Тема 9. Диалектика как учение о развитии мира
Понятие диалектики. Историческое развитие представлений о диалектике. Объективная и субъективная диалектика. Функции диалектики. Понятие метода и методологии деятельности. Принципы диалектики. Детерминизм и индетерминизм. Понятие закона. Виды законов. Динамические и статистическиезакономерности.Законы диалектики. Диалектика и синергетика. Значение осведомленности о законах диалектики в экономической практике и познании явлений хозяйственной жизни. Понятие категории. Категории диалектики: единичное, особенное и общее; сущность и явление; содержание и форма; часть и целое; элемент и система; причина и следствие; необходимость и случайность; возможность и действительность. Методологическое значение категорий диалектики в познании социально-экономических явлений и процессов.
Список литературы
1. Буданов В.Г. Методология синергетики в постнеклассической науке и образовании.М.: ЛКИ, 2007.
2. Диалектика материального мира. Л., 1986.
3. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Синергетика. М., 2002.
4. Кучевский В.Б. Диалектическая концепция развития: Учеб. пособие. М.: МГУК, 1994.
5. Левин Г.Д. Философские категории в современном дискурсе. М., 2007.
6. Материалистическая диалектика. Краткий очерк теории. М., 1985.
7. Материалистическая диалектика: В. 5 т. М., 1981-1985. Т. 1-3.
8. Материалистическая диалектика как общая теория развития. Кн. 1.М., 1981.
9. Мир философии. Книга для чтения. В 2 ч. Ч. I. М., 1991.
10. Философия // под ред. Н.И. Сидоренко. М.: Изд-во Рос. экон. акад., 2004. С. 243 – 269.
11. Философский энциклопедический словарь. М., 1989.
12. Диалектика процесса познания. Л., 1988.
13. Шептулин А.П. Категории диалектики. М., 1971.
Вопросы для самопроверки:
1. Что такое диалектика?
2. Каковы законы диалектики?
3. Как соотносятся качество и свойства?
4. Какие ступени можно выделить в развитии противоречия?
5. В чем суть диалектического отрицания?
6. Что такое закон?
7. В чем заключается различие между динамическими и статистическими закономерностями?
8. Что такое синергетика?
9. Как сочетается диалектика и синергетика?
10. Что понимается под категориями диалектики?
11. Как можно применить законы диалектики при анализе экономических проблем?
Вопросы и задания для самостоятельной работы:
- Дайте определение диалектики и осветите основные этапы ее развития.
- Раскройте содержание понятий «объективная диалектика» и «субъективная диалектика»
- Объясните, что такое детерминизм и индетерминизм.
- Назовите принципы и раскройте законы диалектики.
- Какую роль играет знание диалектики в познании и в практике.
- Объясните различие между динамическими и статическими закономерностями.
- Назовите основные категории диалектики и раскройте их содержание.
Эссе, рефераты и доклады по теме:
- Понятие и историческое развитие диалектики.
- Сущность и назначение диалектики
- Детерминизм и индетерминизм.
- Диалектика, ее принципы и законы.
- Форма и содержание.
- Причина и следствие.
- Необходимость и случайность.
- Возможность и действительность.
- Категории диалектики и их роль в познании экономической реальности.
- Законы диалектики и их роль в экономике
Тема 10. Познание, его формы и методы
Гносеология в системе философии. Объект и субъект познания. Источник и природа знаний. Познание как процесс. Практика как основа познания. Вера и знание. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Познание, творчество, практика. Структура научного познания, его уровни, формы и методы.Методы эмпирического и теоретического познания. Проблема истины. Критерий истины.
Список литературы
Базовая литература
1. Философия / Под ред. Н.И. Сидоренко. М.: Рос. экон. акад., 2004.
Дополнительная литература
2. Алексеев П.В., Панин А.В. Теория познания и диалектика. М., 1991.
3. Баранов Г.В. Научный метод: понятие, структура, функции. Самара: Изд-во Самар. Ун-та, 2007.
4. Гаинский Б.А., Баксанский О.Г. Методология науки: когнитивный анализ. М., 2001.
5. Ильин В.В. Философия науки. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2003.
6. Ким В.В., Блажевич Н.В. Языки науки. Екатеринбург, 1998.
7. Косьмин А.Д., Метелев С.Е., Косьмина Е.А. Теория и методология познания. М.: Экономика, 2006. Гл. I, IV, V, VI, VIII, XII, XIV, XV, XVI.
8. Лекторский В.А. Субъект, объект, познание. М., 1980.
9. Майданов А.С. Методология научного творчества. М.: ЛКИ, 2008.
10. Метафизика: Учебное пособие / Под ред. Б.И. Липского, Б.В. Маркова, Ю.Н. Солонина. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2008. С. 369 – 560.
11. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология: учебно-методическое пособие. М.: СИНТЕГ, 2007.
12. Познание, понимание, конструирование / Под ред. В.А. Лекторского. М.: ИФ РАН, 2008. С. 3 – 133.
13. Рассел Б. Человеческое познание, его сфера и границы. М., 1997.
14. Рациональность на перепутье. В 2-х книгах. М., 1999.
15. Светлов В.А. История научного метода: Учебное пособие. М.: Академический проект, 2008.
16. Теория познания: В 4-х томах, М., 1991 – 1994.
17. Философия науки / Под ред. С.А. Лебедева. М., 2004. С. 270 – 294.
18. Хилл Т.И. Современные теории познания. М., 1965.
19. Чудинов Э.М. Природа научной истины. М., 1977.
Вопросы для самопроверки:
1. Что такое познание и теория познания?
2. Каковы уровни и формы познания?
3. Что значит понимать?
4. Что такое агностицизм?
5. Как соотносятся знание и вера?
6. Какова связь между субъектом и объектом познания?
7. Что такое истина?
8. Назовите наиболее известные критерии истины. В чем их особенности?
9. Что такое практика? И в какой мере она является критерием истины?
10. Признаками истины является объективность, относительность, абсолютность и конкретность. Что они означают?
11. Что такое рациональное и иррациональное?
12. Что представляет собой вненаучное знание?
13. Назовите критерии научности.
14. Какова роль интуиции в научном познании?
15. Каковы методы научного познания?
16. Что такое научное творчество?
17. Какие методы познания более продуктивны в экономических исследованиях?
Вопросы и задания для самостоятельной работы:
1. Раскройте вопрос о назначении теории познания.
2. Осветите понятие объекта и субъекта познания и раскройте их взаимодействие.
3. Назовите уровни и важнейшие формы познавательной деятельности.
4. Объясните, что такое практика и какова ее роль в познании.
5. Раскройте сущность понимания и объяснения.
6. Осветите вопрос о видах рациональности.
7. Объясните, в чем отличие рационализма от иррационализма.
8. Объясните, в чем заключается различие между научным и вненаучным знанием.
9. Раскройте взаимосвязь знания и веры.
10. Опишите эмпирические и теоретические методы научного познания.
11. Осветите сущность взаимосвязи между действительностью, мышлением.
12. Раскройте вопрос о критериях научности.
13. Что такое методология научного познания?
14. Осветите проблему истины и ее критериев.
Эссе, рефераты и доклады по теме:
1. Проблемы познания в философии.
2. Объект и субъект познания.
3. Формы и методы научного познания.
4. Знание и вера.
5. Научные и вненаучное познание.
6. Критерии научности.
7. Познание и практика.
8. Научное творчество.
9. Методология познания.
10. Теория истины.
Тема 11. Социальная философия: предмет и функции. Социальная структура общества.
Предмет социальной философии, ее структура и функции. Основные исторические этапы развития социальной философии. Общество и его структура. Общественные отношения и их виды. Материальное и духовное в жизни общества: единство и противоположность. Основные сферы общественной жизни людей. Движущие силы развития общества.
Свобода и необходимость. Насилие и ненасилие. Проблемы социального закона и закономерности. Специфика социального познания. Взаимодействие между объектом и субъектом познания.Социально-историческая обусловленность познания явлений общественной жизни. Взаимосвязь социальной философии и других общественных дисциплин. Социальная философия и экономика.
Понятие социальной структуры общества, её основные элементы. Социальная дифференциация общества, её причины и связь с изменениями в экономике, политике, культуре.Тип общества и социальная стратификация. Формы общности людей в истории.
Этнические формы общности: раса, род, племя, народность, нация, их характеристика. Понятие макро- и микроструктуры общества. Возникновение и сущность классов, сословий, слоёв, прослоек как элементов макроструктуры общества, их основные признаки, роль в историческом развитии.
Микросоциальная структура общества, её элементы. Малые группы, семья, трудовые и учебные коллективы, воинские подразделения, различные неформальные объединения.
Особенности социальной структуры современного общества в западных странах и в России. Принципы социальной стратификации, социальной мобильности, партнёрства, и их значение для философского понимания общества и истории.
Список литературы
Базовая литература
1.Философия / Под ред. Н.И. Сидоренко. – М., 2004. – Раздел III. Главы 16 и 19.
Дополнительная литература
2. Аверин А.Н. Социальная структура общества. М.: РАГС, 2006.
3. Барулин В.С. Социальная философия. М.: Гранд, 2002. Гл.2.
4. Беленький В.Х., Данилова Э.В., Лунев В.В.Социальная структура современного российского общества. Красноярск: Изд-во КГУ, 2006
5.Гобозов И.А. Социальная философия: учебник для вузов. М.: Академический проект, 2007. – Гл. I, II, IV.
6.Кучевский В.Б. Социальная философия: Общество и сферы его жизнедеятельности. М., 2003.
7. Модернизация социальной структуры российского общества / Отв. ред. З.Т. Голенкова М.: ИС РАН, 2008.
6. Новожилов А.М. Социальные группы как объекты и субъекты политики. М.: МИИТ, 2002.
7..Пушкарева Р.В. Общество: механизмы функционирования и развития. // Социально-политический журнал. 1998. № 1.
8.Савкин Н.С. Социальная философия. Саранск, 2008. С. 5 – 11, 33 – 50.
9. Солнцев С.И. Общественные классы. М.: Астрель, 2008. С. 23-378.
10. Средний класс в России / Отв. Ред. М.К. Горшков, Н.Е. ТихоноваМ., 2000.
11.Социальная философия: Хрестоматия. Ч. 1-3 / Сост. Г.С. Арефьева и др. М., 1994.
12. Файзулин Ф.С. Социальная стратификация современного российского общества: ее критерии и тенденции. Уфа: РМНЦ, 2007.
13. Философия: учебник/под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. 4-е изд., перераб. и доп. – М., Гардарики, 2007. – Глава 16. Социальная философия. – С.с. 455-9.
14. Хрестоматия по социальной философии (составители Кемеров В.Е., Керимов Т.Х.). М.: Академический проект, 2001.
Вопросы для самопроверки:
1. Что изучает социальная философия?
2. Каковы важнейшие функции социальной философии?
3. Как соотносятся социальная философия с социологией, историей, экономической теорией и другими науками?
4. Что такое общественные отношения?
5. Какова структура общества как социальной системы?
6. Каковы важнейшие функции общества?
7.В чем заключается специфика социальных закономерностей и тенденций?
8. Что такое социальная структура общества?
9.Каковы причины социальной дифференциации общества?
10.Каковы исторические формы общности людей?
11. Что такое классы в обществе?
12.Какова историческая роль классов?
13.Каковы особенности социальной структуры современного российского общества?
14.Что такое раса, род, племя, народность и нация?
15.Что такое микро- и макро- структура общества?
16. Какова историческая роль социальных слоёв, сословий?
17. Какие социальные классы появились в России в период реформ?
18.Чем отличаются классы от слоёв?
19.Что такое социальная общность?
20.Что такое социальная мобильность?
21. Какова роль малых групп в развитии человека?
22.Какое место занимает семья в структуре современного общества?
Вопросы и задания для самостоятельной работы
1. Каковы основные разделы социальной философии? Что они изучают?
2. Назовите основные формы социальной деятельности индивидов;
3. Осветите вопрос о диалектическом взаимодействии свободы и необходимости,
4. Что такое насилие и ненасилие в общественной жизни.
5. Раскройте содержание основных социально-философских подходов к решению проблемы причин и движущих сил общественно-исторического развития.
6.В чем заключается специфика познания общественных процессов? Каковы особенности взаимодействия между объектом и субъектом социального познания? .
7.Какова причина социальной дифференциации общества?
8.Существуют ли классы и классовая борьба в современном обществе?
9.Какова роль семьи и трудового коллектива в социальной жизни?
10.Какова роль неформальных объединений в жизни общества?
11.Какие неформальные социальные общности сложились в России в период реформ?
12. Какова роль этнических групп в жизни общества?
13. Какие социальные общности выступают на первый план при формационном подходе к обществу?
14. Что такое «средний класс»?
15. Опишите структуру современного российского общества.
16.Каковы последствия большого социального и материального расслоения в обществе?
17..Какие новые социальные группы появились благодаря неформальной экономике в России?
18.Почему для философии важна социокультурная и духовная характеристика социальной общности?