Виды необходимости и случайности

Для квалификации необходимости и случайности на виды в настоящее время не выработано единого принципа, основания. Тем не менее, обобщая данные современной науки и социальной практики, можно провести квалификацию по следующим основаниям (81. С. 19-30.).

В зависимости от степени детерминированности причин возникновения, сферы распространения, структуры и характера действия, а также от роли для практики и развития науки необходимости могут быть подразделены на несколько основных видов:

- объективны необходимости, выражающие определенные стороны и связи природы и общества (например, востребованная обществом мелиорация);

- необходимости, которые выражают субъективно существующие стороны связи идеальных явлений;

- внутренние и внешние необходимости. Первые вызываются к жизни природой самих явлений и процессов действительности. Вторые порождаются входящими обстоятельствами, имеют свое основание в других явлениях.

Можно выделить необходимости более общего, фундаментального порядка, действие которых распространяется на сравнительно широкий круг материальных и идеальных явлений, а такженеобходимости менее общего порядка, действие которых охватывает сравнительно узкий круг явлений.

Наконец выделяются сложные необходимости, которые определяют поведение большого количества однородных объектов и выражаются статистическими законами:

- простые необходимости, которые определяют поведение индивидуальных макрообъектов и отражаются в динамических законах;

- необходимости, управляющие явлениями действительности и выражающиеся как статистическими, так и динамическими законами.

Что касается случайностей, то в зависимости от полноты детерминации, характера и связи с необходимостью объективной роли во всеобщей связи явлений, их тоже можно разделить на ряд видов:

1. внутренние случайности, органически связанные с данной необходимостью;

2. внешние случайности, выступающие как нечто постороннее по отношению к данной необходимости, они вызываются преимущественно побочными факторами;

3. объективные случайности, вызывающиеся различными, не зависящими от людей, условиями;

4. случайности, которые возникают вследствие нарушения объективно действующих законов.

Наконец, можно выделить благоприятные и неблагоприятные случайности, соответственно ускоряющие протекание тех или иных процессов действительности. Одним из оснований классификации случайностей может быть частота появления похожих друг на друга случайностей. Изучением классовых, повторяющихся случайностей специально занимается статистика, которая на основе обобщения отдельных случаев выводит определенную закономерность этих явлений. В некоторых областях науки и практики частота появления случайных явлений имеет очень важное значение. Частота случайных явлений играет существенную роль также в квантовой физике, отражающей необходимые отношения, статистическую необходимость. В процессе повседневной жизни частота повторяемости того или иного явления рассматривается как существенное явление, отличающие необходимое от случайного. Деление случайностей на единичные и массовые имеет определенное значение для раскрытия необходимых отношений. Единичные случайности не могут выразить необходимые отношения в такой степени, как массовые. Подчеркивая связь необходимого с массовостью явлений, необходимо помнить, что противостояние единичных случаев массовым относительно. Но оно имеет смысл для выяснения необходимых и общих отношений, которые в массовых случаях выражены более четко.

Классификация случайностей по частоте их проявления тесно связана с выявлением отношения случайности к необходимости. Различие случайностей по их отношению к господствующей необходимостью, по степени их опосредования различными связями, по частоте появления схожих случайностей имеет важное значение для познания сущности явлений необходимых отношений. Наряду с выделением единичных и массовых случайностей по частоте их появления последние можно классифицировать по характеру их опосредования, по степени выражения необходимости. По этому признаку можно выделить:

а) типичные случайные явления, мало опосредованные внешними связями, выражающие некоторые существенные черты необходимости;

б) случайные явления многократно опосредованные и выражающие, как правило, менее существенные черты необходимых отношений;

в) случайные явления, как результат внешнего воздействия, приводящего к появлению нетипичных единичных явлений. Такие случайности называют чуждыми или внешними, в отличие от внутренних.

Случайности по их отношению к данной определенной необходимости можно разделить в зависимости от их обратного воздействия на эту необходимость или на весь процесс. Одни явления содействуют развитию данной необходимости, другие наоборот, препятствуют, тормозит ее наступление. В зависимости от характера действия случайного явления по отношению к данному процессу различают положительные и отрицательные случайности. Приведенная квалификация случайностей не является единственной. Но какова бы не была классификация случайностей, она не может не затрагивать вопроса об отношении случайности к необходимости. Именно этот вывод является важным и наиболее существенным с точки зрения выяснения категории случайности.

Взаимосвязь необходимого и случайного

Постигнуть необходимость и случайность в их внутренней взаимосвязи можно лишь на пути диалектического понимания процесса развития как становления в неповторимых формах единичных событий на основе определенного способа в пространстве и во времени некоторого ранее назревшего противоречия. Противоречие, поскольку оно назрело, должно быть с необходимостью разрешено, но форма процесса может быть различной и в своей неповторимости случайностей, так как в данный момент и при данных условиях в нем принимают участие многие события и явления, рожденные на более широком или другом основании. Таким образом, необходимость, есть способ неизбежного разрешения противоречия, прокладывает себе дорогу сквозь случайности, а случайности оказываются дополнением и формой проявления необходимости.

«… Противоположность, в которой запутывается метафизика, - это противоположность случайности и необходимости. Как возможно, что обе они тождественны, что случайное необходимо, а необходимое точно так же случайно? Обычный человеческий рассудок, а с ним и большинство естествоиспытателей, рассматривают необходимость и случайность как определения, раз и навсегда исключающие друг друга. Какая-нибудь вещь, какое-нибудь отношение, какой-нибудь процесс либо случайны, либо необходимы, но они не могут быть и тем и другим. Таким образом, то и другое существует в природе бое о бок, природа содержит в себе всякого рода предметы и процессы, из которых одни случайны, другие необходимы, но они не могут быть и тем и другим, причем все дело только в том, чтобы не смешивать их между собой. Так, например, принимают решающие видовые признаки за необходимые, считая остальные различия у индивидов одного и того же вида случайными; и это относится как к кристаллам, так и к растениям и животным. При этом, в свою очередь, низшая группа рассматривается как случайная по отношению к высшей; так, например, считают случайным, сколько имеется различных видов, и сколько существует индивидов в каждом их этих видов, или сколько различных видов животных встречается в той или иной определенной местности, или каковы вообще фауна, флора. А затем объявляют необходимое единственно достойным научного интереса, а случайное – безразличным для науки. Это означает следующее: то, что можно подвести под законы, что, следовательно, знают, то интересно, а то чего нельзя подвести под законы, чего, следовательно, не знают… тем пренебречь. Но при такой точке зрения прекращается всякая наука, ибо наука должна исследовать как раз то, чего мы не знаем. Это значит: что можно подвести под всеобщие законы, то считается необходимым, а чего нельзя подвести, считается случайным. Наука прекращается там, где теряет силу необходимая связь.

Противоположную позицию занимает детерминизм, пришедший в естествознание из французского материализма и пытающийся покончить со случайностью тем, что он вообще ее отрицает; согласно тому воззрению, в природе господствует лишь простая, непосредственная необходимость. Что в этом случае в стручке пять горошен, а не четыре или шесть, что этот цветок клевера был оплодотворен в этом году пчелой, а тот – не был, и притом этой определенной пчелой и в то время, что это определенное, унесенное ветром семя одуванчика взошло, а другое – не взошло, - все это факты, вызванные подлежащим изменению сцеплением причин и следствий, незыблемой необходимостью, и притом так, что уже газовый шар, из которого произошла солнечная система, был устроен так, а не иначе. С необходимостью этого рода мы тоже еще не выходим за пределы теологического взгляда на природу. Для науки почти безразлично, назовем ли мы это, …, извечным решением проблемы, или же необходимостью. Так называемая необходимость остается пустой фразой, а вместе с этим и случай остается тем, чем он был. До тех пор, пока не можем показать, от чего зависит число горошин в стручке, оно остается случайным; а оттого, что нам скажут, что этот факт предусмотрен уже в первоначальном устройстве солнечной системы, мы ни на шаг продвинемся дальше.

Случайность не объясняется здесь из необходимости; скорее наоборот, необходимость низводится до порождения голой случайности. Если тот факт, что определенный стручок заключает в себе шесть горошин, а не пять или семь, представляет собой явление того же порядка, как закон движения солнечной системы или закон превращения энергии, то на деле, не случайность поднимается до уровня необходимости, а необходимость снижается до уровня случайности. Можно сколько угодно утверждать, чем определено многообразие существующих бок о бок на определенной территории… видов и индивидов, оно остается тем, чем было т.е. случайным. Пестрое скопление различных предметов природы в какой-нибудь определенной местности или даже на всей Земле остается при всей извечной, первичной детерминированности его, все таким же, каким оно было, - случайным. В противовес этой концепции выступил Гегель: «Случайное имеет некоторое основание, ибо оно случайно; что случайное необходимо, что необходимость сама определяет себя как случайность и что, с другой стороны, это случайность есть скорее абсолютная необходимость». Естествознание предпочло просто игнорировать эти положения как парадоксальную игру слов, как противоречащую себе самой бессмыслицу, закоснев теоретически, с одной стороны, в скудоумии вольфовской метафизики, согласно которой нечто является либо случайным, либо необходимым, но не тем и другим одновременно. А с другой стороны – в едва ли менее скудоумном механическом детерминизме, который на словах отрицает случайность в общем, чтобы на деле признать ее в каждом отдельном случае.

В то время, как естествознание продолжало так думать, что сделало оно в лице Дарвина? Дарвин в своем главном произведении «О происхождении видов путем естественного отбора» исходит из самой широкой, покоящейся на случайности, фактической основы. Именно бесконечные случайные различия индивидов внутри отдельных видов, … заставляют его подвергнуть сомнению прежнюю основу всякой закономерности в биологии – понятие вида в его прежней метафизической окостенелости и неизменности. Прежнее представление о необходимости отказывается служить. Сохранять его значит тем самым отрицать всякую внутреннюю необходимость в живой природе, значит вообще объявить хаотическое царство случая единственным законом живой природы» (270. С. 189).

В философии диалектика необходимости и случайности получила свое классическое выражение в следующем кратком, но полном глубокого содержания положении: случайность есть форма проявления необходимости и ее дополнение. Данное положение указывает на то, что в диалектическом единстве двух категорий главной, определяющей стороной является необходимость, выступающая как сущность по отношению к случайности. Случайность же по отношению к необходимости выступает как форма ее проявления и дополнения, то есть как явление.

Впервые положение о случайности как форме проявления необходимости выдвинул Гегель (Цитата из «Логики» выше). Правда, он не рассматривал случайность как дополнение необходимости, поскольку, относя случайность лишь к сфере проявления необходимости в природе, он считал, что случайные явления могут влиять на необходимость, обусловленную развитием абсолютного духа. В отличие от гегелевского идеализма, диалектический материализм представил необходимость как материальную связь явлений, охватывающую наиболее важные, внутренние отношения в предметах и явлениях. Случайные явления и связи возникают в результате действия необходимых связей как их внешнее проявление. Необходимость обуславливает общий характер господствующих случайностей.

Случайные явления возникают в результате опосредствования внутренней связи различными поверхностными отношениями. На поверхности процессов многообразны отношения, перекрещивание, опосредствование которых приводит к проявлению различных случайностей. Перекрещивание различных связей, опосредствование одних связей другими в конкретных условиях происходит по-разному, не вытекает непосредственно из сущности развития. Г.В. Плеханов указывал, что «случайность есть нечто относительное. Она является лишь в точке пересечения необходимых процессов. Появление европейцев в Америке было для жителей Мексики и Перу случайностью в том смысле, что не вытекало из общественного развития этих стран. Но не случайностью была страсть к мореплаванию, овладевшая западными - европейцами в конце средних веков». В действительности появление случайностей происходит необязательно лишь в точке пересечения необходимых процессов. На поверхности явлений перекрещиваются самые различные явления и связи и, в преобладающем большинстве, не необходимые, а случайные.

Отношение диалектики к случайности, как форме проявления необходимости, объясняет, почему при смене одной необходимости другой соответственно изменяется и характер случайностей, исчезают случайные явления, присущие прежней необходимости, а на поверхности новой необходимости проявляются новые случайности. Так при смене одной общественно-экономической формации другой изменяется не только необходимости, но и случайности, действовавшие в предыдущей формации. Смена одной необходимости другой приводит соответственно и к изменению случайностей, выражающих эти необходимости. Таким образом, случайность ограничена кругом определенных условий, отношений, выражаемых необходимостью. Отдельные случайные явления выражают в той или иной форме лишь некоторые стороны или моменты необходимости, а в своей массе случайности отражают необходимость в целом. В то же время случайные явления имеют неповторимые, индивидуальные черты. Каждое явление имеет некоторые элементы как случайного, поскольку в нем находят свое отражение различные посторонние внешние связи, так и необходимого, поскольку в этом вялении находят свое выражение некоторые стороны глубоких внутренних связей.

Будучи формой проявления необходимости, случайность является в то же время дополнением ее, поскольку в содержании случайности представлена не только специфическая природа рассматриваемого материального образования, но и особенности других материальных образований, с которыми оно вступило во взаимодействие. Находясь в органической взаимосвязи, случайное и необходимое в ходе движения и развития материального образования, явления переходят друг в друга, меняются местами: случайное становится необходимым, необходимое – случайным.

Взаимопереход случайного и необходимого в процессе развития материи хорошо прослеживается при рассмотрении изменения животных и растительных форм. Как свидетельствует биологическая наука, в далеком прошлом живые организмы жили и развивались только в воде, но в связи с тем, что вода в отдельных водоемах стала пересыхать и водным животным приходилось все чаще и чаще оказываться на суше, у отдельных особей кистеперых рыб в качестве случайных отклонений стали зарождаться органы, позволяющие потребить кислород из воздуха. Это привело к тому, что отдельные организмы стали вести наземный образ жизни, в связи с чем, жабры оказались ненужными и стали постепенно отмирать, превращаясь в необходимость.

Еще пример: обмен товаров в условиях первобытнообщинного строя носил случайный характер, не вытекал из экономических законов этого общественного строя. При капитализме обмен товаров становится необходимым явлением, выражает сущность господствующих экономических отношений. Натуральное же хозяйство, необходимое в феодальном обществе, при капитализме превращается в единичное, случайное явление. Диалектика необходимости и случайности выражается в относительном характере их противоположности, в том, что случайные явления в процессе исторического развития с изменением условий могут стать необходимыми и наоборот.

Под формой случайных явлений может скрываться зарождение нового необходимого процесса, который станет действительностью при появлении определенных условий. Наземный труд в случайной форме существовал еще при рабовладельческом обществе. Однако лишь с развитием производительных сил и появлением буржуазных отношений наемный труд стал общественной необходимостью. В то же время в наемном труде еще в момент появления содержался в зародыше капиталистический способ производства с его необходимыми законами.

Классики придавали большое значение своевременному раскрытию за формой отдельных случайностей наступление новых, более глубоких отношений, развитие которых приводит к появлению массовых подобных случайностей. Своевременное раскрытие за отдельными случайными явлениями более глубоких отношений имеет огромное практическое значение, т.к. в начальный период развития того или иного процесса, когда новые необходимые отношения только еще складываются, человек может оказать на них наибольшее воздействие, придать их развитию нужное направление. Диалектика необходимого и случайного прослеживается на следующем примере: «При осуществлении мелиорации имеют место как позитивные, так и негативные экологические воздействия на состояние объекта и окружающую среду, учет которых может как повышать, так и снижать экологические показатели проектов мелиорации и реально проведенных мелиоративных мероприятий».

Раскрыв диалектику необходимости и случайности философия показала, что необходимость и случайность не являются застывшими, неизменными, раз и навсегда данными. Категория необходимости и случайности имеют смысл только при рассмотрении их во взаимосвязи, взаимодействии, взаимопереходах. Относительность различия необходимости и случайности выражается как в том, что случайность представляет собой форму проявления необходимости, так и в том, что случайное в одних условиях может стать необходимым в других условиях. Те или иные явления, связи должны рассматриваться как случайные или необходимые лишь по отношению к определенной совокупности условий, системе взаимосвязей, по отношению к определенному процессу. Относительный характер различия и случайности не означает, что для науки безразлично какие связи изучать. Наука должна вскрывать за случайными явлениями и связями необходимые связи, за внешними проявлениями – глубокие внутренние отношения. Это указывает на большое значение учения о необходимости и случайности для материалистической теории познания.

«Задача целесообразной человеческой деятельности заключается… в том, чтобы соотнести разнообразные единичные, случайные события, обстоятельства с их общей основой и, выделяя способы разрешения противоречий, изменить эти обстоятельства. Философия исходит из того, что в любом событии можно выделить существенные (необходимые) и несущественные (случайные) свойства. Необходимость и случайность – диалектические противоречия, противоположности, не существующие друг без друга. За случайностью всегда скрывается необходимость, необходимая основа явлений, которая определяет ход развития в природе и обществе»…

Задача науки состоит в том, чтобы вскрыть в случайных связях явлений их необходимую основу. Каким бы сложным ни было то или иное явление, от какого бы множества случайностей ни зависело его развитие, оно, в конце концов, управляется объективными законами, необходимостью. Философия помогает понять не только связь, но и взаимопереходы необходимости и случайности. Современная наука обогащает философские выводы сущности необходимости и случайности новыми данными (использования теории вероятностей, в формах статистической и динамической закономерности).

Наши рекомендации