Глава 1. наука в культуре современной цивилизации
Гусева Е.А., Леонов В.Е.
Г 96 История и философия науки: учебник / Е. А. Гусева, В. Е. Леонов. – СПб.: СПбГИЭУ, 2011.
Учебник написан в соответствии с программой кандидатского экзамена «История и философия науки», утвержденной Министерством образования и науки Российской Федерации. Основное внимание уделено философскому анализу науки как специфической системы знаний, форм духовного производства и социального института. Рассмотрены общие закономерности развития науки, ее генезис и история, структура, уровни и методология научного исследования. Особое внимание уделено философским проблемам экономического знания.
Предназначено для аспирантов и соискателей всех специальностей.
УДК 001.1(075)
ББК 87.25я7
© СПбГИЭУ, 2011
Содержание
Предисловие. 7
Введение. 9
ГЛАВА 1. НАУКА В КУЛЬТУРЕ СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ 12
1.1. Особенности науки как феномена культуры.. 12
1.2. Функции науки в жизни общества. Интернализм и экстернализм.. 16
1.3. Наука и философия. 25
1.4. Наука и искусство. 30
1.5. Образы науки и ученого в культуре. 33
1.6. Сциентизм и антисциентизм.. 36
1.7. Научно-технический прогресс и его перспективы.. 41
1.8. Наука и лженаука. 53
1.9. Этические проблемы научного знания. 66
ГЛАВА 2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ СТАДИИ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ НАУКИ.. 76
2.1. Античный период. 77
2.2. Научное знание средневековья. 94
2.3. Наука эпохи Возрождения. 103
2.4. Наука Нового времени. 110
ГЛАВА 3. НАУКА КАК СПОСОБ ПОЗНАНИЯ МИРА.. 129
3.1. Обыденно-практическое и научное знание. 129
3.2. Эмпирические методы научного познания. 137
3.2.1. Наблюдение. 138
3.2.2. Эксперимент. 146
3.2.3. Измерение. 156
3.3. Специфика теоретического познания. 165
3.4. Гипотеза как форма развития научного знания. 177
3.5. Научные законы.. 192
3.5.1. Логико-эпистемологический анализ понятия «научный закон». 192
3.5.2. Виды научных законов. 199
3.6. Проблема объяснения и предсказания в научном познании. 211
3.7. Проблема истины и ее критериев. 223
3.8. Специфика научно-технического творчества. 230
ГЛАВА 4. ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЕСТЕСТВЕННЫХ И ТЕХНИЧЕСКИХ НАУК.. 245
4.1. Философские проблемы физики. 245
4.1.1. Физика как натурфилософия. 248
4.1.2. Абстракции классической механики. 257
4.1.3. Философские проблемы современной физики. 269
4.1.3.1. Теории относительности. 269
4.1.3.2. Квантовая механика. 281
4.2. Философские проблемы биологии. 294
4.3. Формирование технических наук. 309
ГЛАВА 5. ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ.. 316
5.1. Специфика социально-гуманитарного знания. 316
5.2. Проблема метода в социально-гуманитарных исследованиях. 320
5.3. Философские проблемы экономического знания. 328
5.3.1. Экономическое знание как наука и идеология. 329
5.3.2. Общие проблемы анализа хозяйственной деятельности в архаических экономиках. 361
ГЛАВА 6. ПРЕДМЕТ И ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ НАУКИ.. 369
6.1. Наука как объект философского анализа. 369
6.2. Роль философских идей и принципов в научном познании. 371
6.3. Позитивистский подход к исследованию науки. 375
6.4. Фальсификационизм К. Поппера. 383
6.5. Концепция «парадигм» Т. Куна. 392
6.6. Эпистемологический анархизм П. Фейерабенда. 404
6.7. Типы научной рациональности. 413
6.7.1. Классическая научная рациональность. 420
6.7.2. Неклассическая научная рациональность. 423
6.7.3. Постнеклассическая научная рациональность. 429
6.8. Социологический подход к исследованию науки. 440
ГЛАВА 7. НАУКА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ.. 455
7.1 Историческое развитие институциональных форм научной деятельности 455
7.2. Подготовка научных кадров. Научные школы.. 460
7.3. Наука и власть. 464
7.4. Проблемы государственного регулирования науки. 469
Заключение. 477
Вопросы по курсу «История и философия науки». 478
Рекомендуемая литература. 480
Предисловие
Учебник предназначен для аспирантов и соискателей, осуществляющих подготовку к кандидатскому экзамену по дисциплине «История и философия науки». Этот экзамен обязателен для каждого соискателя ученой степени кандидата наук.
В данном курсе раскрывается суть науки как определенной отрасли культуры, ее место в функционировании общества. Научное познание развивается в контексте исторического развития общества. А это значит, чтобы понять его природу и историческую динамику, необходимо рассматривать научное познание как социально-исторический процесс. Поэтому курс предлагает анализ исторических фактов, значимых в развитии научного знания, оценку значений науки и последствий применения ее продуктов, которую давали философы различных исторических периодов.
Основной задачей авторов учебника является всестороннее интеллектуальное развитие профессионально подготовленного специалиста и развитие его как личности со сформировавшейся философской культурой, соответствующей уровню развития общества, его материальным и духовным ценностям.
Курс «История и философия науки» должен быть обязательной ступенью в процессе формирования ученого, его этичности, ответственности, а также стать импульсом раскрытия творческого начала, т.е. способствовать освобождению от стереотипов, преодолению обыденных представлений о мире.
Философия как методологическая основа современной науки позволит будущему ученому понять, что он не может обойтись без рефлексии, размышления над смыслом своих научных занятий, без попытки осмыслить специфику той интеллектуальной деятельности, которой он посвящает жизнь.
Данный курс помогает соискателю осознать, что он занимает определенное место в глобальной сети научного сообщества, а это означает, что он способен к преодолению междисциплинарного разрыва, который столь остро чувствуется даже в смежных областях науки.
Введение
Предметом философии науки являются общие закономерности и тенденции научного познания как особой деятельности по производству научных знаний, взятой в ее историческом развитии и в исторически изменяющемся социокультурном контексте. Как направление современной философии она представлена множеством концепций, предлагающих ту или иную модель развития науки.
Философия науки как особая дисциплина сформировалась в середине ХХ в. Круг ее проблем чрезвычайно широк. Среди них: понятие и образ науки, проблема возникновения науки, структура научного знания, функции научного исследования, научные революции, идеалы научности, нормы и ценности научного сообщества и др.
Начало философии науки может быть датировано второй половиной XIX в. Именно в это время появился поток публикаций, не прерывающийся до настоящего времени и посвященный специфической проблематике философии науки – проблематике строения, оснований и функций научного знания.
Первым фактором, способствовавшим формированию философии науки, был рост масштабов научной деятельности. В это время наука оформляется в важную самостоятельную сферу общественной жизни. Интеллектуальный авторитет науки подкрепляется ее практическим авторитетом, развитием прикладных исследований и разработок. Расширяется сеть научных учреждений, возрастает число ученых.
Второй фактор заключался в самом содержании научного знания. В науке ХХ в. приобретает особую остроту проблема обоснования знания. А поскольку обоснование какого-либо фрагмента знания, изучение его структуры и функций предполагает выход за пределы этого фрагмента, оно становится философской проблемой. В работах философов и ученых обсуждаются вопросы о том, что такое научная теория, каково ее соотношение с экспериментом и наблюдением, какое место в ней занимают математические уравнения.
Современная философия науки рассматривает научное познание как социокультурный феномен. И одной из важных ее задач является исследование того, как исторически меняются способы формирования нового научного знания и каковы механизмы воздействия социокультурных факторов на этот процесс.
Современная философия науки выступает в качестве звена, соединяющего естественнонаучное и гуманитарное знание. Она определяет место науки в современной цивилизации, в ее многообразных отношениях к этике, политике, религии. В этом состоит общекультурная функция философии науки. Она не позволяет ученым замыкаться на узкопрофессиональном подходе к различным явлениям и процессам.
Философия как методологическая основа современной науки помогает ученому осмыслить специфику той интеллектуальной деятельности, которой он занимается. И, в первую очередь, ему необходимо понять особенности научного мировоззрения, познакомиться с этапами развития науки и формами взаимодействия науки с другими сферами жизни.
ГЛАВА 1. НАУКА В КУЛЬТУРЕ СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ