Сознание – социальное явление, высшая форма отражения мира
В древней философии под сознанием понимался некий внутренний мир человека («душа»), играющий особую роль в его жизни. Считалось, что тело смертно, а душа бессмертна. Демокрит рассматривал душу как сочетание особых, чувственных атомов. Платон впервые разделил все сущее на два мира — мир вещей («неподлинный» мир) и мир идей («подлинный» мир). По мнению Платона, идеи являются источником («демиургом») всех вещей и их разнообразия.
В средние века сознание и разум рассматривались как важнейшие атрибуты (свойства) Бога. А поскольку человек якобы сотворен Богом как подобие его, то и сознание человека есть дар и искра Божья, пылинка вечного божественного пламени. Считалось, что душа несравненно выше тела, она олицетворяет собой высокое и совершенное, идущее от Бога. А.Августин подчеркивал, что сияние духа ярче луны, звезд и даже самого Солнца.
В эпоху Возрождения в философии господствовал пантеизм,и сознание трактовалось как свойство всей природы (Д.Бруно, Н.Кузанский и др.). Считалось, что природе тоже присуща душа и присущи все иные проявления высокого божественного начала.
В Новое время возник дуализм,с точки зрения которого мир Природы и мир Духа есть две совершенно равноправные и самостоятельно существующие субстанции (основы) мира — вещественные и духовные.
Французский материализм XVIII в. исходил из тезиса о том, что сознание — это особая функциячеловеческого мозга, с помощью которой человек отражает внешний мир. Мозг есть носитель этой функции, и с его гибелью погибает и сама душа. «Утверждать, что душа будет ощущать, мыслить, страдать после смерти тела — все равно, что утверждать, что разбитые на тысячу кусков часы смогут продолжать звонить и отмечать время», — так рассуждал об этом П.Гольбах.
В философии Г.Гегеля сознание предстало как некое vj вечное первоначало («абсолютная идея»), которое лежит в основе всего сущего и. творит мир из самого себя. Гегель применил принципы историзмаи деятельностипри исследовании сознания. Оно рассматривалось им как продукт активной деятельности человека в рамках конкретной исторической эпохи и ее культуры.
Во второй половине XIX в. на волне всплеска естественных наук получил распространение так называемый вульгарный(грубый, упрощенный) материализм (Л.Бюхнер, К.Фогт и др.). В нем сознание отождествлялось с физиологическими процессами, протекающими в мозгу человека. Оно есть якобы движение «мозгового вещества» как особого рожа жидкости, качество которой зависит от состава пищи. Соответственно, был выдвинут тезис: «Человек есть то, что он ест».
В отечественной философии и естествознании наибольший вклад в теорию сознания и психики внесли И.М.Сеченов, В.М.Бехтерев, И.П.Павлов. Они исследовали физиологические основы психической деятельности человека. Позднее в этом направлении активно работали С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, Л.С.Выготский и Другие ученые. Сознание рассматривалось ими как социальный феномен, активное отражение общественных отношений в ходе деятельности человека.
С точки зрения современной науки, сознание есть высшая форма (способ) отражения внешнего мира, присущая только человеку.
Можно также говорить, что сознание — это свойствофункционирующего мозга, заключающееся в эмоционально-волевом и чувственно-рациональном отражении объективной действительности. Оно выступает как бесконечный потокобразов внешнего мира, существующих во внутреннем духовном мире человека и являющихся необходимым условием его практической деятельности.
Сознание является субъективнымобразом объективного мира. Оно всегда предполагает и определенное отношениечеловека к окружающему миру и к другим людям. Сознание — это всегда и самосознание,т.е. выделение человеком себя из остального мира, осмысление смысла своей жизни, постановка целей собственной деятельности. Ядром же сознания является знание,включающее в себя разнообразные научные и ненаучные сведения о внешнем мире.
Изложенное нами выше можно представить в виде Формулы сознания.Сознание = знание о мире + самосознание + отношение человека к миру. Сознание — это человеческийспособ отражения мира, основанный на целенаправленном и систематическом получении и применении разнообразных знаний о мире. Какими же характеристиками оно обладает? Отвечая на этот вопрос, мы выделим следующее.
Как утверждает наука и естественнонаучная философия, сознание вторично.Это означает, во-первых, что оно есть результат длительной эволюции природы и совершенствования форм отражения. Во-вторых, содержание сознания (чувства и мысли, образа и идеи и пр.) обусловлено воздействием внешнего мира, «взяты» у него в ходе активной практики человека. В этом смысле сознание, будучи миром чувств и идей, как бы не имеет собственной истории, поскольку «вплетено» в поток исторического времени. Оно всегда конкретно-исторично, т.е. напрямую зависит от характера и содержания эпохи. Говоря об этом, можно для примера сравнить сознание первобытного дикаря и сознание современного человека. Вторичность сознания порождает многообразие его типов в различные эпохи истории человечества. В философии это проявляется в наличии многих типов мировоззрения (космоцентризм, пантеизм и др.) как способов теоретического мышления и картин (образов) мира и человека в нем.
Сознание социально,т.е. формируется и проявляет себя только в совместной деятельности людей. По словам К.Маркса сознание «с самого начала есть общественный продукт и остается им, пока вообще существуют люди». История с известным литературным персонажем Робинзоном Крузо подтверждает правоту этого тезиса. Чтобы сохранить свой человеческий (в социальном и духовном смысле) облик, Робинзону понадобилсяПятница как соратникв его жизни. Факт социальной природы сознания подтвердили и знаменитые опыты со слепоглухонемыми детьми, которые проводились в 70-х годах в Московском университете под руководством советских ученых А.И.Мещерякова, С.И.Соколянского, Э.В.Ильенкова и других исследователей.
Сознание субъективно,т.е. его характеристики во многом определяются индивидуальными качествами человека как субъекта духовной жизни (возраст, пол, социальный статус, имущественное положение и др.). Все это активно влияет на стиль мышления, особенности восприятия мира (например, — тины темперамента), на соотношение эмоционального и рационального в возникающих образах. Сознание - это та реальность, которая существует только в нас,только вместе с нами, а не независимо от нас. Оно всегда является обобщением собственного опыта индивида, его радостей и страданий. Ф.М.Достоевский высказал в связи с этим очень глубокую мысль о том, что страдание есть единственная причина сознанияи духовности человека. Страдание, как правило, проходит, но выстраданное в жизни остается с человеком навсегда и присутствует в его духовном опыте.
Сознание имеет предметно-практическую природу.Известно ведь, что человеческую мысль невозможно увидеть ни в один микроскоп, пусть даже и самый совершенный. По словам Ф.Энгельса, в ней нет «ни грана вещества». Однако сознание все же постоянно проявляет себя в актах и продуктах деятельности человека. Оно обнаруживает себя в процессе опредмечивания,т.е. превращения субъективной реальности в реальность объективную, материальную. Опредмечивание — это воплощение человеком своего «Я» путем создания нового, предметного мира в ходе практики в различных ее формах. В этом «небывшем» мире сознание и угасает, переходя в иную — вещественную форму. Так протекает создание человеком другого мира — мира культуры. Напротив, распредмечиваниеесть извлечение человеком того опыта, который как бы «спрятан» в предметах (например, в книгах), запечатлен в них.
Что касается происхождениясознания, то наукой убедительно доказан факт его зарождения по мере становления социальной формы движения материи. Появление сознания было подготовлено эволюцией форм жизни на Земле. Но, по-видимому, нельзя не учитывать и факторы космического характера. Такая мысль проводится, в частности, в работе Тейяра де Шардена «Феномен человека». В ней философ высказывал мысль о том, как в рамках так называемой «космической магистрали» возникли элементы сознания, сформировались жизнь и психика, появился некий Дух Земли и т.д. В этом смысле материя и есть, по Тейяру, «мать духа», а сам дух -«высшее состояние материи».
Попытка объяснить возникновение сознания естественными причинами имело место еще у Демокрита. Он полагал, что это происходило под воздействием прежде всего коллективного образа жизни людей, использования орудий труда и огня. Сознание формировалось под воздействием социальной нужды,т.е. потребности людей в выживании и дальнейшем совершенствовании общества.
Французские материалисты XVIII в. делали упор на понимании сознания как итогеэволюции природы. По их мнению, человек — это как бы совершеннейшие часы, а мозг является их важнейшим механизмом. Но мозг отшлифован не только природой, но и социальным опытом людей, их общественным воспитанием. Благодаря языку и накоплению знаний человек стал способен к общественной жизни и превратился в самое совершенное живое существо.
Одним из первых, кто попытался объяснить сам процесс формирования сознания, был Г.Гегель. По его мнению, оно возникает в ходе деятельностилюдей путем присвоения ими «абсолютной идеи» как некоего всеоб щего Духа. Этот тезис немецкий философ раскрывал на примере взаимоотношений между рабом и его господином. Раб делает вещи, а господин лишь потребляет их. В итоге раб образуется и обретает власть над вещами и даже... над господином. Ведь потребительский образ жизни господина ведет к его духовной деградации. В результате господин теряет свои человеческие качества, а раб приобретает их, в том числе и развивая свой духовный мир.
Ф.Энгельс в своей работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» развил так называемую трудовую теорию антропогенезаи происхождения сознания. В качестве важнейших он выделил следующие моменты этого процесса.
Прежде всего в ходе естественной эволюции человека сформировались биологическиепредпосылки сознания. К числу таковых Энгельс отнес прежде всего прямохождение, высвобождение руки для манипуляций предметами, достаточный объем мозга, наличие наглядно-образного («элементарного») мышления.
Под воздействием нужды человек научился трудиться,т.е. изготавливать орудия труда и целенаправленно применять их для изменения природы. В ходе труда человек стал получать сведения и знания о внешнем мире. По убеждению Энгельса, разум человека развивался по мере того, как человек «научался» трудиться. Более того, все органы чувств и вся психология человека обязаны труду как своему «отцу». По сути дела, труд и создал человека.
По мере эволюции и совместной деятельности первых людей стала возникать речь(вначале - в виде языка мимики и жестов) как процесс общения людей. Сформировался языккак сложная совокупность знаков, «вторая сигнальная система» (И.П.Павлов), носитель и хранитель информации о внешнем мире. Язык — это способ выражения человеческой мысли и ее сохранения, или, по словам Г.Гегеля, «тело мышления». Язык так же древен, как и само сознание.
В своем произведении Ф.Энгельс сделал вывод о том, что коллективный труди членораздельная речьявились основными факторами и движущими силами возникновения и становления человеческого сознания. Им была отмечена также и существенная роль других факторов — приручения огня, употребления мясной пищи, простейших нравственных норм в поведении людей.
Что касается религии, то в ней вопрос о происхождении сознания решается в контексте общего объяснения процесса возникновения мира и человека в нем.
Социальная природа сознания, о которой нами было сказано выше, проявляет себя прежде всего в его функциях.К числу таковых следует отнести прежде всего познавательнуюфункцию. С ее помощью происходит формирование человеком идеальных образов окружающего мира, создается картина этого мира. По сути дела, это есть основная функция сознания. Наиболее развита она у современного человека.
Целеполагающаяфункция предполагает выработку человеком целей собственной деятельности и идеалов, прогнозирование будущего, создание его образов и картин (в том числе иногда и иллюзорных, утопических). Цель же, как и закон, определяет действия и поступки людей, позволяет планировать их.
Регулятивнаяфункция означает, что сознание и его «продукты» (чувства, идеи, идеалы и др.) активно влияют на отношения между людьми и социальными группами. Тем самым сознание как бы вторгается в общественную жизнь и присутствует в ней. Идеи становятся, по выражению К.Маркса, «материальной силой», если они овладеют массами людей и отражают их интересы.
Сознание есть также способ трансляции(передачи) социального опыта входе совместной деятельности. Это происходит в форме знаний и способов мышления, приемов и правил деятельности людей.
Социальная природа сознания проявляется также и в том, что его субъектомявляется человек, действующий не в одиночку, а коллективно как общественное существо. Человек обретает свое сознание лишь по мере включения в мир культуры, который является воплощением и хранителем совокупного опыта человечества.
Непосредственным носителем сознания является отдельный человек (индивид). Мышление всегда сущест вует только как индивидуальное мышление многих миллиардов прошедших, настоящих и будущих людей. Духовный мир индивида обычно неповторим, а часто и вовсе не поддается разгадке. «Человеческий череп», — писал К.Маркс, есть «неприступная крепость». В связи с этим нельзя не сказать об особой роли воспитания и его сложности, поскольку к каждому воспитуемому необходимо применять индивидуальный подход, учитывать его жизненный опыт, состояние души и другие обстоятельства.
Однако сознание отдельных людей благодаря языку все же становится достоянием всего общества. В результате формируется общественное сознаниекак некий коллективный Разум в различных его формах — религия, мораль, искусство и др. Общественное сознание имеет очень сложную структуру и формы проявления и является весьма активным фактором исторического процесса.
Раскрывая особенности сознаниякак человеческого способа отражения, мы выделим следующее.
Сознание человека предполагает наличие понятийного мышления.Оно есть опосредованное и обобщенное отражение мира, дающее человеку знание о существенных сторонах и свойствах предметов этого мира. Мышление — это оперирование понятиями.Под понятием понимается мысль, которая отражает общие и главные (существенные) признаки предметов и явлений мира с помощью слов, например, - «стол», «дерево», «чело век» и т.д. У человека процесс мышления является относительно самостоятельным видом деятельности и даже профессией (ученые, писатели и др.). Разум человека есть, по словам Э.Фромма,«способность проникать сквозь данную нам в ощущениях поверхность явлений и постигать за ней суть». Именно благодаря разуму человек видит, конечно же, дальше самого зоркого орла. Видит, потому что может размышлять даже о невидимыхмирах и процессах. Он видит, потому что открывает то, что скрыто от наблюдения и не лежит на поверхности — внутренние процессы, законы и закономерности вещей и т.д. Человек видит очень далеко еще и потому что ему помогают в этом совершенные технические устройства, например, — электронный микроскоп, телескоп и другие приборы.
Процесс отражения у человека всегда носит, как отмечалось нами выше, целеполагающийхарактер. Это выражается в способности создавать цели как идеальные образы объектов своей практической деятельности. Благодаря наличию сознания человек достигает своих целей «сознательно», т.е. с помощью знания о предметах и явлениях. В своей голове человек может иметь не только образ настоящего, но и картину будущего, что в какой-то мере помогает ему уберечься от действий вслепую, методом «проб и ошибок». К.Маркс писал об этом следующее: «Паук совершает операции, напоминающие операции ткача, и пчела постройкой своих восковых ячеек посрамляет некоторых людей архитекторов. Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, т.е. идеально».
У человека меняется, в отличие от животных, сам характеротражения. Очевидно, что психика животных ориентирована на обеспечение приспособительнойдеятельности по отношению к внешней среде. Напротив, сознание человека нацелено преимущественно на обслуживание преобразовательнойдеятельности. Характер же деятельности и определяет характер отражения. Поэтому принято считать, что сознание человека носит активныйи творческийхарактер. Оно непосредственно участвует в процессах преобразования мира человеком. В этом смысле, говоря словами В.И.Ленина, «сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его».
Названное нами свойство активности и творчества означает и то, что с помощью сознания человек создает не только мир искусственных вещей. Он создает еще мир идей и образов, в том числе и таких, которым реально ничто не соответствует, например, идея и образ сфинкса. Сознание, будучи активным и творческим (творящим), может иногда как бы «отлетать» от реальной действительности. В результате оно порождает фантастические, иллюзорные образы, например, образ кентавра, заблуждения и массовые иллюзии типа коммунистической идеи и др. Все это есть как бы коллективные галлюцинации, искажения отражательного процесса. Разумеется, все они имеют естественные и разнообразные причины.
Специфичность сознания как особого «мира Духа» вовсе не означает его абсолютную (полную) противоположность материи как мира вещей. Такое противопоставление возможно лишь мысленно, в рамках важного философского вопроса о соотношении сознания и материи. В самой же действительности и в ходе деятельности человека такое противопоставление вряд ли оправдано. Сознание и материя постоянно переходят друг в друга (например, при создании произведений искусства), резкие границы между ними отсутствуют. Эти границы условны и текучи, не так четко выражены, как это подчеркивалось в некоторых философских учениях (Платон, Г.Гегель и др.).
3. Сознание и материя. Понятия «идеальное» и «сознательность»
Раскрывая соотношение сознания и бытия, следует сказать о роли мозга в отражении внешнего мира. Появление мозга было одной из важнейших предпосылок возникновения сознания. Человеческий мозг представляет собой весьма сложную структуру, которая управляет психической деятельностью индивида. Деятельность мозга есть физиологическая основа сознания.Сам же мозг является продуктом длительной биологической и социальной эволюции человека. Каждое из двух его полушарий отвечает за те или иные психические функции: левое — за рациональное мышление, правое — за образное восприятие мира. Что же еще известно современной науке о мозге?
Мозг новорожденного весил около 350 г, у взрослых людей — около 1300—1400 г, у некоторых — до 2000 г. Эта сложнейшая структура вещества вмещает в себя около 40 — 50 млрд. клеток (нейронов), каждая из которых имеет контакты примерно с 10 тысячами своих соседей. В обычной жизни функционирует всего лишь около 15 процентов клеток, а остальные составляют своеобразные резерв. Нормальный мозг способен вместить в себя информацию, равную примерно пятистам Британским энциклопедиям, которая состоит из 33 томов. Сеть нейронов человеческого мозга примерно в 1500 раз сложнее всей телефонной сети земного шара.
Однако следует непременно подчеркивать, что мыслит не мозг, а человек при помощи мозга. Мозг есть всего лишь орудие для мышления.В истории философии и науки иногда высказывались идеи о якобы независимости сознания от мозга, психического от физиологического, как бы обособленного их существования. В данном случае речь идет о концепции «психофизического параллелизма», имевшей некоторое распространение в XVIII — XIX вв. Напротив, русскими учеными — И.М.Сеченовым, И.П.Павловым и другими было разработано учение о физиологических основах человеческой психики, ее рефлекторной (отражательной) природе. Было выявлено и убедительно показано, что психическое и физиологическое есть два уровня (высший и низший) в деятельности мозга. Психика человека напрямую зависит и от его физиологии (например, его наследственные данные), и от социальной среды (например, наличие свободного времени, уровень жизни и др.).
В XX столетии на волне поразительных достижений научно-технического прогресса были созданы ЭВМ, выполняющие ряд сложных умственных функций человека. Стал дискутироваться вопрос о том, возможен ли так называемый «искусственный интеллект». Сможет ли машина мыслить? На эти вопросы можно дать такой краткий ответ.
Конечно, ЭВМ в состоянии выполнять, причем несравненно быстрее человека, многие операции. Но все же машина никогда не сможет заменить человека, и дело здесь вот в чем. Во-первых,машина всегда работает по программе, заложенной в нее человеком. Машина есть, по выражению Ф.Энгельса, некая «схема-шаблон», и ей не свойственно творчество, т.е. создание принципиальной новизны. Во-вторых,машине, в отличие от человека, неприсуще чуственно-эмоциональное отношение к миру. Она не знает воображения и фантазии, любви или гнева, она не умеет переживать. Машина, пусть даже и очень совершенная, лишь копирует и имитирует процесс человеческого мышления, но отнюдь не выполняет его полностью. Она есть всего лишь орудиечеловека, и потому она нижеего, она во власти своего создателя.
Для описания сознания часто употребляется понятие «идеальное». В философии оно имеет несколько иной смысл, нежели в обыденной жизни и искусстве, где под идеальным обычно принято понимать степень совершенства (изящности) предмета.
Впервые проблема идеального была обозначена Платоном в его учении о «мире идей». Эта тема была обстоятельно осмыслена в творчестве Г.Гегеля. В философском идеализме идеальное обычно рассматривается как основа и творец всей действительности.
С позиций современной научной философии идеальное воспринимается как субъективная реальность,создаваемая человеком с помощью своего сознания как свойства мозга. Это понятие раскрывает уникальную творческую природу человека, его способность создавать новый мир,в отличие от «мира вещей». Идеальное есть как бы иное бытие(другое, новое бытие) материи, ее «превращенная» (измененная) форма, созданная с помощью сознания. Кратко говоря, идеальное есть «двойник» («заместитель») материи, ее нематериальная копия.
Мир идеальноговключает в себя ощущения и эмоции, воображение и фантазию, понятия и представления, идеи, идеал и т.д. Идеальное — это мир чувственных и мысленных образов, созданных человеком и отражающих внешний мир. Этот мир содержит в себе не только образы того, что есть.Он включает и образы того, что нужночеловеку. Неудивительно, что в структуре идеального особую роль играет идеалкак своеобразный образец, высшая цель человека.
По определению К.Маркса, «... идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней». Термин «пересаженное» здесь следует понимать как «отраженное», а «преобразованное» — как представленное в человеческой голове в форме образов, понятий и т.д.
Идеальное является продуктом природной и социальной организации человека. Работы упомянутых нами выше психологов А.И.Мещерякова и С.И.Соколянского показали, что идеальное формируется только в обществе и посредством деятельности, а не является прирожденным свойством человека. Основным условием его формирования может быть лишь активное приобщение человека к предметно-практической деятельности, к миру культуры как воплощению совокупного опыта человечества. Без всего этого человек останется всего лишь «кандидатом» в люди, т.е. неразвившимся существом, придатком природного мира.
Идеальное есть очень важный элемент сущностных сил человека. С появлением «мира Духа» возникли и принципиально иные источники развития мира, до сих пор в природе не существовавшие. В итоге дальнейшая эволюция мира постепенно стала приобретать управляемыйхарактер и высокую динамичность, а человек превратился из раба обстоятельств в творца нового — искусственного — мира.
Понятие идеального характеризует человеческое сознание с точки зрения результатов отражательного процесса, которые отлиты в те или иные формы — в идеи, образы, представления и др. Что же касается понятия «сознательность», то оно характеризует человека и его деятельность с другой стороны. А именно — с точки зрения его способности действовать практически и творить мир со знанием дела.Иначе говоря, сознательность есть синоним разумности действий человека.Это понятие применяется также и для характеристики совокупного исторического процесса. Оно указывает на наличие в действиях людей высокой духовной компоненты, например, — сознательность политического процесса, отношения к природе и т.д. Напротив, отсутствие сознательности указывает на стихийность в деятельности людей, ее неразумность. Сознательность — это показатель того, насколько люди способны контролировать свою деятельность с помощью знаний об окружающем мире. Проблема сознательности есть проблема превращения сознания человека в реальную и активную силу совокупного исторического процесса.
Итак, наличие сознания характеризует человека как существо, способное действовать в этом мире разумно и творчески. Сознание создает необходимые предпосылки для утверждения человека в этом мире как существа познающего и самопознающего.