Ключи к тестам для самоконтроля


К главе I:

1. в).

2. г).

3. а).

4. в).

К главе II:

1. б).

2. б).

3.а), б), в).

4.в).

К главе III:

1.а), б), г).

2.б).

3.б).

4.а), г).

К главе IV:

1.г).

2.в).

3. а).

4. б).

5.в).

К главе V:

1. а).

2.б).

3. а).

К главе VI:

1.в).

2.а).

3.а).

К главе VII:

1.в).

2. а).

3. в).

К главе VIII:

1.г).

2.а).

3.г).

К главе IX:

1.б).

2.г).

3.б).

К главе X:

1.г).

2. а).

3.б).

К главе XI:

1.б).

2.а).

3. б).

К главе XII:

1.а).

2.г).

3.а).

К главе XIII:

1.а).

2. в), г).

3.в).

К главе XIV:

1.б).

2. г).

3. а).

К главе XV:

1.в).

2. а).

3.а).



Вопросы к зачету:

1.Наука как форма познания мира.

2.Наука как сфера культуры.

3.Наука как социальный институт.

4.Юридическая наука и иные формы познания права.

5.Ростки юридической науки в культуре Древневосточных цивилиза­ций.

6.Юридическая мысль Древней Греции.

7.Наука о праве в Древнем Риме.

8.Юридический рационализм Средневековья.

9.Юридическая рациональность в культуре Возрождения.

10.Классический этап развития юридической науки.

11.Неклассический этап развития юридической науки.

12.Постнеклассический этап развития юридической науки.

13.Основные элементы научного познания.

14.Основные этапы научного познания.

15.Методология научного познания: философские, общелогические, об­щенаучные методы исследования.

16.Основные идеи и принципы герменевтики как методологии соци­ально-гуманитарного познания.

17.Герменевтика в истории методологической мысли.

18.Юридическая герменевтика.

19.Основные идеи и принципы натурализма как методологии соци­ально-гуманитарного познания.

20.Исторические сложившиеся формы натурализма.

21.Юридический натурализм.

22.Основные идеи и принципы аксиологии как методологии соци­ально-гуманитарного познания.

23.Аксиология в истории методологической мысли.

24.Юридическая аксиология.

25.Основные идеи и принципы прагматизма как методологии соци­ально-гуманитарного познания.

26.Прагматизм в истории методологической мысли.

27.Юридический прагматизм.

28.Основные идеи и принципы феноменологии как методологии соци­ально-гуманитарного познания.

29.Феноменология в истории методологической мыслию.

30.Юридическая феноменология.

31.Основные идеи и принципы позитивизма как методологии соци­ально-гуманитарного познания.

32.Позитивизм в истории методологической мысли.

33.Юридический позитивизм.

34.Основные идеи и принципы неопозитивизма как методологии соци­ально-гуманитарного познания.

35.Неопозитивизм в истории методологической мысли.

36.Юридический неопозитивизм.

37.Основные идеи и принципы герменевтики как методологии соци­ально-гуманитарного познания.

38.Постпозитивизм в истории методологической мысли.

39.Основные идеи и принципы структурализма как методологии соци­ально-гуманитарного познания.

40.Основные идеи и принципы постструктурализма как методологии со­циально-гуманитарного познания.

41.Структурализм и постструктурализм в истории методологической мысли.

42.Юридический постмодернизм.

43.Основные идеи и принципы структурного функционализма как мето­дологии социально-гуманитарного познания.

44.Структурный функционализм в истории методологической мысли.

45.Структурный функционализм в юриспруденции.

46.Основные идеи и принципы культурно-исторического (цивилизаци­онного) подхода как методологии социально-гуманитарного познания.

47.Культурно-исторический (цивилизационный) подход в истории мето­дологической мысли.

48.Культурно-исторический подход в юриспруденции.

49.Основные идеи и принципы эволюционного подхода как методоло­гии социально-гуманитарного познания.

50.Эволюционный подход в истории методологической мысли.

51.Формационный подход в юриспруденции.

52.Основные идеи и принципы синергетики как методологии соци­ально-гуманитарного познания.

53.Синергетика в истории методологической мысли.

54.Юридическая синергетика.

ГЛОССАРИЙ

Аксиология – (греч. axia – ценность, logos – учение) – теория ценностей, философское учение о природе ценностей, их месте в реальности, стрктуре ценностного мира.

Антикумулятивизм - модель историографии науки, рамках которой ис­тория науки предстает как череда революционных смен систем знания.

Антиномичностьобъекта познания– понимание объекта познания как сложного, обладающего многоуровневой организацией, внутренне про­тиворе­чивого, многоаспектного.

Антропный принцип – интерпретация мира как «человекоразмерной» системы, т.е. связи всего происходящего во Вселенной с человеком как ра­зум­ным существом.

Герменевтический круг - метод исследования юридических текстов, со­единяющий индукцию и дедукцию, анализ и синтез, направленный на по­сто­янное разрешение смыслового противоречия между частью и целым, ме­жду ча­стным и общим, текстом и контекстом, предпониманием и понима­нием.

Гносеология – (греч. gnosis – познание, logos – учение) теория познания, раздел философии, изучающий источники, средства и условия истинности на­учного познания.

Гносеологический объективизм - идея суверенности разума, объек­тив­ности и предметности знания, достигаемой за счет исключения всего того, что относится к субъекту и процедурам его познавательной деятельности.

Гносеологический оптимизм - вера в абсолютную познаваемость за­ко­нов миро­здания с целью обретения власти над вещами, природой.

Детерминизм – признание всеобщей объективной закономерности и причинной обусловленности всех явлений природы и общества, отражаемой в законах науки.

Диалогизм– представление о диалоге как универсальном способе ор­га­низации научного знания.

Дисциплинарный синкретизм– нерасчлененное единство научного зна­ния.

Интернализм - модель историографии науки, в рамках которой разви­тие науки понимается как саморазвитие – разворачивание внут­ренней логики по­знавательных процессов.

Культурно-исторический подход - методология юридических исследо­ваний, базирующаяся на идее культурного плюрализма, позиционирующая право как автономный, циклически развивающийся, имеющий свой уникаль­ный дух, организм.

Кумулятивизм – модель историографии науки, в рамках которой ис­то­рия науки предстает как эволюци­онный процесс накопления и усовершен­ство­вания знания.

Методологический монизм – абсолютизация того или иного метода как единственно истинного.

Методологический плюрализм – многообразие исследовательских подходов и методов.

Механистический детерминизм- представление о жесткой причинно следственной связи явлений мира, их подчиненности законам динамического типа, дающим предсказания точно определенного, однозначного характера.

Механицизм– понимание мира как механической системы, редуциро­ва­ние всех систем к механическим системам.

Натуроцентризм– определение природы как универсальной основы всего сущего, объяснение мира посредством апелляции к природе.

Наука – форма познания мира, сфера общественного сознания, имею­щая в своем основании особый тип познания - научный рационализм.

Научная гипотеза - допущение или предположение, истинное значе­ние которого неопределенно и нуждается в доказательстве.

Научная истина - достоверная информация об объекте, представлен­ная в виде отдельного утверждения или системы утверждений.

Научная картина мира –предельно обобщенная модель действитель­но­сти, в схематической форме представляющая реальные объекты и про­цессы.

Научная проблема - вопрос или комплекс вопросов, возникающих в процессе научного познания, решение которых представляет теоретическую или практическую значимость.

Научная теория - система принципов, идей, выражающих сущность, глубинные связи изучаемого объекта во всей его целостности и конкретности как единство многообразного.

Научный закон – форма теоретического знания, содержащая пред­став­ления о существенных, необходимых и повторяющихся связях между яв­ле­ниями реального мира.

Научный метод – способ научного познания, представляющий собой систему принципов, норм, процедур, организующих научно-исследователь­ский процесс.

Научный рационализм - основанное на опыте, рефлексирующее, ори­ен­тированное на формирование освобожденных от конкретики обобщающих, опирающиеся на доказательства построений, ра­зумно-рассудочное мышле­ние.

Объект научного познания– фрагмент бытия, на который направлена познавательная активность субъекта научного познания.

Онтология – (греч. ontos – сущее, logos – учение) учение о бытии, раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия.

Органицизм - представление о мире как едином организме - большой, саморазвивающейся системе.

Парадигма - совокупность устойчивых и общезначимых норм, теорий, методов научной деятельности, предполагающая единство в толковании тео­рии, в организации эмпирических исследований.

Предмет научного познания (предметное поле научного познания) - конкретный аспект (аспекты) исследуемого объекта, на который направ­лено внимание исследователя.

Принцип дополнительности – представление о том, что только сово­купность взаимоисключающих понятий, объяснительных конструкций дает полное представление об изучаемых явлениях как целостных объектах.

Про­грессизм– вера в возможность преобразования и улучшения ок­ру­жающей со­циальной и материальной среды посредством развития челове­че­ского разума.

Рациоцентризм – представление о разумном, основании и рациональ­ном устройстве мира.

Рефлексия – способность мышления сделать своим предметом мыш­ле­ние.

Статистический детерминизм - неклассическое понимание причин­но­сти как статистической закономерности и вероятностной зависимости.

Структурный функционализм - методология юридический исследо­ва­ний, рассматривающая право сквозь призму базовых потребностей чело­века, выдвигающая задачу системного исследования правовых явлений и процессов как структурно-расчлененной целостности, в которой каждый элемент струк­туры имеет определенное функциональное значение.

Субъект научного познания - личность или социальная группа, осу­ще­ствляющая научное исследование.

Сциентизм – квали­фикация научного знания как ведущей формы куль­туры и главной производи­тельной силы общества.

Формационный подход - методология юридических исследований, ба­зирующаяся на представлении о праве как надстройке над экономическим ба­зисом, эволюционно развивающейся и проходящей первобытно-общин­ную, ра­бовладельческую, феодальную, капиталистическую и социалистиче­скую ста­дии.

Экстернализм - модель историографии науки, в рамках которой разви­тие науки понимается как процесс, обусловленный внешними – социаль­ными, культурными, экономическими и т.д. факторами.

Эпистемология – (греч episteme - знание, logos – учение) теория науч­ного познания.

Юридическая аксиология - методология юридических исследований, позиционирующая предмет исследования как ценности, лежащие в основа­нии правовой реальности, выдвигающая задачу реконструкции ценностей, посред­ством отнесения исследуемого объекта правовой реальности к некото­рому ап­риорно существующему идеалу.

Юридическая герменевтика -методология познания права, позицио­ни­рующая предмет исследования как правовой текст, выдвигающая задачу его осмысления, посредством объективированной и субъективированной ин­терпре­тации и понимании.

Юридический дискурс - система юридического знания, выраженная в языке.

Юридическая синергетика - методология юридических исследова­ний, рассматривающая правовую сферу жизни общества и ее элементы как большие, сложные открытые, неравновесные, нелинейные динамические системы, обла­дающие обратной связью и существующие лишь в условиях постоянного об­мена энергией - информацией с внешней средой.

Юридическая феноменология - методология познания правовых яв­ле­ний, позиционирующая предмет исследования как являющуюся в сознании сущность этих явлений, выдвигающая задачу ее выявления посредством ме­то­дологической процедуры эпохе.

Юридический позитивизм -методологияисследования права, опи­раю­щаяся на формально-логический анализ юридических текстов на предмет вы­явления и устранения противоречий в законе.

Юридический постмодернизм -методология юридических исследова­ний, позиционирующие право как некую сумму текстов, выдвигающие задачу вы­явления базовых структур текстов, понимаемых как «следы» дискурса вла­сти.

Юридический прагматизм - методология юридических исследований, позиционирующая предмет исследования как реально действующее право, вы­двигающая задачу реконструкции опыта, с целью формирования «практи­чески непогрешимого» решения той или иной регулируемой правом про­блемной си­туации.

Список литературы

Основная

1.Антология мировой правовой мысли: в 5 т. – М., 1997.

2.Кохановский В.П. Основы философии науки: Учебное пособие для аспи­рантов.- Ростов н/Д., 2007.

3.Нерсесянц В.С. История политических и правовых учений: учеб.- М., 2005.

4.Степин В.С. Теоретическое знание.- М., 2003.

5.Честнов И.Л. Методология и методика юридического исследования. Учебное пособие. СПб., 2004.

6.Яркова Е.Н. История и методология науки. Учеб. пособие.- Тюмень, 2007.

Дополнительная

1.Агацци Э. Моральное измерение науки и техники.- М.. 1998.

2.Актуальные проблемы теории и истории государства и права: Мате­риалы межвузовской научно-теоретической конференции. Санкт-Петербург, 14 декабря 2001г. / Под общ. ред. В.П. Сальникова, Р.А. Ромашова. СПб., 2002.

3.Алексеев Н.Н. Основы философии права. СПб., 1998.

4.Алексеев С.С. Восхождение к праву. Поиски и решения. М., 2001.

5.Алексеев С.С. Право: азбука-теория-философия. Опыт комплексного исследования. М., 1999.

6.Андреева Г.М., Психология социального познания. - М., 2000.

7.Анисимов О.С. Методология: функции, сущность, становление (диа­лектика и связь времен).- М., 1996.

8.Аршинов В.И. Синергетика как феномен постнеклассической науки. - М., 1999.

9.Атарщикова Е.Н. Герменевтика в праве: история и современность. СПб., 1998.

10.Бакли У. Структурно-функциональный анализ в современной социоло­гии // Беккер Г., Босков А. Современная социологическая теория в ее преемственности и изменении. М., 1961.

11.Барсков А.Г. Научный метод: возможности и иллюзии.- М., 1994.

12.Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. - М., 1994

13.Бахтин М.М. Автор и герой: К философским основам гуманитарных наук. - СПб., 2000.

14.Бахтин М.М. К методологии гуманитарных наук // Бахтин М.М. Эсте­тика словесного творчества. М., 1986.

15.Башляр Г. Избранное: научный рационализм. - М., 2000

16.Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. М., 1999.

17.Белов В.А. Ценностное измерение науки.- М., 2001.

18.Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трак­тат по социологии знания. М., 1995.

19.Бержель Ж.-Л. Общая теория права. М., 2000.

20.Берман Г.Дж. Вера и закон: примирение права и религии. М., 1999.

21.Берман Г.Дж. Западная традиция права: эпоха формирования. М., 1998.

22.Бернар Дж. Наука в истории общества.- М., 1956.

23.Бесов Л.Н. История науки и техники с древнейших времен до конца XX века: Учеб. пос.- Харьков, 1996.

24.Библер В.С. От наукоучения – к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век. М., 1991.

25.Бирюков Б.В., Геллер Е.С. Кибернетика в гуманитарных науках. М., 1973.

26.Благо и истина: классические и неклассические регулятивы. М., 1998.

27.Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М., 2000.

28.Больцано Б. Учение о науке: Избранное.- СПб., 2003

29.Бургин М.С. Кузнецов В.И. Введение в современную точную методо­логию науки.- М., 1994.

30.Варьяс М.Ю. Правопонимание: опыт интегративного подхода. М., 1999.

31.Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

32.Вебер М. Критические исследования в области наук о культуре// Куль­турология XX век: Антология. - М., 1995.

33.Венгеров А.Б. Синергетика и политика // Общественные науки и со­временность. 1993. № 4.

34.Венгеров А.Б. Синергетика, юридическая наука, право // Советское го­сударство и право. 1986. № 10.

35.Вернадский В.И. Живое вещество и биосфера. - М., 1990.

36.Ветютнев Ю.Ю. Синергетика в праве // Государство и право. 2002. № 4.

37.Визгин В.П. Эпистемология Гастона Башляра и история науки.- М., 1996.

38.Виндельбанд В. Избранное. Дух истории. - М., 1995.

39.Гадамер Г.Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. - М., 1988.

40.Гайденко П.П. Научная рациональность и философский разум.- М., 2003.

41.Гайденко П.П. Эволюции понятия науки (XVII-XVIII вв.): Формирова­ние научных программ нового времени.- М., 1987.

42.Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. Становление и развитие пер­вых научных программ.- М., 1980.

43.Гайденко П.П., Смирнов Г.А. Западноевропейская наука в средние века.- М., 1989.

44.Гегель. Система наук. Часть первая. Феноменологии духа.- СПб., 1992.

45.Герлох А. О методах познания права // Правоведение. 1983. № 1.

46.Герменевтика: история и современность (Критические очерки).- М., 1985.

47.Готлиб А.С. Современные проблемы методологии социогуманитар­ного знания.- Самара, 2001.

48.Графский В.Г. Интегральная (синтезированная) юриспруденция: акту­альный и все еще не завершенный проект // Правоведение. 2000. № 3.

49.Графский В.Г. История политических и правовых учений: учеб.- М., 2005.

50.Гревцов Ю.И. Социология права: Статус. Метод. Предмет // Правове­дение. 1996. № 1.

51.Грэхэм Л.Р. Естествознание, философия и науки о человеческом пове­дении в Советском Союзе.- М., 1991.

52.Грязин И.Н. Текст права: Опыт методологического анализа конкури­рующих теорий. Таллин, 1983.

53.Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической фи­лософии. Кн.1. Общее введение в чистую феноменологию.- М., 1999.

54.Гуссерль. Философия как строгая наука. - Новочеркасск, 1994.

55.Давыдов Ю.Н. Макс Вебер и современная теоретическая социология: актуальные проблемы веберовского социологического учения.- М., 1998.

56.Делез Ж. Логика смысла. - М., 1995

57.Демидов А.И. О методологической ситуации в правоведении // Право­ведение. 2001. № 4.

58.Денежкин А. «Фактичность и значимость» Ю. Хабермаса: Новые ис­следования по теории права и демократического правового государства // Ха­бермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. Московские лекции и интер­вью. М., 1995.

59.Деррида Ж. Письмо и различие. - СПб., 2000.

60.Джемс У. Воля к вере. - М., 1997.

61.Джентиле Ф. О роли философии права в изучении философии в Ита­лии // Государство и право. 1995. № 1.

62.Дзюн Т. Теория науки. М., 1983.

63.Дильтей В. Введение в науки о духе. Опыт полагания основ для изуче­ния общества и истории.//Собр. Соч. Т.1.- М., 2000.

64.Дьюи Д. Реконструкция в философии. - М., 2001.

65.Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение.- М., 1995.

66.Злобин Н. Культурные смыслы науки.- М., 1997.

67.Ильин В.В. Теория познания. Эпистемология. - М., 1994

68.Ильин В.В. Философия науки.- М., 2003.

69.Ильин И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. - М., 1998.

70.Ильин И.П. Постмодернизм. Словарь терминов. М., 2001.

71.Ильин И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М., 1996.

72.Исторические типы рациональности. Т. 1-2. М., 1995.

73.Историческое в теории права. Тарту, 1989.

74.История и методология социального познания. Конец XIX –XX вв. - М., 2001.

75.История политических и правовых учений: учеб. Для вузов/ под ред. Проф. О.Э. Лейста.- М., 2006.

76.Ищенко Е.И. Современная эпистемология и гуманитарное познание.- Воронеж, 2003.

77.Каган М.С. Системный подход и гуманитарное знание. Избр. статьи.- Л., 1991.

78.Казимирчук В.П. Право и методы его изучения. М., 1965.

79.Канке В.А. Основные философские направления и концепции науки. Итоги ХХ столетия. М., 2000.

80.Капица С.П., Курдюмов С.П., Малинецкий Г.Г. Синергетика и про­гнозы будущего. М., 1997.

81.Карбонье Ж. Юридическая социология. М., 1986.

82.Карпович В.Н. Системность теоретического знания. Новосибирск, 1984.

83.Касавин И.Т. Проблемы неклассической теории познания. Миграция. Креативность. Текст.- СПб., 1998.

84.Кассирер Э. Понятие символической формы в структуре наук о духе//Философия культуры. - М., 1998.

85.Кассирер Э. Философия символических форм.- Т. 1-3.- СПБ, 2002

86.Кедров Б.М. Классификация наук. Кн. 1-3. М., 1961-1985.

87.Кедров Б.М. О великих переворотах в науке.- М., 1986.

88.Кедров Б.М. Проблемы логики и методологии науки: Избранные труды.- М., 1990.

89.Келле В.Ж. Наука как компонент социальной системы.- М., 1998.

90.Керимов Д.А. Методологические функции философии права // Госу­дарство и право. 1995. № 9.

91.Керимов Д.А. Методология права (предмет, функции, проблемы фило­софии права). М., 2000.

92.Керимов Д.А. Основы философии права. М., 1992.

93.Керимов Д.А. Философские основания политико-правовых исследова­ний. М., 1986.

94.Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу.- М., 1972

95.Кириллин В.А. Страницы истории науки и техники.- М., 1994.

96.Кирсанов В.С. Научная революция XVII века.- М., 1987

97.Кнапп В. О возможности использования кибернетических методов в праве. М., 1965.

98.Кнапп В., Герлох А. Логика в правовом познании. М., 1987.

99.Князева Е.Н. Одиссея научного разума. Синергетическое видение на­учного прогресса. - М., 19958.

100.Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем. М., 1994.

101.Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Основания синергетики. Режимы с обо­стрением, самоорганизация, темпомиры. СПб., 2002.

102.Козлихин И.Ю. История политических и правовых учений: от софис­тов до Гегеля: учеб.- СПб., 2005

103.Козлов В.А. Проблемы предмета и методологии общей теории права. Л., 1989.

104.Козлов В.А., Суслов Ю.А. Конкретно-социологические исследования в области права. Л., 1981.

105.Козловски П. Культура постмодерна: Общественно-культурные по­следствия техн. развития. - М., 1997.

106.Койре А. Очерки истории философской мысли (о влиянии философ­ских концепций на развитие научных теорий).- М., 2003.

107.Конт О. Дух позитивной философии / Западноевропейская социоло­гия 19 века: Тексты / Под. ред. В.И. Добренькова. - М., 1996.

108.Копнин П.В Гносеологические и логические основы науки.- М., 1974.

109.Косарева Л.М. Социокультурный генезис науки Нового времени. Фи­лософский аспект проблемы.- М., 1989.

110.Кохановский В.П., Пржиленский В.И., Сергодеева Е.А. Философия науки. Учебное пособие.- М., 2005.

111.Кравец А.С. Методология науки.- Воронеж, 1991.

112.Кугель С.А. Введение в социологию науки.- СПб., 1992.

113.Кудрявцев В.Н., Казимирчук В.П. Современная социология права. М., 1995.

114.Кузнецов В.Г. Герменевтика и гуманитарное познание. - М., 1991.

115.Кузнецова Н.И. Наука в ее истории.- М., 1982.

116.Кун Т. Структура научных революций. - М., 1977.

117.Курдюмов С.П. Законы эволюции и самоорганизации в сложных сис­темах. - М., 1990.

118.Лакан Ж. Семинары.- М., 2002.

119.Лакатос И. Методология исследовательских программ.- М.,2003.

120.Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследователь­ских программ.- М., 1995.

121.Лапаева В.В. Конкретно-социологические исследования в праве. М., 1987.

122.Ларин Ю.В. Онто-логика культуры.- Тюмень, 2004.

123.Леви Э. Введение в правовое мышление. М., 1995.

124.Леви-Стросс К. Структурная антропология. - М., 1983

125.Лейст О.Э. Актуальные проблемы общей теории права // Научные труды РАЮН. Т. 1. М., 2001.

126.Лекторский В.А. Субъект и объект познания.- М., 1980.

127.Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. - М., 2001.

128.Лешкевич Т.Г. Философия науки: Мир эпистемологов. - Ростов н/Д.- 1999.

129.Лешкевич Т.Г. Философия науки: традиции и новации: Учебное посо­бие для вузов.- М., 2001.

130.Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. - СПб., 1998.

131.Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек – текст – семи­осфера – история. - М., 1996.

132.Лукич Р. Методология права. М., 1981.

133.Луковская Д.И. Политические и правовые учения: историко-теоретиче­ский аспект. Л., 1985.

134.Луман Н. Социальные системы: Очерк общей теории // Западная теоре­тическая социология 80-х годов. Реферативный сборник. М., 1989.

135.Луман Н. Теория общества // Теория общества: Сборник. М., 1999.

136.Майданов А.С. Искусство открытия: методология и логика научного творчества.- М., 1993.

137.Максимов С.И. Правовая реальность: опыт философского осмысле­ния. Харьков, 2002.

138.Малинова И.П. Философия права (от метафизики к герменевтике). Ека­теринбург, 1995.

139.Малиновский Б. Функциональный анализ //Антология исследований культуры Т.1. Интерпретация культуры.- СПб, 1999.

140.Малько А.В., Михайлов А.Е., Неважжай И.Д. Правовая жизнь: фило­софские и общетеоретические проблемы // Новая правовая мысль. Научно-ана­литический журнал. 2002. № 1.

141.Мальцев Г.В. Понимание права. Подходы и проблемы. М., 1999.

142.Мамардашвили М.К. Классический и неклассический идеалы рацио­нальности. Тбилиси, 1984.

143.Мамут Л.С. Анализ правогенеза и правопонимания // Историческое в теории права. Тарту, 1989.

144.Мамчур Е.А., Овчинников Н.Ф., Огурцов А.П. Отечественная филосо­фия науки: предварительные итоги.- М., 1997.

145.Манхейм К. Очерки социологии знания.- М., 2000.

146.Маркова Л.А. Наука и религия: проблемы границ.- СПб., 2001.

147.Маркс К. К критике политической экономии// Маркс К. Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 13.

148.Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы.- М., 1999.

149.Мах Э. Познание и заблуждение. - М., 1905.

150.Между физикой и метафизикой: наука и философия. СПб., 1998.

151.Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. - СПб., 1999.

152.Мертон Р. Явные и латентные функции//Американская социологиче­ская мысль: тексты.- М., 1994.

153.Методологические проблемы правоведения. М., 1994.

154.Методология науки: Проблемы и история. М., 2003.

155.Микешина Л.А. Методология научного познания в контексте куль­туры.- М., 1992.

156.Микешина Л.А. Философия познания. Полемические главы.- М., 2002.

157.Милль Дж. Ст. Огюст Конт и позитивизм. - СПб., 1906.

158.Михайлов А.Е. Философские аспекты правовой жизни // Правовая по­литика и правовая жизнь. 2001. № 1.

159.Моисеев Н.Н. Современный рационализм. - М., 1995.

160.Мотрошилова Н.В. Принципы и противоречия феноменологической философии. - М., 1968.

161.Нарский И.С. Очерки по истории позитивизма.- М., 1960.

162.Нерсесянц В.С. Философия права. М., 1997.

163.Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология. М., 1998.

164.Новгородцев П. И. Кризис современного правосознания. Введение в философию права. М., 1996.

165.Новгородцев П.И. Сочинения. М., 1995.

166.Овчинникова З.Л. Философские проблемы государства и права. М., 1989.

167.Огурцов А.П. Дисциплинарная структура науки: Ее генезис и обосно­вание. - М., 1988.

168.Огурцов А.П. От натурфилософии к теории науки. - М., 1995.

169.Панов М.И., Тяпкин А.А. Анри Пуанкаре и наука начала XX века.- М.. 1990.

170.Парсонс Т. Система современных обществ.- М., 1998.

171.Пивоваров Ю.С. Право ХХ века: идеи и ценности. Сб. обзоров и рефе­ратов. М.: ИНИОН РАН, 2001.

172.Пирс Ч.С. Избранные философские произведения. - М., 2000.

173.Подгурецкий А. Очерк социологии права. М., 1974.

174.Поздняков Э.А. Философия государства и права. М., 1995.

175.Полани М. Личностное знание. - М., 1985

176.Поликарпов В.С. История науки и техники: Уч. пос. для студ. вузов.- Ростов-на-Дону, 1998.

177.Поляков А.В. Общая теория права: Проблемы интерпретации в контек­сте коммуникативного подхода. СПб., 2004.

178.Поляков А.В. Общая теория права: феноменолого-коммуникативный подход. Курс лекций. СПб., 2003.

179.Поппер К. Логика и рост научного знания. - М., 1983.

180.Поппер К. Логика социальных наук//Вопросы философии .- 1992.-№10.

181.Порус В.Н., Никифоров А.Л. В поисках теории развития науки.- М., 1982.

182.Прагматический натурализм в американской философии. Состави­тель и автор введения проф. Пол Куртц.- М., 2003.

183.Пригожин И., Стенгерс И. Время, хаос, квант. - М., 1994.

184.Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой. - М., 1986.

185.Проблемы ценностного подхода в праве: традиции и обновление. М., 1996.

186.Пуанкаре А. О науке. - М., 1990.

187.Рабинович В.Л. Алхимия как феномен средневековой культуры.- М., 1979.

188.Разеев Д.Н. Предмет философии науки в свете феноменологии // Фило­софия о предмете и субъекте научного познания. СПб., 2002.

189.Разум и экзистенция: анализ научных и вненаучных форм мышле­ния.//Сб. ст. под ред. И.Т. Касавина, В.Н. Поруса и др. - СПб, 1999.

190.Райнах А. Собр. соч. М., 2001.

191.Рикер П. Герменевтика. Этика. Политика. – М., 1995.

192.Рикер П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. - М., 1995.

193.Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. - М., 1998.

194.Рузавин Г.И. Методология научного исследования.- М., 1999.

195.Самигуллин В.К. Право и неправо // Государство и право. 2002. № 3.

196.Самощенко И.С. Методологическая роль системного подхода к изуче­нию структуры законодательства // Вопросы философии. 1979. № 2.

197.Самощенко И.С., Сырых В.М. О методах познания государственно-пра­вовых явлений // Советское государство и право. 1975. № 9.

198.Сапун В.А. О проблемах современного правопонимания // Ученые за­писки юридического факультета СПбГУП. Вып. 4. СПб., 1999.

199.Сартр Ж. П. Проблемы метода. - М., 1994.

200.Сачков Ю.В. Научный метод: вопросы и развитие.- М., 2003.

201.Синергетическая парадигма: Когнитивно-коммуникативные страте­гии современного научного познания. М., 2004.

202.Синха С.П. Юриспруденция. Философия права. Краткий курс. М., 1996.

203.Синюков В.Н. Россия в XXI веке: пути правового развития // Ежегод­ник российского права. М., 2001.

204.Современная теория познания. - М., 1992.

205.Современная философия науки.- М., 1994.

206.Современные типы правопонимания: феноменология, герменевтика, антропология и синергетика права. СПб., 2002

207.Сорокин В.Д. Метод правового регулирования. М., 1976.

208.Сорокин П.А. Система социологии: В 2-х т. М., 1993.

209.Соссюр Ф. Труды по языкознанию. - М., 1977.

210.Спенсер Г. Синтетическая философия.- Киев, 1997.

211.Спиридоновские чтения: Актуальные проблемы теории права. Вып. 4. Критерии научности юриспруденции. СПб., 2004.

212.Степин В.С. Философская антропология и философия науки.- М., 1992.

213.Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники.- М., 1996.

214.Степин В.С., Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре техно­генной цивилизации.- М., 1996.

215.Структура и развитие науки (Из Бостонских исследований по филосо­фии науки).- М., 1978.

216.Суслов В.А. Герменевтика права // Правоведение. 2001. № 5.

217.Сырых В.М. Логические основания общей теории права. Т. 1. Элемент­ный состав. М., 2000.

218.Тарасов Н.Н. Метод и методологический подход в правоведении (по­пытка проблемного анализа) // Правоведение. 2001. № 1.

219.Тарасов Н.Н. Методологические проблемы юридической науки. Екате­ринбург, 2001.

220.Тарнас Р. История западного мышления.- М., 1995

221.Тейяр де Шарден П. Феномен человека. - М., 1987.

222.Теория и методы в социальных науках. Учебник для студентов гумани­тарных факультетов первого года обучения / Под ред. С.У. Ларсена. М., 2004.

223.Тилле А.А., Швеков Г.В. Сравнительный метод в юридической дисцип­лине. М., 1978.

224.Тойнби А. Дж. Цивилизация перед судом истории. - СПб., 1995

225.Томсон М. Философия науки.- М., 2003.

226.Традиции и революции в истории науки.- М., 1991.

227.Тулмин Ст. Человеческое понимание. - М., 1984

228.У истоков классической науки. Сб. ст. - М., 1968.

229.Ушаков А.А. Право, язык, кибернетика // Правоведение. 1991. № 2.

230.Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. Пер. с англ. и нем. - М., 1986.

231.Философии науки / под ред. С.А. Лебедева.- М., 2004.

232.Философия и методология науки. Ч. 1, 2.//Под ред. акад. В.И. Куп­цова. - М., 1994;

233.Философско-религиозные истоки науки.- М., 1997.

234.Фолмер Г. Эволюционная теория познания. - М., 1998.

235.Франк Ф. Философия науки.- М., 1960.

236.Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции.- М., 1989

237.Фуко М. Археология знания. - Киев, 1996

238.Фуко М. Слова и вещи: Археология гуманитарных наук. - СПб., 1994.

239.Хëффе О. Политика. Право. Справедливость. Основоположения крити­ческой философии права и государства. М., 1994.

240.Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. М., 1995.

241.Хайдеггер М. Бытие и время. - М., 1997.

242.Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. - М., 1993.

243.Хакен Г. Синергетика. - М. 1980.

244.Хинтикка Я. Логико-эпистемологические исследования. М., 1986.

245.Холтон Дж. Тематический анализ науки. - М., 1981

246.Хюбнер К. Критика научного разума. М., 1994.

247.Честнов И.Л. Онтология государства и права в историко-культурном измерении // Труды Санкт-Петербургского юридического института Генераль­ной прокуратуры Российской Федерации. № 2. СПб., 2000.

248.Честнов И.Л. Право как диалог: к формированию новой онтологии пра­вовой реальности. СПб., 2000.

249.Честнов И.Л. Правопонимание в эпоху постмодерна. СПб., 2002.

250.Чистое учение о праве Ганса Кельзена. Вып. 1-2. М., 1987.

251.Чичнева Е.А. Философия права в эпоху постмодерна, или новое право­вое мышление // Историко-философский ежегодник '99. М., 2001.

252.Чурсин В.Д. Цикличность в праве. Методологический анализ. Ставро­поль, 1998.

253.Швырев В.С. Неопозитивизм и проблемы эмпирического обоснова­ния науки. М., 1966.

254.Швырев В.С. Теоретическое и эмпирическое в научном познании.- М., 1978.

255.Шпенглер О. Закат Европы. Очерки мировой истории. Т.1. Гештальт и действительность. - М., 1993; Т.2. Всемирно-исторические перспективы. - М., 1998.

256.Шпет Г.Г. Явление и смысл. Феноменология как основная наука и ее проблемы. - Томск, 1996

257.Шредингер Э. Наука и гуманизм.- М., 2001.

258.Щюц А. Формирование понятия и теории в общественных нау­ках//Американская социологическая мысль: Тексты. - М., 1994.

259.Юнг К.Г. Об архетипах коллективного бессознательного.- М., 1997.

260.Юридическая социология. М., 2000.

261.Юридические понятия и язык права в современных зарубежных иссле­дованиях. Научно-аналитический обзор. М., 1986.

262.Явич Л.С. Сущность права. Л., 1985.

263.Яковлева Е.Ю. Научное и вненаучное знание.- СПб., 2000.

264.Яновская С.А. Методологические проблемы науки.- М., 1972

265.Ячменев Ю.В. Некоторые методологические аспекты правоведения на рубеже веков // Актуальные проблемы теории и истории государства и права: Материалы межвузовской научно-теоретической конференции. Санкт-Петербург, 14 декабря 2001 г. СПб., 2002.

266.Ященко А.С. Философия права Владимира Соловьева. Теория федера­лизма. Опыт синтетической теории права и государства. СПб., 1999.

Наши рекомендации