Особенности русской философии

Лекция

1.Основные направления философии ХХ века: неопозитивизм, прагматизм и экзистенциализм

ХХ век – это век величайших потрясений в жизни человечества (мировых войн, революций), когда перед всеми людьми планеты встал реально вопрос о самом существовании земной цивилизации. НТР сделала отношения человека к природному миру и к собственному миру культуры значительно более сложными, чем в прошлые времена. Усиление роли человеческой личности, индивидуальности в социальной жизни постиндустриального общества приводит к тому, что проблема человека ставится и обсуждается с особым интересом. Эти и многие другие вопросы необходимо было осмыслить. Это период философского исследования личности, творчества и свободы, жизни и смерти, любви и ненависти в качестве бытийных феноменов.

Неопозитивизм – это пристальное внимание к формальной стороне познания. Он исследует те формы, в которых осуществляется процесс познания. Он изучает проблемы языка, формальной и математической логики, структуры научного познания. Неопозитивизм – это логический позитивизм. Это философские школы герменевтики, феноменологии, аналитической философии.

Экзистенциализм-это философия существования, самое популярное философское течение Западной Европы. Введенное С.Кьеркегором понятие «экзистенция» обозначает переживание человеком своего реального существования. Это субъективное состояние человека, которое ускользает от научного анализа.

Представители экзистенциализма: К.Ясперс, М.Хайдеггер, Ж.Сартр, А.Камю, а также русские философы: Н.Бердяев, Л.Шестов. Это философское направление возникло накануне первой мировой войны. В нем традиционно различают религиозное и атеистическое направление.

В центре философии лежит понятие свободы, смысл жизни человека. У рационалистов (Б.Спиноза) свобода – познанная, осознанная необходимость, у экзистенциалистов свобода – раскрытие природных задатков человека, его раскрепощение, развитие его сущностных сил.

Несмотря на разные подходы к понятию свободы у религиозных экзистенциалистов и атеистов свобода в целом трактуется как своеобразное бремя, которое вынужден нести человек, если он является личностью. Человек может отказаться от свободы, перестать быть самим собой, стать как все, но этот отказ происходит вместе с отказом от себя как от личности.

Единственной подлинной реальностью экзистенциалисты считали бытие человеческой личности. Человек сам определяет свою сущность. Он стремится к своей индивидуальной цели, творит себя, выбирает свою жизнь. Но в обыденной жизни человек не осознает бессмысленности мира и стремится жить «как все», избегая свободы и ответственности. Этим отличается обыденный человек от подлинного, принимающего на себя всю ответственность за свой выбор и свои решения.

Экзистенциализм отрицательно относится к разным формам человеческой коллективности. Все это ложное, а не подлинное бытие. Мнимым является и человеческое общение. Оно лишь подчеркивает одиночество каждого.

Философия бессознательного.Философское открытие бессознательного принадлежит З.Фрейду. В основе психоанализа лежит положение о роли бессознательного в жизни людей, которое рассматривается психоаналитиками как мощное энергетическое начало. В эту область «спрятаны» все запрещенные культурой влечения и страхи, что порождает постоянные неврозы и психические расстройства человека.

Но бессознательное может и должно стать предметом научного познания, поскольку у бессознательных процессов есть свой смысл. Психоанализ и есть средство научного познания тайн бессознательного. Развитие культуры ведет к росту неврозов и несчастий, к отказу от собственных желаний. Культура мешает осуществлению сущности человека. Таким образом, Фрейд пытался понять природу человека довольно односторонними методами, опираясь только на внутренние закономерности психической деятельности (путем коррекции переживаний, сохраняющихся в психике человека на уровне подсознания). Неврозы возникают в силу несоответствия желаний человека и их реализации в жизни.

Значение открытия З.Фрейда. Фрейд впервые в истории поднял вопрос о бессознательном в человеческой психике. Его открытие было приравнено к открытию Ч.Дарвина, который впервые заговорил о роли наследственности и изменчивости в процессе эволюции. Бессознательное – это пласт гораздо больший, чем сознательное, и совершенно никем еще не изученный. Будучи врачом-психиатром по специальности, Фрейд создал психоанализ – метод лечения неврозов путем анализа ошибочных действий и сновидений для проникновения в бессознательные слои психики. Метод психоанализа, до сих пор применяемый в психиатрии, позволяет лечить невротические расстройства путем коррекции переживаний, сохраняющихся в психике человека на уровне подсознания. Анализ бессознательного позволяет, с точки зрения Фрейда, найти действительные причины и стимулы поведения человека, которое на уровне сознания кажется случайным, беспричинным.

Дальнейшее развитие учения З.Фрейда.

Уже в годы своего формирования фрейдизм подвергся критике со стороны ряда психологов, социологов и философов, в том числе ближайших учеников Фрейда. Они внесли ряд поправок в предложенную их учителем концепцию человека. В результате этой критики возник неофрейдизм (Карл Юнг, Эрих Фромм). Неофрейдисты не согласились с утверждением Фрейда о чисто биологической природе Оно. Этот бессознательный слой психики в действительности управляется не только биологическими влечениями. Он изменяется под воздействием социальной среды. Кроме того, неофрейдизм отказался от идеи пансексуализма, т.е. объяснения всего поведения человека с помощью полового инстинкта. Сексуальные инстинкты не являются единственным стимулом человеческого поведения. Такими стимулами могут быть и агрессия, и стремление к реализации своих творческих способностей, стремление к богатству и т.д.

К.Юнг дает учение о коллективном бессознательном. Он обнаружил одинаковые образы и представления, непроизвольно появлявшиеся в древней мифологии, в сновидениях здорового человека и в фантазиях душевнобольных. Эти сходные образы он назвал архетипами коллективного бессознательного. Он считал, что архетипы почти не поддаются научному анализу. Однако они способны воздействовать на сознание, разрушая рациональное, логическое мышление.

Эрих Фромм считал подлинной ценностью человека способность к любви.Он считал, что и Фрейд и Маркс подошли к человеку слишком односторонне. З.Фрейд опирался только на внутренние закономерности психической деятельности, а К.Маркс рассматривал человека как продукт общества. Э.Фромм пытался дать комплексное описание личности, объединив подходы Фрейда и Маркса. Э.Фромм поставил проблему человеческого существования, выявил основные его противоречия. Цель философии – помочь человеку решить эти проблемы, а главный способ решения – культивирование всеобщей любви.

Лекция

Особенности русской философии

Русская философия на всем протяжении своего развития имела ярко выраженную национальную специфику, довольно сильно отличавшую ее от учений, популярных в других странах. Главными особенностями русской философии являются:

- сильная подверженность религиозному влиянию

- органическая связь с наукой, религией, искусством, моралью

- специфическая форма выражения философских мыслей – художественное творчество, литературная критика, искусство, «эзопов язык» (в результате жесткой цензуры)

- целостность, стремление заниматься множеством проблем: человек, космос, государство, социальная справедливость, нравственность, исторический путь России (выбор)

- широкое усвоение идей Запада (отставание от Запада)

- возникновение движения декабристов, почвенничества, народничества, славянофильства, западничества (таких идеологий не было на Западе).

Основные этапы развития русской философии

1) зарождение древнерусской философии и раннехристианской философии Руси ( IХ – ХIII век, Иларион «Слово о Законе и Благодати», В.Мономах «Поучения»)

2) философия периода монголо – татарского ига, зарождения, становления и развития централизованного русского государства (Московская Русь и Россия, ХIII – ХУII век, Филофей «Москва – Третий Рим», М.Грек, А.Курбский – за ограничение деспотизма, Аввакум, Никон – реформа церкви)

3) философия ХУIII века (эпоха Петра I: Ф.Прокопович, В.Татищев, А.Кантемир, М.Ломоносов, А.Радищев)

4) философия ХIХ века (декабристское, монархическое, западно-славянофильское, атеистическое, теологическое, философский космизм и т.д. Идет усиленное наверстывание упущенного)

5) русская и советская философия ХХ века (философия марксизма-ленинизма, космизма, «русского зарубежья»)

Философия ХУIII –ХIХ века

М.Ломоносов – первый русский ученый, мыслитель, просветитель. Был сторонником механистического материализма. Им была заложена материалистическая традиция в русской философии. Им была выдвинута атомистическая («корпускулярная») теория строения вещества, согласно которой все предметы состоят из мельчайших частиц – материальных монад. В его трудах большое внимание уделяется этике, морали, нравственности.

П.Чаадаев. Согласно его теории Россия «выпала» из мирового исторического процесса (отстает; очернение России). Она должна вернуться в мировое историческое поле, освоить ценности Запада, и выполнять историческую миссию в рамках общечеловеческой цивилизации. Именно Чаадаев положил начало самостоятельному философскому творчеству в России («Философические письма», 1836год). После публикации первого письма был объявлен сумасшедшим и посажен под домашний арест. Основная тема в его «Письмах» - историческая судьба России. Это был первый звоночек о пробудившемся русском национальном самосознании, на формирование которого оказала решающее влияние победа над Наполеоном, поражение декабристов. Чаадаев страстно обличает Россию, но, с другой стороны, он пишет, что именно Россия в силу своего отличия от Запада имеет особую «вселенскую миссию», заключающуюся в осуществлении «интересов человечества».

Желание философии разобраться в социально-политических процессах, идущих в России, разделили ее представителей на два лагеря: религиозно-идеалистический, славянофильский, реформистский и материалистический, атеистический, западнический, революционно-радикальный.

Философия конца ХIХ – начала ХХ века

Западники (Герцен, Огарев, Белинский) считали, что Россия отстала от западной цивилизации, и большим благом для нее станет освоение западных ценностей. Делали ставку на науку, демократию, утопический социализм и революционные действия.

Славянофилы (Хомяков, Киреевский, Аксаков) отстаивали идею самобытности России, самостоятельного пути российской государственности. Монархию рассматривали как наилучшее государственное устройство, крестьянскую общину как сочетание личного и коллективного начал. Попытки привести Россию к западному подобию закончатся трагедией.

Религиозное направление представляли Ф.Достоевский, Л.Толстой, которые оставили большое литературное и философское наследие.

В философии Ф.Достоевского большую роль занимает проблема человека, его места в жизни и особенно проблема свободы. Достоевский устами своих героев говорил «…свобода – это величайшая ответственность»

Л.Толстой особое внимание уделяет религиозно-нравственным проблемам. Он призывал отказаться от насилия «непротивление злу насилием», предлагал преобразовать религию, сделав ее доступной простым людям. Государство признавал отжившим институтом, т.к. оно является аппаратом насилия. А смысл человеческой жизни видел в самосовершенствовании.

К этому же направлению относятся философы В.Соловьев (идея всеединства и соборности, идея богочеловека – следование Богу, добру, нравственности), Н.Бердяев (о свободе творчества), П.Флоренский (познание смысла бытия через человека), В.Войно-Ясенецкий – архиепископ Лука («Очерки гнойной хирургии»).

Революционно-демократическую философию продолжает Н.Г.Чернышевский, представитель антропологического материализма - использует идеи Л.Фейербаха. Отвергает существующий общественно-политический строй, выход видит в «возвращении к земле», личной свободе и в общинном укладе жизни.

С 1880-х годов в стране началось широкое распространение марксизма. Это связано с группой «Освобождение труда», возглавляемой Плехановым Г.В. Затем марксистское направление в развитии философской мысли возглавили В.И.Ленин и др. руководители русской социал-демократии. В.Ленин пытался развить марксистское материалистическое учение и приспособить его к условиям России (начали строить социализм). В.Ленин – основоположник большевизма (политическое движение), занимался разработкой теории государства, демократии, диктатуры пролетариата и т.д.

В конце ХIХ века возникает философия русского космизма, в которой на первый план выдвигаются проблемы единства человека с космосом. Русский космизм – оригинальное направление в философии. С самого начала космизм разделился на два направления: мистическо-теологическое (Федоров, Соловьев), где превалирует установка «единство всего сущего», т.е. земного и небесного миров (речь и о воскрешении мертвых), а также естественно-научное направление (Циолковский, Вернадский, Чижевский). К.Э.Циолковский считал космос живым и разумным, верил в возможность освоения околоземного пространства. Но еще в конце ХIХ века не существовало летательных аппаратов тяжелее воздуха. Создание самолета и вертолета не изменило ситуацию, т.к. в безвоздушном пространстве эти аппараты передвигаться не могут. К.Циолковский первым предположил, что для освоения космоса должен быть применен реактивный двигатель. Важной частью его философии является «космическая этика». В.Вернадский внес большой вклад в разработку многих философских и методологических проблем естествознания, развил учение о ноосфере, обосновал переход биосферы в ноосферу.

Выдающимися материалистами этой эпохи являются И.Сеченов, И.Мечников, М.Мудров, И.Павлов и др.

Наши рекомендации