Справедливость и право
В системе ценностей человеческого духа особое место занимают представления о праве и справедливости. Понятие прав человека, «человеческого измерения» всех явлений и событий общественной жизни стало особо актуальным в середине XX в., после того как мир пережил трагедию двух мировых войн, ужасы геноцида, расизма и национализма. Различают шесть основных категорий прав человека: естественные, гражданские, политические, экономические, социальные и культурные. Особое значение придается естественным правам человека, которые появляются в силу факта самого рождения (а в аспекте биоэтики такие права уже имеются с момента зачатия) и не могут быть отчуждены. Иногда их называют еще «священными», поскольку это такие, как право на жизнь, здоровье, свободу, неприкосновенность и т.д. Гражданское общество и правовое государство, о чем шла речь выше, призваны гарантировать соблюдение прав человека во всем их объеме.
С проблемой прав человека тесно связано понятие справедливости, суть которого — в выработке принципов, регулирующих распределение благ и обязанностей граждан, соответствие между деянием и воздаянием, преступлением и наказанием. Говоря о справедливости как принципе, перед которым все должны быть равны, следует подчеркнуть, что она не может быть нормативным идеалом, подобно «Божьей справедливости», реализуемой только в потустороннем мире. Достижение полной справедливости в нашем земном мире породило бы вопиющую несправедливость, ибо такое состояние исключало бы все проявления милосердия.
Наиболее актуальна в практическом и теоретическом планах идея распределительной справедливости. Согласно ей, распределение может осуществляться в соответствии с принципами равенства, потребности, заслуг, продуктивности, усилий, профессиональной пригодности, достижений, способностей, социального ранга и статуса, спроса и предложения. В реальной действительности государству и обществу приходится постоянно разрешать проблему, которая формулируется как «фактор справедливости», — «люди отдают, чтобы получать». Он содержался уже в «Никомаховой этике» Аристотеля и прошел длительный путь исторической эволюции. Учитывая то обстоятельство, что разные социальные группы и слои имеют разное представление о справедливости, во главу угла ставится, соблюдение принципа устойчивости общества и других форм человеческого общежития за счет обращения к более высоким, чем справедливость, моральным ценностям и нормам, о чем речь шла выше.
Для философского анализа значительный интерес представляет феномен эксплуатации, возникающий в обществе с появлением прибавочного труда. Вначале он носит характер самоэксплуатации человека человеком, человека обществом и государством и, наоборот, общества и государства человеком. В XX в. появились и набрали силу неэкономические формы эксплуатации, связанные с национализмом и расизмом, дискриминацией по признаку пола и экологическим кризисом. Все это так или иначе ведет к росту процессов отчуждения личности, к дисгармонии во взаимоотношениях личности и общества.
Сторонники концепции доминирования общественной собственности считают, что единственный способ преодолеть указанные трудности — уничтожить или резко ограничить частную собственность. Практика реального осуществления этих идей показала, что такой путь порождает еще более тяжелые проблемы. Это неэффективность производства, уравниловка в оплате труда и утрата творческих стимулов, рост бюрократии и ее влияния на все стороны жизни общества, духовный кризис и стагнация. Феномен эксплуатации принимает еще более уродливые формы, что приводит к деструктивным процессам в обществе.
Очевидно, что адекватное решение проблемы собственности и эксплуатации лежит в русле перехода мировой цивилизации к новым моделям экономического, социально-политического и духовного развития, связанным с глобальными проблемами современности, опирающимся на право и справедливость.
Лекция 19: Внутренний мир человека
1. Проблема личности в философии.
2. Свобода и ответственность — вечная дилемма.
3. Религия и свобода совести.
4. Вера и знание.