Случайность и компьютеры
Случайность — проявление внешних неустойчивых связей в действительности, проявление результата пересечения (совпадения) независимых процессов или событий; проявление неотъемлемого дополнения к законам необходимости.
Представления о случайности зародились при самых первых попытках осознания человеком своего бытия и стали неизбежными при объяснении поведения человека, его судьбы. С понятием случайности связан вопрос о свободе воли человека, издавна занимавший различных мыслителей. Отрицание случайности неизбежно приводило к фатализму, представлению о предопределенности всего происходящего в мире.
Компьютер (англ. computer, МФА: [kəmˈpjuː.tə(ɹ)][1] — «вычислитель») — устройство или система, способное выполнять заданную, чётко определённую последовательность операций. Это чаще всего операции численных расчётов и манипулирования данными, однако сюда относятся и операции ввода-вывода. Описание последовательности операций называется программой.[2]
Электронная вычислительная машина, ЭВМ — комплекс технических средств, предназначенных для автоматической обработки информации в процессе решения вычислительных и информационных задач.[3]
Название «ЭВМ», принятое в русскоязычной научной литературе, является синонимом компьютера. В настоящее время оно почти вытеснено из бытового употребления и в основном используется инженерами цифровой электроники, как правовой термин в юридических документах, а также в историческом смысле — для обозначения компьютерной техники 1940—1980-х годов и больших вычислительных устройств, в отличие от персональных.
Электронная вычислительная машина подразумевает использование электронных компонентов в качестве её функциональных узлов, однако компьютер может быть устроен и на других принципах — он может быть механическим, биологическим, оптическим, квантовым и т. п. (подробнее: Классы компьютеров По виду рабочей среды), работая за счёт перемещения механических частей, движения электронов, фотонов или эффектов других физических явлений. Кроме того, по типу функционирования вычислительная машина может быть цифровой (ЦВМ) и аналоговой (АВМ).
Слово компьютер является производным от английских слов to compute, computer, которые переводятся как «вычислять», «вычислитель» (английское слово, в свою очередь, происходит от латинского computāre — «вычислять»). Первоначально в английском языке это слово означало человека, производящего арифметические вычисления с привлечением или без привлечения механических устройств. В дальнейшем его значение было перенесено на сами машины, однако современные компьютеры выполняют множество задач, не связанных напрямую с математикой.
Впервые трактовка слова компьютер появилась в 1897 году в Оксфордском словаре английского языка. Его составители тогда понимали компьютер как механическое вычислительное устройство. В 1946 году словарь пополнился дополнениями, позволяющими разделить понятия цифрового, аналогового и электронного компьютера.
107.Материя как философская категория (По книге В.И. Ленина "Материализм и эмпириокритицизм "). Современная наука о строении и свойствах материи .
«Материализм и эмпириокритицизм» можно назвать главным философским трудом В И Ленина. Здесь Ленин подвергает всесторонней критике буржуазную идеалистическую философию и философский ревизионизм, но стоит отметить, что эта страстная революционная критика органически сочетается с глубокой научностью.
«Материализм и эмпириокритицизм» - классическое произведение ленинского этапа в развитии марксистской философской мысли. Ленин всесторонне разработал, применительно к новым историческим условиям, все составные части марксизма, в том числе диалектический и исторический материализм. Человек, читавший Ленина, легко может заметить, что многие его труды, даже не посвященные специально философским проблемам, часто являются образцом применения материалистической диалектики к общему анализу исторической обстановки.
В И Ленин считал, что именно в те годы, после поражения первой русской революции (1905 года) на первый план должны выдвигаться основные положения марксистской философии.
« …это время, когда основные теоретические, и в том числе философские вопросы для всякого живого направления выдвигаются на первое место!» - писал Ленин. Для понимания труда Ленина, несомненно, нужно учитывать некоторые особенности развития философской мысли того времени и принимать во внимание объективные исторических обстоятельства.
В конце 19 – начале 20 века в Европе получила широкое распространение философия «критического опыта» - эмпириокритицизм, или махизм. Возникшая как одна из разновидностей позитивизма, она претендовала на роль «единственно научной» философии, стремящейся преодолеть односторонность как материализма, так и идеализма. (В И Ленин же, подвергая это учение общей критике, говорит о том, что в реальности за этой формой скрывалась субъективно-идеалистическая, реакционная сущность.)
В кругу людей, примкнувших к эмпириокритицизму, оказались такие видные ученые, как Пуанкаре, Эйнштейн, ряд социал-демократов, таких как Каутский, австриец Ф Адлер, и тд.
В России же к махистам примыкали Валентинов, Юшкевич, Богданов, Базаров, Луначарский.
Что же касается реальных исторических обстоятельств, то нельзя не отметить того обстоятельства, что к началу 20 века произошла истинная революция в естествознании.
Еще в 1895 были открыты рентгеновские лучи, далее в 1996 - явление радиоактивности, электрон – 1897, радий – 1898, и тд. Такое форсированное развитие науки показало ограниченный характер существовавшей до тех пор физической картины мира. Начался пересмотр целого ряда понятий, выработанных прежней классической физикой, представители которой стояли, как правило, на позициях стихийного, неосознанного материализма. Классическая физика исходила из метафизического отождествления материи как философской категории с определенными представлениями о ее строении. Когда же эти представления коренным образом изменились, философы-идеалисты, а также отдельные физики, стали говорить об исчезновении материи, доказывать несостоятельность материализма, отрицать объективное значение научных теорий.
В то время, в отличие от эпохи Маркса и Энгельса, когда на первом плане стояла задача развития и защиты материалистического понимания истории и материалистической диалектики, на рубеже веков решающее значение приобрела защита и развитие марксистского философского материализма и диалектико-материалистической теории познания.
Ленин не только проанализировал суть кризиса физики, но и определил путь выхода из него - усвоение физиками диалектического материализма.
«Материя – есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них» - писал В И Ленин.
Материю он рассматривал в неразрывной связи с движением, подчеркивая, что объективная реальность и есть материя.
В книге «Материализм и эмпириокритицизм» дальнейшее развитие получила данная еще Энгельсом формулировка основного вопроса философии – о соотношении материи и сознания. Указывая на первичность материи по отношению к сознанию, Ленин подчеркивает, что абсолютная противоположность материи, бытия и сознания, мышления, ограничивается пределами «основного гносеологического вопроса», что «за этими пределами относительность данного противоположения несомненна». В своей книге Ленин отстаивает материалистическое понимание психического, сознания как высшего продукта материи, как функции человеческого мозга, подчеркивает, что сознание есть отражение внешнего мира.
В своей работе Ленин раскрывает сложный диалектический процесс познания, показывая, что диалектика и есть теория познания марксизма. (Это положение более четко еще будет сформулировано Лениным позднее в «Философских тетрадях» 1914-15 годов).
Замечательным примером применения диалектики к исследованию процесса человеческого познания можно считать приведенный в книге анализ учения об истине. Ленин определяет истину как сложный, противоречивый процесс развития знания и рассматривает его с различных сторон. Ленин раскрывает значение практики в процессе познания как основы и цели познания, как критерия истины, показывает, что точка зрения жизни, практики, должна быть первой и основной в теории познания, что она неизбежно приводит к материализму.
Исходя из материалистической диалектики, Ленин выдвинул положение о неисчерпаемости материи.
«Природа бесконечна, но она бесконечно существует, и вот это-то единственно категорическое, единственно безусловное признание ее существования вне сознания и ощущения человека и отличает диалектический материализм от релятивистского агностицизма и идеализма»
В своей книге Ленин рассматривает и такие философские проблемы естествознания, как вопрос о качественном многообразии материи и форм ее движения, принцип причинности, вопрос об объективной реальности пространства и времени как основных форм существования материи и другие. Можно сказать, что эти ленинские идеи явились неким обобщением с позиций диалектического материализма целого этапа в развитии естествознании, в особенности в физике.
Ленин в «Материализме и эмпириокритицизме» показывает неразрывное единство диалектического и исторического материализма., развивает основные положения исторического материализма, прежде всего – положение об определяющей роли общественного бытия по отношению к общественному сознанию.
Стоит так же отметить, что многие исследователи (особенно сотрудники Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС) признавали «Материализм и эмпириокритицизм» Ленина - великим произведением марксистской философии , имеющим огромное значение для овладения диалектико-материалистическим мировоззрением.
Философское учение о материи. Современная наука о строении и свойствах материи
17-18в — период становления и развития материализма. Мат-зм принимает бытие как физическую реальность, противостоящую челу. Бытие отожествляется с природой. Материя — первооснова бытия, она бесконечна в пространстве и времени и не зависит от нашего сознания. Материя - это прежде всего результат внутриличностного осмысления мира и его личностных оценок.
Материя - это:
Объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им. - характеристика материи через основной вопрос мировоззрения, а не через понятие вещества или набор его свойств.
Субстанция. Вопрос о характере субстанции - главный в определении сущности основных направлений философии.
Существует и другая точка зрения, согласно которой нужно отказаться от представления о материи как субстанции - гносеологический признак материи.
Материализм понимает материю как единственно существующую субстанцию. Она несотворима, неуничтожима, вечна и бесконечна. Материя обладает следующими свойствами: конечностью и бесконечностью, прерывностью и непрерывностью, системностью, массой и энергией и т. д. Но важнейшими свойствами являются:
пространство; время; движение как способ существования материи.
Объективная непрерывность пространства и времени и их прерывность обуславливают движение материи, которое является основным способом её существования. Движение материи - абсолютно, её покой - относителен. С философской точки зрения движение есть всякое изменение вещей и процессов и представляет собой единство моментов перемещения вещей и процессов и их изменения.
Пространство характеризуется протяжённостью и структурностью материальных объектов в их соотношении с другими образованиями. Время характеризуется длительностью и последовательностью существования материальных образований в их соотношении с другими материальными образованиями.
Общие свойства пространства и времени: объективность, всеобщность.
Основными свойствами пространства являются: протяжённость, однородность, равноправность всех возможных направлений, трёхмерность.
Основные свойства времени: длительность, однородность, одномерность, необратимость.
Понятие материи прошло несколько этапов в своём историческом развитии:
этап наглядно - чувственного её представления. В ранних древнегреческих философских учениях в основу мира полагались те или иные природные стихии: вода, воздух, огонь и т. п. Всё существующее считалось модификацией этих стихий.
Этап вещественно-субстратного представления о материи. Материя отождествлялась с веществом, с атомами, с комплексом их свойств, в том числе свойством неделимости.
Этап философско-гносеологического представления о материи.
Этап философского субстанциально-аксиологического представления о материи. Происходит личностное понимание материи, прежде всего с точки зрения категории личности.
Постановка вопроса о материи как субстанции может стимулировать разработку общенаучных понятий. Невозможно, к примеру, полно раскрыть причинность без обращения к физическим взаимодействиям, понятиям "вещество", "энергия" и др. Для раскрытия собственно философских понятий необходимо привлечение понятий, касающихся всей природы. Очень важно, например, установить критерии физического существования, в том числе с целью отграничения "материального" от теологических феноменов. В не меньшей степени это касается также связей философии с психологией, социологией, гуманитарными науками.
108. Программа партии "Алаш".Образование правительства "Алаш Орда" (А.Букейханов, Х.Досмухамедов, М.Шокаев и др.) Трагедия алашординцев.
Образована из группы членов партии кадетов — этнических казахов, оформившейся во время событий 1905 г. На Первом Всеказахском съезде, проходившем в г. Оренбурге с 21 по 28 июля 1917 г. произошло организационное оформление партии «Алаш». На этом же съезде были приняты решения по 14 вопросам, в том числе таким ключевым, как форма государственного устройства России (парламентская федеративная республика), республика казахских областей, землеустройство казахского населения, отношение к религии, вопрос о положении казахской женщины, подготовка выборов в Учредительное собрание .Проект программы партии «Алаш», опубликованный перед выборами в Учредительное собрание России, ставил в качестве первоочередных задач всеобщее избирательное право, пропорциональное национальное представительство, демократическую Российскую федеративную республику с президентом и законодательной Думой, равенство республик, входящих в состав России, демократические свободы, отделение церкви от государства, равноправие языков и др. [2]. В ноябре 1917 г. на выборах в Учредительное собрание партия «Алаш» получила большинство голосов и 43 депутатских места. По количеству голосов, полученных на выборах в Учредительное собрание (262404 голоса), «Алаш» занимала 8 место среди полусотни партий, существовавших в России накануне Октябрьской революции
Образована из группы членов партии кадетов — этнических казахов, оформившейся во время событий 1905 г.
На Первом Всеказахском съезде, проходившем в г. Оренбурге с 21 по 28 июля 1917 г. произошло организационное оформление партии «Алаш». На этом же съезде были приняты решения по 14 вопросам, в том числе таким ключевым, как форма государственного устройства России (парламентская федеративная республика), республика казахских областей, землеустройство казахского населения, отношение к религии, вопрос о положении казахской женщины, подготовка выборов в Учредительное собрание [1].
Проект программы партии «Алаш», опубликованный перед выборами в Учредительное собрание России, ставил в качестве первоочередных задач всеобщее избирательное право, пропорциональное национальное представительство, демократическую Российскую федеративную республику с президентом и законодательной Думой, равенство республик, входящих в состав России, демократические свободы, отделение церкви от государства, равноправие языков и др. [2]. В ноябре 1917 г. на выборах в Учредительное собрание партия «Алаш» получила большинство голосов и 43 депутатских места. По количеству голосов, полученных на выборах в Учредительное собрание (262404 голоса), «Алаш» занимала 8 место среди полусотни партий, существовавших в России накануне Октябрьской революции
На Втором общеказахском съезде в декабре 1917 г. была провозглашена Алашская автономия и сформирован временный Народный Совет, которому присвоено наименование «Алаш-Орда». Предусматривалось последующее утверждение конституции Алашской автономии Всероссийским Учредительным собранием [3].