь есть одна из самых высших, если не самая высшая форма исповедания новой религии.
…Но любовь! – Да, любовь всегда и везде является у Фейербаха чудотворцем, долженствующим выручать из всех трудностей практической жизни, - и это в обществе, разделенном на классы с диаметрально противоположными интересами! Таким образом, из его философии улетучиваются последние остатки ее революционного характера и остается лишь старая песенка: любите друг друга, лобызайтесь все, без различия пола и звания, - всеобщее примирительное опьянение!».
Вопросы: 1. Наверное, действительно было бы хорошо, если бы основой жизни общества была любовь. Но вопрос в том, почему эксплуатируемый не кидается на шею эксплуататору с любовью? Почему существуют войны и т.п.?
2. Как охарактеризовать подход Фейербаха к обществу: как материалистический или идеалистический?
Марксизм
1. Назовите философов, чьи труды в первую очередь явились теоретическими источниками марксистской философии:
а)Дж.Беркли; б) Г.Гегель; в) Л.Фейербах; г) И.Кант; д) И.Фихте; е) Г.Лейбниц.
2. Выделите черты, отличающие диалектику марксизма от гегелевской диалектики:
а) законченный характер; б) сочетание с материализмом; в) сочетание с идеализмом.
3. Подчеркните достижения 19 века, явившиеся естественнонаучными предпосылками формирования философии марксизма:
а) открытие клеточного строения организмов; б) теория химического строения Бутлерова; в) Закон сохранения и превращения энергии; в) эволюционная теория Дарвина; г) генетика.
4. Подчеркните основные достижения философии марксизма:
а) открытие материалистического понимания истории; б) идея активности субъекта в познании; в) преодоление созерцательного подхода в теории познания; г) разработка диалектики как теории развития; д) достижение единства материализма и диалектики; е) формулировка категорического императива.
5. Выделите характерную черту философского творчества К.Маркса:
а) антропоцентризм; б) социоцентризм; в) пантеизм; г) деизм.
6. В чем основная причина, источник отчуждения человека в обществе по Марксу:
а) разделение труда; б) частная собственность на средства производства; в) отпадение человека от Бога; г) заброшенность человека в чуждый ему мир.
7. Как понять высказывание Маркса: «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его».
8. Проанализируйте текст: М.МАРКС, Ф.ЭНГЕЛЬС. Немецкая идеология. Соч. Т.3. С. 36-37.
«Таким образом, это понимание истории заключается в том, чтобы, исходя именно из материального производства непосредственной жизни, рассмотреть действительный процесс производства и понять связанную с данным способом производства и порожденную им форму общения – то есть гражданское общество на его различных ступенях – как основу всей истории; затем необходимо изобразить деятельность гражданского общества в сфере государственной жизни, а также объяснить из него все различные теоретические порождения и формы сознания, религию, философию, мораль и т.д. и т.п… Это понимание истории… объясняет не практику из идей, а объясняет идейные образования из материальной практики…»
Ответьте на вопросы: 1) О каком понимании истории здесь идет речь? Как называется эта точка зрения?