Эпилог: Блэз Паскаль: христианин и ученый

"Бог Авраама, Бог Исаака, Бог Иакова, но не философов и ученых..." БЛЭЗ ПАСКАЛЬ

Благодаря открытиям многих блестящих ученых-христиан появилась современная наука. В первой части мы говорили о четырех таких исследователях - Копернике, Кеплере, Галилее и Ньютоне. Эти люди широко известны благодаря их важнейшим научным открытиям. Теперь же мы поговорим об исторической личности, которая больше известна за свой вклад именно в богословие, чем в науку.

Блэз Паскаль родился в тот год, когда Галилей начал писать свой "Диалог о двух системах мироздания". Человек большого научного гения, большой веры и большого литературного таланта, Паскаль внес уникальный вклад в развитие современной мысли, сказав свое слово в споре о том, что главнее - наука или богословие. Его жизнь и учение в сочетании с преданностью Богу, деятельной заботой о бедных - вот пример для современных ученых-христиан.

Ранний период жизни

Французская провинция Овернь полна климатических контрастов и различных укладов жизни. В холодной земле, раскинувшейся под южными небесами, сами люди обретали характер "резкий и пылкий" (1) . Паскаль унаследовал их внешнюю сдержанность и душевную теплоту. В течение многих веков главным городом провинции был Клермон-Ферран. Именно там в 1095 году Петр-Отшельник начал в своих проповедях призывать к Первому крестовому походу. После Реформации многие жители Клермон-Феррана, включая и семью Паскаля, подверглись гонениям за свои протестантские убеждения.

В 1616 году Этьен Паскаль женился на Антуанетте Бегон. Их первая дочь Антония умерла вскоре после крещения. Но в январе 1620 года родилась Жильберта, в июне 1623 года - Блэз, а в октябре 1625 года - Жаклин. Блэз рос болезненным ребенком и едва не умер еще в младенчестве. Подобно Кеплеру, он перенес много физических страданий, и периоды вынужденной пассивности чередовались у него с периодами большой активности.

Его мать Антуанетта Паскаль умерла в 1626 году, и отец посвятил себя воспитанию детей. Он лично занимался обучением сына, причем его система выгодно отличалась от формального схоластического подхода, столь популярного в те времена. (Этьен Паскаль и сам был далеко не ординарной личностью. Он проявлял большой интерес к научным исследованиям, особенно в области математики. Так, именно он открыл так называемую улитку Паскаля - алгебраическую кривую четвертого порядка. Среди его друзей было немало известных ученых. Кроме того, он состоял в переписке с наиболее значительными учеными своего времени, среди которых были Галилео Галилей и Рене Декарт). Он старался пробудить в Блэзе природную любознательность, развивая его аналитические способности, а не только заставляя зубрить уроки. Высоко поднятая отцом планка, его гибкость в подаче учебного материала породили в сыне любовь к знаниям, страсть к истине и привычку наблюдать, а затем шаг за шагом идти к решению.

Научные открытия

В 11 лет Паскаль заметил: когда нож ударяет по тарелке, то та продолжает звенеть до тех пор, пока не прикоснешься к ней рукой. Он придумал и выполнил ряд экспериментов по теории звука, которые вылились в короткое эссе. Подобного же подхода он придерживался и позже, когда работал уже над более серьезными научными проблемами. Уважение к фактам заставляло его снова и снова проводить эксперименты, изменять их условия, ища ответы на свои вопросы. Он всегда стремился настолько четко и понятно сформулировать принцип, чтобы его можно было проверить.

В 12 лет, еще не приступив к изучению геометрии, Паскаль самостоятельно сформулировал и доказал 32-ю теорему Евклида (010) . Еще через четыре года вышла первая печатная работа Блэза "Опыт о конических сечениях". Новаторское использование геометрических проекций, вылившееся в открытие так называемой теоремы Паскаля, распахнуло новые горизонты для математических исследований. В последних строках "Опыта" просвечивает вера Паскаля: "Если данная тема будет признана достойной дальнейшего рассмотрения, то мы попытаемся развить ее до тех пределов, до которых позволит Бог, дарующий силы" (2) .

Гению Паскаля была нечужда и практичность. В 17 лет он начал работать над созданием счетной машины - арифмометра, чтобы облегчить труд своего отца, которому по долгу службы приходилось производить длинные и сложные расчеты. Работа растянулась на пять лет: испытав 50 собственных моделей, он, наконец, добился желаемого результата. Эта практическая жилка не позволяла ему заниматься излишним теоретизированием ни в науке, ни в богословии.

Математические открытия Паскаля включают работы по теории вероятности. Он смог примирить строгую научную логику с абстракциями теории вероятности, создав теорию математической вероятности, которая "проложила стезю" для открытия бинома Ньютона и системы интегрального исчисления Лейбница.

Кроме того, Паскаль работал над уравнением циклоиды - плоской кривой, которую описывает некая точка Р окружности, катящейся без скольжения по неподвижной прямой (3) . Его предшественники, включая и Галилея, безуспешно бились над разрешением загадки этой странной фигуры. В 1648 году после долгого перерыва в занятиях математикой Паскаль вернулся к этой задаче. Свои выводы он напечатал в форме писем, одно из которых подтолкнуло Лейбница к открытию системы исчислений. Специалист по естественно-научной истории Андре Куаре пишет: "Проницательность, изобретательность и виртуозность Паскаля, явленные в его сочинениях, просто поражают!" (4) .

Из области экспериментальной физики наиболее известны исследования Паскаля, связанные с вакуумом. На протяжении всех средних веков аксиома Аристотеля о том, что вакуум в природе невозможен, считалась бесспорной. Свято верили в нее и ученые XVII века. Ученик Галилея Торричелли проводил эксперименты с ртутью, находящейся в запаянной с одного конца трубке. Из результатов этих экспериментов вновь возник вопрос о так называемой "боязни пустоты" (011) . Когда об этих исследованиях узнал Паскаль, он тоже поставил ряд экспериментов с трубками и сифонами разных размеров, которые были наполнены до определенного уровня той или иной жидкостью. Сам Паскаль в 1648 году не смог довести до конца свои эксперименты из-за проблем со здоровьем. Их закончили другие. Тем не менее, результат был налицо: уровень жидкости в трубке зависел от атмосферного давления. В работах Паскаля, написанных по этому вопросу, выводы подтверждаются тщательно задокументированными данными экспериментов. Его логика безупречна. Он не только дает идеи для новых экспериментов, но и предлагает способы практического применения своего открытия.

Переняв живой стиль Галилея и Бэкона, Паскаль сражается со своими противниками. Он предлагает последователям Аристотеля собрать все работы своего учителя и посмотреть, как эксперименты, поставленные Паскалем, разбивают теорию "боязни пустоты". "Если результаты экспериментов никак не согласуются с теорией, то пусть они знают: эксперимент - господин в физике... Каким бы авторитетом ни обладали древние, следовать стоит именно истине, даже недавно обнаруженной..." (5) . Паскалю так и не удалось закончить свою работу "О пустоте", но вступление к ней ясно показывает, как высоко ценил Паскаль экспериментально добытые данные. Интересовала его и практическая сторона своих открытий: он постарался определить правила предсказания погоды и придумал принцип барометра. Он же подал идею гидравлического пресса, хотя и не имел возможности осуществить ее на практике.

Богословские проблемы

В январе 1646 года Этьен Паскаль упал на улице и вывихнул бедро. Лечили его два известных хирурга - Деланд и Ла Бу-тельер. Оба недавно обратились в янсенизм, евангельское богословие которого было взято из учения святого Августина и адаптировано к мышлению XVII века (012) . Самому Паскалю тогда было 23 года и он не отличался крепким здоровьем. Его поразило то, что говорили янсенисты о здоровье как физическом, так и духовном, как о физическом страдании, так и о духовном. Во время своего "первого обращения" Паскаль решил оставить мирскую суету и вести благочестивый образ жизни. Он не собирался отказываться от научных занятий, но решил, что нельзя предаваться им лишь ради собственного удовольствия.

Паскаль проявлял все больший и больший интерес к книгам (включая Библию), на которых основывались взгляды янсенистов. Будучи католиком, он пришел к Писанию через труды святого Августина, читал его в переводе на латынь и часто цитировал. Поняв же, что Господь Иисус Христос - хозяин всей его жизни, он и Библии отвел главное место среди всех остальных книг. Его научная лаборатория стала "горницей" (см. Деян. 2), в которой самое почетное место было отведено именно Библии.

Истинность Библии Паскаль увидел, сопоставляя учение янсенистов с результатами собственных исследований. Его экспериментальный метод основывался на том, что природа - единообразна и предсказуема. Паскаль понял, что эта уверенность основывается на знаниях о неизменности Бога. С тех пор Паскаля переполняли две страсти - научный энтузиазм и религиозный порыв. С удвоенной энергией он принялся за работу.

Результаты исследований Паскаля о пустоте попытался оспорить иезуит отец Ноэль, научным авторитетом для которого был Декарт, а философским - Аристотель. Паскаль в ответ на его возражения разъяснил действительно научный метод изысканий, показал, что истинность гипотезы зависит не от того, насколько логичны обосновывающие ее умопостроения, а от того, насколько верны подтверждающие ее факты, почерпнутые из наблюдений и экспериментов. В то же время Паскаль выступал против тех, кто пытались подлинно библейское богословие подменить богословием "натуралистическим". В последние годы своей жизни он горячо выступал против новшеств, привнесенных в теологию иезуитами. А ведь Паскаль был всего лишь простым прихожанином, который, правда, считал: когда речь идет о чистоте христианства, то занятия богословием - дело не только духовенства, но и его личное.

Здоровье Паскаля все ухудшалось, и он отправился в Париж, чтобы проконсультироваться с ведущими врачами. На некоторое время его даже парализовало - нижнюю часть тела от пояса. У него часто болели голова и внутренние органы. Боли становились невыносимыми. В январе 1648 года они уже ни на час не покидали его, и врачи запретили ему с марта по сентябрь заниматься научными исследованиями. В период физических страданий Паскаль анализировал свою жизнь и поступки в свете Писания. Тогда-то он и увидел "водораздел" между истинами светскими и истинами духовными. Вот, например, какие выводы он для себя сделал: "В дни скорби естественные науки не восполнят моего незнания законов нравственности. А вот знание этики утешит даже несведущего в естественных науках" (6) .

В начале 1656 года Порт-Рояль - оплот янсенистов - попал под перекрестный огонь иезуитов, к которым очень благоволил Ватикан (013) . Паскаль вступился за янсенистов и издал ряд писем-памфлетов, адресованных "другу-провинциалу". Остроумие и смелость "Писем провинциалу" раскрывают перед нами богатство воображения Паскаля, почерпнутое из самой жизни. Великолепный литературный стиль писем оказал влияние на французскую литературу. Реализм Паскаля заложил новый тип апологетики: он начинал с того, что касалось непосредственно читателя, а потом подводил его к определенным выводам. О чем бы ни шла речь - о чудесах или о пустоте, о Божьей благодати или о циклоиде, - он взывал к разуму читателя, к его здравому смыслу.

Паскаль понял, что авторитет в богословии и авторитет в науке играют разную роль. В его научном манифесте - вступлении к незаконченному трактату "О пустоте" - говорится, что единственный источник истины в богословии - это Писание и труды Отцов Церкви, поэтому "придется разочаровать те несмысленные души, которые в высокомерии своем считают, что открыли нечто новое в богословии". Но в том, что касается разума и чувств, чужие авторитеты бесполезны и "нам остается лишь пожалеть тех, кто ищут объяснения природных явлений в трудах авторитетных ученых" (7) . Подобное разграничение авторитета в богословии и авторитета в науке помогает понять кажущуюся противоречивость его мышления.

В 18-м "Письме провинциалу" Паскаль поясняет, на каких позициях должен стоять ученый-христианин:

"Если речь идет об истине сверхъестественной и внеприродной, то нельзя судить о ней лишь на основании чувств и разума, а следует опираться на Писание и церковные постановления. Если же мы говорим о нераскрытом еще явлении, о чем-то, что не выходит за пределы досягаемости человеческого разума, то разум и должен назначаться судьей. Если требуется сделать выводы из имеющихся фактов, то следует довериться чувствам, которые, в таком случае, единственно могут быть судией" (8) .

Если же отрывок Писания якобы противоречит здравому смыслу или рассудку (научному объяснению фактов), то "следует толковать Писание и искать в нем иной смысл - тот, который соответствовал бы свидетельству наших органов чувств". Слово Божье - непогрешимо, наблюдения дают достоверную информацию об окружающем мире, следовательно, при правильном уразумении и того и другого противоречия между ними быть не может. В подтверждение этого принципа Паскаль приводил цитаты из трудов святого Августина и Фомы Аквинского.

Взгляды Паскаля на естественное богословие были крайне сложными. Он считал, что природа - результат трудов Творца. Невидимому Бог нашел видимое выражение. "Совершенство природы показывает, что она - образ Творца, а недостатки ее лишний раз доказывают, что она - не Сам Творец, а лишь Его образ" (9) . В то же время Паскаль свято верил, что истину Бог скрыл за таким занавесом, который не сможет приподнять даже наука. Путь к Богу - это не прогулка по Им сотворенному саду, а паломничество, ведущее к Нему через Писание и благодать. В "Письмах провинциалу" и других полемических статьях Паскаль отводил Библии очень важное место, ибо в ней содержатся все факты, на которых основано христианство. Авторитет для Паскаля - это Писание, истолкованное в лучших традициях церкви.

Обращение

В начале 1654 года Паскаль переехал в Порт-Рояль. Там ему было легче работать и размышлять о духовных вещах. Этот монастырь был основан на чисто библейских принципах - молитва и размышление чередовались там с чтением Писания. Обитатели монастыря сверяли всякое учение и начинание с библейским учением. Именно там Паскаль разработал свой метод экзегетики: Библия разъясняет Библию, богословские учения должны основываться лишь на Писании. Верность Библии для Паскаля была неотрывна от преданности Христу: "Центр Писания - Иисус Христос и Он один" (10) . Он много читал Писание и молился. Мудрость для него заключалась в двух словах - "слушать Бога", а самым любимым у него был Пс. 120. Его Паскаль знал наизусть.

В ночь на 24 ноября 1654 года Паскаль испытал нечто необычайное. Свидетельство случившемуся - запись, сделанная им на клочке бумаги. В течение восьми последующих лет он всегда носил ее с собой, всякий раз зашивая в тот камзол, который носил. Запись эту нашли лишь через несколько дней после его смерти:

ОГОНЬ

Бог Авраама, Бог Исаака, Бог Иакова,

но не философов и ученых.

Уверенность. Уверенность. Чувство, радость, мир.

Бог Иисуса Христа Мой Бог и твой Бог.

"Твой Бог будет моим Богом".

Забвение мира и всего, кроме Бога.

Обрести Его можно лишь на путях, указанных Евангелием.

Величие человеческой души.

"Отче праведный, мир не познал Тебя, но я Тебя познал".

Радость, радость, радость, слезы радости.

Иисус Христос.

Я разлучился с Ним. Я бежал от Него, отрекся, распинал Его.

Да не разлучусь с Ним никогда.

Сохранить Его можно лишь на путях, указанных Евангелием.

Отречение полное и сладостное.

Полное подчинение Христу и моему духовному начальнику.

Вечная радость за один день труда на земле.

Да не забуду слова Твоего. Аминь (11) .

После пережитого так называемого "второго обращения" взгляды Паскаля стали полностью христоцентричными и библейскими. Язык его можно назвать языком пророка и христианского мистика.

Окрыленный успехом "Писем провинциалу", Паскаль решил написать "Апологию христианской религии", базирующуюся на новой, истинно библейской основе. Но больше всего он желал заронить в людские сердца любовь ко Христу. С 1656 года до зимы 1658 года, когда он вновь серьезно заболел, Паскаль успел собрать большое количество материала. Эта работа так и не была закончена, но около тысячи его кратких заметок и законченных фрагментов вошли в сборник "Мысли господина Паскаля о религии и некоторых других предметах", изданный его друзьями в 1670 году уже после смерти ученого. Свои мысли он черпал в повседневной жизни, и книга показывает разносторонность Паскаля - ученого, философа и богослова. Но замысел и стиль работы подсказала ему Библия.

В последние годы жизни Паскаль успел завершить ряд ранее начатых работ. В периоды хорошего самочувствия он трудился очень много. Кроме "Записок о благодати" он написал краткое жизнеописание Христа. Это была первая попытка согласовать Его жизнеописания, содержащиеся во всех четырех Евангелиях. Кроме того, он написал два учебника - по чтению и математике - для Порт-Рояльской школы.

Благочестие Паскаля носило очень личностный характер, но от этого он не становился эгоистом. Оно проявлялось в его отношениях как с людьми, так и с Богом. Любовь к Богу соседствовала в его душе с милосердием по отношению к бедным, в каждом из которых он видел Иисуса. "Я люблю бедность, потому что Он ее любил. Я люблю богатство, потому что оно дает средства помогать нуждающимся" (12) . Паскаль во всем ограничивал себя, чтобы больше отдавать другим. Он продал свою карету и лошадей, красивую мебель и столовое серебро, даже свою библиотеку. До последних дней с ним сохранились лишь Библия, томик блаженного Августина и несколько духовных книг.

Однажды Паскаль обратил внимание на толпу народа, направляющуюся на работу, и задумался: почему бы не перевозить их туда группами? Так ему в голову пришла идея создания омнибуса, и он помог организовать первую автобусную компанию. 18 марта 1662 года первые автобусы, перевозившие своих пассажиров за пять су, начали движение по улицам Парижа. Паскаль попросил у компании аванс в тысячу франков, которые послал некоему бедняку Блуа, жестоко страдавшему от зимних холодов. Свои доходы от работы автобусной компании он переводил в больницы Парижа и Клермонта.

Библейские и научные взгляды Паскаля, а также его философские, литературные и изобретательские труды были подчинены одной высшей цели - служению Богу, Которого он любил всем сердцем, всею душою, всем разумением и своими иссякающими силами. Он любил и ближних своих больше, нежели самого себя.

В июне 1662 года здоровье Паскаля резко ухудшилось, и он впустил в свой дом одного бедняка с семьей. Когда же сын постояльца заболел оспой, то хозяин решил, что уехать из дома нужно именно ему, а не семье бедняка. И он переселился в дом сестры.

В середине августа силы совершенно оставили Паскаля. В ночь на 18 августа у него начались конвульсии. Его причастили. Около часа ночи 19 августа 1662 года Паскаль умер. Ему было тогда всего 39 лет.

21 августа 1662 года он был похоронен на кладбище церкви Сент Этьен дю Монт. На похоронах присутствовали близкие, друзья, коллеги-ученые и все те, кому он когда-либо помог. Задние ряды церкви были забиты бедняками, смешавшись с ними, на церемонии присутствовали, рискуя быть арестованными, жители опального Порт-Рояля.

(010) Этьен Паскаль сам составлял программу занятий с сыном и решил пренебречь рядом дисциплин до достижения сыном определенного возраста. Среди них кроме гуманитарных наук оказалась и геометрия. Сейчас трудно судить, насколько достоверен рассказ сестры Блэза Жильберты о том, что он самостоятельно изобрел 32-ю теорему Евклида, но, по крайней мере, произошло нечто, что заставило отца Блэза заняться с ним и изучением геометрии - прим. перев.

(011) Аристотель считал, что природа не терпит пустоты и сопротивляется ее образованию. В начале XVII века флорентийские инженеры обнаружили, что насосы могут поднимать воду на высоту лишь чуть более десяти метров. Тут же заговорили о том, что таким образом сама природа "сопротивляется образованию пустоты". Физик Бальяни предположил, что это явление объясняется давлением атмосферного воздуха. Торричелли поставил опыты с ртутью: он заполнял закупоренную с одного конца трубку ртутью, а затем, зажав отверстие пальцем, переворачивал трубку в чашечку с ртутью. При этом уровень ртутного столбика фиксировался на определенном уровне - вся ртуть из трубки до конца не выливалась Выходило, что давление ртутного столба в трубке уравновешивалось давлением атмосферного воздуха на ртуть в чашечке. Паскаль несколько изменил условия проведения эксперимента: он измерял высоту ртутного столбика не только при различных погодных условиях, но и на разной высоте - в саду, на башне собора, на вершине горы - прим, перев.

(012) Янсенизм получил свое название от имени Корнелия Янсена (1585-1638 гг.), епископа Ипра. Янсен считал, что ни протестантская Реформация, ни католическая контрреформация не добились возрождения христианства. Возрождение же он видел лишь в возврате к наследию отцов церкви, прежде всего, к трудам святого Августина. Его учение можно свести к пяти основным положениям: 1) без Божьей благодати невозможно выполнить заповеди; 2) противиться благодати невозможно; 3) существует свобода от принуждения, но свободы от необходимости не бывает; 4) учение о том, что обладающий свободой воли человек может противиться благодати или же по собственному выбору поддаваться ее действию, - это пелагианская ересь; 5) учение о том, что Христос умер за всех людей без исключения, - это тоже пелагианство. Его учение было осуждено Папой Иннокентием X. Среди янсенистов были сильны анти-папские настроения. Кроме того, они считали, что причастие может принимать не всякий верующий, но лишь тот, кто этого достоин - прим, перев.

(013) Женский монастырь Порт-Рояль стал центром янсенизма. Помимо монахинь в нем поселились и так называемые "отшельники Порт-Рояля", - люди, отказавшиеся от мирской суеты и посвятившие себя распространению идей янсенизма. Благодаря научной и литературной жизни его обитателей Порт-Рояль стал центром интеллектуальной жизни Парижа. В нем начали открываться маленькие школы, где на одного учителя приходилось по несколько учеников разного возраста. В Порт-Рояле разрабатывали методики воспитания и обучения детей, в монастырской типографии издавали необходимые учебники. После смерти Этьена Паскаля в этот монастырь постриглась его сестра - Жаклин. Своей деятельностью янсенисты вызвали недовольство Рима. В 1660 г. школа была закрыта, все обитатели монастыря были вынуждены подписать особый формуляр, означавший для них отречение от своих взглядов - прим. перев.

Примечания

Пролог: Суд

(1) Jerome J.Langford. Galileo, Science and the Church (Ann Arbor: University of Michigan Press, 1971), p. 138.

(2) Giorgio de Santillana. The Crime of Galileo (Chicago: University of Chicago Press, 1955), p. 262.

3 Ibid.

(4) Ibid., p.241.

5 Ibid., p. 303.

6 Ibid., p. 310.

(7) Colin A. Ronan. Galileo (New York: G.P. Putnam's Sons, 1974), p. 253.

(8) William R. Shea. Galileo's Intellectual Revolution: The Middle Period (New York: Science History Publications, 1971), p. i.

(9) Thomas S. Kuhn. The Structure of Scientific Revolutions, 2d ed. (Chicago: University of Chicago Press, 1970), chap. 7, "Crisis and the Emergence of Scientific Theories".

(10) See chap. 5. Галилей очень любил цитировать кардинала Барония, одно из его высказываний и стало эпиграфом к этой главе. Stillman Drake. Galileo (New York: Hill and Wang, 1980), p. 29.

(11) Thjmas S. Kuhn. The Copernican Revolution: Planetary Astronomy in the Development of Western Thought (Cambrige, Mass.: Harvard University Press, 1957), p. 3.

Глава 1. Развитие науки в античном мире: Аристотель и Архимед

(1) Frederic Copleston. A History of Philosophy, vol. 1, Greece and Rome (London: Burns and Gates, 1961), pp. 22-24.

(2) Ibid., pp. 29-37.

(3) Ibid., p. 266.

(4) G.E.R. Lloyd. Early Greek Science: Thales to Aristotle (New York: Norton, 1971), pp. 123-124.

(5) Aristotle. De Caelo, trans. J.L.Stocks, vol. 2 of the Oxford translation of Aristotle's works, ed. W.D.Ross (Oxford: Oxford University Press, 1922), chap. 14, p. 179.

(6) D.B.Balme. Aristotle. Dictionary of Scientific Biography, ed. Charles C.Gillispie (New York: Charles Scribner's Sons, 1981), vol. 1, p. 250. Аристотель ясно высказывал, что методическое сомнение является условием обнаружения истины, а его теория накопления "трудностей" учила поколение за поколением искусству проверки доводов, анализа формулировок, уклонения от чрезмерного усложнения теорий.

(7) Marshall Claggett. Archimedes. Gillispie, Dictionary of Scientific Biography, vol. 1, p. 213.

(8) R. Hooykaas. Religion and the Rise of Modern Science (Grand Rapids Win.B.Eerdmans, 1978), p. 76. Ручной труд считался недостойным философов, единственное исключение было сделано для медицины (если можно назвать ее ручным трудом).

(9) William Stahl. Aristarchus of Samos. Gillispie, Dictionary of Scientific Biography, vol. 1. See Owen Gingerich, "Did Copernicus Owe a Debt to Aristarchus?" Journal for the History of Astronomy 16 (1985), pp. 36-42.

(10) Kuhn. Copemican Revolution, p. 80.

(11) Owen Gingerich. Ptolemy, Copernicus, and Kepler. The Great Ideas Today: 1983, ed. Mortimer J.Adler and John van Doren (Chicago: Encyclopedia Brittanica, Inc., 1983), pp. 142-143.

(12) Прецессия - движение земной оси в пространстве. Она описывает конус с уголом в 23,5, вследствие чего полюс мира движется вокруг полюса эклиптики по малому кругу, совершая один оборот за 26000 лет. Следствием прецессии является постепенное смещение точки весеннего равноденствия.

(13) G J.Toomer. Apollonius of Perga. Gillispie, Dictionary of Scientific Biography, vol. 1.

(14) Rene Taton. Ptolemy. Gillispie, Dictionary of Scientific Biography, vol. 2.

(15) Gingerich. Ptolemy, Copernicus, and Kepler, p. 141. (16) Ibid., p. 139.

Глава 2. Коперник: Солнце и Земля

(1) Paul W. Knoll. The Arts Faculty at the University of Cracow at the End of the Fifteenth Century. The Copemican Achievement, Ed. Robert S. Westman (Berkley: University of California Press, 1975), p. 140.

(2) Stephen P. Mizwa. Nicolas Copernicus (Port Washington, N.Y.: Kinnikat Press, 1943), pp. 37-38. Вариантов произнесения имени Коперника было несколько - Коперник, Коперек. Аналогично имя Ватзенроде могло иметь написания Ваченроде, Вакенрод, Ватзельрод, Вакельрод.

(3) Ibid., pp. 11,34. Николай Коперник впоследствии латинизировал свою фамилию - Copernicus.

(4) Edward Rosen, trans. Three Copemican Treatises, 3d. ed. (New York: Octagon Books, 1971), p. 315.

(5) Alexandre Koyre. The Astronomical Revolution (Ithaca, N.Y.: Cornell University Press, 1973), p. 85. Полное название работы - De hypothesibus motuum coelestium a se constitutis commentariolus. По поводу даты написания работы полного согласия нет. Наиболее ранняя из дат написания - 1514 год.

(6) Rosen. Three Copemican Treatises, p. 325.

(7) Gingerich. Ptolemy, Copernicus, and Kepler, p. 160.

(8) Rosen. Three Copemican Treatises, p. 352.

(9) Ibid., p. 359.

(10) Koyre. The Astronomical Revolution, p. 35.

(11) Bruce Wrightsman. Andreas Osiander's Contribution to the Copernican Achievement, in Westman, The Copemican Achievement, pp. 233-243. Полное название - Ad lectorem de hypthesibus huis opens.

(12) Ibid., p. 41. Так как Осиандер был известным защитником Реформации, то, упомяни он во вступлении свое имя, - книга не была бы принята определенным кругом читателей. Ни он, ни Коперник этого не хотели. Сам стиль обращения "К читателю" ясно указывает, что оно не принадлежит перу Коперника: о посвящении книги Папе там сказано, как о "желании автора". Вступление принесло и пользу. Обращение Осиан-дера защитило книгу от цензуры и позволило ей стать учебником для астрономов, которые привыкли к подобному изложению гипотез.

(13) Gingerich. Ptolemy, Copernicus, and Kepler, p. 138.

(14) Kuhn. Copemican Revolution, pp. 73-77.

(15) Charles Glenn Wallis, trans. On the Revolution of the Heavenly Spheres. Great Books of the Western World, vol. 16, Ptolemy, Copernicus, Kepler, ed. Robert Maynard Hutchins (Chicago: Encyclopedia Britannica, Inc., 1952), pp. 506, 509.

(16) Gingerich. Did Copernicus Owe a Debt to Aristarchus? p. 11.

(17) Wallis. On the Revolutions, p. 509.

(18) Georg Joachim Rheticus. Narratio Prima, in Koyre, Astronomical Revolutions, p. 31.

(19) Edward Rosen. Copernicus, in Gillispie, Dictionary of Scientific Biography, vol.3,p. 410.

(20) Owen Gingerich. "The Crises" versus Aesthetic in the Copemican Revo lution. Vistas in Astronomy, ed. Arthur Beer and Peter Beer (New York: Pergamon Press, 1975), vol. 17, p. 150.

(21) Wallis. On the Revolutions, pp. 526,528.

(22) Ibid., pp. 508,506,526.

(23) Mizwa. Nicolas Copernicus, p. 11.

(24) David C. Knight. Copernicus (New York: Franklin Watts, 1965), p. 110.

Глава 3. Кеплер: планетные орбиты

(1) Alfred North Whitehead Science and the Modem World (New York New American Library, 1949), p 40

(2) Kuhn Copemican Revolution, p 187

(3) Roberts Westman The Copernicans and the Churches God and Nature Historical Essays on the Encounter between Christianity and Science, ed David С Lindberg and Ronald L Numbers (Berkley University of California Press, 1986)

(4) Kepler Mystenum cosmographicum in Owen Gmgench, Johannes Kepler Gilhspie, Dictionary of Scientific Biography, vol 7, p 290

(5) Kepler, Opera, bk 6, quoted m Edwin Arthur Burtt, The Metaphysical Foundations of Modern Science (London Routledge and Kegan Paul 1959), p 47

(6) Kepler, Mystenum cosmographicum, quoted m Gmgench, "Johannes Kepler", p 290

(7) Dons Hellman Tycho Brage Gilhspie, Dictionary of Scientific Biography, vol l,pp 405-412 Kuhn Copemican Revolution, pp 201-206

(8) Kepler Gmgench, Johannes Kepler, p 295

(9) Ibid

(10) Curtis Wilson How Kepler Discovered His First Two Laws, Scientific Amencan 226 (March 1972), pp 93-99

(11) Alexandre Koyre Astronomical Revolution, pp 263-64

(12) Kepler Ptolemy, Copernicus, and Kepler, p 175 13 Ibid , p 299

(14) Walks, trans The Harmonies of the World Great Books, vol 5, p 1009

(15) Max Caspar Kepler, trans Doris Hellman (New York Abelard-Shuman, 1959), p 26

(16) Kepler Opeia bk 8 Buett, Metaphysical Foundations, p 57

(17) Ibid , p 50

(18) Owen Gmgench Johannes Kepler, p 307

(19) Edward Rosen Johannes Kepler Weik und Leistung Gmgench, "Johannes Kepler", p 293

(20) Gmgenh Ptolemy, Copernicus, and Kepler, p 180

(21) Caspar Kepler, p 358

Глава 4. Галилей: физик и астроном

(1) Stillman Drake Galileo Studies Personality, Tradition, and Revolution (Ann Arbor University of Michigan Press, 1970), pp 55 59

(2) Drake Galileo, p 15

(3) William R Shea Galileo s Intellectual Revolution (London Macmillan, 1972), p 2

(4) Stillman Drake Galileo Galilei Gilhspie, Dictionary of Scientific Biography, vol 5, p 238

(5) Stillman Drake Galileo at Work His Scientific Biography (Chicago University of Chicago Press, 1978), chap 3

(6) Ibid.pp 104-110

(7) Paul Tannery Galileo and the Principles о Dynamics in Galileo Man of Science, ed Ernan McMullm (New York Basic Books, 1967), p 170

(8) Drake Galileo Studies, chap 6, "Galileo, Kepler and Their Intermediaries "

(9) Ibid , Galileo and the Telescope, chap 7

(10) Kuhn Copernican Revolution, pp 224-25

(11) Galileo The Sidereal Messenger, trans E Carlos (London Dawson s 1959), p. 11

(12) Santillana Crime of Galileo, p 6

(13) Drake Galileo Studies, chap 4, "The Academia dei Lincei"

(14) Olaf Pedersen Galileo and the Council of Trent The Galileo Affair Revisited Journal for the History of Astronomy 14 (1983), pp 6-7

(15) Jerome J Langford Galileo, Science and the Church (Ann Arbor University of Michigan Press, 1971), pp 54-58

(16) Drake Galileo at Work, pp 224-225 See A R Peacocke Creation and the World of Science (Oxford Clarendon Press, 1979), pp 3-7

(17) Langford Galileo, Science and the Church, p 57

(18) McMullm Galileo, pp 11-13

(19) Galileo Discourses Concerning Two New Sciences, m McMullm Galileo, p 11

(20) Galileo The Asseyer, in Drake Galileo, p 70

(21) Domenique Dubarle Galileo s Methodology of Natural Science, m McMullm Galileo, pp 308-10

(22) A Rupert Hall The Significance of Galileo s Thought for the History of Science, m McMullm Galileo, pp 73-74

(23) Galileo Opere 8 Ernan McMullm The Conception of Science in Galileo's Work, m Robert E Butts and Joseph С Pitt, eds New Perspectives on Galileo (Dordrecht D Reidel Pub , 1978), p 217

(24) Ibid.pp 213-17

(25) Ibid.pp 251-52

Глава 5. Галилей: ученый и богослов

(1) William R Shea Galileo and the Church Lmdberg and Numbers, God and Nature, chap 4

(2) Pedersen Galileo and the Council of Trent, pp 16-17

(3) Эта цитата из "Письма к герцогине Лотарингской" и следующие после нее взяты из Pedersen Galileo and the Council of Trent, pp 17-20

(4) McMullm Introduction Galileo, pp 33-35

(5) Drake Galileo, Letter to Christina, p 182

(6) Ibid , p 185

(7) Pedersen Galileo and the Council of Trent, pp 2-3

(8) Bellarmine. Letter to Foscarini, trans. Owen Gingerich in The Galileo Affair, The Scientific American (August 1982), p. 137.

(9) Discorso del flusso e reflusso del mare ("Беседа о приливах и отливах"). Стараясь отстоять гипотезу о вращении земли, Галилей показал себя не столько ученым, сколько богословом. Подробнее об этой злосчастной "Беседе" можно прочесть в книге: Shea. Galileo's Intellectual Revolution, pp. 172-87.

(10) Pedersen. Galileo and the Council of Trent, pp. 8-11.

(11) Leonardo Olschki. Galileo's Literary Formation. Ernan McMulIin. Galilleo, chap. 7.

(12) Stillman Drake. "The Scientific Personality of Galileo" in Galileo Studies, chap. 3.

(13) R. Morris. Dismantling the Universe: The Nature of Scientific Discovery (New York: Simon and Schuster, 1983), pp. 94-98.

(14) Santillana. Crime of Galileo, p. 174.

(15) Drake. Galileo, p. 19.

(16) О подлоге "увещевания", о том, как и когда оно оказалось в архивах Ватикана, велось много споров. Различные точки зрения по этому вопросу можно найти в следующих книгах: Santillana. Crime of Galileo, chap. 8; and Ludovico Geymonat. Galileo Galilei, trans. Stillman Drake (New York: McGraw Hill, 1965), app. A.

(17) Santillana. Crime of Galileo, pp. 292-293.

(18) Ibid., p. 312.

(19) Ibid., p. 324, n. 3.

(20) Ronan. Galileo,p. 213.

(21) Santillana. Crime of Galileo, pp. xii-xiii.

(22) Drake. Galileo, p. 92.

(23) Geymonat. Galileo Galilei, p. 201.

Глава 6. Ньютон: закон всемирного тяготения

1 Главным источником биографии Ньютона послужила книга: Richard S.Westfall. Never at Rest: A Boigraphy oflsaak Newton. Gillispie, Dictionary of Scientific Biography, vol. 9; and Alexandre Koyre. Newtonian Studies (Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1965).

(2) I.Bernard Cohen. Newton's Discovery of Gravity, Scientific American 244:3 (March 1981), pp. 167-179.

(3) Koyre. Newtonian Studies, p. 224. В главе "Ньютон и Гук" расказано о разногласиях, возникших между этими двумя людьми в 1672-1680 гг. Там же приведены выдержки из их писем с указанием страниц из книги Куаре.

(4) Cohen. Isaak Newton, pp. 81-83.

(5) Hooke, in Koyre. Newtonian Studies, pp. 229-230.

(6) Cohen. Newton's Discovery of Gravity, p. 169.

(7) Kuhn. Copernican Revolution, p. 256.

(8) Westfall. Never at Rest, pp. 202-204.

(9) Newton. Correspondence 2, in Westfall. Never at Rest, p. 205, n. 11. (10) Cohen. Isaac Neweton, pp. 68-69.

(11) Newton. Principia. Newton's Philosophy of Nature: Selections from His Writings, ed. H.S.Thayer (New York: Hafner Press, 1953), p. 10.

(12) Newton. Optics, Query 31, The Method of Analysis in Robert Palter. Newton and the Inductive Method, in the Annus Mirablis of Sir Isaac Newton 1666-1966, ed. Robert Palter (Cambridge, Mass.: The M.I.T.Press, 1967), p. 246.

(13) Palter. Annus Mirablis, p. 244. Об этом методе подробно писал Гюйгенс во вступлении к "Трактату о свете" (1690 г.). Ньютон и Гюйгенс использовали оба метода, включая их порой в одну работу.

(14) Newton. Letter to Cotes, цит. по Koyre, Newtonian Studies, pp. 37-38. Chap. 2, "Concept and Experience in Newton's Thought", здесь приводятся очень интересные соображения о значениях слова "гипотеза".

(15) Newton. Mathematical Principles of Natural Philosophy, book 3, "General Scholium", trans. Andrew Motte, revised, Florian Cajori, in: Hutchins, Great Books, vol. 34, p. 371.

(16) Newton. Letter to Bentley, Thayer, p. 53.

(17) Frank E. Manuel. The Religion of Isaac Newton (Oxford: At the Clarendon Press, 1974), pp. 9-10.

(18) Newton. Observations upon the Prophecies of Daniel, and the Apocalypse of St. John (London, 1733), цит. по Cohen, "Isaak Newton", p. 81.

(19) Newton. Keynes MS. The First Book Concerning the Language of the Prophets, in Cohen. Isaac Newton, p. 82.

(20) Newton. Yahuda MS. Manuel. Religion of Isaak Newton, pp. 48-49.

(21) Westfall. Never at Rest, p. 312-318.

(22) Newton. Principles in Hutchins, Great Books, vol. 34, pp. 369-370.

(23) Newton. Yahuda MS, цит. по Manuel. Religion oflsaak Newton, p. 22. Следуя британским традициям истолкования вопроса о воле Божьей, Ньютон высказывал мысль о подчиненности разума Божьего Его воле. Его сила и всемогущество выше Его мудрости и знания. Ньютон считал, что совершенство Божье проявляется в Его безостановочной деятельности.

(24) Newton. The Correspondence of Isaak Newton (Cambridge: At the University Press, 1959-77), vol. 3, p. 233.

(25) Newton. Keynes MS. Manuel. Religion oflsaak Newton, p. 28

(26) Cotes, preface to Newton, Mathematical Principles of Natural Philosophy, trans. Andrew Motte, revised, Florian Cajori (Berkley: Univ. of Calif. Press, 1934), p. xxxii.

(27) Edward B. Davis Jr. Creation, Contingency and the Early Modern Science: The Impact of Voluntaristic Theology on Sevententh Century Natural Philosophy" (Ph.D.diss., Indiana University, 1984), p. 234.

(28) Westfall. Never at Rest, p. 863.

Глава 7. Современная наука: новые горизонты

(1) Frederick Coplston. A History of Philosophy, vol. 2, Medieval Philosophy (London: Burns and Gates, 1964), pp. 324-335.

(2) Newton. Principles, book 3: System of the World, quoted in Burtt, Metaphysical Foundations, pp. 218-219.

(3) William C. Dampier. A Histoiy of Science (Cambridge: At the University Press, 1961), p. 125.

(4) Charles S.Peirce. Collected Papers, vol. 1, p. 171. Norwood Hanson. Patterns of Discovery (Cambridge: At the University Press, 1961), pp. 85-86: "Метод дедукции показывает, что нечто должно существовать и существует в действительности. Метод абдукции просто подводит к предположению, что нечто могло бы существовать... У человека есть возможность приоткрыть завесу над определенными тайнами... Суждение, исходя из посылок".

(5) Gerald Holton. Mainsprings of Scientific Discovery. The Nature of Scientific Discovery, ed. Owen Gingerich (Washington: Smithsonian Institution Press, 1975).

(6) Norwood Hanson. Patterns of Discovery (Cambridge: At the University Press, 1961), pp. 72-84.

(7) Kuhn. Structure of Scientific Revolutions, p. 10.

(8) Enrico Cantore. Scientific Man (New York: Institute for Scientific Humanism, 1977), pp. 225-235.

(9) Koyre. Newtonian Studies, p. 7.

(10) Stanley L. Jaki. Cosmos and Creator (Edinburgh: Scottish Academic Press, 1980), pp. 54-55.

(11) Andrew Dickson White. A History of the Warefare of Science with Theology in Christendom (New York: Dover Publications, 1960), vol. 1, back cover.

(12) Stanley L. Jaki. The Road of Science and the Ways to God (Chicago: University of Chicago Press, 1978).

(13) M.B.Foster. The Christian Doctrine of Creation and the Rise of Modern Natural Science, Mind 43 (1934), pp. 446-68.

(14) W.Jim Neidhardt. The Open-Endedness of Scientific Truth (Hatfield, Pa.: Interdisciplinary Biblical Reseach Institute, 1983).

(15) John Calvin. Institutes of the Christian Religion, ed. John T. McNeill (Philadelphia: Westminster Press, 1960), vol. 1, pp. 273-274.

(16) John Calvin. Commentaries on the Book of Genesis, ed. John King (Grand Rapids: Wm. B. Eerdmans, 1981), pp. 86-87.

(17) John Dillenburger. Protestant Thought and Natural Science (Garden City, N.Y.: Doubleday, 1960), pp. 37-38.

(18) Charles Webster. Puritanism, Separatism, and Science, in Lindberg and Numbers, God and Nature, chap. 7.

(19) Margaret Jacob. Christianity and the Newtonian World View, in Lindberg and Numbers, God and Nature, chap. 9.

Глава 8. Толкование Библии

(1) Francis Bacon. Essays, Advancement of Learning, New Atlantis, and other Pieces, ed. R. F.Jones (New York: Odessey, 1937), p. 179.

(2) Bernard Ramm. Special Revelation and the Word of God (Grand Rapids: Wm. B. Eerdmans, 1961), pp. 77-83. "Лишь в сплетении событий и их истолковании, истории и ее сути, встреч и бесед можно найти смысл".

(3) Bruce Milne. Know the Truth (downers Grove, 111.: InterVarsity Press, 1982), p. 28.

(4) Ian G. Barbour. Issues in Science and Religion (Englewood Cliffs, N.J.: Prentice-Hall, 1966), pp. 12-18,49-70.

(5) Malcom A. Jeeves. The Scientific Enterprise and Christian Faith (Downers Grove, 111.: InterVarsity Press, 1969), pp. 74-78.

(6) K.A.Kitchen. The Bible in Its World: The Bible and Archeology Today (Downers Grove, 111.: InterVarsity Press, 1960).

(7) IVCF Constitution and By-laws, Madison, Wise.

(8) I.H.Marshall. Biblical Inspiration (Grand Rapids: Wm. B. Eerdmans, 1982), p. 91.

(9) Gordon D. Fee and Douglas Stuart. How to Read the Bible for All Its Worth (Grand Rapids: Zondervan, 1982), pp. 15-17.

(10) Ibid., p. 20. В этой книге приведены десять правил толкования библейских текстов.

(11) J.I.Packer. Infallible Scripture and the Role of Hermeneutics. Scripture and Truth, ed. DACarson and John D.Woodbridge (Grand Rapids: Zondervan, 1983), pp. 325-360. CM. A. Thiselton, The Two Horizons (Grand Rapids: Wm. B.Eerdmans, 1980).

(12) Origen. The History of Christianity (Tring, England: Lion Publishing, 1982), p. 102.

(13) Апостол Павел умеренно пользовался аллегорическим методом (1 Кор. 10:1-4; Гал. 4:21-31), в то время как Ориген увлекался им чрезмерно.

(14) Н.С. Blackman. Biblical Interpretation (Philadelphia: Westminster Press, 1951), p. 111.

(15) James W.Sire. Scripture Twisting (Downers Grove, 111.: InterVarsity Press, 1980). Автор расказывает о 20 способах, которые использовали различные культы, чтобы исказить Писание.

(16) Hooykaas. Religion and the Rise of Modern Science, pp. 7-16.

(17) Bernard Ramm. The Christian View of Science and Scripture (Grand Rapids: Wm.B.Eerdmans, 1955), chap. 11.

(18) John Calvin. Commentary on Psalms (Grand Rapids:WM. B.Eerdmans, 1981), vol. 5, pp. 184-185.

(19) J.W.Dawson. In Ramm. Christian View, p. 70.

Глава 9. Чудеса и научные законы

(1) Ernest Nagel. The Structure of Science (New York, Brace, 1961), pp. 20-26.

(2) Hanson. Patterns of Discovery, chap. 1.

(3) Henry Margenau. The Logic of Physical Reality (New York: McGraw-Hill, 1950), p. 28.

(4) Karl R.Popper. The Nature of Scientific Discovery (New York: Science Editions, 1959), chap. 4 "Falsifiability".

(5) Nagel. Structure of Science, pp. 75-78.

(6) Cohen. Newton's Discovery of Gravity, p. 167.

(7) Gerald Holton. Einstein's Model for Constructing a Scientific Theory, in Albert Einstein: His Influence on Physics, Philosophy and Politics, ed. Peter C.Aichelburg and Roman U.Sexl (Wiesbaden: Friedr. Vieweg Sjhn, 1979), pp. 121-25.

(8) E.L.Mascall. Christian Theology and Natural Science (London: Longmans, Green, 1957), p. 58.

(9) Karl R.Popper. Conjectures and Refutations (New York: Harper and Row, 1965), chap. 3, Three Views Concerning Human Knowledge.

(10) William H.Watson. Understanding Physics Today (Cambridge: At the University Press, 1963), p. 32. CM. P.W.Bridgman, The Logic of Modem Physics (New York: Macmillan, 1961). "С точки зрения самого действия свет значит не больше, чем освещенные предметы" (р. 51).

(11) Stephen Toulmin. The Philosophy of Science (New York: Harper and Row, 1953), ch. 3, "Theories and Maps".

(12) Barbour. Issues in Science and Religion, chap. 6, "The Methods of Science".

(13) Aristotle, in Hooykaas, Religion and the Rise of Modem Science, p. 6. CM. chap. 1, "God and Nature".

(14) Johann H.Diemer. Nature and Miricle (Toronto: Wedge, 1977), pp. 12-16.

(15) Подобный взгляд на постоянную созидающую деятельность Бога не следует путать с небиблейским философским взглядом о "непрерывном созидании" или крайними разновидностями богословия, которые учат, что и Сам Бог постоянно эволюционирует или развивается вместе с миром.

(16) См. также Иов 12:7-9; 39-41; Пс. 106:25-31.

(17) Donald M.MacKay. The Clockwork Image (Downers Grove, 111.: Intervarsity Press, 1974), p. 60.

(18) Milne. Know the Truth, p. 74.

(19) Colin Brown. Miricles and the Critical Mind (Grans Rapids: Wm.B.Eerd-mans, 1984), p. 292.

(20) Термин "сила" имеет разные значения в разных отраслях науки. Мы используем его в общем смысле, чтобы показать проявления основных взаимодействий между объектами.

(21) C.S.Lewis. Miricles (New York: Macmillan, 1947), p. 72.

(22) Malcom A.Jeeves. The Scientific Enterprise and Christian Faith (Doeners Grove, III: InterVarsity Press, 1969), pp. 32-34.

(23) James M.Houston. I Believe in the Creator (Grand Rapids: Wm.B.Eerdmans, 1980), p. 102.

Глава 10. Бытие. Раздел 1. Происхождение вселенной

(1) Henry Blocher. In the Beginning (Downers Grove, 111.: InterVarsity Press, 1984), pp. 31-33. See Howard J.Van Till. The Fourth Day (Grand Rapids: Eerdmans, 1986), chap. 4.

(2) N.H. Riddderbos. Is There a Conflict between Genesis 1 and Natural Science (Atlanta: John Knox Press, 1984), The Plen of Genesis 1, pp. 67-71. Автор выделяет три основных препятствия созданию упорядоченной Вселенной: тьма, водная бездна и бесформенная земля. Эти проблемы Бог решает в дни с первого по третий, а после подготовки места обитания творит население земли в дни с четвертого по шестой.

(3) Adrio Konig. New and Greater Things: A Believer's Reflection, part 3, "On Creation", trans. D. Ray Briggs, unpublished ms., pp. 14-18.

(4) Conrad Hyers. The Meaning of Creation: Genesis and Modem Science (Atlanta: John Knox Press, 1984), "The Plan of Genesis 1", pp. 67-71. Автор указывает три основные проблемы, которые препятствовали установлению упорядоченной вселенной: тьма, водная бездна и бесформенная земная твердь. Эти проблемы успешно преодолеваются в первые три дня творения.

(5) Gerhard von Rad. Genesis (Philadelphia:Westminster Press, 1961), p. 46.

(6) Некоторые люди обладают аналитическим образом мышления (делят реальность на составные элементы и исследуют различия между ними), а образ мышления древних евреев, скорее, синтетический (они оценивают все целое, заключающее в себе огромное многообразие предметов) Отсюда - частое использование синонимов и параллелизмов, когда одно и то же повторяется разными словами. Так что не нужно впадать в искушение и делать чисто научные выводы из ненаучного прозаического отрывка.

(7) Milne. Know the Truth, p. 78.

(8) Ср. Втор. 32:10; Иов 6:18, 26:7; Ис. 24:10,34:11,45:18.

(9) A. Heidel. The Babylonian Genesis, 3d ed. (Chicago: University of Chicago Press, 1963), pp. 90,100.

(10) Gerhard F. Hasel. The Polemic Nature of Genesis Cosmology, The Evangelical Quaterly 46 (1974), pp. 81-84. "Из теома не возникает ни одного бога - продолжателя творения, не является теом и предсуществующим, обладающим личностью Океаном, подобно Нану в вероучении египтян" (р. 85).

(11) Theological Dictionary of the Old Testament, vol. l,ed G.J.Botterweck and Helmer Ringgren (Grand Rapids: Wm.B.Eerdmans, 1974), pp. 328-345.

(12) Hasel. Polemic Nature, pp. 78-80. Автор перечисляет шесть отличительных особенностей отрывка, которые указывают на его антиязыческую направленность.

(13) Davis A.Young. Christianity and the Age of Earth (Grand Rapids: Wm.B. Eerdmans 1982). В первой части (с. 1-67) автор рассказывает, как изменялись взгляды по поводу возраста Земли. Начиная с античной философии, он прослеживает развитие концепции через церковную историю и заканчивает XX веком.

(14) Ramm. The Christian View of Science and Scripture, chap. 4, pp. 171-79. Это подробный рассказ об историческом развитии этих теорий и разбор достоинств и недостатков каждой теории.

(15) Calvin. Commentary on Psalms, vol. 5, pp. 184-185.

(16) J.D.Douglas, ed. The New Bible Dictionary (Grans Rapids: Wm.B.Eerdmans, 1979), p. 271.

(17) Laurence Urdang, ed. The Random House Dictionary of the English Language, college ed. (New York: Random House, 1968), p. 48.

(18) Von Rad. Genesis, p. 57.

(19) J. Wiseman. Creation Revealed in Six Days (London: Marshall, Morgan and Scott, 1948), pp. 33-37.

(20) D. F. Payne. Genesis One Reconsidered (London: Tyndale Press, 1964), pp. 18-19.

(21) Langon Gilkey. Maker of Heaven and Earth: The Christian doctrine of Creation in the Light of Modern Knowledge (Garden City, N.Y.: Doubleday, 1965), p. 178.

(22) Richard H.Bube. The Human Quest: A New Look at Science and the Christian Faith (Waco, Tex.: Word, 1971), pp. 230-233.

Глава 11. Меняющийся мир: геология и биология

(1) Charles Lyell. Life, Letters and Journals of Sir Charles Lyell (London, 1881), vol. 2, p. 5.

(2) James Moore. Geologists and Interpreters of Genesis in the Nineteenth Century. Lmdberg and Numbers, God and Nature, chap. 13. See C.Gillispie, Genesis and Geology (New York: Harper Torchbooks, 1951), chap. 5.

(3) Gavin DeBeer. Charles R. Darwin. Gillispie, Dictionary of Scientific Biography, vol. 3, p. 567.

(4) Robert Chambers. Vestiges of Naturel History of Creation (New York- Harper and Brothers, n.d.), p. 158.

(5) Charles Darwin in Life and Letters of Charles Darwin, ed. Francis Darwin (New York: D.Appleton Co., 1887), vol. 1, p. 68.

(6) A.Hunter Dupree. Christianity and the Scientific Community in the Age of Darwin. Lindberg and Numbers, God and Nature, chap. 14.

(7) Barbour. Issues in Science and Religion, pp. 86-90. John C.Green. Science, Ideology and the World View: Essays in the History of Evolutionary Ideas (Berkley: University of California Press, 1981), chap. 3, "The Kuhnian Paradigm and the Darwinian Revolution in Natural History".

(8) James R. Moore. The Post-Darwinian Controversies: A Study of the Protestant Struggle to Come to Terms with Darwin in Great Britain and America (Cambridge: At the University Press, 1979), p. 41.

(9) Ibid., pp. 99-125.

(10) Frederic Gregory. The Impact of Darwinian Evolution on Protestant Theology in the Nineteenth Century. Lindberg and Numbers, God and Nature, chap. 15.

(1) ! Dupree. Lindberg and Numbers, God and Nature, chap. 14.

(12) Charles Hodge. What Is Darwinism (New York: Scribner, Armstrong and Co., 1874), pp. 48-51.

(13) Ibid., pp. 60,134.

(14) Moore. Post-Darwinian Controversies, chap. 9.

(15) James McCosh. The Religious Aspect of Evolution, 2nd ed. (New York: Scribner's Sons, 1890), p. 7.

(16) James McCosh. Autobiografical Statement. The Life of James McCosh, ed. William Sloane (New York: Scribner's Sons, 1891), p. 234.

(17) Asa Gray. Natural Science and Religion. Is God a Creationist, ed. Roland Frye (New York: Scribner's Sons, 1983), p. 109.

is Ibid., p. 113.

(19) Frederic Temple. The Relations between Religion and Science (London: Macmillan and Co., 1885), pp. 122-123.

(20) Moore. Post-Darwinian Controversies, chap. 10.

(21) Samuel Phillips. Agreement of Evolution and the Christianity (Washington, D.C.: The Phillips Co., 1904). Green. Sceince, Ideology, and World Views, chap. 4,6.

(22) Mark Noll. Who Sets the Stage for Understanding Scripture. Christianity Today, 23 May 1980, p. 15.

Глава 12. Конфликт между креационизмом и наукой

(1) Roland LNumbers. The Creationists. Lindberg and Numbers, God and Nature, chap. 16.

(2) G.A.Kercut. Implications of Evolution (New York: Pergamon Press, 1965), p. 157.

(3) Ibid.

(4) Ibid., p. 6.

(5) Panel Two: The Evolution of Life, in Evolution after Darwin, ed. Sol Tax (Chicago: University of Chicago Press, 1960), vol. 3, p. 111.

(6) Green. Science, Ideology, and World View, chap. 7.

(7) Richard A.Dodge. Divine Creation: A Theory? American Institute of Biological Sciences Education Review 2 (1973), pp. 29-30.

(8) J.C.Whitcomb, Jr. and H.M.Morris. The Genesis Flood (Philadelphia: Presbyterian and Reformes Publishing Co., 1961).

(9) Norman L.Geisler. Creationism: A Case for Equal Time. Christianity Today, 19 March 1982, p. 27.

(10) In Asley Montagu, ed. Science and Creationism (Oxford: At the University Press, 1984), pp. 365-397.

(11) J.C.Whitcomb, Jr. and H.M.Morris. Journal of the American Scientific Affiliation 16 (June 1964): 60. See Henry M.Morris, ed., Scientific Creationism (El Cajon: Master Books, 1985).

(12) Owen Gingerich. Let There Be Light: Modern Cosmogony and Biblical Creation. In Frye, Is God a Creationist? chap. 8.

(13) Thomas C.Emmel. Worlds within Worlds: An Introduction to Biology (New York: Harcout, 1977), p. 210.

(14) G. A. Kerkut. Implications of Evolution, p. 17.

(15) Charles B. Taxton, Walter L.Bradley, Roger L.Olsen. The Mystery of Life's Origin (New York: Philosophical Library, 1984), pp. 202-216.

(16) F.Donald Eckelmann. Geology. Bube, The Encounter, pp. 146-156.

(17) Jan Lever. Creation and Evolution (Grans Rapids: Kregel's, 1958), chap. 5

(18) G.G.Simpson. The Meaning of Evolution, 4th ed. (New Haven: Yale Univer-' sity Press, 1950), p. 262.

(19) Wayne Friar and Percival Davis. A Case for Creation, 3d ed. (Chicago: Moody Press, 1983). "Мы можем говорить лишь о том, что все изменения происходят в строго установленных Богом рамках, ибо Писание учит, что живые организмы производят потомство только "по роду своему"... В Библии есть много мест, на основании которых можно с уверенностью отвергнуть идею эволюционистов о происхождении человека" (с. 129).

(20) See D.G.Jones. Issues and Dilemmas in the Creation-Evolution Debate. Creation and Evolution, ed. Derek Burke (Leicester, England: Inter-Varsity Press, 1985), chap. 7.

(21) Konig. New and Greater Things, part 3, pp. 28-39.

(22) Charles E.Hummel. The Relationship between Adam and Christ in Roman Five (master's thesis, Wheaton College, 1962).

Глава 13. Точки соприкосновения: богословие и наука

(1) Asa Gray. Natural Science and Religion. Frye, Is God a Creationist? p. 117.

(2) Michael Polanyi. Personal Knowledge (Chicago: University of Chicago Press, 1958).

(3) W.Jim Neidhardt. Realistic Faith Seeking Understanding - A Structured Model of Human Knowing. Journal of the American Scientific Affiliation 35 (March 1984): 42-45.

(4) Michael Polanyi. Science, Faith and Society (Chicago: University of Chicago Press, 1964), p. 68.

(5) Ibid., pp. 45-50. Tomas F.Torrance. The Framework of Belief, in Belief in Science and in Christian Life, ed. T.F.Torrance (Edinburgh: Handsel Press, 1980), chap. 1. Главный вопрос, который беспокоит Поляного, - творческие процессы, происходящие в ходе научного открытия.

(6) Polanyi. Science, Faith and Society, p. 30.

(7) Ibid., p. 56.

(8) John Barr. Conversion and Pertinence. Torrance. Belief in Science, pp. 49-52.

(9) Frederic Gregory. The Impact of Darwinian Evolution. Lindberg and Numbers, God and Nature, chap. 15.

(10) Keith E. Yandell. The Protestant Theology and Natural Science in the Twentieth Century. Lindberg and Numbers, God and Nature, chap. 18.

(11) Robert C.Ncwman and Herman J.Eckelmann, Jr. Genesis One and the Origin of the Earth (Downers Grove, 111.: InterVarsity Presss, 1977), p. 88.

(12) Ramm. The Christian View of Science and Scripture, chap. 4.

(13) Vern S.Poythress. Science as Allegory. Journal of American Scientific Affiliation 35 Qune 1983): 65-71.

(14) Donald M. MacKay. The Clockwork Image, pp. 36-38.

(15) Bube. The Human Quest, chap. 6, p. 125.

Наши рекомендации