Глава 7. Ваша команда. Участие в турнирах
Виноват всегда партнер.
(Первый закон бриджа)
Артур Блох, «Законы Мерфи»
Люблю я книжные магазины.
Приятно порхать от раздела к разделу, обрастая по пути всё новыми и новыми томиками! Как здесь уютно, тихо и даже торжественно. Книги — это целый волшебный мир, где вон та пухленькая девушка сможет, наконец, стать похожей на Синди Кроуфорд, а неказистый студент в очках — почувствовать себя Биллом Гейтсом. А вот и стенд с популярной литературой в стиле «как стать неотразимой за неделю», «хотите зарабатывать миллионы?», «как получить повышение и обдурить своего босса?». Огромное количество книг, направленных на саморазвитие, порой эгоцентричное и беспринципное. «It’s me against the world, aha» («всех убью, один останусь» — вольный перевод).
Думая только о себе, мы забываем, что homo sapiens — существо общественное, для полноценной жизни ему необходимо быть частью коллектива и уметь ладить с людьми. Ведь, в первую очередь, нас делают счастливыми не наши личные достижения, а любовь, понимание и уважение со стороны близких.
Во многих современных пособиях по бизнесу, психологии и т.д. лишь читатель рассматривается как Личность (приводится много советов по самосовершенствованию), а все остальные выступают в роли «собачек Павлова», на которых предлагается ставить эксперименты. В учебниках по дебатам наблюдается схожая закономерность: даются советы только по развитию собственных навыков. Предполагается, что если вы и ваш партнёр сильно играете по отдельности, то из вас гарантированно получится отличный дуэт. Идея проста? ДА. Идея верна? НЕТ.
В этой главе вы узнаете, насколько в дебатах важно уметь играть в команде, а также познакомитесь с некоторыми удачными способами подготовки к соревнованиям.
Итак, как только вы начнёте играть в дебаты (думается, вы уже попробовали), перед вами встанет вопрос о выборе напарника. Вот некоторые рекомендации:
Пол. Классический и, вероятно, наиболее гармоничный вариант – команда, состоящая из девушки и парня. Однополые команды смотрятся не так естественно, но порой тоже бывают очень сильными. Внимание: не забывайте, что не стоит смешивать работу (или серьёзное хобби) и личную жизнь – избегайте игры в одной команде со своим парнем/девушкой.
Взаимопонимание. Между партнёрами по команде должно быть идеальное (да-да, именно такое!) взаимопонимание. Хорошо, если вы уже давно дружите и отлично знаете друг друга. Не забывайте, что вы всегда должны поддерживать своего коллегу, даже если он выдвинул аргументы, которые вам лично не нравятся. Типичная ситуация: наскоро слепленная команда из двух сильных незнакомых дебатёров, каждый гнёт свою линию, игнорируя доводы напарника, в результате чего даже средненькая, но сыгранная команда одерживает над ними верх.
Опять же: помните, что «лучший способ поссориться с другом - устроиться с ним на одну работу». Играя вместе, будьте аккуратны: возможностей поссориться и надоесть друг другу у вас будет предостаточно!
Лидерство.В команде должен быть лидер (обычно он является первым и третьим спикером). Он берёт на себя большую ответственность и становится «менеджером» команды, вынося в критических ситуациях решения, которые не подлежат обсуждению. В ситуации, когда оба игрока претендуют на звание лидера, вспыхивают конфликты, теряется масса времени, возникают неприятности, связанные с отсутствием единого видения кейса.
Некоторые команды борются с этим следующим способом: выступают в качестве лидера по очереди. Например, на Кубке Сибири-2002 так поступали дебатёры М. и К., его будущие победители.
Тем не менее, данный приём не является панацеей от внутрикомандных конфликтов, связанных с борьбой за лидерство. Зато позволяет равномерно распределить ответственность и нагрузку, ибо роль лидера команды требует большей отдачи, нежели роль второго спикера.
Уровень.Выступлениякоманды, где один участник играет на разряд-два слабее другого, похожи на американские горки: до последнего момента неясно, выиграют они или проиграют. Постарайтесь подбирать себе напарника сопоставимой силы, избегайте «буксирной» ситуации любой ценой. Помните, что цепь крепка настолько, насколько прочно её самое слабо звено – оттачивайте своё мастерство и не забывайте о коллеге! Учтите, что побеждает (и проигрывает!) в дебатах команда, так что вам важно не только получить высокие индивидуальные баллы самому, но и ещё помочь напарнику показать себя с лучшей стороны.
Отсюда ещё одно важное следствие: уровень подачи вашей команды можно поднять за счёт повышения:
· Вашей квалификации
· Квалификации вашего напарника/цы
· Взаимопонимания, «сыгранности»
Специализация.Каждый член команды должен быть профессионалом своего дела.
Иной бесполезен в первом ряду, но во втором блистает.
Вольтер
Премьер-министру (или ЛО) тяжело играть роль члена правительства (или ЧО), и наоборот.
Этот пункт является прямым продолжением двух предыдущих: я даже знавал команду, в которой напарники все время менялись местами, играя роль премьера (лидера оппозиции) по очереди. Похвальный, но вряд ли оправданный универсализм.
Важно отметить, что в перемене ролей есть и положительные моменты: можно обогатить свой дебатский арсенал, стать более универсальным игроком, лучше понять задачи, обычно стоящие перед вашим напарником.
Тем не менее, автор убеждён, что на ответственных соревнованиях каждый игрок должен занимать «своё» место.
Стиль.Какие пары в среднем успешнее: «тёмный дебатёр-светлый», «светлый-светлый» или смешанные? Этот вопрос весьма нетривиален, похоже, точный ответ на него дать нельзя. Самые важные факторы: судейская субъективность (одни выше ценят «светлый» стиль, другие-«тёмный») и стиль ваших соперников. Некоторые рекомендации по борьбе со «светлыми» и «тёмными» оппонентами даются в главах ««Светлая» и «тёмная» стороны дебатов» и «Стратегия оппонирования. Уровни и подуровни атаки».
Смена партнёра.Время от времени полезно сотрудничать с другими сильными дебатёрами, обогащая тем самым свой игровой арсенал, обмениваясь опытом. На важных же соревнованиях лучше выступать в паре с проверенным коллегой, человеком, которому вы доверяете как самому себе. В случае если ваш напарник не может/ не хочет принять участие в турнире, а вы всё же планируете выступить, то лучше обговорить это с вашим партнёром во избежание обид и непонимания.
Далее мы рассмотрим нюансы подготовки к тем или иным соревнованиям.
Общие рекомендации
Итак, ваша команда собралась участвовать в турнире. Перед тем, как приступать к организационным вопросам и непосредственной подготовке, вам нужно обязательно пройти следующие этапы:
· Изучение обстановки.Следует понимать, на что вы подписываетесь. Каковы условия проживания, подходят ли вам темы, сильные ли у вас будут соперники и т.д.
· Объективная оценка собственной формы и желания играть.Может оказаться, что вы не готовы к участию, либо банально не хотите. Следует понять, насколько сильна ваша мотивация, было ли у вас в последнее время достаточно практики для того, чтобы показать себя на турнире с лучшей стороны. Можно также прибегнуть и к субъективным оценкам, например, «не в форме, но должны обыграть остальных и так». Важно, как всегда, не впадать в крайности и сохранять трезвость ума.
· Постановка задач.Лучше сразу определиться, какова ваша установка на турнир. Одно дело, если вы участвуете ради общения друг с другом и остальными дебатёрами («отдых на дебатском курорте вместе с вашим парнем»), совсем другое, если вам непременно нужно победить.
· Выбор стратегии подготовки и турнирного поведения.Мы не будем детально останавливаться на стратегии турнирной борьбы (её понимание приходит с опытом), а просто заметим, что имеет смысл заранее запланировать, какую стратегию применить против основных соперников, а также как подойти к играм во всеоружии. Ниже мы рассмотрим наиболее типичные варианты подготовки.
«Экспресс»
В классических американских парламентских дебатах тему и стороны оглашают за 15-20 минут до начала игры. Таким образом, вам остаётся надеяться только на вашу общую эрудицию. Необходимо быстро, но спокойно, обсудить основные элементы вашего кейса (если вы играете за Правительство), либо попытаться предугадать, что предложат ваши соперники и решить, как противодействовать их идее (если вы - Оппозиция). Здесь очень важна командная работа: вы должны прийти к единому пониманию проблемы.
Характерная ошибка: премьер-министр/лидер оппозиции составляет весь кейс, неразборчиво бормоча что-то себе под нос, а член правительства/оппозиции остаётся в неведении относительно того, что задумал его коллега. В результате их выступления могут «не срастись» — получиться противоречивыми, либо член правительства/оппозиции может ввести не те аргументы, которые намечал премьер-министр/лидер оппозиции.
Постарайтесь согласовать и вкратце зафиксировать на своих флоушитах ключевые элементы вашего кейса. Убедитесь, что вы правильно поняли друг друга и записали примерно одно и то же.
В случае экспресс-подготовки у вас не будет времени на подбор и распределение внутри команды статистики, «фишек» и т.д., так что придётся положиться на экспромт. Главное иметь чёткую и сильную командную линию, остальное приложится.
«Туристо»
Как вы уже догадались из названия, этот тип подготовки следует использовать в тех случаях, когда турнир по дебатам проводится не в вашем родном городе, а где-то ещё, и вам туда приходится ехать.
Концептуально подготовка в таком случае отличается от «классической» (см. ниже) весьма незначительно. Тем не менее, автор решил опросить несколько дебатёров - «туристов» и разузнать, как они готовятся к предстоящим выздным соревнованиям.
Аркадий Шелудков, опытный дебатёр из «ДемКлуба» города Новосибирска, согласился написать небольшую заметку на данную тему:
Подготовка к выездным турнирам[89]
– Итак, мы создаем единую биржу зерна между Россией и Казахстаном, – сказал Иван. Отпил прозрачного киргизского пива и потянулся в кресле тенистого кафе.
– Кстати, хорошая идея, — зевнула Даша и подставила солнцу лицо: в Новосибирск она хотела вернуться с загаром и чемпионским дипломом.
Дебаты на выезде – это гибрид спортивных соревнований с турпоездкой. Как правило, дебатеры трогаются с места из расчета повидать новые места, а если свезет, еще и отдохнуть. Чем трогательнее место соревнований – положим, побережье Иссык-Куля – тем сильнее хочется предаться лености и самозабвению, не омрачая турнир по дебатам самими дебатами.
Мне довелось дважды побывать на Кубке Азии, который в 2003-м и 2004-м годах проходил в окружении киргизских гор в санатории «Рохат», что на берегу озера Иссык-Куль. Оба раза были волшебными. Но периодически приходилось готовиться к играм и даже играть. Компромисс заключался в том, что готовились мы отдыхая, а отдыхали играючи.
Итак, правило первое: ОТДЫХАЙТЕ ПО-ПОЛНОЙ. Антипедагогическое «Мы играли с похмелья» мне приходилось слышать на каждом крупном чемпионате. Однако слетали эти слова, как выяснялось позже, с уст лучших спикеров и членов команд-победительниц[90]. Не хотелось бы, чтобы мои слова были восприняты как руководство к действию, но эмоциональный выплеск в ходе ночного отдыха утром дает спокойную и сосредоточенную команду. Если вы можете добиться этого медитацией – медитируйте. Я лично за здоровый образ жизни.
Наоборот, команды, которые ночами напролет без продыха шаманят над стратегиями доказательств, выглядят мрачно и, как правило, нередко попадают впросак на самих дебатах. Все дело в том, что игра обычно разворачивается чуть более непредсказуемо, чем хотелось бы всем игрокам, и наиболее подготовленные команды не успевают вписаться в её ход – мешает стройная картина игры, прочно сидящая в усталых головах. Здравый смысл диктует простую идею: не отдыхаешь – устаешь, устаешь – проигрываешь.
Кстати, если не хотите прослыть новичком, то запомните парочку международных русскоязычных дебатерских шифров:
«Писать кейс» – веселиться в компании.
«Искать аргументы», «Ходить за аргументами» – добывать «материал» для веселья.
Второе правило: ГОТОВЬТЕСЬ КОЛЛЕКТИВОМ. Естественный рефлекс любой команды – обходиться в подготовке собственными силами. Это неправильно. Если вы приехали в составе делегации, готовьтесь всей делегацией. Если на соревнованиях есть дружественные вам команды, с которыми вы не встретитесь в турнирной сетке, привлекайте к подготовке их. Нередко помощь могут оказать команды, уже вылетавшие из турнира. Единственное ограничение — вы должны быть уверены, что ваши партнеры не «сольют» информацию противникам. Напомню, что олимпийский чемпион — это, как правило, не один единственный талантливый спортсмен, а еще и его тренер, менеджер, врач, помощники, вплоть до повара.
В 2003-м году на Кубке Азии, когда команда «Дем Клуба» в составе Максима Шмакотина и Ивана Безденежных вышла в финал, подготовка к каждой игре занимала два-три часа непрерывной проработки вариантов проекта. Готовились мы всегда единой делегацией, в том числе вместе с Игорем Чересизом, выполнявшим на турнире исключительно роль судьи.
Правило третье: ДРУЖИТЕ С СОПЕРНИКАМИ. Это всегда помогает. Чем дружнее вы с противниками, тем корректнее и изысканнее будет ваш поединок. Судьи любят такие игры. При Британском формате – а турниры с большим числом участников почти всегда проводятся в «Британке» – вы будете играть не друг против друга, а друг на друга. В результате в следующий тур выйдут две команды из четырех: ваша и ваших друзей-соперников.
В идеальном случае вы должны познакомиться с половиной участников и провести время за душевной беседой и рюмочкой чая хотя бы с четвертой частью игроков. Лучше всего, мне кажется, это удавалось архонту «Дем Клуба» Ивану Безденежных. «Семь сорок» в его исполнении заставляло растаять сердца даже самых клятых его конкурентов.
Правило четвертое: РЕШАЙТЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ НЕЗАМЕДЛИТЕЛЬНО, А ЛУЧШЕ – ЗАРАНЕЕ. Билеты туда-обратно, регистрация в другой стране, командировочные листы, заселение, регистрация команды, организационные взносы и т.д. – эти слова ласкают слух любому дебатеру-пилигриму. Обычно вопросы с бумагами решает специально обученный член делегации – зачастую ее руководитель. Если вопросы не решает никто – случиться может все что угодно. Вот яркий пример того, как бумажные дела изменили ход целого турнира. Речь пойдет об уже упомянутом Кубке Азии 2004.
В состав делегации из Новосибирска в том году входили я, Андрей Андрейченко, Саша Зеленина и Алена Щеблыкина. Андрей был моим коллегой по команде, и вместе мы планировали если не порвать, то хотя бы слегка помять всех конкурентов. Но у Андрея был просроченный паспорт гражданина РФ, за что на границе его сняли с поезда. На этом турнир для моего напарника закончился. Я думал, что и для меня тоже.
Однако оказалось, что на чемпионате есть такая же одинокая особа, как и я – дебатер из Таджикистана Форзона. Не совру, если скажу, что она - мой лучший напарник за всю мою дебатскую карьеру. Вместе мы буром пошли вверх, взяли лучший рейтинг среди команд, вышли в финал. Но. Обратный билет Форзона еще в Душанбе купила на слишком ранний срок – поехать на финал, который был назначен в Алмате, она не смогла. Сменить билет – тоже, в связи с празднованием Дня независимости Таджикистана: офисы в ее стране пустовали.
В результате в финале я играл вместе с девочкой из Караганды[91].
Паспорт и билеты. Казалось бы, какое отношение к дебатам?
Правило пятое: НИКОГДА НЕ РАССЧИТЫВАЙТЕ НА ПЯТИЗВЕЗДОЧНЫЕ НОМЕРА И СЕМИРАЗОВОЕ ПИТАНИЕ. Такого на дебатских турнирах в пределах СНГ не бывает. В лучшем случае вы будете жить в пансионате. Но, скорее всего – в общежитии или детском лагере. Хотя некоторые общежития могут потягаться в классе с гостиницами. Таким было, например, общежитие Международного университета в Москве, где проживали участники Открытого чемпионата Москвы 2003, то есть, в том числе и я. Однако, подобные турниры скорее исключение, чем правило.
Правило шестое: ГОТОВЬТЕ ВСЕ МАТЕРИАЛЫ ДО ПОЕЗДКИ. Расчет на раздаточные материалы, которые выдадут организаторы, или на Интернет, который будет доступен на турнире, опрометчив. На моей памяти, «раздатки», которые выдавали мне организаторы турниров и которые я сам готовил для других участников, оказались полезны считанным единицам.
Правило седьмое: БУДЬТЕ ГОТОВЫ К ЛЮБОМУ СУДЕЙСТВУ. На месте этих слов хотелось написать «Смиритесь с любым судейством». Но я в принципе против смирения перед противоестественными вещами. И все же. Единых стандартов игры в русскоязычном поле дебатов нет. И нигде это обстоятельство не проявляется так драматично, как на выездных турнирах. Как правило, основную массу судей формируют хозяева соревнований. Поэтому приезжие участники нередко сталкиваются с неожиданными для них решениями.
Судейские совещания и круглые столы по правилам судейства пока не дают результатов. Механизмы апелляции на моей памяти тоже ни разу не срабатывали. Возможно, тот, кто найдет решение этой проблемы, сейчас читает эту книгу.
Правило восьмое: ВЕЗИТЕ С СОБОЙ ПРЕЗЕНТАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ. Запаситесь визитками, буклетами, планами родного города, информационными материалами и ценниками из родных супермаркетов. Вручайте их нужным, на ваш взгляд, людям.
Правило девятое: АКТИВНО ОБМЕНИВАЙТЕСЬ КОНТАКТАМИ. Без комментариев.
Правило десятое: ПОДГОТОВЬТЕСЬ К НЕФОРМАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ. Часто организаторы турниров ставят в вечернюю программу так называемые визитные карточки делегаций. С комсомольским задором дебатеры должны других посмотреть и себя показать. В основном используются две формы: коллективная песня с прозаическими комментариями или стишками; и визитка в стиле КВН. Понятно, что последняя форма предпочтительнее. В силу того, что в нашу делегацию почти всегда входили квнщики, выглядели мы смешно.
Еще одним нетривиальным ходом, оставляющим след в памяти участников, может стать тренинг или игра, которую вы в свободное время проведете для дебатеров.
Напоследок замечу, что наиболее душевные организаторы – а это, на мой взгляд, дебатеры Средней Азии – иногда устраивают фрик-пати (буквальный перевод «вечеринка уродов»), где нелепо наряженные участники могут
веселиться и совершать нелепые поступки. Поэтому пара дурацких колпаков, еле втиснутых в дорожную сумку поверх учебников по дебатам и общественно-политических журналов, никогда не станут лишними. Как гласит известный афоризм, первый признак отсутствия ума – непоколебимая уверенность в том, что он у тебя есть.
«Классический»
Одного государственного деятеля спросили, сколько ему понадобится времени на подготовку очередного выступления.
Ответ был таков: «Для подготовки десятиминутной речи мне понадобится неделя. Если в моём распоряжении будет один час, то потребуется два дня. Если же меня не будут ограничивать по времени, то я смогу говорить вообще без подготовки».
В России, как правило, команды узнают тему/набор тем за несколько дней/недель до начала самого турнира, что позволяет участникам явиться на соревнования во всеоружии. Умение готовиться к турниру — одно из самых важных качеств дебатёра; все профессионалы владеют этой техникой в совершенстве. В этом разделе будут даны несколько весьма полезных рекомендаций, которые вам обязательно пригодятся на следующем же соревновании.
Для начала мы рассмотрим процесс подготовки на примере ситуации, когда известна одна тема, а времени осталось примерно три дня. Более жёсткие условия будут обсуждены позже.
1. «Начитывание».Итак, вы узнали тему игры, пришло время начать готовиться. Хорошо, если вы в ней ориентируетесь, но так бывает далеко не всегда.
В любом случае, первое, с чего вам стоит начать, это проштудировать как можно больше материалов по проблеме, затронутой в теме. Важно разыскать и отобрать самые адекватные и лаконичные статьи, притом представляющие различные точки зрения, чем больше, тем лучше. Разумеется, подавляющая часть найденной информации не войдёт в выступление вашей команды, но детальное изучение её позволит вам «прочувствовать» проблему, обрести внутреннюю уверенность, а также, что немаловажно, расширить свой кругозор.
Есть клише, что брать информацию в Интернете не стоит, что там полно мусора, а ценных материалов раз-два и обчёлся. Забудьте про эту нелепицу! В сети есть практически всё: вы никогда не сможете пролистать сотни журналов, выбирая по кусочкам оттуда нужные статьи, зато вы всегда будете в состоянии набрать пару интересующих вас слов в Google, Yahoo и т.д. и сразу достичь поставленной цели[92]! Понятно, что не всё из найденного вам пригодится, часть окажется откровенным «шлаком», но процесс отсева не должен составить труда.
Любители же фундаментальной подготовки могут также привлечь специализированные издания, не доступные в Интернете, но особой необходимости в этом нет.
Совмещайте приятное с полезным: если вам попались интересные статьи, остроумные афоризмы или любопытная статистика, но они вам в данный момент не нужны, то имеет смысл записать их в блокнот или на специальные карточки. Дебатёры со стажем могут похвастаться личными картотеками на наиболее актуальные темы, которые позволяют им стать образованнее в целом и, в частности, значительно оптимизировать процесс подготовки к соревнованиям.
Итак, на первом этапе ваш девиз «знание — сила». Внимание:вы работаете автономно от коллеги, не отвлекая его от процесса, каждый из вас получает уникальные знания. В этом случае вам практически гарантирована высокая продуктивность и а примерно вдвое больший информационный багаж!
Ораторское искусство немыслимо, если оратор не овладел в совершенстве предметом, о котором хочет говорить.
Марк Туллий Цицерон
2. «Осмысление».Каждый день мы теряем массу времени, пока едем на работу или в университет, ждём в очередях и т.д.
Используйте эти моменты максимально продуктивно: обдумывайте вашу дебатскую тему! Порой в самый неожиданный момент вам в голову вдруг придёт блестящая идея контр-кейса, какой-нибудь ранее незамеченный аргумент, а то и феноменально эффектный способ презентации вашего проекта.
Рекомендуется носить с собой блокнотик и ручку для того, чтобы оперативно фиксировать мысли, пришедшие вам в голову во время очередного озарения.
Итак, с первого и до последнего дня подготовки вы должны жить вашей дебатской темой, прочувствовать всё её нюансы, стать в этой области экспертом.
Небольшой сеанс самовнушения: «Я разбираюсь в этой проблеме лучше всех. У меня самые убойные заготовки. Уловки оппонентов для меня безопасны». Ой, а вот на дорогу посматривать иногда надо — как бы в столб не врезаться!
На этапе осмысления полезно бывает делиться своими неоформленными мыслями с окружающими, даже если они некомпетентны в данной области.
Ллойд Джордж в молодости не гнушался прогулками на природе, проведёнными за разговорами (при использовании активной жестикуляции) с деревьями, дорожными столами и камнями.
Проговаривая ваши идеи вслух, вы выходите на новый уровень понимания проблемы.
«Размышление вслух даёт новую степень ясности и определённости. Оно объединяет чувство и разум; абстрактнейшие идеи последнего обостряет, а образы первого упрощает и упорядочивает».
Иоганн Готтлиб Фихте
3. «Мозговой штурм».На следующий день вы собираетесь вместе с напарником и начинаете творить. Важно выбрать комфортное для вас обоих место, где вас никто и ничто не будет отвлекать. Тут важно не переусердствовать (собравшись, скажем, в офисном помещении), но и не расхолаживаться (что часто бывает, если вы встречаетесь в домашней обстановке). Ключевые слова: комфорт и работоспособность.
Для начала вы просто делитесь впечатлениями, начинаете фиксировать на бумаге всевозможные аргументы по теме, деля их на «правительственные» и «оппозиционные». На более позднем этапе, когда вы составите свой контр-кейс, часть аргументов может перетечь с одного листка на другой.
Рассматривая тот или иной аргумент, продумывайте также возможную контр-аргументацию, ищите, как его опровергнуть. Далее прикиньте, что можно возразить в ответ на опровержение и т.д. Такой «просчёт вариантов», похожий на шахматный, поможет вам основательно погрузиться в тему, прийти к единому пониманию с вашим коллегой, а также подготовиться к практически любым кейсам Оппозиции.
4. «Философия».Исходите из тезиса «философия — квинтэссенция всей позиции». Подвергните ваши списки аргументов (см. п.3.) суровому анализу: какие из них сильны, какие — нет, являются ли они совместимыми?
Быть может, они пересекаются (выражают примерно одну и ту же идею разными словами, являются явными следствиями друг друга?)
Ваша задача — систематизировать их выделить наиболее сильный набораргументов, обычно 3-4 штуки. Они должны быть взаимосвязанными, понятными и убедительными.
Придумайте для каждого из них «маячок» — лаконичную формулировку, при прочтении/произнесении которой вы сразу вспомните, о чём идёт речь. Эта техника пригодится вам как на этапе обсуждения с партнёром (экономя время), так и в процессе игры, когда придёт время подглядывать в флоушит, быстро «сканируя» с него очередной аргумент.
Составив пару наборов аргументов, подберите к ним философии, сравните получившиеся «полукейсы» и выберите тот, который кажется вам оптимальным. Повторите процедуры для контр-кейса Оппозиции (если у вас, конечно, не «универсальный» кейс, о нём сказано ниже).
5. «Законопроект».После того, как вы определились с вашей позицией по поставленной проблеме, можно переходить к продумыванию мер, наиболее
эффективно её решающих. Освежите все знания о законопроектах, почерпнутые вами из глав «Дебатский кейс» и «Стратегия оппонирования» - это поможет вам составить полноценный и практически неуязвимый план.
Внимание: на этом этапе вам стоит задуматься над «универсальным кейсом» или «бомбой». «Бомба» - кейс, который может выступать в роли как правительственного, так и оппозиционного. Это позволит вам избежать ситуации, когда необходимо срочно придумать возражения на сильный кейс соперников, а у вас в голове абсолютно нет идей. В случае заготовки «бомбы» у вас всегда будет достойный и тщательно продуманный вариант оппонирования.
Основное требование к «бомбе» — она должна быть неожиданной, нестандартной, ведь если вы, например, выступаете за Оппозицию, а ваши оппоненты предложат кейс, очень похожий на вашу бомбу, то вам придётся срочно продумывать пути отступления. Также следует помнить основное правило касательно контр-кейсов: контр-кейс должен быть взаимоисключающим с кейсом Правительства. Если он таковым не является, то Оппозиция терпит поражение.
«Бомба» — очень рискованное, но чрезвычайно эффективное оружие, обязательно включите его в свой арсенал! Обратите внимание: основной элемент «бомбы» - это не зазубренный текст, который произносится вне зависимости от линии, избранной соперниками[93], а идея, опираясь на которую вы сможете быстро составить контр-кейс после того, как ознакомитесь с позицией оппонентов.
Итак, на данном этапе у вас есть два почти готовых кейса (или «бомба»), можете попить чаёк и расстаться с вашим коллегой до завтрашнего дня.
6. «Домашний анализ».Отоспавшись и отдохнув, вы можете с новыми силами приступить к подготовке. Ваша задача – свежим взглядом посмотреть на ваш кейс и проанализировать его на уязвимость, логичность, «залатать дыры». Также самое время поискать в Интернете статистику, продумать, какие цитаты вам пригодятся.
7. «Финальный сбор».Вечером того же дня вы собираетесь вместе,
согласовываете финальные версии кейсов, проговариваете куски ваших будущих речей, заготовляете «фишки».
Некоторые дебатёры подходят к делу более основательно, произнося речи полностью или даже проводя тренировочные игры по предложенной теме.
Впрочем, это вовсе не обязательно, а порой даже вредно: играть по одной и той же резолюции несколько туров неимоверно скучно, лучше сохранить энергию на турнир, чем расплескать свой запал на тренировочных.
Также полезно бывает проверить, насколько подготовленная вами речь понятна для зрителей. Не забывайте, что «если аудитория не понимает, что ей говорят, то виновата в этом не она, а выступающий».
Рузвельт потратил немало сил, работая над своей речью о преодолении экономического кризиса. Он попросил одного маляра из Белого дома послушать её окончательную версию и прерывать его каждый раз, как что-то будет непонятно. Таким образом, президент отточил свою речь до такой степени, что она стала чёткой и понятной для практически любого гражданина.
Конечно, большинство грамотных идей приходят в голову во время самой игры, но помните также, что «лучший экспромт - хорошо подготовленный экспромт».
Лорд Биркенхед как-то ехидно заметил, что Черчилль лучшие годы своей жизни потратил на подготовку «импровизированных» речей.
Когда вы, наконец, согласуете финальную версию речей, воспользуйтесь советом Гамильтона: «Ещё раз прокрути свою речь от начала и до конца и проверь, нельзя ли её улучшить, расположив материал в иной последовательности». Не забывайте, что в парламентских дебатах возможно несколько вариантов презентации кейса.
8. «Подготовка речи».Эти советы ориентированы, в первую очередь, на лидеров команд, которым зачастую приходится выступать с подготовленной дома вступительной речью или «бомбой»:
· Запомните ключевые мысли, последовательность их изложения, а также сопровождающие их цитаты, примеры и статистику
· Определитесь со структурой выступления (каким образом будут расположены составляющие кейса)
· Составьте заранее чёткий конспект ключевых слов («маячков»), который позволит вам с лёгкостью вспомнить, о чём вы думали, когда записывали то или иное выражение
Ильза фон Нибельшутц пишет о творчестве Вольфа фон Нибельшутца:
«В последние годы к речам готовились лишь ключевые слова в маленьких блокнотах, иной раз основные выражения, которые особенно подходили, прочее он свободно формулировал во время речи. Он владел языком с совершенной лёгкостью и точностью и во время речи настраивался на способность публики к восприятию; но по этим ключевым словам невозможно реконструировать языковую стихию доклада – образную, яркую, живую».
· Попробуйте составить из маячков забавную фразу, чем абсурднее, тем лучше. Ключевые слова в ней должны располагаться в той последовательности, в которой вы хотите изложить идеи, стоящие за этими маячками.
Данный метод взят на вооружение авторами пособий по изучению иностранных языков: к каждому слову придумывается дурацкое предложение, содержащее как само слово, так и его перевод:
Copper (медная или бронзовая монетка - англ.) — коп шёл по улице и подкидывал медяк в воздух.
Поразительно, что такую длинную фразу запомнить легче, чем элементарный перевод одного термина. Тем не менее, я готов поспорить, что теперь вы никогда не забудете слово copper и образ полицейского, развлекающегося подкидыванием монетки.
На этом подготовительные мероприятия не заканчиваются – важно подобрать «правильную» одежду для завтрашнего выступления. О том, как заработать бонусные баллы при помощи правильно подобранного имиджа, вы можете прочитать в главе «Секреты ораторского искусства».
Процесс подготовки по пакету резолюций (тем) схож с вышеописанным. В случае если каждой теме не удастся уделить по 3 дня, рекомендуется поделить их на блоки, т.е., например, обсуждать по 3 темы за раз.
Структура работы, тем не менее, остаётся прежней.
Важно: не забудьте выделить ещё один-два дня (перед самим турниром) на финальное обсуждение всех резолюций.
Итак, прочитав этот раздел, вы:
· Узнали, как правильно выбрать себя партнёра по команде
· Повысили эффективность своей подготовки по «экспресс», «классическим» и «туристо» методикам
Глава 8. Судейство
Благоразумие в беседе важнее, чем красноречие
Бальтасар Грасиан
Библейский принцип «не суди, да не судим будешь» как никогда применим к дебатам: практически невозможно достигнуть высокого соревновательного уровня и при этом ни разу не посудить. Судейство — один из самых тонких аспектов дебатов: сколько людей, столько и мнений.