Для студентов всех специальностей

(до 10 час. уч. времени, в зависимости от плановой уч. нагрузки)

Для выступления на семинарском занятии по дисциплине «философия» студент может подготовить доклад или реферат (при успешном обучении – реферат к защите, заменяющую экзамен).

1. "Божественная комедия" Данте как философское учение о человеке.

2. "Государь или Князь" Н. Макиавелли.

3. "Новый Органон" Ф. Бэкона и его основные идеи.

4. "Природа человека" в философии французского просвещения.

5. "Эстетика человеческого" и проблема дегуманизации искусства (по работам Г. Белля "Франкфуртские чтения", Ортеги-и-Гасета "Дегуманиза­ция искусства", В. Вайдле "Умирание искусства" (см. кн.: Самосознание европейской культуры XX века. М. 1991.).

6. Историческая закономерность и сознательная деятельность людей: проблемы и их альтернативные решения.

7. Марксистская концепция человека.

8. “Исповедь” Л. Толстого и ее этико-философские идеи.

9. “Конкретная метафизика” П.А. Флоренского.

10. “Легенда о Великом инквизиторе” Достоевского и ее философский смысл.

11. “Одномерный человек” Г. Маркузе.

12. «Философия оптимизма» и проблема человека в "Философских повестях" Вольтера.

13. Анализ мифа как жизненной реальности в книге А.Ф. Лосева. "Диалектика мифа".

14. Анализ общественной жизни в учении Макиавелли.

15. Анализ философских и исторических взглядов П.Я. Чаадаева по работам «Философические письма» и статьи.

16. Анархизм как философское учение (Бакунин, Кропоткин).

17. Античная атомистика, ее значение для науки.

18. Античная философия: Милетская школа.

19. Античная философия: Пифагор и его школа.

20. Античная философия: элеаты.

21. Антропокосмизм и новые подходы к сознанию современной научной картины мира.

22. Антропологический материализм Л. Фейербаха.

23. Антропологический период древнегреческой философии. Человек как "мера всех вещей" (Протагор).

24. Антропология и этика Л. Фейербаха. “Я” и “Ты” - эгоизм и любовь.

25. Антропоцентрический характер философии Возрождения. Николай Кузанский о природе человека.

26. Аристотель и его философское учение. Осмысление оснований бытия мира и человека в философии Аристотеля.

27. Аристотель: метафизика, логика и диалектика. Физика, этика и политика.

28. Атомистическое учение Демокрита.

29. Бытие как философская проблема.

30. Бытие человека и философия абсурдности в книге "Бунтую­щий человек" А. Камю.

31. В.И. Ленин о закономерностях исторического развития, о соотношении объективных и субъективных факторов в историческом процессе.

32. Вера и разум в сознании европейского средневековья.

33. Виртуальная реальность - реальность ли?

34. Витгенштейн Л. - человек и мыслитель. Его учение.

35. Возникновение и развитие схоластической философии. Проблема универсалий. Реализм и номинализм. Фома Аквинский - основная фигу­ра схоластической философии Западной Европы.

36. Возникновение христианства и его влияние на философию.

37. Вопросы философии революционного просветительства, человека и исто­рии в работах В. Г. Белинского, А. И. Герцена, Н.Г. Чернышевского, Д.И. Писарева.

38. Г.В. Лейбниц и идеология Просвещения.

39. Гегелевское понимание историзма как принципа диалектического анализа развития мировой культуры.

40. Гегель и его философское учение. Понятие философии духа.

41. Герменевтика и феноменология.

42. Глобальные проблемы современности.

43. Государство и власть.

44. Гуманизм и проблема человеческой индивидуальности ("феномен Леонардо", политическая философия гуманизма (Н. Макиавелли), натуралистическая концепция человека (М. Монтень). Гуманистическая мысль Эразма Роттердамского.

45. Движение и развитие. Пространство и время.

46. Диалектика и объективный идеализм Гегеля.

47. Диалектический метод Сократа.

48. Диалог как форма развития философско-эстетической мысли в произведениях Дидро.

49. Диалоги Платона "Гипий Больший", "Протагор" и "Менон", их основные идеи и художественные особенности.

50. Жизнь и учение Сократа в изложении Ксенофонта и Платона.

51. Жизнь и учение Фомы Аквинского

52. Жизнь и учение Чаадаева (“Философические письма”, “Апология сумасшедшего”).

53. Жизнь и философское учение Аристотеля

54. Жизнь и философское учение П. А. Флоренского.

55. Идеи духовно-нравственного обоснования бытия человека в творчестве Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского.

56. Идеи революционного просветительства Д.К. Писарева в работе "Исторические эскизы".

57. Идеология эпохи Просвещения. Либерализм и борьба с церковью.

58. Идея конца истории в современной западной философии.

59. Идея культа сильной личности в философии Ницше: история и совре­менность.

60. Идея мудрости в античном миропонимании.

61. Иммануил Кант: личность и характерные особенности творчества. Докритический и критический периоды в философии Канта.

62. Иррационалистические школы в философии конца 19- начала 20 вв.

63. Исследование материалистической диалектики в работах Ф. Энгельса "Анти - Дюринг", "Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии" и "Диалектика природы".

64. Историко-философская работа Бердяева “Истоки и смысл русского коммунизма”.

65. Историософская концепция К. Н. Леонтьева.

66. Кантовское учение о человеке, утверждение его достоинства и свободы.

67. Картина природы и человека в философии гуманизма.

68. Концепции государства, права, демократии.

69. Концепция безгосударственного общественного самоуправления М.А. Бакунина в работе "Государственность и анархия".

70. Концепция бытия человека в работе С.А. Франка "Непостижимое".

71. Концепция бытия человека в философии М. Хайдеггера («Бытие и время»).

72. Концепция естественного и общественного состояния человека в философских воззрениях Руссо.

73. Концепция качественной специфики человека, в работе Н.П. Дубинина "Что такое человек". М.1983.

74. Концепция предустановленной гармонии и закономерности природно-человеческого мира в философии Лейбница.

75. Концепция сознания в работе М. Мамардашвили "Как я понимаю философию". М. 1990.

76. Концепция структуры личности в работе З. Фрейда «Психология бессознательного».

77. Концепция субъективности индивида и психологические предпосылки творчества (по раб. Ж.- П. Сартра "Экзистенциализм - это гуманизм" – см. в кн.: Самосознание европейской культуры XX века. М. 1991.).

78. Концепция хода мировой истории и готовность человека к будущему в работе Ницше «Так говорил Заратустра".

79. Концепция ценности человеческой жизни в творчестве Г.К. Честертона (по книге Г.К.Честертона "Вечный человек". М.1991.).

80. Концепция человека и формирование его умственных способностей в работах "О человеке", "Записных книжках" и "Об уме" Гельвеция.

81. Концепция этического начала культуры (см. кн.: А. Швейцера "Культура и этика" М. 1973.

82. Космологизм ранней греческой философии, ее натурфилософский период.

83. Культура и цивилизация. Цивилизационные основы существования че­ловека.

84. Культурно-исторические основания и особенности русской философии XIX века.

85. Марксизм в России (Плеханов, Ленин).

86. Марксистская концепция человека, ее значение для формирования коммунистического общественного идеала.

87. Материалистический сенсуализм Локка (“Опыт о человеческом разуме”).

88. Место онтологии в системе философского знания.

89. Мир как природное бытие человека в философии нового времени.

90. Мифология как исторический тип мировоззрения.

91. Модель человека в средневековой философии.

92. Натурфилософия Ренессанса и новое естествознание (Н. Коперник, Дж. Бруно, Г. Галилей) .

93. Натурфилософия Шеллинга.

94. Наукоучение Фихте.

95. Научная революция ХVП века и новая картина природного мира.

96. Национальные конфликты и пути их разрешения в современной России.

97. Немецкая классическая философия и ее воздействие на европейскую культуру и социальное действие.

98. Неоглобализм: за и против.

99. Неопозитивизм и постпозитивизм.

100. Николай Кузанский о творческой роли человека во Вселенной.

101. О соотношении научного, философского и религиозного мировоззрений (по работе З.И. Вернадского "Научное мировоззрение», С.Л. Франка "Понятие философии. Взаимоотношения философии и науки", "Философия религии" (см. кн.: Философия и мировоззрение. М. 1990).

102. Обоснование теоретического знания в «Критике чистого разума» И. Канта.

103. Образ Сократа в диалогах Платона "Апология Сократа", "Критон", "Федон".

104. Образы науки в современной философии науки.

105. Общественная природа сознания. Мышление и язык. Сознание и твор­чество.

106. Общественное бытие. Экономическая реальность как бытие.

107. Общество и его структура.

108. Общество и природа. Их взаимосвязь.

109. Объективный идеализм Платона.

110. Основные направления философии 20 века.

111. Основные проблемы философии Средних веков.

112. Основные проблемы философии эпохи Возрождения.

113. Основные этапы средневековой философии: патристика и схоластика.

114. Особенности эллинистической философии. Александрийская наука. Неоплатонизм и его разновидности.

115. Отличие философии от религиозного и мифологического сознания.

116. Переход от традиций и принципов философии ХIХ века к философии ХХ века. Неопозити­визм и его разновидности.

117. Платон о смысле любви. Диалог “Пир”

118. Платоновский диалог как искусство ведения спора, и форма разви­тия философской мысли.

119. Позитивизм и его эволюция.

120. Позитивизм и неокантианство.

121. Познавательные способности человека и их выражение (чувственное и рациональное познание, воображение, творчество, интуиция как элемент познавательной деятельности).

122. Познание как социально-опосредованное, исторически развивающееся отношение человека к миру. Субъект и объект познания.

123. Поиски решения проблемы бытия человека в работе Ж.- П. Сартра «Бытие и ничто».

124. Политика и власть. Политические режимы и права личности. Современный фашизм.

125. Понятие "основания человеческого бытия» и человеческой свободы в работе Шеллинга "Философское исследование о сущности человеческой свободы, и связанных с ней предметами".

126. Понятие "существа человеческого духа" в работе П.Д. Юркевича "Из науки о человеческом духе".

127. Понятие личности. Индивидуальное и общественное бытие личности. Личностное "Я" и система самооценки и самореализации личности.

128. Понятие мировоззрения и его структура. Соотношение философии и мировоззрения.

129. Понятие общественного бытия и общественного сознания.

130. Постмодернизм.

131. Практическое отношение человека к миру, его роль и значение в преобразующей деятельности общества.

132. Предпосылки возникновения философии. Философия как потребность человеческого духа.

133. Принцип активной деятельности человека в философии Аристотеля.

134. Принцип созидательной деятельности человечества в работе Н.Ф. Федорова "Философия общего дела".

135. Принцип философского воззрения на человеческую жизнь в работе П.Д. Юркевича. "Из науки о человеческом духе".

136. Принципы марксистской философии.

137. Проблема "мыслящего Я" в философии Р. Декарта.

138. Проблема бытия и мышления (см. кн.: М. Хайдеггера "Разговор на проселочной дороге". М. 1991).

139. Проблема идеального в философии Платона.

140. Проблема истины в философии и науке.

141. Проблема красоты творческих усилий личности в работе А.Ф. Лосева "Дерзание духа".

142. Проблема культуры и цивилизации в философии П.А. Флоренского.

143. Проблема материального и идеального.

144. Проблема метода в философии (Ф. Бэкон, Р. Декарт). "Мыслящее Я" Декарта как новая ориентация в философии.

145. Проблема мира человека в работе Вл. Соловьева "Чтения о Богочеловечестве".

146. Проблема национального самосознания и путей исторического разви­тия России (П.Я. Чаадаев), дискуссии славянофилов и западников.

147. Проблема отчуждения и ее решение К.Марксом. Практика реализации марксовой теории в России.

148. Проблема свободы и необходимости в философии Б.Спинозы.

149. Проблема свободы и творчества в работе Н.А. Бердяева "Смысл творчества".

150. Проблема социального и биологического в человеке.

151. Проблема человека и его бытия (в работах Э.Кассирера "Опыт о человеке", "Введение в философию человеческой культуры", М. Шелера "Положение человека в космосе", Е. Финка "Основные феномены человеческого бытия" (В кн.: Проблемы человека в западной философии. М. 1988.).

152. Проблема человека в ранней античной философии.

153. Проблемы гносеологии, этики и эстетики в философии И.Канта. Диалектика Канта.

154. Прогрессистские и циклические модели истории. Современная идеология прогресса. Идея “конца истории”.

155. Происхождение философии. Источники философии и понятие предфилософии.

156. Психоаналитическое и социально-критическое направление в современной философии.

157. Р.Декарт - основоположник философии рационализма в Европе XVII в.

158. Работа Ф. Фукуямы “Конец истории”: наука или провокация?

159. Развитие мира как совокупной реальности природы, общества и человека.

160. Развитие философских представлений о человеческой субъективнос­ти как особой действительности в суждениях Сократа. Сократ и время.

161. Развитие человеческой цивилизации и современные духовно-нравственные ориентиры личности.

162. Разработка концепции материалистической диалектики как учения о закономерностях развития и взаимосвязи материального мира и мыш­ления.

163. Рассмотрение основных начал нравственной философии Вл. Соловьева в работе "Оправдание добра".

164. Реклама и культура. Традиции, обычаи, мода.

165. Религиозная философия 20 века.

166. Религия и ее место в духовно-нравственной жизни современного человека.

167. Римский стоицизм (Сенека, Марк Аврелий).

168. Роль личности и народных масс в истории.

169. Роль философии в жизни общества.

170. Русская революционно-демократическая мысль. А. И. Герцен, В.Г. Белинский.

171. Русская философия и ее место в мировой философии.

172. Русский религиозный идеализм. В.С. Соловьев.

173. Самосознание и этапы его формирования.

174. Связь философии с религией, этикой, политикой, искусством.

175. Сенсуализм Дж. Локка.

176. Синергетика и ее роль в экономике.

177. Система и метод в философии Гегеля.

178. Сложившаяся экологическая ситуация, пути выхода из экологического кризиса.

179. Смысл жизни и предназначение человека.

180. Современная антропология и проблема комплексного изучения человека.

181. Современная Россия: демократия или олигархия?

182. Современная социобиология: за и против.

183. Современное философское осмысление общественной жизни. Общество как целостная развивающаяся система.

184. Современные внеконфессиональные религиозные школы.

185. Современные масс-медиа и культура.

186. Современные проблемы философии человека.

187. Современные рационалистические и иррационалистические философские течения, их воззрения на человека и его отношение к миру.

188. Сознание и деятельная концепция личности в работе А.Н. Леонтьева "Деятельность. Сознание. Личность" М. 1975.

189. Сознание и духовный мир человека (сознание, подсознание, сверхсозна­ние). Понятие самосознания.

190. Сознание и язык.

191. Сознание, его объективные и субъективные характеристики. Современные философские концепции сознания.

192. Сознание, самосознание и личность.

193. Социальная обусловленность жизни человека и проблема свободы в книге Э. Фромма "Бегство от свободы".

194. Социальное прогнозирование как необходимое условие существования и успешной деятельности человека.

195. Социально-политическая философия Нового времени.

196. Социально-политическая философия эпохи Возрождения.

197. Социально-политические идеи Макиавелли в работе “Государь” (“Князь”).

198. Социально-этическое учение Конфуция.

199. Социальные теории эпохи Возрождения. Гуманизм и утопия.

200. Специфические особенности современного научного познания (совре­менный образ и язык науки, научное открытие, научные парадигмы).

201. Спор западников и славянофилов и его историческое значение.

202. Спор номиналистов и реалистов о природе универсалий.

203. Структура общественного сознания (обыденное, теоретическое, идеоло­гия, общественная психология, формы сознания).

204. Структура познания. Формы чувственного и рационального познания.

205. Структура сознания.

206. Структурализм и его эволюция.

207. Субъективный идеализм Дж. Беркли и Д. Юма.

208. Сущность и основные тенденции развития научно-технического прогресса, его гуманистический потенциал.

209. Творческая способность человека и проблема "учиться мыслить" в работе Э.В. Ильенкова "У истоков мысли" (см. кн.: Философия и культура. М.1991).

210. Тема власти в русской философии: анархисты и государственники.

211. Теории истины.

212. Теория информационного роста.

213. Теория мифа в работах А.А. Потебни "Миф и слово", "Характер мифо­логического мышления".

214. Теория познания Дж.Локка.

215. Типология культур. Запад-Восток-Россия.

216. Традиции нравственной философии Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского и современность (по книге Ю. Давыдова "Этика любви и метафизика своеволия". М. 1989.).

217. Трансцедентальная диалектика Канта.

218. Уроки герменевтики: как понять “другого”?

219. Утопизм эпохи Возрождения (“Утопия” Мора, “Город-Солнце” Кампанеллы).

220. Учение Аристотеля о душе.

221. Учение В. Франкла о смысле жизни в книге "Человек в поисках смысла».

222. Учение Декарта о методе (“Рассуждения о методе”).

223. Учение Локка о познавательных способностях человека.

224. Учение о воле у Шопенгауэра. Жизнь между страданием и скукой. Освобождение путем аскезы.

225. Учение о природе, обществе и человеке в философии Гоббса.

226. Учение о субстанции: Декарт, Спиноза.

227. Учение о человеке и обществе (Гоббс, Монтескье, Вольтер, Руссо, Дидро).

228. Учение о человеке и человеческой свободе в философии Спинозы.

229. Учение о человеке, его активной деятельности и свободе в немецкой философии (Кант, Фихте, Шеллинг).

230. Учение Платона о государстве.

231. Учение Ф.Бэкона о методе.

232. Учение Фихте о деятельном субъекте, активности его сознания.

233. Учение элеатов о бытии и познании.

234. Ф. Ницше и философия жизни.

235. Фашизм: история и современность.

236. Феномен культуры. Генезис культуры. Цивилизация и культура.

237. Философия Аристотеля.

238. Философия всеединства В.С. Соловьева.

239. Философия и ее роль в жизни общества.

240. Философия и искусство.

241. Философия и мифология: связь и различие.

242. Философия и наука.

243. Философия и наука.

244. Философия и политика.

245. Философия И.Г. Фихте.

246. Философия как культура духа и искусство жизни в учениях античных мыслителей.

247. Философия как система ценностей и мировоззрение.

248. Философия Ницше (“Так говорил Заратустра”, “По ту сторону добра и зла”).

249. Философия Платона, его учение об идеях («эйдосах"). Диалог как форма развития философской мысли.

250. Философия русского космизма.

251. Философия софистов. Сократ.

252. Философия Франкфуртской школы.

253. Философия человека в "Опытах" Мишеля Монтеня.

254. Философия экзистенциализма и творчество Камю (“Чума”, “Посторонний”).

255. Философия экзистенциализма. Проблема сущности и существования человека, бытия человека и бытия мира (М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр).

256. Философия эпохи Просвещения.

257. Философия языка как выражение "мыслительности" и духовной жизни человека в работе А.А. Потебни "Философия языка".

258. Философские и социально-политические принципы в произведении Гольбаха "Система природы".

259. Философские и социологические идеи А.С. Хомякова. Идея соборности.

260. Философские идеи А.И. Герцена в работах "Дилетантизм в науке" и "Письма об изучении природы".

261. Философские идеи в творчестве Вольтера (“Философские повести”).

262. Философские основы нравственности в работах И. Канта "Основы мета­физики нравственности" и "Критика практического разума".

263. Философские поиски Н. Бердяева: культура, судьба России.

264. Философские проблемы антропосоциогенеза.

265. Философские раздумья о человеке в книге Николая Рериха "О вечном".

266. Философский анализ изменяющейся роли науки в современном мире.

267. Философское мировоззрение и его роль в духовной жизни общества.

268. Философское осмысление природы ("первая" и "вторая" природа). Учение о биосфере и ноосфере. Понятие ноосферной цивилизации.

269. Философское понятие культуры. Культура как мир человека, способ его самовоспроизведения и развития.

270. Философско-просветительская концепция Цицерона в книге "Философские трактаты".

271. Философско-религиозная концепция мира и человека в работах В.С. Соловьева, Н.Ф. Федорова, П.А. Флоренского, С.А. Булгакова. Идея все­единства.

272. Фома Аквинский - систематизатор средневековой схоластики.

273. Фрейд З.: сознание, бессознательное и поведение человека.

274. Фрейд и проблемы психической регуляции поведения человека (по работе «Введение в психоанализ». Лекции).

275. Фрейдизм и неофрейдизм.

276. Хаос и самоорганизация. Современная синергетика.

277. Ценностные ориентации, их социокультурная обусловленность. Ценнос­ти человеческие и общечеловеческие. Гуманизм и свобода как обще­человеческие ценности.

278. Цивилизация и культура.

279. Циклические модели развития.

280. Человек в системе современной культуры и образования.

281. Человек и Бог в христианской философии.

282. Человек и его мир в философии христианства. Филон Александрийский и Аврелий Августин об основах христианской философии.

283. Человек и история в работе Карла Ясперса "Смысл и назначение истории".

284. Человек и мир как предмет философских размышлений. Понятие мировоззрения, его основные исторические типы (мифологи­ческое, религиозное, философское).

285. Человек и мир человека в работах Шопенгауэра "Афоризмы житейс­кой мудрости", "О ничтожестве и горестях жизни".

286. Человек и просветительское движение в философии русского Возрождения ХIV - ХVI вв.

287. Человек как субъект истории и обоснование его социокультурного бытия.

288. Человек культуры и культура человека (по работам М. Вебера "Наука как призвание и профессия", Ж. Маритена "Ответственность художника". (см. кн.: Самосознание европейской культуры XX века. М. 1991).

289. Человеческая деятельность: фатализм и проблема свободы в фило­софии французских материалистов ХVIII в.

290. Экзистенциализм.

291. Эллинистически - римская философия: киники, скептики эпикурейцы, стоики.

292. Эмпиризм и рационализм в философии Нового времени: проблема познавательной способности человека (Дж. Локк, Б. Спиноза).

293. Эпикурейский идеал добродетельной и счастливой жизни.

294. Эстетика ненасилия и проблема ненасильственной борьбы за социальную справедливость.

295. Эстетическая концепция Вл. Соловьева в работах "Красота в приро­де", "Общий смысл искусства".

296. Эстетическая концепция Гегеля в работе "Лекции по эстетике".

297. Эстетическая концепция Шеллинга в работе "Философия искусства".

298. Этика и политика Аристотеля.

299. Этика Канта (“Критика практического разума”).

300. Этическое учение Эпикура и стоиков. Прикладная мораль стоиков.

ВАРИАНТЫ ТЕСТОВ

(до 6 час. уч. времени, в зависимости от плановой уч. нагрузки)

Вариант 1

Тест по дисциплине «Философия»

(текущий контроль знаний)

1. Кто первым назвал новый образ мышления "философия"?

а) Гераклит

б) Платон

в) Пифагор

2. Какое из нижеперечисленных определений философии первоначальное?

а) учение о мудрости

б) любовь к мудрости

в) форма теоретического мировоззрения

3. Правильно ли утверждение, что философия охватывает более широкий круг явлений, чем только мировоззрение?

а) да

б) нет

4. Можно ли назвать основным предметом философского познания отношение "человек - мир"?

а) да

б) нет

5. Правда ли, что философия возникла раньше мифологии?

а) да

б) нет

6. Справедливо ли утверждение, что философию нельзя отождествлять с религией?

а) да

б) нет

7. Кто из известных античных философов является автором следующего афоризма: "Я знаю, что я ничего не знаю, но есть люди, которые не знают и этого"?

а) Платон

б) Эпикур

в) Сократ

8. Возможно ли включение мировосприятия в структуру мировоззрения?

а) да

б) нет

9. Правильно ли мнение, что античная философия выступала "наукой наук", "госпожой наук"?

а) да

б) нет

10. Можно ли по Канту считать сутью философии поиск его ответа на вопрос: "Что есть человек?"

а) да

б) нет

11. Верно ли, что идеалистическое философское познание характеризуется признанием первоначала природы, материи по отношению к духу, сознанию?

а) да

б) нет

12. Правомерно ли отождествлять философию с духовной культурой?

а) да

б) нет

13. Поглощает ли философское мировоззрение познавательные, ценностные и поведенческие аспекты?

а) да

б) нет

14. Кто первым определил философию как учение о первопричине самых общих началах бытия?

а) Сократ

б) Платон

в) Аристотель

15. Можно ли понимать философское познание как сферу постижения бытия?

а) да

б) нет

16. Правомерно ли считать философское мировоззрение научным?

а) да

б) нет

17. Кто из философов определял философию как "духовную квинтэссенцию эпохи", "самосознание эпохи"?

а) Кант

б) Гегель

в) Маркс

18. Кто из древнегреческих философов называл воздух первоосновой всего сущего?

а) Анаксимен

б) Анаксимандр

в) Демокрит

19. У кого из античных философов наиболее ярко представлены начала диалектики?

а) Зенон

б) Парменид

в) Гераклит

20. Кому из древнегреческих мыслителей принадлежит утверждение, что "Все сущее есть число"?

а) Парменид

б) Зенон

в) Пифагор

21. Кто из античных философов является автором атомистической трактовки бытия?

а) Аристотель

б) Платон

в) Демокрит

22. Кто из философов характеризует бытие как бестелесные идеи?

а) Аристотель

б) Эпикур

в) Платон

23. "Платон мне друг, но истина дороже". Кто считается автором этого высказывания?

а) Аристотель

б) Диоген

в) Сенека

Наши рекомендации