История возникновения и развития диалектического материализма
Непосредственными идейными источниками марксизма были основные философские, экономические и политические учения конца XVIII — первой половины XIX вв. К. Маркс и Ф. Энгельс творчески переработали идеалистическую диалектику Г. Гегеля и предшествующий философский материализм, в особенности учение Л. Фейербаха. В диалектике Г. Гегеля они вскрыли революционные моменты — идею развития и противоречие как его источник и движущую силу.
Фейербах Людвиг Андреас (1804-1872), немецкий философ-материалист и атеист. Сын известного юриста А. Фейербаха. Окончив гимназию, поступил в 1823г. на теологический факультет Гейдельбергского университета. Неудовлетворённый догматической ортодоксией, переехал из Гейдельберга в Берлин, где слушал лекции Г. Гегеля, под воздействием которых и формировались воззрения философии. По окончании Берлинского университета в 1828г. защитил в Эрлангенском унверситетете диссертацию «О едином, всеобщем и бесконечном разуме», в целом выдержанную в духе гегелевского идеализма. Однако уже в этот период проявилось расхождение Л. Фейербаха с Г. Гегелем в отношении к религии вообще, к христианской — в частности, несовместимой, по убеждению Л. Фейербаха, с разумом и истиной. После защиты диссертации Л. Фейербах стал приват-доцентом Эрлангенского университета, где с 1829г. читал курс «гегелевской философии» и истории новой философии. В 1830г. Л. Фейербах анонимно опубликовал сочинение «Мысли о смерти и бессмертии», в котором отвергал идею бессмертия души. Авторство Л. Фейербаха было установлено, книга конфискована и Л. Фейербах был лишён права преподавания. Но Л. Фейербах не прекратил научную деятельности. В трёхтомной работе по истории философии XVII в. Л. Фейербах, оставаясь ещё в целом на гегельянских позициях, уделяет большое внимание философам- материалистам и атеистам и высоко оценивает их вклад в развитие научной мысли. В 1836г. Л. Фейербах женился и в течение 25 лет почти безвыездно жил в деревне Брукберг, где жена его была совладелицей небольшой фарфоровой фабрики. В 1859г. фабрика обанкротилась, и Л. Фейербах переселился в Рехенберг, где провёл последние годы жизни в жестокой нужде.
Л. Фейербах горячо приветствовал Революцию 1848г. Однако он не принимал активного участия в политической жизни; даже будучи в 1848г. депутатом франкфуртского Национального собрания, оставался политически пассивным. В последние годы жизни Фейербах проявлял большой интерес к социальным и экономическим проблемам, изучал «Капитал» К. Маркса, а в 1870г. вступил в социал-демократическую партию.
Основные сочинение Л. Фейербаха: «К критике философии Гегеля»(1839), «Сущность христианства» (1841), «Предварительные тезисы к реформе философии» (1842), «Основные положения философии будущего» (1843).
Главным делом жизни Л. Фейербаха была непримиримая борьба против религии. В противовес гегелевской философии религии Л. Фейербах рассматривал философию и религию как миропонимания, взаимно исключающие друг друга.
Девиз Л. Фейербаха: «Человек человеку бог» как противоречие от теистической религии. Теизм (от греч. teos – бог) – религиозное мировоззрение, исходящее из понимания абсолютного бытия как бесконечной божественной личности, сотворившей мир и в дальнейшем распоряжающийся им. Причина живучести религиозный верований, по Л. Фейербаху,— не только обман, использующий невежество, но и чувство зависимости, ограниченности, бессилия человека по отношению к неподвластным его воле стихиям и силам. Бессилие ищет выход в порождаемых фантазией надежде и утешении — так возникают образы богов как источника осуществления человеческих упований. Бог, по Л. Фейербаху, будучи проекцией человеческого духа, отчуждается от последнего, объективируется, ему не только приписывают самостоятельное существование, но превращают из творения человека в его творца, в первопричину всего существующего и ставят самого человека в зависимость от вымышленного им «высшего существа». Религия, по мысли Л. Фейербаха, парализует стремление человека к лучшей жизни в реальном мире и к преобразованию этого мира, подменяет его покорным и терпеливым ожиданием грядущего сверхъестественного воздаяния.
В центре учения Л. Фейербаха— человек как «... единственный, универсальный и высший предмет философии...». Человек, по Л. Фейербаху, есть материальный объект и одновременно мыслящий субъект. С этой позиции Л. Фейербах отвергал вульгарный и механистический материализм. Выдвигая на первый план опыт как первоисточник знания, Л. Фейербах подчёркивал взаимную связь чувств, созерцания и мышления в процессе познания[44].
Всемирно-историческое значение философских и антирелигиозных идей Л. Фейербаха проявилось в том, что его материализм стал исходным пунктом становления философии марксизма. Более сорока лет спустя после критики К. Марксом в «Тезисах о Л. Фейербахе» ограниченности фейербаховского материализма, Ф. Энгельс писал: «...За нами остается неоплаченный долг чести: полное признание того влияния, которое в наш период бури и натиска оказал на нас Фейербах в большей мере, чем какой-нибудь другой философ после Г. Гегеля»[49].
Для формирования марксизма важное значение имели идеи представителей классической буржуазной политической экономии (Смит, Рикардо и др.); труды социалистов-утопистов (СенСимон, Фурье, Оуэн и др.) и франц. историков времён Реставрации (Тьерри, Гизо, Минье). Большую роль в развитии диалектического материализма сыграли достижения естествознания конца XVIII и XIX вв., в котором диалектика стихийно пробивала себе дорогу.
В разработке положений диалектического материализма после смерти К. Маркса и Ф. Энгельса, главным образом в его пропаганде и защите, в борьбе против буржуазной идеологии много сделано их наиболее выдающимися учениками и последователями в различных странах: в Германии — Ф. Мерингом (1846-1919), во Франции — П. Лафаргом (1842-1911), в Италии — А. Лабриолой (1843-1904), в России — Г.В. Плехановым (1856-1918), который с большим талантом и блеском критиковал идеализм и филос. ревизионизм. Философские труды Г.В. Плеханова кон. XIX — нач. XX вв. В. И. Ленин оценивал как лучшие во всей международной философской литературе марксизма.
Новым, высшим этапом в развитии марксистской философии является теоретическая деятельность В.И. Ленина. В.И. Ленин развил дальше марксистское учение об объективной, относительной и абсолютной истине и показал их диалектическую взаимосвязь. В.И. Ленин сформулировал положение о единстве диалектики, логики и теории познания, определил основные принципы диалектической логики.