Культурология как наука в системе гуманитарного знания
Культурология – гуманитарная наука о сущности, закономерностях существования и развития, человеческом значении и способах постижения культуры. Оформление культурологии как специфической сферы гуманитарного знания относится к Новому времени и связано с философскими концепциями истории Вико, И.Гердера, Гегеля. Метод культурологии есть единство объяснения и понимания. Каждая культура рассматривается как система смыслов, имеющая свою сущность, свою логику, которая может постигаться путем рационального объяснения. Рац. объяснение есть мысленная реконструкция культ.-истор. процесса, исходя из всеобщей сущности, зафиксированной в формах мышления. Это предполагает использования идей и методов философии, которая выступает методологической основой культурологии.
В то же время, как и любая гуманитарная наука, культурология не может ограничиваться объяснением. Поэтому культурология для постижения своего предмета нуждается в понимании. (Первичное понимание предшествует объяснению). ЗАДАЧА КУЛЬТУРОЛОГИИ – осуществление диалога культур, в ходе которого мы приобщаемся к иным культурам, иным смысловым мирам, но не растворяемся в них. Культурологию нельзя сводить только к системе знаний. В культурологии есть не только система рационального знания, но и система внерационального понимания, и обе эти системы согласованны и одинаково важны для постижения культуры. Культурология изучает не только культуру, а целом, но и различные сферы культурной жизни, взаимодействуя с антропологией, психологией, социологией и т.д., в то же время, сохраняя собственное лицо и решая свои собственные исследовательские задачи. Иными словами, культурология является комплексной гуманитарной наукой. Культур-ия и философия. Философия по отношению к культур-ии играет методологическую роль, объясняет сущность и структуру культуры. Культ-ия и история. Использование метода и принципа историзма. История помогает выделить особенности культуры. Культ-ия и социология. Изучение социума.
Культ-ия и антропология. Этапы становления личности, всё о личности. В ней есть чисто теоретические разделы, а есть работы, по своему жанру напоминающие худож. произв-я.
Вообще культурология может изучать любой предмет, любое явление, при условии, что она обнаруживает в нем смысловое содержание, реализацию творческого человеческого духа.
6. Становление культурологии: основные исторические этапы.
В литературе намечен ряд этапов развития культурологии как самостоятельной дисциплины. Первый этап условно может быть назван философским. Здесь конституируется сама "идея культуры". Вспомним высказывание В. Межуева. Свою задачу, пишет он, философы видели в "выработке некоторой общей "идеи культуры", объясняющей смысл и направленность мировой истории в целом". Кстати, многие науки и дисциплины проходят этот этап.
Второй этап - эмпирическое изучение явления культуры. "Самую первую парадигму наук о культуре; - пишет Л, Ионии, - можно назвать эмпирической. Это сбор информации о разных народах, их нравах, обычаях, образе жизни, ее описание и попытки систематизации. В учебниках этот период обычно обозначается как предыстория, или доистория, науки" .(Заметим, что эмпирическое изучение явлений вряд ли стоит считать парадигмой) Понятно, что на этом этапе используются идея культуры и представления о культуре, формирующиеся на ее основе и в результате эмпирических исследований.
Третий этап - построение культурологии как научной дисциплины. Здесь вырабатываются принципы и критерии культурологической истины (объяснения), создаются идеальные объекты, строятся культурологические теории. Именно на этом этапе складываются дилеммы и парадигмы культурологии. При построении культурологической науки широко используются эмпирические исследования.
На четвертом этапе наряду с продолжающимся развертыванием культурологической науки складываются прикладные культурологические исследования, на которые все больше начинает ориентироваться культурологическое познание.
На современном этапе важную роль в развитии культурологии играет философская и методологическая рефлексия. И понятно почему. Наличие дилемм, разных парадигм и частично пересекающихся культурологических концепций и теорий делает необходимым критический анализ оснований и ценностей культурологии.