Гуманистическая функция философии.
«Философ, - отмечал А. Шопенгауэр, никогда не должен забывать, что философия есть искусство, а не наука».
В мировой философии четко просматриваются две тенденции: ее сближают либо с наукой, либо с искусством. О первой мы уже говорили, а представителями второй тенденции являются Къеркегор, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, Ф. Й. Шеллинг, Хайдеггер, экзистенциалисты: Камю, Ясперс, постмодернисты: М.Фуко, Ж. Деррида, Ж. Лиотар.
Итак, речь пойдет о чувственно-эстетической ориентации философии.
Греческое слово «эстетикос» буквально означает чувственный, чувствующий.
Почему довольно внушительный ряд философов придерживается не научной, а чувственно-эстетической ориентации?
Шеллинг, к примеру, считал, что идеалы философии может реализовать лишь тот, кто обладает художественным дарованием. В философии интеллектуальное дополняется эстетическим созерцанием и творчеством. Философия не довольствуется понятийным постижением мира, она еще стремится к возвышенному. В этом смысле искусство ей более сродни, чем наука.
В основании философии лежит не рациональное мировоззрение, а мироощущение, подъем к наивысшему, где претит забвение иррационального, и всякая попытка предпочесть понятие чувству.
Сравнение философии с искусством рельефно выявило гуманистическую функцию философии, ее предельно внимательное отношение к человеку. Философия существует не иначе как во имя человека.
Однако, пока не выявлена действенность философии, ее ориентацию на практику, вопрос «что делать?» все еще остается без ответа.
Практическая ориентация философии. Моральная функция
Философии.
Сфера этики и морали – это в первую очередь представления людей о добре и зле, добродетелях и пороках, должном и недолжном, ценностях и идеалах. В традиции философии, которая пошла от Аристотеля и И. Канта, принято считать этику практической философией.
Этика возникает там, где философия входит в непосредственный контакт с практической деятельностью людей.
С тем же энтузиазмом, с каким ведется поиск истины научной философией, а эстетикой – возвышенного и прекрасного, практическая философия заинтересована в достижении добра. Подлинная философия – это всегда поиск добра, сотворение нравственного человека.
Под практикой принято понимать деятельность человека, направленную на достижение цели.
Философ-теоретик стремится к достижению истины и к избавлению от заблуждений. Он по своему практичен, но в сфере мысли.
Философа-эстетика в качестве цели манит возвышенное и прекрасное, и он действует, и он практичен в чувственно-эмоциональной сфере.
Философ-этик в качестве цели избирает идеалы добра и поэтому он изначально действенен и практичен.
Таким образом, философия выявляет и вырабатывает смыслы человеческих деяний, поступков, формирует стратегические цели. В этом как раз и реализуется практический потенциал философии.
Философия вплетена в практическую деятельность человека, а это означает, что она – разновидность этой деятельности.
Назначение философии.
Мы рассмотрели научную, чувственно-эстетическую и этическую философии. Во всех трех случаях имело место абстрагирование от целостности философии, которые недопустимо абсолютизировать, иначе философия отождествлялась бы соответственно с наукой, искусством и практическим действием. Философия ориентируется на идеалы науки, искусства и практики, но эти идеалы приобретают в философии специфическое своеобразие.
Как заметил Шеллинг, философия имеет дело не только с истиной и не исключительно с нравственностью и прекрасным, а с тем, что их всех объединяет.
Итак, философия есть целое. Но в качестве учения о бытии она выступает как онтология(греч. Он – сущее, логос – учение, понятие, мысль, слово).
Выделение различных видов бытия – природы, человека, общества, техники – приводит соответственно к философии природы, философии человека или антропологии(греч. Антропос – человек), философии общества или социальной философии.
- Философию познания называют гносеологией (греч. Гносис – знание).
- Как учение о способах познания философия есть методология.
Разветвленными областями философии являются:
- философия науки;
- философия религии;
- философия языка;
- философия искусства (эстетика);
- философия практики (этика);
- философия культуры;
- история философии.
Подводя итог и определяя назначение философии, мы говорим, что под ее воздействием душа человека очищается и человек становится подлинно совершенным. Философия каждого зовет к благородству, истине, добру и красоте.