Ключи к тестам для самоконтроля
К главе I:
1. в).
2. г).
3. а).
4. в).
К главе II:
1. б).
2. б).
3.а), б), в).
4.в).
К главе III:
1.а), б), г).
2.б).
3.б).
4.а), г).
К главе IV:
1.г).
2.в).
3. а).
4. б).
5.в).
К главе V:
1. а).
2.б).
3. а).
К главе VI:
1.в).
2.а).
3.а).
К главе VII:
1.в).
2. а).
3. в).
К главе VIII:
1.г).
2.а).
3.г).
К главе IX:
1.б).
2.г).
3.б).
К главе X:
1.г).
2. а).
3.б).
К главе XI:
1.б).
2.а).
3. б).
К главе XII:
1.а).
2.г).
3.а).
К главе XIII:
1.а).
2. в), г).
3.в).
К главе XIV:
1.б).
2. г).
3. а).
К главе XV:
1.в).
2. а).
3.а).
Вопросы к зачету:
1.Наука как форма познания мира.
2.Наука как сфера культуры.
3.Наука как социальный институт.
4.Юридическая наука и иные формы познания права.
5.Ростки юридической науки в культуре Древневосточных цивилизаций.
6.Юридическая мысль Древней Греции.
7.Наука о праве в Древнем Риме.
8.Юридический рационализм Средневековья.
9.Юридическая рациональность в культуре Возрождения.
10.Классический этап развития юридической науки.
11.Неклассический этап развития юридической науки.
12.Постнеклассический этап развития юридической науки.
13.Основные элементы научного познания.
14.Основные этапы научного познания.
15.Методология научного познания: философские, общелогические, общенаучные методы исследования.
16.Основные идеи и принципы герменевтики как методологии социально-гуманитарного познания.
17.Герменевтика в истории методологической мысли.
18.Юридическая герменевтика.
19.Основные идеи и принципы натурализма как методологии социально-гуманитарного познания.
20.Исторические сложившиеся формы натурализма.
21.Юридический натурализм.
22.Основные идеи и принципы аксиологии как методологии социально-гуманитарного познания.
23.Аксиология в истории методологической мысли.
24.Юридическая аксиология.
25.Основные идеи и принципы прагматизма как методологии социально-гуманитарного познания.
26.Прагматизм в истории методологической мысли.
27.Юридический прагматизм.
28.Основные идеи и принципы феноменологии как методологии социально-гуманитарного познания.
29.Феноменология в истории методологической мыслию.
30.Юридическая феноменология.
31.Основные идеи и принципы позитивизма как методологии социально-гуманитарного познания.
32.Позитивизм в истории методологической мысли.
33.Юридический позитивизм.
34.Основные идеи и принципы неопозитивизма как методологии социально-гуманитарного познания.
35.Неопозитивизм в истории методологической мысли.
36.Юридический неопозитивизм.
37.Основные идеи и принципы герменевтики как методологии социально-гуманитарного познания.
38.Постпозитивизм в истории методологической мысли.
39.Основные идеи и принципы структурализма как методологии социально-гуманитарного познания.
40.Основные идеи и принципы постструктурализма как методологии социально-гуманитарного познания.
41.Структурализм и постструктурализм в истории методологической мысли.
42.Юридический постмодернизм.
43.Основные идеи и принципы структурного функционализма как методологии социально-гуманитарного познания.
44.Структурный функционализм в истории методологической мысли.
45.Структурный функционализм в юриспруденции.
46.Основные идеи и принципы культурно-исторического (цивилизационного) подхода как методологии социально-гуманитарного познания.
47.Культурно-исторический (цивилизационный) подход в истории методологической мысли.
48.Культурно-исторический подход в юриспруденции.
49.Основные идеи и принципы эволюционного подхода как методологии социально-гуманитарного познания.
50.Эволюционный подход в истории методологической мысли.
51.Формационный подход в юриспруденции.
52.Основные идеи и принципы синергетики как методологии социально-гуманитарного познания.
53.Синергетика в истории методологической мысли.
54.Юридическая синергетика.
ГЛОССАРИЙ
Аксиология – (греч. axia – ценность, logos – учение) – теория ценностей, философское учение о природе ценностей, их месте в реальности, стрктуре ценностного мира.
Антикумулятивизм - модель историографии науки, рамках которой история науки предстает как череда революционных смен систем знания.
Антиномичностьобъекта познания– понимание объекта познания как сложного, обладающего многоуровневой организацией, внутренне противоречивого, многоаспектного.
Антропный принцип – интерпретация мира как «человекоразмерной» системы, т.е. связи всего происходящего во Вселенной с человеком как разумным существом.
Герменевтический круг - метод исследования юридических текстов, соединяющий индукцию и дедукцию, анализ и синтез, направленный на постоянное разрешение смыслового противоречия между частью и целым, между частным и общим, текстом и контекстом, предпониманием и пониманием.
Гносеология – (греч. gnosis – познание, logos – учение) теория познания, раздел философии, изучающий источники, средства и условия истинности научного познания.
Гносеологический объективизм - идея суверенности разума, объективности и предметности знания, достигаемой за счет исключения всего того, что относится к субъекту и процедурам его познавательной деятельности.
Гносеологический оптимизм - вера в абсолютную познаваемость законов мироздания с целью обретения власти над вещами, природой.
Детерминизм – признание всеобщей объективной закономерности и причинной обусловленности всех явлений природы и общества, отражаемой в законах науки.
Диалогизм– представление о диалоге как универсальном способе организации научного знания.
Дисциплинарный синкретизм– нерасчлененное единство научного знания.
Интернализм - модель историографии науки, в рамках которой развитие науки понимается как саморазвитие – разворачивание внутренней логики познавательных процессов.
Культурно-исторический подход - методология юридических исследований, базирующаяся на идее культурного плюрализма, позиционирующая право как автономный, циклически развивающийся, имеющий свой уникальный дух, организм.
Кумулятивизм – модель историографии науки, в рамках которой история науки предстает как эволюционный процесс накопления и усовершенствования знания.
Методологический монизм – абсолютизация того или иного метода как единственно истинного.
Методологический плюрализм – многообразие исследовательских подходов и методов.
Механистический детерминизм- представление о жесткой причинно следственной связи явлений мира, их подчиненности законам динамического типа, дающим предсказания точно определенного, однозначного характера.
Механицизм– понимание мира как механической системы, редуцирование всех систем к механическим системам.
Натуроцентризм– определение природы как универсальной основы всего сущего, объяснение мира посредством апелляции к природе.
Наука – форма познания мира, сфера общественного сознания, имеющая в своем основании особый тип познания - научный рационализм.
Научная гипотеза - допущение или предположение, истинное значение которого неопределенно и нуждается в доказательстве.
Научная истина - достоверная информация об объекте, представленная в виде отдельного утверждения или системы утверждений.
Научная картина мира –предельно обобщенная модель действительности, в схематической форме представляющая реальные объекты и процессы.
Научная проблема - вопрос или комплекс вопросов, возникающих в процессе научного познания, решение которых представляет теоретическую или практическую значимость.
Научная теория - система принципов, идей, выражающих сущность, глубинные связи изучаемого объекта во всей его целостности и конкретности как единство многообразного.
Научный закон – форма теоретического знания, содержащая представления о существенных, необходимых и повторяющихся связях между явлениями реального мира.
Научный метод – способ научного познания, представляющий собой систему принципов, норм, процедур, организующих научно-исследовательский процесс.
Научный рационализм - основанное на опыте, рефлексирующее, ориентированное на формирование освобожденных от конкретики обобщающих, опирающиеся на доказательства построений, разумно-рассудочное мышление.
Объект научного познания– фрагмент бытия, на который направлена познавательная активность субъекта научного познания.
Онтология – (греч. ontos – сущее, logos – учение) учение о бытии, раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия.
Органицизм - представление о мире как едином организме - большой, саморазвивающейся системе.
Парадигма - совокупность устойчивых и общезначимых норм, теорий, методов научной деятельности, предполагающая единство в толковании теории, в организации эмпирических исследований.
Предмет научного познания (предметное поле научного познания) - конкретный аспект (аспекты) исследуемого объекта, на который направлено внимание исследователя.
Принцип дополнительности – представление о том, что только совокупность взаимоисключающих понятий, объяснительных конструкций дает полное представление об изучаемых явлениях как целостных объектах.
Прогрессизм– вера в возможность преобразования и улучшения окружающей социальной и материальной среды посредством развития человеческого разума.
Рациоцентризм – представление о разумном, основании и рациональном устройстве мира.
Рефлексия – способность мышления сделать своим предметом мышление.
Статистический детерминизм - неклассическое понимание причинности как статистической закономерности и вероятностной зависимости.
Структурный функционализм - методология юридический исследований, рассматривающая право сквозь призму базовых потребностей человека, выдвигающая задачу системного исследования правовых явлений и процессов как структурно-расчлененной целостности, в которой каждый элемент структуры имеет определенное функциональное значение.
Субъект научного познания - личность или социальная группа, осуществляющая научное исследование.
Сциентизм – квалификация научного знания как ведущей формы культуры и главной производительной силы общества.
Формационный подход - методология юридических исследований, базирующаяся на представлении о праве как надстройке над экономическим базисом, эволюционно развивающейся и проходящей первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и социалистическую стадии.
Экстернализм - модель историографии науки, в рамках которой развитие науки понимается как процесс, обусловленный внешними – социальными, культурными, экономическими и т.д. факторами.
Эпистемология – (греч episteme - знание, logos – учение) теория научного познания.
Юридическая аксиология - методология юридических исследований, позиционирующая предмет исследования как ценности, лежащие в основании правовой реальности, выдвигающая задачу реконструкции ценностей, посредством отнесения исследуемого объекта правовой реальности к некоторому априорно существующему идеалу.
Юридическая герменевтика -методология познания права, позиционирующая предмет исследования как правовой текст, выдвигающая задачу его осмысления, посредством объективированной и субъективированной интерпретации и понимании.
Юридический дискурс - система юридического знания, выраженная в языке.
Юридическая синергетика - методология юридических исследований, рассматривающая правовую сферу жизни общества и ее элементы как большие, сложные открытые, неравновесные, нелинейные динамические системы, обладающие обратной связью и существующие лишь в условиях постоянного обмена энергией - информацией с внешней средой.
Юридическая феноменология - методология познания правовых явлений, позиционирующая предмет исследования как являющуюся в сознании сущность этих явлений, выдвигающая задачу ее выявления посредством методологической процедуры эпохе.
Юридический позитивизм -методологияисследования права, опирающаяся на формально-логический анализ юридических текстов на предмет выявления и устранения противоречий в законе.
Юридический постмодернизм -методология юридических исследований, позиционирующие право как некую сумму текстов, выдвигающие задачу выявления базовых структур текстов, понимаемых как «следы» дискурса власти.
Юридический прагматизм - методология юридических исследований, позиционирующая предмет исследования как реально действующее право, выдвигающая задачу реконструкции опыта, с целью формирования «практически непогрешимого» решения той или иной регулируемой правом проблемной ситуации.
Список литературы
Основная
1.Антология мировой правовой мысли: в 5 т. – М., 1997.
2.Кохановский В.П. Основы философии науки: Учебное пособие для аспирантов.- Ростов н/Д., 2007.
3.Нерсесянц В.С. История политических и правовых учений: учеб.- М., 2005.
4.Степин В.С. Теоретическое знание.- М., 2003.
5.Честнов И.Л. Методология и методика юридического исследования. Учебное пособие. СПб., 2004.
6.Яркова Е.Н. История и методология науки. Учеб. пособие.- Тюмень, 2007.
Дополнительная
1.Агацци Э. Моральное измерение науки и техники.- М.. 1998.
2.Актуальные проблемы теории и истории государства и права: Материалы межвузовской научно-теоретической конференции. Санкт-Петербург, 14 декабря 2001г. / Под общ. ред. В.П. Сальникова, Р.А. Ромашова. СПб., 2002.
3.Алексеев Н.Н. Основы философии права. СПб., 1998.
4.Алексеев С.С. Восхождение к праву. Поиски и решения. М., 2001.
5.Алексеев С.С. Право: азбука-теория-философия. Опыт комплексного исследования. М., 1999.
6.Андреева Г.М., Психология социального познания. - М., 2000.
7.Анисимов О.С. Методология: функции, сущность, становление (диалектика и связь времен).- М., 1996.
8.Аршинов В.И. Синергетика как феномен постнеклассической науки. - М., 1999.
9.Атарщикова Е.Н. Герменевтика в праве: история и современность. СПб., 1998.
10.Бакли У. Структурно-функциональный анализ в современной социологии // Беккер Г., Босков А. Современная социологическая теория в ее преемственности и изменении. М., 1961.
11.Барсков А.Г. Научный метод: возможности и иллюзии.- М., 1994.
12.Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. - М., 1994
13.Бахтин М.М. Автор и герой: К философским основам гуманитарных наук. - СПб., 2000.
14.Бахтин М.М. К методологии гуманитарных наук // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1986.
15.Башляр Г. Избранное: научный рационализм. - М., 2000
16.Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. М., 1999.
17.Белов В.А. Ценностное измерение науки.- М., 2001.
18.Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М., 1995.
19.Бержель Ж.-Л. Общая теория права. М., 2000.
20.Берман Г.Дж. Вера и закон: примирение права и религии. М., 1999.
21.Берман Г.Дж. Западная традиция права: эпоха формирования. М., 1998.
22.Бернар Дж. Наука в истории общества.- М., 1956.
23.Бесов Л.Н. История науки и техники с древнейших времен до конца XX века: Учеб. пос.- Харьков, 1996.
24.Библер В.С. От наукоучения – к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век. М., 1991.
25.Бирюков Б.В., Геллер Е.С. Кибернетика в гуманитарных науках. М., 1973.
26.Благо и истина: классические и неклассические регулятивы. М., 1998.
27.Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М., 2000.
28.Больцано Б. Учение о науке: Избранное.- СПб., 2003
29.Бургин М.С. Кузнецов В.И. Введение в современную точную методологию науки.- М., 1994.
30.Варьяс М.Ю. Правопонимание: опыт интегративного подхода. М., 1999.
31.Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.
32.Вебер М. Критические исследования в области наук о культуре// Культурология XX век: Антология. - М., 1995.
33.Венгеров А.Б. Синергетика и политика // Общественные науки и современность. 1993. № 4.
34.Венгеров А.Б. Синергетика, юридическая наука, право // Советское государство и право. 1986. № 10.
35.Вернадский В.И. Живое вещество и биосфера. - М., 1990.
36.Ветютнев Ю.Ю. Синергетика в праве // Государство и право. 2002. № 4.
37.Визгин В.П. Эпистемология Гастона Башляра и история науки.- М., 1996.
38.Виндельбанд В. Избранное. Дух истории. - М., 1995.
39.Гадамер Г.Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. - М., 1988.
40.Гайденко П.П. Научная рациональность и философский разум.- М., 2003.
41.Гайденко П.П. Эволюции понятия науки (XVII-XVIII вв.): Формирование научных программ нового времени.- М., 1987.
42.Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. Становление и развитие первых научных программ.- М., 1980.
43.Гайденко П.П., Смирнов Г.А. Западноевропейская наука в средние века.- М., 1989.
44.Гегель. Система наук. Часть первая. Феноменологии духа.- СПб., 1992.
45.Герлох А. О методах познания права // Правоведение. 1983. № 1.
46.Герменевтика: история и современность (Критические очерки).- М., 1985.
47.Готлиб А.С. Современные проблемы методологии социогуманитарного знания.- Самара, 2001.
48.Графский В.Г. Интегральная (синтезированная) юриспруденция: актуальный и все еще не завершенный проект // Правоведение. 2000. № 3.
49.Графский В.Г. История политических и правовых учений: учеб.- М., 2005.
50.Гревцов Ю.И. Социология права: Статус. Метод. Предмет // Правоведение. 1996. № 1.
51.Грэхэм Л.Р. Естествознание, философия и науки о человеческом поведении в Советском Союзе.- М., 1991.
52.Грязин И.Н. Текст права: Опыт методологического анализа конкурирующих теорий. Таллин, 1983.
53.Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Кн.1. Общее введение в чистую феноменологию.- М., 1999.
54.Гуссерль. Философия как строгая наука. - Новочеркасск, 1994.
55.Давыдов Ю.Н. Макс Вебер и современная теоретическая социология: актуальные проблемы веберовского социологического учения.- М., 1998.
56.Делез Ж. Логика смысла. - М., 1995
57.Демидов А.И. О методологической ситуации в правоведении // Правоведение. 2001. № 4.
58.Денежкин А. «Фактичность и значимость» Ю. Хабермаса: Новые исследования по теории права и демократического правового государства // Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. Московские лекции и интервью. М., 1995.
59.Деррида Ж. Письмо и различие. - СПб., 2000.
60.Джемс У. Воля к вере. - М., 1997.
61.Джентиле Ф. О роли философии права в изучении философии в Италии // Государство и право. 1995. № 1.
62.Дзюн Т. Теория науки. М., 1983.
63.Дильтей В. Введение в науки о духе. Опыт полагания основ для изучения общества и истории.//Собр. Соч. Т.1.- М., 2000.
64.Дьюи Д. Реконструкция в философии. - М., 2001.
65.Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение.- М., 1995.
66.Злобин Н. Культурные смыслы науки.- М., 1997.
67.Ильин В.В. Теория познания. Эпистемология. - М., 1994
68.Ильин В.В. Философия науки.- М., 2003.
69.Ильин И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. - М., 1998.
70.Ильин И.П. Постмодернизм. Словарь терминов. М., 2001.
71.Ильин И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М., 1996.
72.Исторические типы рациональности. Т. 1-2. М., 1995.
73.Историческое в теории права. Тарту, 1989.
74.История и методология социального познания. Конец XIX –XX вв. - М., 2001.
75.История политических и правовых учений: учеб. Для вузов/ под ред. Проф. О.Э. Лейста.- М., 2006.
76.Ищенко Е.И. Современная эпистемология и гуманитарное познание.- Воронеж, 2003.
77.Каган М.С. Системный подход и гуманитарное знание. Избр. статьи.- Л., 1991.
78.Казимирчук В.П. Право и методы его изучения. М., 1965.
79.Канке В.А. Основные философские направления и концепции науки. Итоги ХХ столетия. М., 2000.
80.Капица С.П., Курдюмов С.П., Малинецкий Г.Г. Синергетика и прогнозы будущего. М., 1997.
81.Карбонье Ж. Юридическая социология. М., 1986.
82.Карпович В.Н. Системность теоретического знания. Новосибирск, 1984.
83.Касавин И.Т. Проблемы неклассической теории познания. Миграция. Креативность. Текст.- СПб., 1998.
84.Кассирер Э. Понятие символической формы в структуре наук о духе//Философия культуры. - М., 1998.
85.Кассирер Э. Философия символических форм.- Т. 1-3.- СПБ, 2002
86.Кедров Б.М. Классификация наук. Кн. 1-3. М., 1961-1985.
87.Кедров Б.М. О великих переворотах в науке.- М., 1986.
88.Кедров Б.М. Проблемы логики и методологии науки: Избранные труды.- М., 1990.
89.Келле В.Ж. Наука как компонент социальной системы.- М., 1998.
90.Керимов Д.А. Методологические функции философии права // Государство и право. 1995. № 9.
91.Керимов Д.А. Методология права (предмет, функции, проблемы философии права). М., 2000.
92.Керимов Д.А. Основы философии права. М., 1992.
93.Керимов Д.А. Философские основания политико-правовых исследований. М., 1986.
94.Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу.- М., 1972
95.Кириллин В.А. Страницы истории науки и техники.- М., 1994.
96.Кирсанов В.С. Научная революция XVII века.- М., 1987
97.Кнапп В. О возможности использования кибернетических методов в праве. М., 1965.
98.Кнапп В., Герлох А. Логика в правовом познании. М., 1987.
99.Князева Е.Н. Одиссея научного разума. Синергетическое видение научного прогресса. - М., 19958.
100.Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем. М., 1994.
101.Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Основания синергетики. Режимы с обострением, самоорганизация, темпомиры. СПб., 2002.
102.Козлихин И.Ю. История политических и правовых учений: от софистов до Гегеля: учеб.- СПб., 2005
103.Козлов В.А. Проблемы предмета и методологии общей теории права. Л., 1989.
104.Козлов В.А., Суслов Ю.А. Конкретно-социологические исследования в области права. Л., 1981.
105.Козловски П. Культура постмодерна: Общественно-культурные последствия техн. развития. - М., 1997.
106.Койре А. Очерки истории философской мысли (о влиянии философских концепций на развитие научных теорий).- М., 2003.
107.Конт О. Дух позитивной философии / Западноевропейская социология 19 века: Тексты / Под. ред. В.И. Добренькова. - М., 1996.
108.Копнин П.В Гносеологические и логические основы науки.- М., 1974.
109.Косарева Л.М. Социокультурный генезис науки Нового времени. Философский аспект проблемы.- М., 1989.
110.Кохановский В.П., Пржиленский В.И., Сергодеева Е.А. Философия науки. Учебное пособие.- М., 2005.
111.Кравец А.С. Методология науки.- Воронеж, 1991.
112.Кугель С.А. Введение в социологию науки.- СПб., 1992.
113.Кудрявцев В.Н., Казимирчук В.П. Современная социология права. М., 1995.
114.Кузнецов В.Г. Герменевтика и гуманитарное познание. - М., 1991.
115.Кузнецова Н.И. Наука в ее истории.- М., 1982.
116.Кун Т. Структура научных революций. - М., 1977.
117.Курдюмов С.П. Законы эволюции и самоорганизации в сложных системах. - М., 1990.
118.Лакан Ж. Семинары.- М., 2002.
119.Лакатос И. Методология исследовательских программ.- М.,2003.
120.Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ.- М., 1995.
121.Лапаева В.В. Конкретно-социологические исследования в праве. М., 1987.
122.Ларин Ю.В. Онто-логика культуры.- Тюмень, 2004.
123.Леви Э. Введение в правовое мышление. М., 1995.
124.Леви-Стросс К. Структурная антропология. - М., 1983
125.Лейст О.Э. Актуальные проблемы общей теории права // Научные труды РАЮН. Т. 1. М., 2001.
126.Лекторский В.А. Субъект и объект познания.- М., 1980.
127.Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. - М., 2001.
128.Лешкевич Т.Г. Философия науки: Мир эпистемологов. - Ростов н/Д.- 1999.
129.Лешкевич Т.Г. Философия науки: традиции и новации: Учебное пособие для вузов.- М., 2001.
130.Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. - СПб., 1998.
131.Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек – текст – семиосфера – история. - М., 1996.
132.Лукич Р. Методология права. М., 1981.
133.Луковская Д.И. Политические и правовые учения: историко-теоретический аспект. Л., 1985.
134.Луман Н. Социальные системы: Очерк общей теории // Западная теоретическая социология 80-х годов. Реферативный сборник. М., 1989.
135.Луман Н. Теория общества // Теория общества: Сборник. М., 1999.
136.Майданов А.С. Искусство открытия: методология и логика научного творчества.- М., 1993.
137.Максимов С.И. Правовая реальность: опыт философского осмысления. Харьков, 2002.
138.Малинова И.П. Философия права (от метафизики к герменевтике). Екатеринбург, 1995.
139.Малиновский Б. Функциональный анализ //Антология исследований культуры Т.1. Интерпретация культуры.- СПб, 1999.
140.Малько А.В., Михайлов А.Е., Неважжай И.Д. Правовая жизнь: философские и общетеоретические проблемы // Новая правовая мысль. Научно-аналитический журнал. 2002. № 1.
141.Мальцев Г.В. Понимание права. Подходы и проблемы. М., 1999.
142.Мамардашвили М.К. Классический и неклассический идеалы рациональности. Тбилиси, 1984.
143.Мамут Л.С. Анализ правогенеза и правопонимания // Историческое в теории права. Тарту, 1989.
144.Мамчур Е.А., Овчинников Н.Ф., Огурцов А.П. Отечественная философия науки: предварительные итоги.- М., 1997.
145.Манхейм К. Очерки социологии знания.- М., 2000.
146.Маркова Л.А. Наука и религия: проблемы границ.- СПб., 2001.
147.Маркс К. К критике политической экономии// Маркс К. Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 13.
148.Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы.- М., 1999.
149.Мах Э. Познание и заблуждение. - М., 1905.
150.Между физикой и метафизикой: наука и философия. СПб., 1998.
151.Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. - СПб., 1999.
152.Мертон Р. Явные и латентные функции//Американская социологическая мысль: тексты.- М., 1994.
153.Методологические проблемы правоведения. М., 1994.
154.Методология науки: Проблемы и история. М., 2003.
155.Микешина Л.А. Методология научного познания в контексте культуры.- М., 1992.
156.Микешина Л.А. Философия познания. Полемические главы.- М., 2002.
157.Милль Дж. Ст. Огюст Конт и позитивизм. - СПб., 1906.
158.Михайлов А.Е. Философские аспекты правовой жизни // Правовая политика и правовая жизнь. 2001. № 1.
159.Моисеев Н.Н. Современный рационализм. - М., 1995.
160.Мотрошилова Н.В. Принципы и противоречия феноменологической философии. - М., 1968.
161.Нарский И.С. Очерки по истории позитивизма.- М., 1960.
162.Нерсесянц В.С. Философия права. М., 1997.
163.Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология. М., 1998.
164.Новгородцев П. И. Кризис современного правосознания. Введение в философию права. М., 1996.
165.Новгородцев П.И. Сочинения. М., 1995.
166.Овчинникова З.Л. Философские проблемы государства и права. М., 1989.
167.Огурцов А.П. Дисциплинарная структура науки: Ее генезис и обоснование. - М., 1988.
168.Огурцов А.П. От натурфилософии к теории науки. - М., 1995.
169.Панов М.И., Тяпкин А.А. Анри Пуанкаре и наука начала XX века.- М.. 1990.
170.Парсонс Т. Система современных обществ.- М., 1998.
171.Пивоваров Ю.С. Право ХХ века: идеи и ценности. Сб. обзоров и рефератов. М.: ИНИОН РАН, 2001.
172.Пирс Ч.С. Избранные философские произведения. - М., 2000.
173.Подгурецкий А. Очерк социологии права. М., 1974.
174.Поздняков Э.А. Философия государства и права. М., 1995.
175.Полани М. Личностное знание. - М., 1985
176.Поликарпов В.С. История науки и техники: Уч. пос. для студ. вузов.- Ростов-на-Дону, 1998.
177.Поляков А.В. Общая теория права: Проблемы интерпретации в контексте коммуникативного подхода. СПб., 2004.
178.Поляков А.В. Общая теория права: феноменолого-коммуникативный подход. Курс лекций. СПб., 2003.
179.Поппер К. Логика и рост научного знания. - М., 1983.
180.Поппер К. Логика социальных наук//Вопросы философии .- 1992.-№10.
181.Порус В.Н., Никифоров А.Л. В поисках теории развития науки.- М., 1982.
182.Прагматический натурализм в американской философии. Составитель и автор введения проф. Пол Куртц.- М., 2003.
183.Пригожин И., Стенгерс И. Время, хаос, квант. - М., 1994.
184.Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой. - М., 1986.
185.Проблемы ценностного подхода в праве: традиции и обновление. М., 1996.
186.Пуанкаре А. О науке. - М., 1990.
187.Рабинович В.Л. Алхимия как феномен средневековой культуры.- М., 1979.
188.Разеев Д.Н. Предмет философии науки в свете феноменологии // Философия о предмете и субъекте научного познания. СПб., 2002.
189.Разум и экзистенция: анализ научных и вненаучных форм мышления.//Сб. ст. под ред. И.Т. Касавина, В.Н. Поруса и др. - СПб, 1999.
190.Райнах А. Собр. соч. М., 2001.
191.Рикер П. Герменевтика. Этика. Политика. – М., 1995.
192.Рикер П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. - М., 1995.
193.Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. - М., 1998.
194.Рузавин Г.И. Методология научного исследования.- М., 1999.
195.Самигуллин В.К. Право и неправо // Государство и право. 2002. № 3.
196.Самощенко И.С. Методологическая роль системного подхода к изучению структуры законодательства // Вопросы философии. 1979. № 2.
197.Самощенко И.С., Сырых В.М. О методах познания государственно-правовых явлений // Советское государство и право. 1975. № 9.
198.Сапун В.А. О проблемах современного правопонимания // Ученые записки юридического факультета СПбГУП. Вып. 4. СПб., 1999.
199.Сартр Ж. П. Проблемы метода. - М., 1994.
200.Сачков Ю.В. Научный метод: вопросы и развитие.- М., 2003.
201.Синергетическая парадигма: Когнитивно-коммуникативные стратегии современного научного познания. М., 2004.
202.Синха С.П. Юриспруденция. Философия права. Краткий курс. М., 1996.
203.Синюков В.Н. Россия в XXI веке: пути правового развития // Ежегодник российского права. М., 2001.
204.Современная теория познания. - М., 1992.
205.Современная философия науки.- М., 1994.
206.Современные типы правопонимания: феноменология, герменевтика, антропология и синергетика права. СПб., 2002
207.Сорокин В.Д. Метод правового регулирования. М., 1976.
208.Сорокин П.А. Система социологии: В 2-х т. М., 1993.
209.Соссюр Ф. Труды по языкознанию. - М., 1977.
210.Спенсер Г. Синтетическая философия.- Киев, 1997.
211.Спиридоновские чтения: Актуальные проблемы теории права. Вып. 4. Критерии научности юриспруденции. СПб., 2004.
212.Степин В.С. Философская антропология и философия науки.- М., 1992.
213.Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники.- М., 1996.
214.Степин В.С., Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации.- М., 1996.
215.Структура и развитие науки (Из Бостонских исследований по философии науки).- М., 1978.
216.Суслов В.А. Герменевтика права // Правоведение. 2001. № 5.
217.Сырых В.М. Логические основания общей теории права. Т. 1. Элементный состав. М., 2000.
218.Тарасов Н.Н. Метод и методологический подход в правоведении (попытка проблемного анализа) // Правоведение. 2001. № 1.
219.Тарасов Н.Н. Методологические проблемы юридической науки. Екатеринбург, 2001.
220.Тарнас Р. История западного мышления.- М., 1995
221.Тейяр де Шарден П. Феномен человека. - М., 1987.
222.Теория и методы в социальных науках. Учебник для студентов гуманитарных факультетов первого года обучения / Под ред. С.У. Ларсена. М., 2004.
223.Тилле А.А., Швеков Г.В. Сравнительный метод в юридической дисциплине. М., 1978.
224.Тойнби А. Дж. Цивилизация перед судом истории. - СПб., 1995
225.Томсон М. Философия науки.- М., 2003.
226.Традиции и революции в истории науки.- М., 1991.
227.Тулмин Ст. Человеческое понимание. - М., 1984
228.У истоков классической науки. Сб. ст. - М., 1968.
229.Ушаков А.А. Право, язык, кибернетика // Правоведение. 1991. № 2.
230.Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. Пер. с англ. и нем. - М., 1986.
231.Философии науки / под ред. С.А. Лебедева.- М., 2004.
232.Философия и методология науки. Ч. 1, 2.//Под ред. акад. В.И. Купцова. - М., 1994;
233.Философско-религиозные истоки науки.- М., 1997.
234.Фолмер Г. Эволюционная теория познания. - М., 1998.
235.Франк Ф. Философия науки.- М., 1960.
236.Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции.- М., 1989
237.Фуко М. Археология знания. - Киев, 1996
238.Фуко М. Слова и вещи: Археология гуманитарных наук. - СПб., 1994.
239.Хëффе О. Политика. Право. Справедливость. Основоположения критической философии права и государства. М., 1994.
240.Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. М., 1995.
241.Хайдеггер М. Бытие и время. - М., 1997.
242.Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. - М., 1993.
243.Хакен Г. Синергетика. - М. 1980.
244.Хинтикка Я. Логико-эпистемологические исследования. М., 1986.
245.Холтон Дж. Тематический анализ науки. - М., 1981
246.Хюбнер К. Критика научного разума. М., 1994.
247.Честнов И.Л. Онтология государства и права в историко-культурном измерении // Труды Санкт-Петербургского юридического института Генеральной прокуратуры Российской Федерации. № 2. СПб., 2000.
248.Честнов И.Л. Право как диалог: к формированию новой онтологии правовой реальности. СПб., 2000.
249.Честнов И.Л. Правопонимание в эпоху постмодерна. СПб., 2002.
250.Чистое учение о праве Ганса Кельзена. Вып. 1-2. М., 1987.
251.Чичнева Е.А. Философия права в эпоху постмодерна, или новое правовое мышление // Историко-философский ежегодник '99. М., 2001.
252.Чурсин В.Д. Цикличность в праве. Методологический анализ. Ставрополь, 1998.
253.Швырев В.С. Неопозитивизм и проблемы эмпирического обоснования науки. М., 1966.
254.Швырев В.С. Теоретическое и эмпирическое в научном познании.- М., 1978.
255.Шпенглер О. Закат Европы. Очерки мировой истории. Т.1. Гештальт и действительность. - М., 1993; Т.2. Всемирно-исторические перспективы. - М., 1998.
256.Шпет Г.Г. Явление и смысл. Феноменология как основная наука и ее проблемы. - Томск, 1996
257.Шредингер Э. Наука и гуманизм.- М., 2001.
258.Щюц А. Формирование понятия и теории в общественных науках//Американская социологическая мысль: Тексты. - М., 1994.
259.Юнг К.Г. Об архетипах коллективного бессознательного.- М., 1997.
260.Юридическая социология. М., 2000.
261.Юридические понятия и язык права в современных зарубежных исследованиях. Научно-аналитический обзор. М., 1986.
262.Явич Л.С. Сущность права. Л., 1985.
263.Яковлева Е.Ю. Научное и вненаучное знание.- СПб., 2000.
264.Яновская С.А. Методологические проблемы науки.- М., 1972
265.Ячменев Ю.В. Некоторые методологические аспекты правоведения на рубеже веков // Актуальные проблемы теории и истории государства и права: Материалы межвузовской научно-теоретической конференции. Санкт-Петербург, 14 декабря 2001 г. СПб., 2002.
266.Ященко А.С. Философия права Владимира Соловьева. Теория федерализма. Опыт синтетической теории права и государства. СПб., 1999.