Социализацией называют процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемого в общении и деятельности.
Социализация - это процесс становления личности. В этом смысле ее можно рассматривать с двух сторон: как процесс постепенного раскрытия заложенных в индивиде природных качеств и как результат внешнего воздействия среды, т.е. целенаправленного и ненаправленного воспитания.
Процесс социализации предстает как двуединый процесс интериоризации и экстериоризации.Под интериоризацией понимается переход внешних по форме процессов, воздействующих на индивида, во внутренние процессы сознания; под экстериоризацией понимается объективация внутреннего мира человека в его практической деятельности и в общении с людьми.
Объективным основанием социализации является социальная среда. При этом необходимо различать микро (семья, школа и т.п.) и макросреду (эпоха, уровень культуры, общество и т.д.).
Социализация характеризуется периодичностью и стадийностью протекания. Например, социология выделяет три периода: дотрудовой, трудовой и послетрудовой; и четыре стадии; ранняя (от рождения и до поступления в школу), обучение, социальная зрелость (охватывает период активной трудовой деятельности), завершение жизненного цикла (с момента прекращения постоянной официальной трудовой активности).
4. Определите аксиологические(ценностны) аспекты бытия человека.
4.1. Проблема смысла жизни.
Одним из выражений природы человека является чувство жизни, его целевая направленность. Человек – естественный максималист, он никогда не останавливается на меньшем, поскольку достигнутое всегда склонен рассматривать как этап дальнейшего развития. В этом плане он как бы ориентирован на бесконечный прогресс. Но, с другой стороны,человекединственный, ктоосознает конечность своего существования, собственную смертность.Стремление к бесконечности и осознание своей конечности – одно из главных противоречий человеческого существования, обуславливающее поиск человеком смысла жизни. Для индивида смысл жизниявляется предельным основанием его бытия, определяющим направленность самой жизни. Смысл жизни не существует сам по себе, как некий атрибут реальности вообще. Говорить о смысле жизни безотносительно к личности бессмысленно, т.к. всегда существует чей-то и кем-то осознаваемый смысл жизни. Индивид сталкивается с проблемой смысла жизни лишь в процессе осознания собственного бытия в мире.
В проблематике смысла жизни центральное место занимает вопрос о ценности жизни, поскольку жизнь – это единственное условие и критерий для существования любой другой ценности, в том числе и человека.Этот вопрос решался и решается в русле двух направлений. Первое осуществляет поиск ответа в самой жизни, в самом человеке, в человеческих отношениях. Второе, выдержанное в религиозно-идеалистическом духе, осуществляет этот поиск вне человека, в чем-то высшем, что стоит над человеком и определяет ценность и смысл его жизни. Наиболее распространенными вариантами определения ценности жизни являются следующие:
- ценность жизни в жизни ради общества (определяется степенью соответствия жизнедеятельности индивида интересам развития общества);
- жизнь есть ценность сама по себе;
- жизнь ценна при наличии в ней смысла;
- ценность жизни в самом человеке или человечестве как вершине космической эволюции;
- ценность жизни через осознание конечности существования человека.
- ценность жизни определяется приобщением человека к Богу.
Вопрос о смысле и ценности жизни имеет длительную философскую и религиозную традицию и относится к числу коренных проблем культуры. В целом, можно выделить такие подходы к решению этого вопроса, как
- скептический (выражает сомнение в том, что жизнь смысл имеет);
- пессимистический (утверждает, что жизнь не является положительной ценностью, а значит, смысла не имеет);
- оптимистический (утверждает, что жизнь наполнена смыслом).
Жизнь человека наполняется смыслом благодаря наличию в ней цели. Как правило, в процессе жизнедеятельности индивида образовываются бесконечные цепочки целей, поскольку по мере реализации одних целей появляются новые. Но, если цели, ориентированные на удовлетворение каких-либо текущих потребностей, индивидом осознаются почти всегда, то главная цель его жизни (цель более масштабного или глобального порядка) чаще остается неосознаваемой, а сознательный ее поиск вызывает массу вопросов и сомнений.
4.2. Проблема свободы и ответственности человека.
Человек, выстраивающий свою собственную сущность, определяющий свою жизненную стратегию в виде той или иной целевой цепочки, является, прежде всего, существом свободным. Сама возможность выбора уже есть проявление свободы. Человек всегда находится в ситуации выбора: и, когда наполняет свою жизнь смыслом, и даже, когда не находит или утрачивает этот смысл. Экзистенциалисты настаивают, что даже в том случае, если человек ничего не выбирает, тем самым он все-таки выбирает.
Свобода является родовым признаком человека, она есть специфически человеческий способ бытия. Свобода является продуктом исторического развития, ее мера определяется уровнем развития общества, степенью познания и овладения природными и социальными законами. Свобода есть осознанная необходимость. Необходимость, в свою очередь, означает объективную обусловленность деятельности человека. В истории философии нередко возникал вопрос, совместима ли свобода с необходимостью? Сторонники фатализма отвечают на этот вопрос отрицательно, утверждая, что в мире существует только необходимость, которая с неизбежностью определяет поведение человека. Сторонники волюнтаризма противопоставляют необходимости свободу и утверждают, что человеческая воля абсолютно не зависит от объективной действительности. Следует заметить, что свобода не отменяет необходимость, а является специфической формой отношения людей к ней. Без осознания необходимости деятельность человека является совершенно бесперспективной. К тому же, свобода человека предполагает еще и ответственность. В идеале человек, делая выбор, должен помнить о том, чтобы его свобода не нарушила свободу других людей. Однако одним из противоречий человеческого существования является проблема должного и действительного.
УРОВЕНЬ 2 - ПРИМЕНЕНИЕ:
Задание 1. Определите направленность идеи, заключенной в тексте. «Когда-то перед богом все были равны, но теперь бог умер. С тех пор, как бог лежит в могиле, человек впервые воскрес. Главный вопрос завтрашнего дня - не как сохраниться человеку, а как превзойти человека».
Задание 2. Какие аргументы «за» и «против» можно выдвинуть по поводу данных утверждений? «Человек – существо биологически недостаточное, поскольку у него отмечается нехватка инстинктов. Он, фактически, не закреплен в животно-биологической организации, а значит, лишен возможности вести исключительно естественное существование».
Задание 3. Прокомментируйте фрагмент с опорой на теоретические знания по проблеме человека. «Человек воплощает в себе в сокращенном или обобщенном виде бесконечное многообразие материального мира».
Задание 4. Продолжите мысль, заключенную в тексте. «Человек живет затем, чтобы узнать, зачем он живет. Узнать подлинный смысл своей жизни или отличить подлинный смысл от ложного человек не может, потому что он слишком несовершенен. Чтобы получить возможность действительно познать подлинный смысл своей жизни, человек должен непрерывно совершенствоваться».
САМОКОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ:
1. В рамках какого философского направления сущность человека определяется игрой жизненных сил и влечений?
а) провиденциализм; б) фатализм; в) рационализм; г) иррационализм.
2. Сопоставьте подходы к пониманию сущности человека и суждения, выражающие их сущность.
1) натуралистическийа) Человек – это существо историческое,
2) объективно-идеалистическийпредметно-деятельное.
3) субъективно-идеалистическийб) Человек есть элемент природы, ничем не
4) диалектико-материалистический отличающийся от других элементов природы.
в) Необходимо делать акцент на бытии
индивида, человека, изолированного от связей с
внешним миром.
г)Человек – это всего лишь форма проявления
некой идеальной первоосновы.
3. Определите, в чем заключается родовая сущность человека.
а) взаимодействие человека с природой;
б) включенность человека в различные формы социальной деятельности;
в) передача опыта из поколения в поколение;
г) совершенствование орудийной деятельности.
4. Установите соответствие между терминами и их значениями.
1) человек а)отдельный представитель человеческой общности;
2) индивид б) субъект, характеризуемый со стороны своих социально значимых
3) индивидуальность отличий от других людей;
4) личность в) интегральное социальное качество, которое формируется в
процессе включения субъекта в систему общественных
отношений;
г) понятие, обозначающее биологический вид Нomo sapiens.
5. Выделите то, что является объективным фактором социализации.
а) социальная среда; б) интериоризация; в) экстериоризация; г) семья.
6. Определите, в чем проявляется диалектика биологического и социального в человеке.
а) Вне социальных условий ни одна природа не делает человека человеком.
б) Чем выше уровень социальности, тем выше биологический уровень.
в) Существуют биологические основы социальности человека.
г) Темперамент, задатки человека передаются по наследству посредством генетического механизма.
7. Выделите аксиологические аспекты бытия человека.
а) проблема родовой сущности человека;
б) диалектика биологического и социального в человеке;
в) проблема человеческой свободы; г) проблема смысла жизни.
8. Ключевыми факторами антропогенеза являются …
а) культура; б) орудийная деятельность; в) общение; г) речь.
9. Самосознание иначе можно определить как …
а) Я-концепция; б) структурный элемент личности; в) саморефлексия; г) структурный элемент сознания человека.
10. Философская антропология – это …
а) теория происхождения человека;
б) раздел философии, изучающий человеческое существование во всей его полноте, определяющий место и отношение человека к окружающему миру;
в) философская школа, считающая главной своей задачей восстановление целостного философского образа человека, а также объяснение из него и через него как собственно природы человека, так и окружающего его мира;
г) философская сущность человека.
ОТВЕТЫ: 1) г; 2) 1-б, 2-г, 3-в, 4-а; 3) б; 4) 1-г, 2-а, 3-б, 4-в; 5) а; 6) б,в; 7) в,г; 8) б,в,г;
9) а; 10) б,в.
Модуль-4. Гносеология.
Ключевая идея модуля.Познание относится к категории родовой сущности человека. Решение вопроса о познаваемости мира определяет жизненную стратегию человека, его отношение к миру.
Практическое применение.Критическое отношение к наличному знанию, диалектическое видение явлений самой различной природы. Повышение статуса индивидуального познавательного отношения к действительности.