Наука и образование в современных условиях

В списке стран, наиболее динамично развивавшихся в последние десятилетия, в основном представлены те, что сделали ставку на развитие национальных систем образования и наукоемкие технологии. В этих странах именно человеческий капитал стал основным фактором прогресса, обеспечивая до 75% производства и прироста национального дохода. Например, в США, которые в настоящее время являются бесспорным мировым лидером в области научно-технического прогресса, расходы на сферу образования находятся в пределах 7% от ВВП, т.е. приблизительно соответствуют уровню расходов на оборону, а научно-технический прогресс, по экспертным оценкам, обеспечивает более 40% от общего прироста ВВП.

Однако, далеко не во всех регионах мира дело обстоит таким образом. Многие ученые и философы выражают глубокую озабоченность состоянием и уровнем развития образования на планете. Выражением этой озабоченности стал последний в минувшем столетии ХХ Всемирный философский конгресс, проходивший в Бостоне (США) в 1998г. И посвященный общей теме: «Пайдейя. Философия в воспитании человечества».

Термином «пайдейя» древние греки обозначали всестороннее образование и воспитание, те. гармоничное телесное и духовное формирование человека, реализующее все его способности и возможности. В то время «пайдейя» считалась отличительным признаком аристократии. Теперь же ученые и философы вновь вспомнили это основательное забытое понятие, которое акцентирует внимание на роли образования в современном мире.

Система образования как социальный институт многокомпонентна. Выделяют, по крайней мере, семь её компонентов:

1) образовательные программы и государственные образовательные стандарты, отличающиеся своим уровнем;

2) органы управления образованием, включающие сеть подведомственных им учреждений и организаций;

3) собственно образовательные учреждения: школы, гимназии, лицеи, колледжи, институты, академии, университеты, а также сеть учреждений, занятых повышением квалификации и подготовки преподавателей;

4) профессиональные ассоциации, общества, творческие союзы, методические и иные советы, прочие объединения специалистов, занятых повышением квалификации и подготовки преподавателей;

5) учреждения, входящие в инфраструктуры образования и науки: культурно-просветительные предприятия, производственные, проектные, медико-профилактические предприятия, типографии и т.д.;

6) учебники, учебно-методические пособия, предназначенные для преподавателей и учащихся;

7) журналы, ежегодники, другие периодические издания, пропагандирующие достижения научной мысли последнего времени.

Образование, также как и наука, является социальным институтом. Своего рода «стержнем» социального института в социологии считается совокупность норм, регулирующих определенную сферу общественных отношений. Этот «стержень» в данном случае представляет собой совокупность норм, регламентирующих и организующих людей по поводу обучения. Таким образом, говоря о взаимодействии науки и образования, следует учитывать, что речь идет о взаимоотношениях двух важнейших социальных институтов, которые нередко называют макроинститутами общества.

Являясь социальным институтом, образование представляет собой весьма сложноразветвленную социальную организацию. Это относится не только к вузовскому, но и к школьному его уровню. Так, на уровне среднего образования социальная организация рассматриваемого социального института включает министерство образования, региональные и городские департаменты образования, тысячи школ и соответственно миллионы учащихся, значительное число преподавателей и специалистов.

Взаимодействие науки и образования обеспечивает такое развитие последнего, которое базируется на глубоком постижении изучаемых объектов, с одной стороны, и на строго научном подходе к самому процессу обучения, с другой. Словом, совершенствование процесса получения образования возможно в полной мере лишь при постоянной опоре на достижения науки.

Говоря о роли науки в развитии образования, важно не забывать, что в основании современного образовательного процесса лежит научная картина мира. Кроме того, сфера образования опирается на научно разработанные и апробированные методы. Роль науки в образовании отнюдь не локальна, она распространяется на все компоненты образовательного процесса: на его цели, средства, принципы, методы и, конечно же, на его результаты.

Именно в ходе образовательного процесса большинство людей знакомится с наукой, ее достижениями, возможностями, проблемами. В ходе образовательного процесса, базирующегося на результатах научных исследований, наработках науки, осуществляется подготовка индивида к жизнедеятельности в данном обществе, формирование зрелой личности. Причем, структура обучения определяется данными науки и может быть изменена благодаря ее «приговору».

Мыслительная деятельность педагога определяется научно-мировоззренческими основоположениями, что также свидетельствует о необходимости стабильного взаимодействия науки и образования. В целом образование – это интегративный процесс, в котором органически соединены компоненты обучения, передачи и сохранения традиций, а также компоненты, предполагающие развитие эвристической и поисковой деятельности.

Образование представляет собой необходимую ступень социализации личности. Образовательный процесс нацелен на подготовку новых и новых поколений, обеспечивающих неуклонное развитие человеческой цивилизации. Образование носит интегративный характер, его нельзя сводить только к деятельности учебных заведений: оно пронизывает процесс всей жизнедеятельности людей.

Образовательная система – своеобразный барометр изменений в науке и технике; она четко реагирует на них, постоянно корректирует свои составляющие под влиянием полученных ими достижений. Этот процесс непрерывен.

Между субъектами в сфере образования складываются отношения, которые носят социально-институциональный характер: иными словами этим отношениям придана организационно-правовая форма. Основным содержанием образования выступает, прежде всего, обучение, т.е. овладение знаниями, умениями, навыками (среди которых особо значимы навыки самообразования). В силу этого образовательный процесс осуществляется в рамках системы учебных форм деятельности, которые ориентированы на социальные потребности общества, на определенный социальный заказ.

Система образования включает в себя ряд важнейших ступеней: дошкольное, школьное начальное, неполное и полное среднее, среднее специальное и высшее образование. Кроме того в системе образования особое место занимает подготовка кадров высшей квалификации. Сюда относятся аспирантура (адъюнктура) и докторантура. Причем, специфической особенностью последних является то, что они находятся на стыке сфер влияния двух социальных институтов – образования и науки.

Иногда выделяют непрофессиональную (общую) и профессиональную системы образования. Непрофессиональная включает в себя, с одной стороны, детские сады, студии, кружки, школьное обучение, семейное образование, репетиторство и т.д., а с другой – виды обучения, направленные на развитие общей культуры, на удовлетворение познавательных потребностей, на подготовку к бытовым и досуговым занятиям: увлечения (хобби), коллекционирование, занятия в кружках и студиях; здесь же можно назвать и деятельность в области самообразования.

Профессиональное образование осуществляется в нашей стране в профессионально-технических училищах, на курсах подготовки к профессиям, с помощью системы занятий на рабочих местах, в среднеспециальных учебных заведениях, в гимназиях, колледжах. Профессиональное образование представляется также в университетах, институтах, академиях, на курсах повышения квалификации, в аспирантуре и докторантуре.

Как известно, цель научной деятельности состоит в получении нового знания, а цель образования – в передаче его новым поколениям людей. Эти цели взаимообусловлены: если нет первого, то невозможно и второе. Но наука и образование столкнулись в последние десятилетия ХХ века с новыми вызовами, потребовавшими переосмысления институциональных и экономических форм научной работы в сфере высшего образования. Возникли рыночные экономические механизмы функционирования науки и образования, отличающиеся от прежнего традиционного бюджетного финансирования (в зарубежной терминологии именуемого блок-грантами).

Современное общество пришло к пониманию того, что образование представляет собой один из наиболее выгодных объектов для капиталовложений, и, прежде всего, когда речь идет именно о системе образования для молодежи. Этот вывод диктует необходимость для правительств во всех странах мира стремиться к тому, чтобы образование имело абсолютный приоритет в бюджете каждого государства.

В современном постиндустриальном мире от повышения образовательного уровня отдельных его членов выигрывает все общество в целом. Причем в соответствии с теорией «человеческого капитала», родившейся в 60-х годах в США, общество в целом выигрывает намного больше, чем конкретный индивидуум, получающий образование. Повсеместное введение массового высшего образования в ХХ веке стало возможным потому, что количество «сэкономленного» общественно необходимого времени, которое общество может получить от подготовленного в вузе специалиста, в среднем в 6-10 раз превышает затраты на его подготовку. Средний уровень образования трудящихся в США уже к 1985 г. оценивался в 13,1 лет обучения. Считается, что уровень образования среднего американского трудящегося приближается к средне-специальному, включающему полную школьную подготовку и двухлетний колледж. В развитых странах с высоким уровнем доходов почти 60% населения в возрастной группе от 18 до 23 лет учится в высших учебных заведениях различных типов, причем с 1980 г. этот показатель вырос более чем в 1,5 раза, а в Японии он достиг практически 100 %. В то же время в странах со средним уровнем доходов только около 20% данной возрастной группы охвачено высшим образованием, а в странах с низким уровнем доходов – всего 6%.[78]

В 1997г. в США была издана книга с необычным названием – «Академический капитализм». Ее авторы С.Слотер и Л.Лесли определяют это явление в области науки и образования следующим образом: «Мы называем академическим капитализмом рыночную или рыночно подобную (marketlike) деятельность научно-образовательной организации, а также ее сотрудников по привлечению внешних денежных средств». Как указывают авторы, «чтобы сохранить или увеличить ресурсы, научные сотрудники и преподаватели должны были всё в большей степени конкурировать за внешние доллары, которые оказывались связанными с рыночно ориентированными исследованиями, относящимися к различным прикладным, коммерческим, стратегическим и целевым исследованиям. Причем независимо от того, выступают ли эти деньги в форме исследовательских грантов и контрактов, сервисных контрактов, партнерства с промышленностью и правительством, трансфера технологий, или в форме привлечения большего числа студентов, способных предложить более высокую плату за обучение».[79]

Причины возникновения мирового академического капитализма (по терминологии Слотера и Лесли) кроются в процессах глобализации экономики и политики развитых стран мира, происходящих в последние десятилетия. Эти процессы получили дополнительный импульс в 90-х гг. ХХ века в связи с переходом России и других стран, образовавшихся на пространстве бывших СССР, а также бывших социалистических стран Европы и Азии на рыночный путь развития. Другой глобальной причиной стали трансформации мировой индустриальной экономики в экономику, основанную на знаниях (постиндустриальное общество).

Особое положение в обществе и в государстве научно-образовательных организаций, и в частности исследовательских университетов, в течение достаточно длительного исторического периода ослабляло влияние на них рыночных отношений. Научные и образовательные институты были символами автономии и академической свободы. Поэтому понятно, что академическое сообщество оказалось в непривычной ситуации, столкнувшись с проблемой хотя бы частичного отказа от академической свободы во имя деятельности, направленной на привлечение дополнительных ресурсов, необходимых для обеспечения научного и образовательного процессов. Оказалось, что кроме занятий в области свободно выбранной научной тематики и неизбежных занятий со студентами, возникла новая проблема – необходимость заниматься деятельностью, направленной на обеспечение финансового благополучия. Этот скрытый лейтмотив многочисленных тревожных публикаций о судьбах мировой науки и высшего образования нашел выражение в заголовке «Потерянный рай?», которым озаглавили вводный раздел своей книги «Предприятие Университет» С.Маргинсон и М.Консидайн. Эта книга была опубликована в США в 2000 году.

Надо сказать, что большинство зарубежных стран стремится не разрывать процессы получения и распространения нового знания. В силу этого обстоятельства западные университеты выполняют как научную, так и педагогическую функции одновременно. В нашей стране вузовские ученые также являются преподавателями, но акценты в руководстве научной и педагогической деятельностью расставлены по-иному: так называемой Большой наукой занимается Академия наук, имеющая в своем составе около трехсот научно-исследовательских институтов, а образование курируют министерства и агентства, являющиеся государственными органами управления.

Ныне Российская академия наук – это самоуправляемая научная организация, объединяющая в своем составе 18 отделений по важнейшим отраслям и направлениям современной науки. В ее структуру входит около 300 научных учреждений. РАН не только публикует научные труды, присуждает медали и премии за научную деятельность, поддерживает международные научные связи, но и готовит научные кадры.

Взаимодействие науки и образования в нашей стране определяет состояние ее научного потенциала, который характеризуется количеством и качеством специалистов. Их подготовку осуществляют высшие учебные заведения. За постсоветское время, этот потенциал резко сократился.

Система образования в США

Система образования в США включает как государственный, так и частный сектор. Наибольшее развитие государственный сектор получил в области начального и среднего образования: более 90% детей школьного возраста обучаются в государственных школах. Роль частного сектора не менее значительна в области высшего образования.

В период после второй мировой войны система образования как государственная, так и частная, характеризовалась быстрыми темпами развития. В числе факторов, вызвавших ее рост, было повышение требований к подготовке рабочей силы, выдвигаемых научно-технической революцией, соревнование с СССР в экономической и научно-технической областях, изменение демографических характеристик состава населения в связи с так называемым «бумом рождаемости» 50-х годов, наконец, государственная политика 60-х годов, когда расходы на образование в соответствии с теорией «человеческого капитала» стали рассматриваться как инвестиции, дающие хозяйственный эффект.

Поворотным моментом в политике федерального правительства стал закон об образовании в целях национальной обороны 1958 г., ставший прямым ответом на запуск Советским Союзом первого искусственного спутника Земли. Закон предусматривал ряд важных мер в области повышения качества обучения в средней и высшей школе, что в первую очередь касалось точных и естественных наук. Политика в области образования стала одним из важнейших направлений деятельности федерального правительства. Дальнейшее расширение роли федерального правительства в области образования произошло в середине 60-х годов под влиянием массовых демократических движений. Правящие круги были вынуждены расширить доступ к образованию представителям расово-этнических групп и женщинам. Закон об экономических возможностях 1964г. предусматривал целый ряд мероприятий по повышению уровня образования малоимущих граждан (программы борьбы с неграмотностью, помощь работающей молодежи в получении высшего образования, программы обучения взрослых и др.). В результате общие – государственные и частные – расходы на образование возросли за период с 1950 по 1983 г. с 11 млрд дол. до 215 млрд дол., или в 4 раза с учетом темпов инфляции. Их доля в ВВП повысилась с 3,4% в 1954г. до 6,9% в 1983 г. В 1997г. эти расходы составили около 564 млрд.дол. (около 7% ВВП).

В 60-е и 70-е годы происходило быстрое увеличение сети двухгодичных так называемых младших колледжей. Их распространение было рассчитано на то, чтобы отвести быстро растущий в эти годы поток абитуриентов от университетов и четырехгодичных колледжей. Большинство вновь созданных учебных заведений являлось по сути дела средними специальными учебными заведениями, дающими образование в рамках профессионально-технического профиля. В результате структура государственной высшей школы существенно изменилась: в 80-е годы лишь треть ее учебных заведений составляют полноценные вузы (университеты и колледжи), а две трети – это «усеченные» вузы, младшие колледжи, в которых обучается почти половина студентов государственного сектора.

Система начального и среднего образования в США – одна из наиболее развитых в мире. В 1997 г. в стране насчитывалось 108 тыс. школ, в которых обучалось более 51 млн детей школьного возраста. Примерно 90% всех средств, затраченных на начальное и среднее образование, составляют государственные расходы. Государственная бесплатная общеобразовательная школа является основой системы начального и среднего образования.

Особенностью системы образования в США является децентрализация ее управления и финансирования. Несмотря на создание в 1979 г. министерства образования, штаты и местные органы власти по-прежнему играют ведущую роль в этой области. На долю штатов и местных властей приходится более 90% всех государственных расходов в области начального и среднего образования. Остальное доплачивает федеральное правительство. Все школьное законодательство и руководство деятельностью школ регулируется и осуществляется органами власти штатов (департаментами просвещения) и органами местного самоуправления – школьными округами.

Продолжительность обучения в общеобразовательной средней школе составляет 12 лет, начиная с 6-летнего возраста. Однако в США отсутствует единая школьная структура. Законы штатов о сроках обязательного обучения определяют не число обязательных лет обучения, а лишь возраст, до которого ребенок должен находиться в школе. В большинстве штатов обязательным считается обучение до 16 лет, в четырех – до 18. Доминирующим типом начальной школы являются школы с шестилетним курсом обучения. С ней близко смыкается подготовительный класс, который посещают три четверти детей в возрасте 5 лет.

Средняя школа в большинстве округов подразделяется на младшую среднюю школу (седьмые – девятые классы) и старшую среднюю школу (десятые – двенадцатые классы). Основной принцип обучения, принятый в американских средних школах, состоит в том, что учащиеся, особенно в старших классах, могут выбирать по собственному желанию тот или иной набор учебных дисциплин в зависимости от своих наклонностей и способностей.

Уже в девятом классе фактически создается несколько программ обучения, совпадающих с профилями старшей средней школы, где проводится дифференцированное обучение девушек и юношей в возрасте от 16 до 18 лет. В соответствии с разными программами различаются три профиля обучения: академический, направленный на подготовку к колледжу; профессиональный, задача которого дать практические знания для устройства на работу; общий, не дающий специализированной подготовки.

Быстрыми темпами идет внедрение компьютеров в учебный процесс, все больше захватывая начальные классы.

Несмотря на то, что бесплатное школьное образование, его более демократическая в целом организация, широкий охват молодежи средним образованием делают американскую систему более прогрессивной, чем школьные системы ряда других западных стран, она имеет ряд существенных недостатков.

Существует большой разрыв в уровне и качестве образования не только между частными школами, где обучаются дети социальной верхушки, и общей массой государственных школ, но и между государственными школами, расположенными в центральных городских районах, где обучаются дети бедноты, и школами богатых пригородов, обслуживающими зажиточные слои населения.

В 80-е годы проблема качества образования стала одной из острейших социальных проблем. В 1981 г. была создана Национальная комиссия по повышению качества образования, которая в своем докладе «Нация в опасности», выпущенном в апреле 1983 г., отметила «растущую тенденцию к посредственности, которая угрожает будущему как страны, так и народа». Констатировалось, что около 23 млн взрослых американцев являются функционально неграмотными, т. е. не могут правильно прочитать и грамотно изложить минимально сложный текст. По данным комиссии, школы выпускают 13– 20% функционально неграмотных людей, причем их доля среди небелых американцев достигает 40%. В докладе было отмечено: «Если какая-либо недружественная иностранная держава попыталась бы заставить Америку иметь такие посредственные показатели в области образования, какие существуют у нас сегодня, это могло бы с полным основанием рассматриваться как вооруженная агрессия».

Написанный ярко и эмоционально, доклад был обращен не только к законодателям и руководителям образования, но и к учителям, родителям, учащимся, широкой общественности. Открыто и резко, не щадя национальной гордости, которая заполняет американцев, авторы доклада говорили о серьезных недостатках американского образования, об угрожающем благополучию нации снижении качества подготовки молодежи в школах. Основной смысл доклада заключался не столько в констатации опасных тенденций в образовании и обозначении путей и средств их преодоления, сколько в положениях, согласно которым образование должно стать первым национальным приоритетом и все слои населения, все организации, промышленники, военные, работники средств массовой информации должны интеллектуально, морально, материально помочь образованию выйти на высокий уровень качества.

Хотя положение несколько улучшилось, радикального изменения состояния американской системы образования с тех пор не произошло. И дело здесь отнюдь не в финансировании системы образования – богатая Америка всегда вкладывала в нее значительные суммы.

За исключением элитарного высшего образования, в других областях образования картина выглядит не очень благоприятной. Многие американцы обеспокоены увеличением признаков того, что общий уровень государственного образования для учащихся до восемнадцати лет относительно посредственный.

Ситуация с образованием в Америке выглядит гораздо хуже, нежели в других странах. По результатам проведенного стандартизированного научного тестировании учеников девятых классов в семнадцати странах американские учащиеся оказались позади своих сверстников из Японии, Южной Кореи и всех западноевропейских стран, опередив только учеников из Гонконга и Филиппин. В тесте на математические способности американские восьмиклассники были почти на самом последнем месте. Только 15% учащихся средних школ изучают какой-либо иностранный язык, и всего лишь 2% изучают один иностранный язык более двух лет. Проверка знаний учащихся средних школ по общей истории также обнаружила почти полное невежество (например, незнание, что такое Реформация), которое затмило лишь незнание географии; каждый седьмой из прошедших недавно тестирование американцев не мог найти свою собственную страну на карте мира, а 75% – Персидский залив.

В стране всегда ценились в первую очередь прикладные знания, а тех, кто занимался отвлеченными теориями, насмешливо называли «яйцеголовыми».

Философия прагматизма настолько глубоко вошла в общественное сознание, что она определила основополагающую идею общего образования – «образование в целях приспособления к жизни» (life adjustment education). Для подавляющего большинства учащихся 10-12 классов (75%) в конце 80-х определялись лишь три обязательных предмета – родной язык, общественные дисциплины (чаще всего история США и граждановедение) и физкультура. На выбор школы предлагали до 100-150 учебных курсов, большая часть которых носила чисто прикладной характер (математика потребителя; семейная экономика; вождение машины; уход за больным дома: косметика; консервирование продуктов и т.п.).

Эту систему многие американские специалисты называют «торговым центром» или «кафетерием», где посетитель выбирает себе по вкусу то, что нравится. В результате, по мнению видного американского ученого, председателя комиссии по образованию фонда Карнеги Э. Бойера, лишь 25% выпускников американской средней школы получают полноценное общее образование. Остальные никогда не изучали алгебры и тригонометрии, географии и иностранного языка, физики и химии, хотя получили необходимые в жизни знания и умения по личной гигиене, косметике, семейному бюджету и т.д. Неудивительно, что по результатам неоднократных международных оценок уровня знаний по математике, естественнонаучным дисциплинам и географии американские школьники имеют сравнительно низкий рейтинг, уступая учащимся многих стран.

Сейчас в старшей средней школе число обязательных для получения школьного диплома единиц Карнеги возросло до 20-22 в большинстве штатов. Они включают как обязательные английский язык и языковую культуру, математику, естественнонаучные дисциплины, физкультуру. Заметно сокращен объем предметов по выбору (они занимают теперь 25-30% учебного времени).

На американской системе образования негативно сказывается образ жизни, пронизанный индивидуализмом, коммерциализацией, отчужденностью и другими чертами. Американская государственная школа никогда не отличалась строгой дисциплиной. Но в 80-е гг. дисциплинарные проступки стали носить такой серьезный характер, что школы (особенно в крупных городах) превратились в места, небезопасные как для детей и подростков, так и для работающих там взрослых. «Использование оружия при выяснении отношений между учащимися, вооруженные нападения на учителей, изнасилование в стенах учебного заведения – не редкие явления для американской школы».[80]

В 90-е годы в США большое значение приобрели вопросы, связанные с реформой образования, в первую очередь среднего. Новые требования экономики, предъявляемые к рабочей силе, выдвинули перед американской школой задачу интенсификации, повышения эффективности среднего образования.

Высшее образование.Одно из центральных и наиболее важных звеньев американской системы образования составляют высшие учебные заведения. Общая численность студентов вузов и средних специальных учебных заведений превысила в 1999 г. 14,3 млн. человек – это более 1/3 численности молодых американцев студенческого возраста. Из них 8,8 млн. обучаются в университетах и четырехгодичных колледжах, а 5,5 млн. – в двухгодичных колледжах, дающих послешкольное специальное образование. Общие ассигнования на высшее и среднее специальное образование в США составили в 1997 г. 224,5 млрд. долл. (142,6 млрд. тратится в государственном секторе и 81,9 млрд. долл. в частном).

Во второй половине 90-х годов в США насчитывалось 3681 учреждение высшего образования; 1594 являлись государственными и 2087 – частными. Они представляют собой весьма широкий спектр университетов и четырех- и двухгодичных колледжей, заметно отличающихся как по качеству образования, так и по стоящим перед ними задачами.

В 1997 г. высшее образование имело около 29% всей рабочей силы ( в 1970 г. – 14%), незаконченное высшее – около 28% (в 1970 г. – 12%). Доля лиц, получивших только среднее образование, составила 33% (38% в 1970 г.), и не имеющих среднего образования – лишь около 11% (36% в 1970 г.). Таким образом, около 60% американской рабочей силы к концу XX века имело высшее и незаконченное высшее образование. Это один из самых высоких показателей в мире.

В США не существует четкого определения самого понятия «высшее учебное заведение». В принципе любое учебное за ведение, осуществляющее дальнейшую подготовку после окончания средней школы, так называемые postsecondary school, могут с равной степенью вероятности называться «колледжем», «школой», «институтом» или даже «университетом».

К системе высшего образования в США относят далеко не равноценные учебные заведения:

- младшие, или местные, двухгодичные колледжи, обучение в которых финансируется местными властями и рассчитано на удовлетворение местных нужд в специалистах (младшие колледжи присуждают так называемую степень младшего специалиста; эта степень, являющаяся по существу профессиональной, становится все более распространенной благодаря росту местных колледжей и сравнительно низкой плате за обучение, в настоящее время учебой в младших, или местных, колледжах охвачено около 40% американских студентов;

- технические институты и профессиональные школы, которые не присваивают степеней бакалавров: выпускники получают после двух или трехгодичного курса квалификацию техников;

- четырехгодичные учебные заведения – университеты и самостоятельные колледжи, – по окончании которых присваивается степень бакалавра (при дополнительном обучении в течение одного-двух лет – степень магистра).

Указанные учебные заведения могут быть как государственными, так и частными. Из 1,9 тыс. четырехгодичных учебных заведений к частному сектору относится 72% вузов и только 28% – к государственному. В то же время во всех частных вузах обучается лишь 21% студентов.

Процедура приема и отбора абитуриентов в вузы США зависит от их престижности. В стране отсутствуют единые требования к абитуриентам. В частности, в одни вузы набор осуществляется путем конкурсных экзаменов, собеседования, тестирования, для других единственным условием является наличие среднего образования (например, открытый прием в 2-годичные колледжи). Общим требованием при поступлении в вуз является представление документов об окончании полной средней школы; перечень изученных в школе предметов и полученных по ним оценок; общее количество баллов по тестам, характеристики, результаты собеседования при поступлении. Ряд американских университетов и колледжей осуществляют прием студентов по результатам конкурса документов об окончании средней школы. Однако наиболее престижные вузы устраивают конкурсный отбор, поскольку количество поступающих значительно превышает возможности учебных заведений.

Основной формой учебных занятий является лекция, которая читается для потоков, насчитывающих иногда до тысячи студентов. Кроме лекций, студенты обязаны посещать дискуссионные занятия (семинары), а студенты научных факультетов и школ также должны проводить определенное время в лабораториях. В течение семестра студент обязан подготовить несколько письменных работ. Понятия «академическая группа» не существует, так как каждый учится по индивидуальной программе и посещает лекции по выбору. Обычно каждому студенту перед лекцией выдается ее конспект, что освобождает студента от ведения конспекта в нашем понимании. Продолжается лекция от 50 минут до 2 часов, перемена - 10 минут. Начало занятий в 8 часов утра, выходные - суббота и воскресенье. Для получения степени бакалавра студенты должны прослушать определенное количество лекционных часов и сдать требуемые экзамены.

Для получения магистерской степени необходимо учиться еще в течение 1-2 лет, написать и защитить диссертацию, а в отдельных университетах потребуется знание иностранного языка. Диссертация может представлять собой аналитический доклад или отчет соискателя магистерской степени о его научной работе по избранной теме.

В США насчитывается 156 университетов. Важной составной частью подготовки специалистов в университетах является научно-исследовательская деятельность, к которой привлекаются как аспиранты, так и студенты. В настоящее время в высших учебных заведениях выполняется около 60% всех фундаментальных исследований в США. Основная роль в проведении научных исследований принадлежит крупнейшим, так называемым мультиуниверситетам, как частным, так и государственным, выполняющим помимо фундаментальных большое количество прикладных исследований по контрактам.

Хотя объем государственной помощи вузам в США значительно превышает масштабы государственного финансирования высшего образования в большинстве других стран, эта помощь уже в настоящее время не соответствует реальным потребностям вузов, особенно если принять во внимание, что используемое вузами оборудование, в первую очередь оборудование для проведения научных исследований, в большинстве своем устарело.

Существенным источником доходов вузов является весьма высокая плата за обучение, взимаемая со студентов. В частных университетах и колледжах плата за обучение выше, чем в государственных вузах. Общие расходы на одного студента государственного университета составляли в среднем за год в 1995-96гг. около 19,7 тыс.дол., в частном университете около 37 тыс.дол.

Существуют различные оценки системы высшего образование в Америке. Одни, например П. Кеннеди, настаивают на том, что оно является одной из лучших в мире: «Помимо многочисленных и превосходных общеобразовательных колледжей существует развитая система университетов во всех штатах, где обучается огромное количество студентов. Кроме того, в стране имеется самое большое в мире число научно-исследовательских университетов и институтов разного профиля, которые привлекают студентов из многих стран и где собраны лучшие научные кадры со всего мира, работы которых получают самое большое международное признание (например, Нобелевские премии). Фонды таких интеллектуальных центров, как Гарвард, Йель и Стэнфорд – при пожертвованиях в миллиарды долларов, – окупаются результатами их деятельности и высокой репутацией во всем мире. Ежегодно из них выходит множество специалистов научного и творческого труда, на которых зиждется американская экономика».[81]

Другие, например обозреватель «Вашингтон таймс» Э. Тиррел, рисуют совсем иную картину: «Давайте взглянем ситуации в лицо. Американские университеты ныне представляют собой то, чем раньше были средние школы, за исключением того, что последние никогда не угрожали жизни или умственному здоровью учащихся… На днях я посетил Колумбийский университет и подумал, что попал в трущобу. Я действительно попал в нее. И сердитые плакаты-объявления, извещающие о консультациях по поводу изнасилований, о семинарах для стремящихся к метафизическому блаженству или же о различных «военных советах», предлагаемых студентам, разделенным по этническим, сексуальным и расовым линиям, отнюдь не напоминали мне о Гейдельбергском университете или о местах, где бывал Сократ».[82]

Следует отметить, что американская система высшего образования разделена на две неравные части. В Америке из общей массы вузов выделяется группа привилегированных и престижных высших учебных заведений. Это сто лучших вузов, сведения о которых ежегодно печатаются в порядке их рейтинга. Считается, что они обеспечивают наивысшее качество обучения и дают возможность лучшего трудоустройства своим выпускникам ввиду престижности их дипломов. Как правило, эти вузы обладают наиболее развитой материально-технической базой, нежели остальные, имеют более высокую стоимость обучения и привлекают самых одаренных выпускников средних школ, устанавливая высокие баллы для вступительных тестов абитуриентов. Среди них выделяются 20 лучших, наиболее привилегированных, имеющих отличные условия для проведения научных исследований. В их числе Гарвардский, Йельский, Принстонский, Колумбийский университеты. Затем следуют как частные, так и государственные: Калифорнийский, Стэнфордский, Мичиганский, Чикагский, Висконсинский университеты, а также Массачусетский и Калифорнийский технологический институты и другие. Эти вузы являются основными получателями субсидий как со стороны федерального правительства, так и местных органов, а также различных ведомств, частных фондов.

Наши рекомендации