Способности и характер личности.
В структуре личности важное значение имеют такие качества и свойства, как способности, темперамент, характер, волевые качества, мотивация, социальные установки и др. Способности — это индивидуальные особенности личности, позволяющие ей успешно заниматься определенного рода деятельностью. Способности дают возможность успешного приобретения знания, умений, навыков, но не сводятся к последним. Формирование способностей происходит на основе определенных задатков. Задатки – это врожденные, анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие индивидуально-природную основу развития способностей. Хотя формирование способностей зависит от природных предпосылок, способности – не столько дар природы, сколько продукт человеческой деятельности. Способности не приобретаются в готовом виде, а обнаруживаются и развиваются в процессе деятельности и тренировки. Большое значение имеет и правильная методика обучения личности.
Выделяют разные виды способностей: интеллектуальные (умственные, мыслительные), художественные, организаторские, коммуникативные, инструментальные. Возможно деление способностей на общие, определяющие успехи человека в различных видах деятельности (умственные способности, развитая память, совершенная речь), и специальные, или узкие, способности, которые определяют успехи в специфических видах деятельности, для которых нужны особые задатки - музыкальные, математические, технические и др. Существует возможность компенсации одних свойств и способностей за счет других. Слабость, дефицит одной какой-либо способности могут быть восполнены за счет других.
Сочетание различных высокоразвитых способностей называется одаренностью; эта характеристика относится к человеку, способному ко многим видам деятельности. Уровень и степень развития способностей выражают понятия «талант» и «гениальность». Под талантом понимаются выдающиеся способности, при которых деятельность человека, отличается совершенством, оригинальностью.
Гениальность - высший уровень развития способностей и талантов. Гениальность связана с созиданием качественно новых, уникальных творений, с открытием ранее неизвестных, неизведанных путей творчества. Гениальные достижения составляют эпоху в жизни общества, в развитии культуры. О. Бальзак подчеркивал: «Великие гении опередили века, некоторые таланты опережают только годы».
Характер (греч. печать, чеканка) – индивидуальное сочетание устойчивых особенностей личности, проявляющееся в типичных способах поведения. В структуре личности характер занимает центральное место, так как определяет индивидуальность и своеобразие личности, влияет на все ее другие свойства, на познавательные, волевые, эмоциональные процессы и состояния. От других черт личности характер отличается своим ранним формированием и устойчивостью.
Характер представляет собой целостное образование, состоящее из ряда взаимосвязанных свойств – интеллектуальных, эмоциональных, волевых, нравственных. Характер человека проявляется в системе его отношений к окружающей действительности: в отношении к другим людям (общительность, замкнутость, доброта, отзывчивость, чуткость, заносчивость, грубость и т. п.); в отношении к труду (инициативность, ответственность, трудолюбие, леность, недобросовестность); в отношении к вещам (щедрость, аккуратность, скупость, неряшливость); в отношении к себе (скромность, самокритичность, гордость, самомнение, честолюбие и др.). Формируется характер под воздействием трех условий: наследственности, общественной среды - окружения, воздействия других людей, самовоспитания. Развитие характера происходит в процессе активной деятельности человека, в зависимости от его действий и поступков.Стремление познать себя, сформировать свой характер, развить способности и волю - все это необходимо человеку для полноценной жизни.
Все вышеперечисленные характеристики человека являются предметом изучения таких наук, как психология, педагогика и др.
Социализация личности.
Социализацией называется осуществляющийся на протяжении всей жизни индивидов процесс воздействия на них общества и его структур, в результате которого люди накапливают социальный опыт жизнедеятельности в конкретном обществе, становятся личностями. Социализация начинается в детстве, продолжается в юности. А часто - и в довольно зрелом возрасте. От ее успеха зависит, насколько личность, усвоив ценности и нормы поведения, принятые в данной культуре, сумеет реализовать себя в процессе общественной жизни. Личность может изменять социальные нормы, развивать их содержание и творить новые. Развитие личности идет через самоидентификацию,т. е. Отождествление себя с другими людьми, группами людей и обществом в целом, к поиску идентичности «Я» - субъективное переживание человеком своей неповторимости, индивидуальности. «Я» понимается как выражение духовного мира человека, его регулятивный центр. В нем сосредоточены мотивы поступков, деятельности, соотнесение своих интересов с общественными, ценностные ориентации и мировоззрение в целом. Таким образом, личность есть обладающий самосознанием и мировоззрением человек, понимающий свои социальные функции. Можно сказать, что социальная среда, в которой находится личность, оказывает непосредственное влияние на ее формирование, а с другой стороны, полем проявления личностных свойств человека служит сама социальная жизнь.
В этой связи можно сказать, что формирование своего индивидуального «Я» дополнятся «Я» социальным. Две эти направленности также образуют противоречие, раз-
решение которого суть развитие личности. Человек как личность пытается осмыслить не столько свое соответствие социальному миру, но соответствие социального мира своему личностному миру. Этот процесс для каждой зрелой личности далеко не прост. Он включает в себя следующие проблемы: в какой мере существующий социальный мир обеспечивает свободу личности, в какой мере он способствует ее безграничному развитию и в какой мере ограничивает личность.
Формирование социальной сущности создает целый ряд самооценок: «Я - гражданин», «Я - учащийся», «Я - инженер» и т. д. Каждая самооценка включает в себя систему ценностей, правил поведения, норм жизни и даже способов мышления. Каждый самобытный социальный тип имеет свою логику, систему понятий и представлений. Но вместе с этим фактом социального места личности существует еще один, который является :для личности очень значимым и глобальным: «Я – человек».
В этом проявляется новое противоречие. Дело в том, что подобным образом развитая личность не должна иметь внешних ограничений, ибо взрастила такие самоограничения внутри самой себя. Нормы морали выступают как следование внутренним императивам (безусловные требования, нормы), а не внешним предписаниям и ограничениям. Унифицированные общественные правила поведения рассчитаны, скажем так, на «среднего» человека. Но они противоестественны для личности, достигшей тех степеней зрелости и автономии, о которых шла речь выше. Это новое глобальное противоречие личности и общества. 0но в принципе не является неразрешимым; подлинно развитая личность всегда находится в противоречии с обществом. Примеров тому великое множество: это и непризнание эпохой своих гениев, и вечный разлад творцов с существующим общественным порядком, и библейская мудрость о том, что «нет пророка в своем отечестве». Это реалии взаимодействия личности, достигшей своего полного развития, и общества.
За это приходится платить тем, что такая личность оказывается как бы вне общества, невостребованная им и даже нежелательная для него.
Сложность взаимоотношений личности и общества, особенно незаурядной личности, проявляется при рассмотрении проблемы о роли личности в истории. Общественная личность как конкретная персона воплощает в себе разные общественные идеи и идеалы, объединяет вокруг себя социальные группы и направляет их деятельность на воплощение этих идеалов, выступая как бы двигателем исторического процесса и определяя новые рубежи развития человеческого общества.
Процесс социализации проходит через несколько стадий, которые социологи называют жизненными циклами: детство, юность, зрелость и старость. Жизненные циклы связаны со сменой социальных ролей, приобретением нового статуса, изменением привычек и образа жизни. По степени достижения результата различают начальную, или раннюю, социализацию, охватывающую периоды детства и юности, и продолженную, или зрелую, социализацию, охватывающую зрелость и старость.
Становление личности человека в процессе социализации происходит при помощи так называемых агентов и институтов социализации.
1.Под агентами социализации понимаются конкретные люди, ответственные за обучение других людей культурным нормам и оказание им помощи в освоении различных социальных ролей. Различают агентов первичной социализации (родители, братья, сестры, близкие и дальние родственники, друзья, учителя и т.д.) и агентов вторичной социализации (должностные лица вуза, предприятия, сотрудники телевидения и т.д.). Агенты первичной социализации составляют ближайшее окружение человека и играют важнейшую роль в процессе формирования его личности, агенты вторичной социализации оказывают менее важное влияние.
Социальный статус – это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функции в обществе, главная из которых – удовлетворение социальных потребностей.
2. Институты социализации – это социальные учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его. Как и агенты, институты социализации также подразделяются на первичные и вторичные. Примером первичного института социализации могут служить семья, школа, вторичного – средства массовой информации, армия, церковь.
Первичная социализация личности осуществляется в сфере межличностных отношений, вторичная - в сфере, отношений социальных.
Агенты и институты социализации выполняют две основные функции:
1. Обучают людей принятым в обществе культурным нормам и образцам поведения;
2. Осуществляют социальный контроль за тем, насколько прочно, глубоко и правильно эти нормы и образцы поведения усвоены личностью.
Поэтому такие элементы социального контроля, как поощрение (например, в форме положительных оценок) и наказание (в форме оценок отрицательных) одновременно являются и приемами социализации.
В период вторичной социализации личность может быть субъектом процессов десоциализации и ресоциализации.
Десоциализация представляет собой утрату или сознательный отказ от усвоенных ценностей, норм поведения, социальных ролей, привычного образа жизни. Ресоциализацией называется противоположный процесс восстановления утраченных ценностей и социальных ролей, переобучение, возвращение индивида к нормальному (старому) образу жизни. Если процесс десоциализации носит негативный характер и является достаточно глубоким, он может разрушить основы личности, восстановить которые будет невозможно даже с помощью позитивной ресоциализации.