Как отлич.науч.знание от ненауч.?

Стр-ра н.знания:

1.основ-ния н.:проблемы;гипотезы;факты;понятия;теории;з-ны;науч.картина мира;цен-сти;

2.эмп.исслед-ния;

3.теор.исслед-ния.

Признаки н-сти:

· н.-рац.деят.;

· обоснов-сть,доказательность(отличие от мнений);

· интерсуб-сть,внеличност.х-р знания(н.факт всегда м.воспроизвести в опред.условиях);

· системность-связ-сть н.знания и его орг-сть;

· истин-сть,а именно стремл.к истине;

· методич-сть→возм-сть получ.нового знания;

· предметность;

· наличие собств.яз.и категор.ап-та;

· функц.эф-сть-способ-сть на прогноз;

· проблем-сть-не д.б.догматич.

Идеалы н.

1.дедуктивно-рац.-исторически перв.(Евклид «Начала»)-не дает нового знания,подводит частное к общему;

2.индуктив.-появ.в Новое время с разв.эксперим.естествознания.Поиск универс.метода(Бекон).НО!Инд-ция не им.логич.оправд-ния.В к.19в. нашли оправдание:инд.рассуждения основ. на выводимости,не на логич.следовании.

3.гипотетико-инд.-соед-ние инд и дед.Выдв-ние гип.,работа с ней по дед-ции.Проблема критериев подтв-ния гип.:верифик.и фальсиф.

Эмп.и теор. знаниеотлич.:

· гносеологич.направл.(теор.-вглубь,эмп.-поверхност.);

· познават.ф-ции(э-описание,т-объяснение);

· х-р получ.рез-тов(т-формул-ка з-нов,э-накопление фактов для получ.обобщения);

· различные методы;

· различ.соотношение логич.и чувств.НО!Нельзя отрывать эти уровни;

· различ.языки(эмп.язык (Вингинштейн)-яз.проток.предложений,фиксация ощущений).Он отлич. от теор.:абс.достоверностью,не нужд-ся в истол-нии,логически.

Наука и паранаука. Познание осущ. и за пределами науки. Науч. познание – процесс получения объектив, истин. знания. Оно описывает, объясняет и предсказывает что-то. Научн. знания объективны, универсальны, общезначимы. Вненауч. знание в соответствии с другими нормами и законами, иногда раньше научного. Эзотеризм – формы знания, отличающ. от класич. научн. стандарта.

Формы: 1) ненаучное, разрозненное, несистематич. знание, которое не формализ. и не описыв. законами, находится в противоречии с существ. научной картиной мира; 2) донаучное, предпосылка научного; 3) паранаучное, не совместно с имеющ. гносеологич. стандартом; 4) лженаучное, домыслы и предрассудки. Здесь нетерпимость к доводам против, лишние претензии; 4) квазинаучное, осовано на методах насилия и принуждения для поиска сторонников; 5) антинаучное, утопич., искажающ. представления о действит.; 6) псевдонаучное; 7) паранорм. (мистика), учения о тайных природных и психич. силах, на рубеже веков, кризиса в об-ве.

Эзотеризм – не нужны доказательства, все принимаем на веру.

Сейчас идет диалог между различными вида паранаучного и научного. Ученые принимают паранаучное (гипноз, предсказания), но оно не обладает св-вами научного: повторение независимо от времени.

Наука 2 стадии становлен.: преднаука и наука в собствен. смысле. Преднаука:опирается на результаты практич. опыта, обыденное знание, наблюдения и приметы. Оперирование реальн. предметами-основа для возникновен. идеальн. плана познан., д-вий с идеальн. объек. Знан.-суммарный исход практики. Обобщен. эмпирич. ситуаций на практике, обобщен. практич. опыта. Четкое выполнение д-вий по рецепту(алгоритмы).

Собсвенно наука: исслед. идеальн. объект., а не реальн. вещей. Эмпирич. зависимости выводятся теор. Знан.-рецепт д-вий с т.з. необходим. и всеобщ. Конструировнаие теор. моделей, кот. обеспеч. выход за рамки сложивш. обыден. знания и форм произ-ва. Возникновение научн. метода. Возможность объяснить и предвидеть

34. Научные сообщества и их исторические типы. Научные школы. Подготовка научных кадров и формы общения в современной науке.

Бурж.рев-ции дали толчок разв.н.Как соц.инст-т она д.выполн.ф-цию:отвечать за пр-во теор.знания.

Наука как соц. институт-это ученые с их знан., квалификац. и опытом; разделен. и кооперац. научн. труда; четко действующ. сис-ма научн. информации; научн. организ. и научн. сообщества(НС); оборудование и приборы.

Понятие науки как соц. института стало формиров. начин. с 20 в., когда наука стала мощн. разветвлен. соц. организмом, «большой наукой».

Сейчас наука представляет собой опред. сис-му взаимосвяз. между научн. организац., членами НС, сис-му норм и ценностей.

Мертон:понятие соц.ин-т отраж.степень закреп-стиопред.вида чел.деят.Институц-сть предполаг.формализ-ю всех типов отнош-й и переход от неорганиз.деят. и неформ.отнош.по типу соглаш.и переговоров к созданию организ.стр-р,предполаг.иерархию,власт.регулир-ние и регламент.

Процесс инстит-ции н.свидетельств.о ее сам-сти,об офиц.признании роли н.в с-ме обществ.разделения труда.Н.как соц.ин-т включ.:

1.совокуп-сть знаний и их нос-лей;

2.специфич.познават.цели и задачи;

3.опред.ф-ции;

4.специфич.сред-ва познания;

5.формы контроля,экспертизы,оценки н.достиж-й;

6.опред.санкции.

По Куну:наука-не сис-ма знан., а д-ность научн. сообществ(НС). После работы «Ст-ра научн. р-ций» наука не как развит. сис-мы идей, а как результат д-ности НС.

НС- это исслед-тели с опред. спец-ностью и общ. научн. подготовк. У них идентич. профессионал. навыки и опред. научн. кругозор. Сущ. НС всех ученых, национал. НС, НС спец-стов одной обл., группа исслед-телей, изуч. опред. науч. проблему.

Роль НС в развит. науки: 1. члены НС едины в пониман. целей науки и задач своей обл., они упорядочив. сис-му знан. своей обл.; 2.универсализм, общ. критерии обоснованности и доказательности знан.; 3. коллективн. х-р накоплен. знан. НС создает и поддержив. внутрен. нормы и идеалы науки(ее этос). Внутри НС широка коммуникац. ученых. Ученый будет понят, если он принадлеж. опред. НС; 4. члены НС следуют опред. парадигмы-модели постановки и решен. научн. задач. По Куну парадигма управляет НС, но учен. чаще говорят о теории или множестве теорий.

НС направлено на опред. предмет, поэтому связь между НС трудна, говорят на разн. языках. НС не единая ст-ра, а гранулирован. среда. Внутри гранулы(сплочен. группа) создается нов. элемент знан.

Наличие систематич.образ-ния-предпосылка инст-ции н.В Сред.века появ.первые ун-ты,монастыри.Свет.влияние в ун-ты проникло лишь в 15-16в.,до этого-религ.

Историч. НС связаны со сменой научн. парадигм и установивш. типа науч. развития:

1. классич. модель, республика ученых 17 в.(на базе ун-тов);

2. неклассич., НС по дисицплинам, научн. исслед. институты, академии;главное-плановые исслед-ния;

3. постнеклассич., НС на стыках дисциплин, проблемн. группы.Размыв-ся строгие границы м-ду дисц.,обеспечение откр-тий на стыке различ.обл.знания,синтез знания.Промышл.лаб-рии-синтез фунд.и приклад.н.,интеграция спец-стов различ.профиля для реш.одной задачи.

Этос.н.универсализм,отраж.объектив.природунауч.знания,содержание к-го не зав. от его получ-ля;коллективизм;гласность н.рез-тов;бескорыстие.

Внутри науки научные школы(НШ)-организ. и управляем. науч. ст-ра, объединен. исследоват. программой, един. стилем мышлен., во главе выдающ. ученый.

Различают классич. НШ и современные. Классич.: возникли на базе университетов, конец 19 в. Современн.(дисциплинарн.): так как НИИ и лаборатории в нач. 20 в. стали ведущей формой организац. научн. труда, то изменились и НШ. Нет ф-ции обучения, а ориентированы на плановые, формирующиеся вне НШ программы.

Затем если д-ность ориентированна лишь на поставлен. цель без опред. руководителя, то НШ превращается в научн. коллекив(НК). НК занимался и междисцип. исслед. Для решен. задачи разделение на проблемн. группы, где у ученых могут быть различн. теор. убежден. и интересы. Члены НШ объединены общ. идеями и убеждениями, генератор идей-научн. руководитель.

НШ могут сливаться в научн. направлен., а научн. направл. начинаются д-ностью НШ.

НШ и НК-порождающ. сис-мы, опеспеч. процесс формирован. и развит. научн. знан.

НШ имеют опред. георгафич. положение. Это связано с важностью коммуникации в НШ, огромную роль играет опыт, передаваем. от учителя ученику, от одного члена НШ др.

Сейчас наука обладает специфич. нормами и целями познават. д-ности, ср-вами и методами исслед., поэтому необх. целенаправлен. формирован. ученых специалистов. Потребность в этом приводит к академич. составляющ. науки-организации и учрежден., ведущ. подготовку науч. кадров. Будущие ученые здесь усваивают не только спец. знан., приемы и методы науч. д-ности, но и основн. ценностн. ориентиры науки, этич. нормы и принципы.

Рост кадров науки имеет границы: около 6-8% населения могут заниматься наукой.

Сейчас наука повышает свою эффективность. Компьютеризац. науки, появлен. современн. технич. ср-в повышают производительн. труда ученного, поэтому рост научн. кадров и необязателен. Можно технич. оснашать науч. д-ность, автоматизировать ее, расширять методы обшения и обмена инфор-цией.

Соответственно и перемены в подготовке науч. кадров. Возрастет оснащенность ВУЗов, вводятся интенсивные методики обучен., индивидуализац. учебн. процесса. Усиление фундаментальной подготовки, спец. образование соединено с общекультурн., индивидуальн. режим и график обучения, развит. непрерывного образования.

Ученый по интел-ту д.превосх.ост-х.Многие ученые ост-ся на достиг-м,др.стрем-ся вперед.

Труд ученого сост.из этапов:

1.выдв-ние гип.

2.до-во,факты;

3.экспер.проверка.

Теория элит:

незав.мышление

участие в раб.интел.сооб-в

лауреаты премий

члены-корресп-ты …

Совр.исслед-ли отмеч.,что в деят.научного раб-ка все больше прояв-ся подчин-сть соц.заказу,уменьшение креативности,личност.саоотдача и инд.стрем-ния в основном с ориентацией на карьеру.Инст-ция н. не оставляет места для личной инициативы,она предполаг.встроенное,функц.использ-ние труда ученого.Мотивация приобретает эк.форму(доход).В идеальной модели ученого огром.место заним.компетент-сть-проф.осознание глубин.стр-рысвоей дисципл.области,спектра проблем и способов их разреш.

35. Рост, динамика, специализация и интеграция современного научного знания. Новые формы организации науки.

4 глоб.науч.рев-ция-постнеклассич.наука:

1.компьютер-ция;

2.интеграция;

3.междисц.исслед-ния;

4.эк.,соц.выгоды;

5.об-т-уник.с-мы,хар.открытостью и систем-ю;

6.синергетич.с-иы;

7.измен.нормы и идеалы науки:с-ма уник.,измен-я в ней необратимы→натур.эксп-т повторить невозм.,лишь его комп.вариант,модель;

8.в топологически одинак.с-мах при исслед.м.б.получ.различ.рез-ты;

9.этика науки,невозм.ценностно-нейтр.исслед.(особ.если об-том исслед.явл.сам чел-к).

Постнеклассич.тип науч.рац-сти:

· ценност.аспект;

· детерминир-сть исслед-ния соц-культ.ф-рами;

· понятие рац-сти шире понятия рац-сти науки(учитыв.повед.чел-ка-исслед-ля);

· плюрализм рац-стей;

· учет пихолог.,соц-культ.ф-ров;

· работа чел-ка в сооб-ве;

· цен-сть,цель-в познават.деят.

Императивы нового века:

· нелинейность;

· необратимость;

· неравновесность;

· хаосомность.

Особ-сти совр.этапа разв.науки:

1.распр-ние идей и методов синергетики-теории самоорг-ции и разв. слож.с-м любой прир. Основ-ль-Хаккен.Общее всех с-м-спонтанное образ-ние стр-р,качеств.измен-е на микроуровне.Анализ откр.и закр.с-м. Совр.исслед-ли стрем-ся рассм. всю совокуп-сть ф-ров,опред.измен-е роли науки в проц.постиндустр.трансформации:

· модерниз-ция общенауч.парадигмы и методологии,

· роль фунд.теор.знания,

· узкий спектр анализир.науч.напр-й,

· перспективы снятия барьера м-ду гумм.и естеств.знанием,

· уточн-е роли и места науки в культ.

2.укреп-ние парадигмы целостности-осознание необх-сти глоб.,всестор.взгляда на мир:цел-сть об-ва,биосф.,ноосф.,мироздания,чел-к-часть целого.

3.укрепление и применение идеи коэволюции-взаимообусловл.измен-е с-м или частей внутри целого.Коэв-ция ставит вопрос о синтезе знаний,необх-сти совмещ-я различ.уровней эв.Коэв-ция соверш-ся в ед-ве соц.и природ. проц.→на совр.этапе разв.науки необх.ед-во и пост.взаимод-вие естеств.и гумм.знания с целью более глуб.исслед-ния коэв.проц-в.

4.измен-е х-ра об-та исслед. и усиление роли междисц.подходов в его изуч.Об-т классич.науки-простые с-мы,неклассич.науки-слож.с-мы,сейчас внимание ученых привлек.исторически разв.с-мы,к-ые с теч.врем.формир.все новые уровни своей орг-ции.С-мы,хар.откр-ю и саморазв-м,постепенно опред.облик совр.постнеклассич.науки.

Признаки самоорг.с-м:

· откр-сть;

· нелиней-сть;

· когерент-сть(связь,сцепление);

· хаотич.х-р переход.сост-ний;

· непредсказ-сть повед.;

· способ-сть взаимодей-вия со средой,измен.ее;

· гибкость стр-ры;

· способ-сть учитыв.прошлый опыт.

Об-т соврем.науки-т.н.человекоразмерные с-мы:медикобиолог.,эколог.,биотехнолог.,с-мы «чел-к-машина».

5.более широкое примен-е филос. и ее методов во всех науках.В постнеклассич.естествозн.более активно задейств.все ф-ции филос.

6.методологич.плюрализм-осознание огранич-сти,одностор-сти любой методологии,в т.ч. и рационалитсич.Эстетич.сторона познания,красота-эвристич.принцип науки.Красота теор.постр-ний.Ед-во,сим-рия з-нов прир.-черта совр.физики.

7.постеп.,неуклонное ослаб-ние треб-ний к жестким нормативам науч.дискусса:логич.,понятий.комп-та,усиление роли внерац.комп-та.Но не за счет игнорир. роли разума.Интуиция,вдохновение.

8.соед-ние объектив.мира и мира чел-ка,преодоление разрыва об-та и суб-та.

9.внедрение времени во все науки,распр-ние идеи разв.,историализации,диалектизация науки.

10.понимание мира не только как саморазв.цел-сти,но и как нестаб.,неустойч.,неравновес.

Принципы (Пригожин):

· нестаб-сть мира не означ.,что он не поддается науч.изучению;

· неустойч-сть-не всегда зло,подлеж.устранению;она м.выступ.условиемстаб.идинамич.саморазв.,к-ое м.происходить за счет унич-ния нежизнеспособных форм.Уст-сть и неуст-сть и оформ-ние и разруш. стр-р смен. др.др.

В совр.филос.науки впереди-глоб.эв-зм-идея ед-ва мироздания,включ эв-ции:космич.,биолог.,химич.,соц.Эта концепция претенд.на созд.нового типа целост.знания,сочет. в себе науч.,методологич. и философ.основания.Основ.понятие-коэв-ция.Вопрос о ноосфере.

Аксеолог.аспект показ.,что наука д.б.понята как интегр.состав-щая совр.соц.разв.Акс-сть науч.познания призн-ся его неотъемл.чертой.Наука не д.б.подчинена узко прагматич.интересам и монополит.военно-пром.комплекса(СССР-холод.война).

36. Социальные функции науки. Наука и власть. Проблема государственного регулирования науки.

Социальные функции науки исторически изменяются и развиваются, как и сама наука; более того, развитие социальных функций представляет собой важную сторону развития самой науки. Говоря о современной науке в ее взаимодействии с различными сферами жизни человека и общества, можно выделить три группы выполняемых ею социальных функций. Это, во-первых, функции культурно-мировоззренческие, во-вторых, функции науки как непосредственной производительной силы и, в-третьих, ее функции как социальной силы, связанные с тем, что научные знания и методы ныне все шире используются при решении самых разных проблем, возникающих в ходе общественного развития.

3 ипостаси науки:

1. форма деят.-особ. способ деят., направлен. на познан. предметов и процессов окруж. среды. Здесь целеполаган., принятие решен., признание ответственности.

2. сис-ма дисциплинарн. знан., кот. отвечают объективности, адекватности, истинности. Наука пытается быть нейтральной от идеологии и политики. Истина превыше всего, основ. ценность науки.

3. соц. институт или как форма обществ. сознан., связана с политикой, религией, идеологией, искусством. Связана с производством научно-теор. знан., сис-ма взаимосвяз. между научн. организац.

Наука не фиксация совокупности фактов и их описание, а установка принципов, предлагающ. объяснение и прогноз.

Сейчас наука социокультур. феномен. Она зависист от об-ва, от культурн. традиций и ценностей, опред. свои преоритет. в соц. контексте. Как такой феномен наука возникла из-за потребности об-ва в опред. производстве, оказыв. влиян. на развит. сфер чел. жизни. Наука как единствен. устойчив. фундамент культуры.

Соц.-культ.функции науки:

1. культурно-технологич., обработка и возделыван. чел. материала, включ. его в познават. процесс.

2. культурная, формиров. чел-ка как субъек. д-ности и познан.

3. этич. и ценностная наполненность, проблем. соц. и интеллектуальн. ответствен., моральн. и нравствен. выбора.

4. как фактор соц. регуляции обществен. процессов, воздействует на потребности об-ва, становиться необходим. усл. рационал. управлен. Инновация треб. аргументирован. научн. обоснован.

Наука включ. в себя экономич., соц-психологич., идеологич., соц.-организац. отношения.

По экономике наука производит. силы. Здесь наука важнейший фактор хозяйствен.-культур. развит. людей. Нов. открыт.-основа для изобретен., отрасли произв-ва как технологич. применен. различн. отраслей науки. Но вложение денег в науку приносит прибыль не скоро.

По политике как ее инструмент. Официальн. наука поддерживает идеологич. установки об-ва, дает инстументы для сохранения идеологии и власти.Власть может сдерживать рост науки (генетика, кибернетика в 60 г. в СССР). Наука всегда выполняет «соц. заказ». Ученый несет ответственность за свои разработки. Проблема секретности исслед. как выполнен. спец. заказов военн. промышлен. Сущ. разработки, о кот. лучше не знать, а то можем себя уничтожить.

Важна проблема затрат гос-ва в науку(оправд.или нет).Фунд.наукид.ориентир.на бюджет.финансир-ние.Период м-ду разраб. и внедрением откр-я-до 150 лет.Необх.предотврат.негатив.послед-вия откр-й.

Соц. ф-ции науки: 1) культурно-мировоззренч.; 2) непосредствен. производит. силы; 3) соц. силы.

Методы науки для разработки соц. и экономич. развит., при решении глобал. проблем, соц. управление.

37. Размывание основ научной этики. Новые этические проблемы науки в XXI веке. Проблема гуманитарного контроля в науке и высоких технологиях.

Этические нормы в науке как в любой др. деят. возникают и развиваются при развитии самой науки:

1) общечеловеч моральн. требования и запреты. Плагиат и фальсификация.

2) бескорыстный поиск и отстаивание истины.

3) ответственность за исследования. ученый не может предотвратить использование его открытий в негуманных целях. а) вопрос ответственности за качество научной продукции, б) ответственность за использование достижений. ученый не может остановить исслед.. кот. аморально, но обязан предупредить об-во об этом. Здесь создание международн. организ. об ответственности ученого.

Нормы этики передаются от учителей-ученых к ученикам.

Мертон. Ценности науки: 1) универсализм, любые учения можно подвергнуть критике; 2) общность, знание доступно всем; 3) бескорыстность, поиск истины без личной выгоды; 4) скептицизм, верная оценка достижений др. ученого

Проблема социальной ответственности ученого. Генная инженерия, биотехнология, биомедицинские и генетические исследования человека.

В 1975 г. из-за буйного развития генной инженерии принят мораторий, приостанавливающий все исследования.

Генетика может помочь в борьбе с наследственными болезнями, генетич. эффекты. Генная инженерия прошла от фундаментальных исследований до промышленного применения своих результатов. Но здесь угроза для чел-ва. Использование в военных целях, возникновение мутаций без естественного отбора, клонирование.

Экологич. и соц-гуманитарн. экспертиза исследований.

Гуманистич. сущность развития науки. Цели науки об-ва различны, этич. нормы науки противоречат общечеловеч. соц.-этич. и гуманистич. нормам, научн. поиск вышел из-под морального контроля.

Экологическая этика – отношение «чел-к - природа» перекрыв. экономич., политич. проблемы.

Глав. идея космизма – мотив дела. Уделяет внимание: 1. овладение природой, 2. переустройство чел. организма, 3. управление космич. процессами, 4. возвращение людям жизни, отнятой людьми или природой в процессе войн, бедствий. Истоки чел. бытия коренятся во Вселенной. Косимзм – р-ция на опустошение Земли, произойдет истощение ресурсов и мы на другие планеты. Федоров(основ-ль космизма) и Циолковский – гибель чел-ва предотвратить через освоение космоса.

В.И.Вернадский. Биосфера – биологич. оболочка Земли, ускорила процесс развития. Ноосфера – сфера разума, веществ.-энергетич. составл., связ. с потенциалом нашей д-ности. Мы влияем на эволюцию Земли, опред. новую энергию – культурообразующ., научной мысли. Границы нсф. – различны и зависят от мыслит. процессов. Признак нсф. – преобразование геологич. облика Земли. 2 сценария нсф. процессов: 1) апокалипсис, разум сам себя разрушит; 2) коэволюция, этап согласован. существ. чел-ка и природы. Запреты на д-ность, новая разумная нравственность, перестройка взгляда на мир.

В запад. философии Б. Калликот, О. Леопольд, Р. Аттфильд. Калликотт (1941) в США в 1971 г. курс «ЭЭ» в универе. Основоположник Леопольд. ЭЭ – строг. ф. или метафиз. обоснование, опора на теории ценности, вкл. внутрен. ценность не только людей, но и природ. сущ-в и природы как целого. Вещи ценятся и за их полезность, и сами по себе. Инструментарн. ц. – ц., кот. нечто обладает как ср-во достижения целей другого. Внутр. ц. – ц., полезная обладающ. ею. Реки, леса как родители ценят ребенка.

Индейцы живут в гармонии с природой: 1) утилитарная охрана; 2) религиозн. поклонение; 3) экологич. осведомленность (традиции, приметы); 4) экологич. этика – истинное уважение к природе, право на благополучие всех др. форм жизни и этот подход нужно распространить во все культуры.

Природоохран. эстетика. Леопольд(1948). осонователь об-ва дикой природы. Распрост. этики на все виды и эколог. сооб-ва. Этика касалась отношений между индивидами, нет этики чел-ва и Земли. Отношения потребит., есть права, нет обязан. Принципы этики: нельзя 1) уничтожать или способствовать умиранию видов; 2) смешивать виды; 3) добывать много энергии из недр.

Забота о животных, эстетич. решение экол. проблем (не эконом.), чел-к – равноправный член гармоничн. сооб-ва. Экол. проблемы – филос., нужен и такой подход.

Понятие этоса науки.

Связыв.2 обособл.сферы:объективную и безличную з-сть,открываемую наукой,с миром оценок и цен-стей,предписыв.чел-ку императивы его повед.в с-ме добро-зло.Науч.этос-пересечение свобод.науч.поиска с ответ-ю за последствия откр-й и их примен-я.В этом плане этос предполаг.императив-сть.

Императивы универс.пользы:

· продукт,получ.от реализации технологии д.б. возм.

· новые альтернативы и возм.напр-ния деят.,получ.в рез-те примен-я этого пр-та д.б.возм.

· матер.,псих.,соц. и культ. условия,треб для успешной реализации тех-гии,д.б.желаемы и возм.

38. Философские основания науки. Прогностическая роль философского знания. Научная картина мира.

Стр-ра н.знания:

1.основ-ния н.:проблемы;гипотезы;факты;понятия;теории;з-ны;науч.картина мира;цен-сти;

2.эмп.исслед-ния;

3.теор.исслед-ния.

Основания науч. знания: 1) влияют на целостность науч. знания; 2) опред. стратегию науч. поиска и обеспеч. включ. его в культуру эпохи.

У оснований сложн. структура. Три главных блока:

· идеалы и нормы познания выражают ценностные и целевые установки науки, отвечая на вопросы: для чего нужны те или иные познавательные действия, какой тип продукта (знания) должен быть получен в результате их осуществления и каким способом получить это знание.Основные формы: доказательности и обоснования знания, объяснения и описания, построения и организации знания.

Содержание идеалов и норм исследования по уровням

1. норматив. структуры, общ. для всякого науч. позн. Инвариант, отлич. наук и от др. форм позн. В историч. развитии конкретизируется посредством установок данной эпохи; 2. стиль мышления данной эпохи

В идеалах и нормах выражена 1) обобщенная схема метода. Поэтому новый тип исследования требует новых идеалов и норм. 2) опред. образ познават. д-ности, представление об обязат. процедурах получения истины. Этот образ – социокультурная обусловленность. Он формируется в науке, испытывая влияние мировоззренческих структур, лежащих в фундаменте культуры той или иной исторической эпохи.

· Научн. картина мира - широкая панорама знаний о природе, включ. наиболее важные теории, гипотезы и факты. Научная картина мира — это обоснованное конкретно-историческое представление о мире, обусловливающее стиль и способ научного мышления.

Структура: центральное теоретич. ядро – устойчиво, длит. срок сущ., это совокупнсть конкретно-науч. констант; фундаментальн. допущения – спец. хар-р, приминаются условно неопроверж., это теоретич. постулаты; частн. теоретич. модели образуются при столкновении картины мира с контрпримерами или аномалиями.

Хар-ки и функции: 1. системность. Ее назначение в обеспеч. систеза знаний – интегративная ф. 2. парадигмальность (задает систему установок) Нормативная и психологич. ф. т.к. обославливает способ видения мира, формирует нормы науч. исслед.

Историч. формы: 1) классическая. Галилей и Ньютон, однознач. причинно-следственн. зависимость, объекты сущ. сами по себе в строго заданной ск, желание найти некое общее правило или метод,

2) неклассическая, 1-ые теории термодинамики рубеж 19-20в., изменения осущ. по теории вероятностей закону больших чисел, нет детерминизма;

3) постнеклассическая, И. Пригожин древовидный ветвящийся график, будущее неопределенно, исследование открытых нелинейных систем, возможность перехода с одной траектории на др.

философ.основания науки- дают самые общие ориентиры о познават. д-ности, обосновыв. как идеалы и нормы науки, так и содержат. представл. науч. картины мира, а также обеспеч. включ. науч. знания в культуру.

Любая идея для становления постулатом картины мира или принципом нового идеала науч. познания проходит процедуру ф. обоснования.

Функции:

1) обоснование уже добытых знаний

2) эвристическая. Ф. осн. участв. в построении новых теорий, направляя перестройку нормативных структур науки и картин реальности. Используемые в этом процессе ф. идеи и принципы могут применяться и для обоснования полученных результатов (новых картин реальности и новых представлений о методе). Но совпадение ф. эвристики и философского обоснования не обязательны. Может быть, что при формиров. новых представлений используются одни ф. принципы, а затем эти представления получают др. интерпритац., и только на этой основе они обретают признание и включаются в культуру.

3) методологическая. Ф. осн. способствуют формированию новых методов научного исследования.

Ф. осн. науки разнородны и историчны: при переходе от одного этапа развития науки к другому в ходе научных революций один их «набор» сменяется другим, но определенная преемственность при этом сохраняется.

Роль ф. идей.

1) Ученый пытается истолковать науки как отражение объект. реальности, котор. лежит за наблюдаемым.

2) Теория превращается в знание тогда, когда все ее понятия получают онтологическую и гносеологическую интерпретацию.

3) В науке существует уровень ф. предпосылок.

4) В зависимости от науки, ф. осн. выявляют себя в разной степени.

5) В науке сущ. теории, кот. не имеют споров по поводу ф. осн. Это связано с их базированием на ф. представления, поэтому воспринимаются как должное.

6) Уровень ф. предпосылок связан со стилем мышления опред. историч.эпохи.

7) Сущ. совокупность ф. представлений, пронизывающ. эмпирич. и теоретич. уровни науч. знания.

Прогностич. роль ф. знан. Ф. основ. не все ф. знан., а их часть. Ф.-не рефлексия над наукой, она рефлексия над основан. всей культуры. Решая обществ. пробл., ф. вырабат. категориал. ст-ры, используем. в наук. У ф. избыток знан. по отношен. к науке данн. эпохи. В ф. могут присутств. те катерогии, кот. играют роль в науке через время. В этом прогностич. роль ф. Источник ф-ции в особенн. ф. познан.: обобщен. широкого материал. историч. развит. культур., это обобщен. обусловл. внутритеор. задачами ф. Ф. не только осмыслив. мировоззрен. ст-ры культуры и проектир. нов. способы пониман. реальн., но и выполняет основн. ф-цию в социокульт. динамике: готовит обобщет. теор. схемы возможн. мировоззрен. ст-р, возможн. основан. культуры будущ.

Ф.-эвристика науч. поиска и ср-во адаптац. науч. знан. к мировоззрен. установкам.

Ф. прогностика затрагив. основ. культуры, но и историч. тип об-ва задает границы ф. тв-ва.

39. Научные революции как перестройка оснований науки. Проблемы типологии научных революций. Преемственность в развитии науки.

Изобретение новых средств наблюдения и эксперимента, открытие новых методов познания, усовершенствование методики обработки результатов исследования и другие новации означают значительный прогресс в науке. Все подлинные научные революции, как правило, многоаспектны, включают множество сторон и факторов, и поэтому при анализе любой конкретной научной революции необходимо тщательно исследовать различные их аспекты, выявить и оценить роль и влияние каждого из них. Нередко, например, именно открытие новых средств наблюдения и измерения инициирует революцию в соответствующей отрасли науки: изобретение телескопа способствовало революции в астрономии, а микроскопа — в микробиологии. Но все подобные открытия и изобретения в конечном итоге привели к обнаружению новых, неизвестных раньше объектов для исследования науки. Эти новые объекты необходимо было осмыслить, выявить их свойства и закономерности, чтобы они вошли в содержание и структуру науки.

Поэтому важнейшей характеристикой подавляющего большинства научных революций является не просто переход к исследованию новых объектов, применение средств и методов исследования, а создание новых теоретических структур для понимания и объяснения новых фактов.

Обычно началом революции в науке служит фундаментальная проблемная ситуация, которая выражается в несоответствии прежних теорий и методов вновь открытым существенным фактам, их неспособности объяснить эти факты. Прежние понятия, теории и методы оказываются в противоречии с новыми результатами теоретических или эмпирических исследований.

Таким образом, научные революции представляют собой коренное, качественное изменение в развитии научного знания, перерыв постепенности в этом развитии, сопровождающийся не только возникновением принципиально нового знания, но и перестройкой оснований прежнего знания.

Наши рекомендации