Категория материи в онтологии. Развитие представлений о материи; современная научная и философская картина мира.
Понимание материи (материального мира) лежит в основе научного объяснения действительности, развития конкретных наук. Строению и закономерностям функционирования материального мира посвящены в первую очередь современные концепции естествознания. Первые представления о материальном мире содержатся практически во всех древних философских воззрениях.
В древнегреческой философии широкое объяснение получили многие понятия, выражающие первоосновную субстанциальность материального: космос, вещь, земля, вода, воздух, огонь, атом, апейрон и др. В последующем, по мере актуализации проблемы материального бытия, к ней обращались многие мыслители. В современной философии проблема материи несколько приглушена. Она рассматривается в связи с общей проблемой бытия, а более детально - естественными науками.
Материя - это вся совокупность вещей и физических полей, а также других образований, имеющих субстрат - материал, из которого они состоят. Материя или материальный мир - вид бытия, соотносящийся с идеальным (нематериальным) бытием. В этом состоит онтологическое понимание материи.
Материя - философская категория, которая обозначает (охватывает) в существующее, имеющее вещественный или энергетический субстрат. Понятие материи по своему объему распространяется на все материальные, реально существующие объекты, независимо от того, известны они человеку или нет. По содержанию понятие материи фиксирует наиболее важные, существенные (атрибутивные) свойства и признаки, характерные для материального. К таким атрибутам материи относятся: субстратность; бесконечность; несотворимость и неуничтожимость совокупного материального; конечность, возникаемость (сотворимость) и уничтожаемость конкретных материальных объектов; движение; пространство; время; отражение; информация и др. Философская категория материи и ее характеристика раскрывают гносеологический аспект понимания материального мира, то, насколько человечество изучило окружающий реальный мир.
Наиболее удачное определение материи, содержащее онтологический и гносеологический аспекты, дал В. И. Ленин. "Материя, - писал он, - есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них". Следует отметить, что термин "объективная реальность" в определении и означает материю, существующую реально и независимо от человека. Выше отмечалось, что объективно от человека и его сознания может существовать и идеальное. Вместе с тем, организм человека не во всем существует объективно, то есть независимо от него и его сознания. Зависимость организма человека от него самого весьма существенна по регуляции, мотивации, поддержанию нормального функционирования и другим параметрам. В таком смысле термин "объективная реальность" может охватывать как материальную реальность (материю), так и объективно идеальное.
Структура материи может быть представлена по различным основаниям. В зависимости от основных способов существования выделяются:
--неживая природа в единстве элементарных частиц, атомов, молекул, макротел, звездных систем, галактик и метагалактик, вещества и антивещества, а также физических полей;
--живая природа как совокупность существования белковых тел, живых клеток, организмов, популяций, биоценоза и биосферы, а также нервных клеток, нервных узлов, нервных систем, составляющих основу существования растений и животных;
--человек в единстве физического и психического, материального и духовного;
--общество, как обособившаяся часть природы и как совокупность индивидов, их материальной культуры и практической деятельности субъектов, материально-физических отношений и институтов.
Формами или способами существования материи обозначают те общие характеристики, которые присущи различным условиям ее организации и изменения. Они более глубоко и полно изучаются конкретными науками. Формами (способами) существования и движения материи являются: физическая (мир атомов и кварков, элементарных частиц), химическая (мир молекул неживой и живой природы, клеточное строение); биологическая (живые организмы и популяции), социальная (жизнедеятельность людей в обществе на основе трудовой деятельности, языка и сознания).
Процесс возникновения материи представляется следующими этапами. Квантовый вакуум осуществляет спонтанную флуктуацию (появление ненаблюдаемых, промежуточных, возникающих и тут же исчезающих частиц). Но такие частицы "успевают" взаимодействовать, обусловливая превращения квантов. При этом квант понимается неделимой порцией какой-то величины (энергии, частицы и т. п.). Благодаря этой флуктуации, квантовый вакуум становится наблюдаемым, обнаруживает себя, а также может случайно приходить в состояние особого возбуждения.
Таким образом, материя характеризует вещественно-энергетическую субстанциальность бытия. Материя обладает атрибутивными (неотделимыми) формами и способами существования.
Современная научная и философская картина мира:
Научная картина мира - целостная система представлений об общих свойствах и закономерностях действительности, построенная в результате обобщения и синтеза фундаментальных научных понятий и принципов.
Ее задача – обоснование теории, связь ее с окружающим миром, соединение абстракции (теория) с наглядными формами.
В зависимости от оснований деления различают:
- общенаучную картину мира, которая включает представления обо всей действительности (т.е. о природе, обществе и самом познании)
Общенаучная картина мира формируется 2 способами: 1-экстраполяция лидирующей частно-научной картины мира на прочие науки; 2-комбинирование из ряда лидирующих частных картин единой.
- и естественнонаучную картину мира. В зависимости от предмета познания - она может быть физической, астрономической, химической, биологической и т.п.
Научные картины мира выполняют эвристическую роль в процессе построения фундаментальных научных теорий. Они тесно связаны с мировоззрением[2], являясь одним из важных питательных источников его формирования.
Требования к картине мира:
- отображать наиболее общие свойства и закономерности природы;
- допускать дополнения, исправления и уточнения в связи с появлением новых научных представлений;
- постоянно проверяться, и соотноситься с изменениями окружающего мира.
Каждая картина мира строится на основе определенных научных теорий и по мере развития практики и познания одни картины мира сменяются другими.
Сначала люди задумывались об устройстве окружающего их мира, эти представления имели форму мифов и передавались от одного поколения к другому. Им на смену приходят представления, основанные на наблюдениях реальных явлений и процессов природы. Так возникла стихийно-эмпирическая картина мира, которая носила личностный характер, и была связана с жизненным опытом конкретного индивида. С появлением экспериментального естествознания новые взгляды на окружающий мир стали основываться на результатах точных экспериментов и поэтому стали рассматриваться в качестве естественнонаучной картины мира.
Функции научной картины мира:
1) Научная картина мира устанавливает связь между научным знанием и тем реальным миром. Нормативная - задает систему принципов освоения универсума, влияет на формирование социокультурных и методологических норм научного исследования.
2) Научная картина мира систематизирует научные знания. Что предполагает поиск таких общих понятий и принципов, которые помогают понять роль конкретных закономерностей в общей системе научного знания.
3) Научная картина мира как исследовательская программа. Так, возникновение более общей картины мира, например естествознания, предполагает анализ различных дисциплин, изучающих природу. Еще более обширный и глубокий анализ приводит к формированию общей научной картины мира, то есть научные картины мира различного уровня глубины можно рассматривать как результат осуществления соответствующей исследовательской программы.
Свойства современной научной картины мира:
- объективность – направлена на изучение сущности самой вещи;
- строгость, достоверность, обоснованность, доказательность;
- динамичность – постоянное стремление к развитию;
- закономерность – представляет мир как совокупность причинно обусловленных событий.
Революции в разных науках, внося изменения в конкретные науки, порождают флуктуации[3] картины мира, приводят к пересмотру ранее сложившихся в науке представлений. При этом новые картины сначала выдвигаются в форме гипотез. Картина мира в такой форме проходит этап обоснования и сосуществует рядом с традиционной картиной мира. Для сохранности центрального теоретического ядра образуется ряд дополнительных моделей и гипотез для адаптации к аномалиям. Затем утверждается новая картина, благодаря тому, что ее принципы, проверенные в опыте, становятся базой для новых фундаментальных теорий.
Представления о мире, которые вводятся в картинах, всегда испытывают воздействие со стороны самых разных элементов общественной жизни.
Эволюция научной картины мира
1. Классическая.
Строится по принципу механики, ей соответствует образ мироздания как часового механизма. Объяснительный эталон - причинно-следственная зависимость. Прошлое определяет настоящее, настоящее – будущее. Все состояния мира могли быть предсказаны.
2) Неклассическая.
С ней связана парадигма относительности, дискретности, квантования, вероятности (связана с разработкой квантовой теории, термодинамики[4]).
3) Постнеклассическая картина мира.