Основные признаки древнеиндийской философии
1. синтетичность: индийская философия рассматривает любую проблему сразу со всех сторон – с точки зрения онтологии, этики, логики, психологии, истории и теории познания и т.д., не обособляя их друг от друга;
2. практическая направленность: философские проблемы рассматривались не столько для удовлетворения интеллектуальной любознательности, сколько в целях самосовершенствования человека;
3. акцентированная этическая направленность всей индийской философии;
4. все индийские философские школы и направления считали освобождение от страданий и подчинения закону кармы высшим благом и главной целью жизни человека и целью философии. При этом предполагалось, что для освобождения необходимо познание как теоретическое, так и практическое;
5. пессимизм: все произведения древнеиндийской философии пронизаны чувством неудовлетворенности и беспокойства. При этом, однако, пессимизм в индийской философии является начальной, а не конечной стадии учения, давая импульс этико-философским поискам.
6. древнеиндийская гносеология любых направлений изучает не внешние (видимые) признаки предметов и явлений (это характерно для европейского типа познания), а процессы, происходящие в сознании человека при соприкосновении с миром предметов и явлений. В этой связи индийская философия различает три вида сознания:
a. пракрити – материальное сознание;
b. пуруша – чистое сознание, та первичная духовная энергия, из которой возникли Вселенная и люди;
c. майя – сознание сновидения, мираж.
Каждое из данных видов сознания согласно индийской традиции существует реально и заслуживает специального изучения. Западная же философия признает только материальное сознание и длительное время (до И. Канта) совершенно оставляла вне поля зрения вопросы подлинного и не подлинного бытия, действительности и иллюзорности.
Возникновение и развитие философского мышления в Индии изначально было тесно связано с толкованием и объяснением древних мифологических текстов – Вед (I – II тыс. до н.э.), Брахманов, а затем и с оппозицией брахманизму.
Именно в рамках брахманизма сформировался ряд идей, позже ставших общими для всей индийской культуры и для всех школ древнеиндийской философии. Эти сквозные идеи древнеиндийского мировоззрения:
1. «святейшее таинство брахманизма», идея о том, что Огненное жизненное начало (Агни) проводится в сердцевину растения, в семя организматолько и исключительно посредством воды – Сомы. Это главный принцип индийской натур-философии, ее стихийная диалектика, утверждавшая единство и борьбу противоположных начал (огня и воды, Агни и Сомы). Причем в отличие от Запада, акцентирующего внимание на борьбе противоположностей, Восток подчеркивает именно единство этих противоположностей (ср. Ян – Инь). На принципе единства и взаимопроникновения противоположностей построены все религиозные и философские учения, этика и повседневный быт людей, практика йоги и индо-тибетская медицина. Примечание: интересное выражение этой диалектике в индуизме: единство и борьба Вишну (который сохраняет Вселенную) и Шива (ее разрушает) Þ триада высших богов: Брахма (творец мира), Вишну и Шива (тримурти);
2. тождество Брáхмана и Áтмана. Брáхман – это высшая реальность, абсолютное безличное духовное начало, из которого возникает мир. Упанишады трактуют Брахман как генетическое и субстанциональное начало всего сущего. Все, что есть в мире, любая конкретная вещь возникает из Брахмана и разрушается, растворяясь в Брахмане. Сам же Брахман вне времени и пространства, вне причинно-следственных и других связей и отношений, свободен от качеств и действий. Воплощением брахмана является áтман – индивидуальная душа человека, любого живого организма. Иначе говоря, атман – это индивидуальное и одновременно универсально-космическое психическое бытие. Поэтому атман заключен во всех живых организмах. Это целое, бесконечное и универсальное «Я». Тело же человека (организма) является только внешней оболочкой души-атмана. Принцип тождества Брахмана и атмана означает отождествление объективного и субъективного Þ отождествление человека, его «Я» со всем необъятным космосом. И здесь тоже проявляется диалектика – единство и борьба брахмана и атмана, души и тела идеального и материального.
3. закон циклического развития – закон Риты. В Ведах бытие и небытие ассоциируются соответственно с выдохом и вдохом Брахмы-Космоса (бога-творца). Этот Космос-Брахма живет 100 космических лет (8640000000 земных лет), после чего он умирает и наступает абсолютное небытие, которое длится также 100 космических (8640000000 земных) лет – до нового рождения Брахмы. Þ Вся бесконечная история мира – это чередование жизни Брахмы-Космоса (Маха Манвантара) и Абсолютного Небытия (Маха Пралайя), которые сменяют друг друга через каждые 100 космических лет. При каждом новом рождении Брахмы заново появляется жизнь, но в более совершенной форме.
4. идея кармы – закона морального воздаяния. Этот закон означает, что совокупность всех добрых и дурных дел, совершенных данным человеком в предыдущих существованиях, определяет его судьбу в последующих инкарнациях. Это закон сохранения моральных ценностей, устанавливающий и поддерживающий порядок и справедливость. Данный закон призван объяснить различия в судьбах отдельных людей, совершающих одни и те же поступки в одинаковых условиях. Но последствия этих поступков разные. Сказывается вся совокупность прошлых жизней в сумме. По этому закону оказывается, что люди сами связывают себя своими собственными эгоистичными помыслами и поступками. Но человек, действующий без корысти, без эгоистической заинтересованности, стремящийся к постижению высшей реальности – связки Брахмана – атмана, способен преодолеть цепь перерождений (колесо сансары) и закон кармы. Примечание: согласно ведической традиции преодолеть подчинение закону кармы и обрести свободу дано лишь человеку (все другие живые существа лишены этой возможности). Реализация же данной возможности зависит только от усилий самого человека. Так освобождение от подчиненности закону кармы стало общей целью всех философских направлений и школ Индии.
Все эти идеи и положения анализируются и толкуются во всех философских школах Индии, хотя и по разному.
Типология направлений индийской философии.
На основе мировоззренческих идей Вед и брахманизма сформировались все разнообразные школы древнеиндийской философии. В качестве критерия классификации этих школ целесообразно взять их отношение к Ведам как авторитету, источнику философской традиции. По этому критерию выделяют школы ортодоксальные и неортодоксальные.
1. Все учения ведического канона, т.е. ортодоксальные принимали догмат о возможности жизни после смерти, о колесе сансары и об освобождении как высшей цели. Но самое главное: ортодоксальные школы признавали авторитет Вед. К числу таких школ принадлежат веданта и миманса.
2. Неортодоксальные школы отвергали авторитет Вед: буддизм, джайнизм и локаята.
3. Школы, образованные на независимых основаниях, которые хотя и принимали догмат о возможности жизни после смерти, но в большинстве своем так или иначе отвергали идею божественного творения мира: вайшешика, ньяя, йога, санкхья.
Буддизм – это весьма специфическая религиозно-философская доктрина, оказавшая существенное влияние на развитие мировоззрения людей во всем южно-азиатском регионе. Несмотря на ее неортодоксальный характер, она возникла как своеобразный синтез брахманистско-ведической традиции и древнеиндийской атомистики с четко выраженной этической направленностью. Поэтому вопросы онтологии и гносеологии занимают в буддизме скромное место. Столь акцентированная этическая направленность берет свое начало у основоположника буддизма – Сиддхарты Гаутамы (563 – 483 до н.э) по прозвищу Шакья-Муни.
Онтология. Все существующее – и материальное, и духовное – представляет собой единый поток – вихрь, который состоит из элементов. Эти элементы мгновенны, а потому и весь мир, состоящий из элементов, нельзя назвать истинно-реальным бытием. Каждый элемент имеет своего носителя – дхарму. Дхарма – это вечная и неизменная единичная субстанция духовного начала мира. Всего существует 75 разновидностей дхарм. Вот они-то и являются истинно-реальным бытием, миром сущности. А мир явлений (мир конкретных вещей, состоящих из элементов) представляет собой цепь мгновений, вспышек между «выходом» из дхармы и «уходом» в нее.
Детерминизм. Буддизм придерживается жесткого детерминизма: все вещи причинно обусловлены. Нет ничего случайного, того, что существует само по себе, вне причинной зависимости. Все вещи, вследствие изменений условий, в которых они существуют и от которых зависят, подвержены изменениям. В природе нет ничего постоянного и никакой качественной определенности. Есть только непрерывный процесс становления и уничтожения. Не существует ни материальной субстанции, ни духовной субстанции – как целого. Нет никакой души, есть только поток сознания. Нет и бога как существа, стоящего над причиной Þ уникальность религии буддизма – в отрицании бога.
Человек в буддизме понимается как неустойчивая совокупность материального тела, ума и сознания. Душа (Я) обозначает и символизирует эту совокупность. Когда она распадается, то человек перестает существовать. Но смерть не есть полное исчезновение, ибо сама жизнь понимается как цепь бесконечных перерождений, связанных причинной связью. Поэтому любые бедствия и невзгоды трактуются как возмездие за проступки, совершенные в каком-либо из предыдущих перерождений (инкарнаций).
Но главная, системообразующая идея буддизма лежит в сфере этики – это «средний путь» между двумя крайностями: путем удовольствия (развлечений, праздности, лени, чувственного наслаждения) и путем аскетизма (умерщвление плоти, лишения, страдания, физическое и моральное изнеможение). Предложенный буддизмом «средний путь» – это путь знания, мудрости, разумного самоограничения, созерцания и самосовершенствования, конечной целью которого является Нирвана – высшая благодать. Этот «средний путь (или «путь освобождения») был сформулирован Буддой в его первой проповеди «О четырех благородных истинах»:
1) земная жизнь полна страданий, которые охватывают все ее стороны и этапы;
2) страдания имеют свои причины: жажду наживы, славы, удовольствий, в основе которых лежит общая причина – это само наличие желаний и привязанности к жизни;
3) от страданий можно избавиться;
4) существует путь, освобождающий от страданий, в основе которого отказ от земных желаний, что ведет к просветлению и нирване.Нирвана – это состояние полной безмятежности, невозмутимости и бесстрастного самообладания, это выход из круговорота перерождений, и, как следствие, состояние отрешенности от всего мирского и суетного, наслаждения покоем и глубокого проникновения в суть вещей и в самого себя.
· Таким образом, основные отличия буддийской философии:
· акцентированная этико-практическая направленность, ибо главная задача буддизма – самосовершенствование человека;
· главное средство спасения – самоограничение всех человеческих страстей и желаний;
· всеобщая тотальная изменчивость и причинная зависимость;
· культивирование интуитивной спонтанности мышления как единственно верного способа философствования.
Йога – это философская школа, созданная на независимых от Вед основаниях, имеет, тем не менее, древние ведические корни. По существу йога конкретизирует традиционный для индийского мировоззрения путь освобождения через аскетическую практику и самосовершенствование человека. «Восьмеричный путь спасения» йоги представляет собой воплощение многих идей, содержащихся в Упанишадах. Основатели йоги – легендарные мудрецы II – III вв. до н.э. Патáнджали и Кáпила.
Йога очень близко примыкает к школе санкхья, по существу у них общая онтология и теория познания (санкхья разработала 25 постулатов, которые йога безоговорочно признает). В решении основного вопроса философии система йога-санкхья выступает с позиций дуализма, признавая наличие двух независимых друг от друга первичных реальностей – души и материи (пýруши и пракрúти). Соединившись, эти два начала нарушили извечное равновесие и вызвали эволюцию мира. Имеется только одно принципиальное различие между этими школами: йога Высшая цель и смысл жизни человека (и любой философии) – освобождение. Оно может быть достигнуто лишь на основе непосредственного познания отличия Я от физического мира, включая наше тело, ум и свое ego. Но это возможно лишь тогда, когда мы сможем подавить и ограничить функции тела, чувств и интеллекта, но вместе с тем обладать сознанием и опытом трансцендентного духа – пýруши. Лишь это убедило бы всех людей, что Я выше чувств, ума и тела, страданий и радостей. Я должно стоять выше всякой физической реальности. Это и есть достижение состояния свободы от всякого страдания и несчастья.
Индивидуальное Я – это свободный дух, чистое сознание. Но по незнанию Я смешивает себя с умом. Ум (читта) лишен сознания. Но находясь вблизи, он отражает сознание в такой степени, что начинает казаться обладающим сознанием. Тренируя ум, переводя его последовательно из одного состояния в другое, йога содействует освобождению Я от ложного отражения.Йога конкретизирует древнейший путь освобождения через аскетическую практику и самосовершенствование человека.
Философия Ведантырассматривает Брахман как абсолютную духовную субстанцию, основу всего сущего. При этом особо подчеркивается относительность, и даже иллюзорность чувственно-материального мира – в противоположность абсолютному бытию Брахмана.
Локаята – это школа сенсуалистического материализма, которая возникла в VI в. до н.э. Ее легендарный основатель – Брихаспати. Основные положения локаяты:
· достоверный источник познания – только чувственное восприятие. Все достоверные источники познания (выводы и умозаключения, свидетельства других лиц, авторитет и традиция) ненадежны и часто вводят в заблуждение Þ мы не должны ничему верить, кроме того, что мы познаем сами через чувственное восприятие;
· восприятие раскрывает нам только материальный мир – «лока» (санскр. этот мир), ибо существующим является только то, что воспринимается органами чувств. Þ Реально существует только материальный мир, мир вещей;
· этот материальный мир состоит из 4-х элементов материи – воздух, огонь, вода и земля. В их существовании мы можем убедиться посредством наших ощущений. Все конкретные предметы состоят из сочетаний этих элементов;
· эти же материальные элементы, скомбинированные особым образом, порождают живое тело, обладающее сознанием. Þ Жизнь и сознание – это функция, производное определенного сочетания 4-х элементов;
· человек целиком состоит из материи. Мы говорим: Я – худой, я – лысый, я – хромой. Эти суждения показывают: индивид и тело – одно и то же. Человек обладает сознанием, но сознание – это качество живого тела и не может существовать вне тела. Когда человек умирает, от него не остается ничего, что могло бы страдать или наслаждаться последствиями его поступков; Þ
· поэтому абсолютно бездоказательно существование души человека после смерти. Þ Локаята отрицала бога, душу, рай и ад, вообще любой потусторонний мир. Брихаспати: «Три составителя Вед были шуты, плуты и демоны»;
· локаятики отрицали даже закон кармы как основу нравственной законосообразности существующего мира. Вместо него они предложили принцип свабхавы. Свабхава– это индивидуальная природа каждой вещи, определяющая ее строение и развитие (судьбу). Все воздействия извне, чуждые природе данной вещи, не в силах изменить ход ее существования. Таким образом, здесь мы видим как бы возвращение к идее кармы, но уже в другом, материалистическом контексте;
· локаята призывает к заботе о благополучии настоящего реального существования человека – здесь, на Земле, а не на небе. В понятиях добра и зла локаята видит иллюзию, созданную человеческим воображением. Реальны же только страдания и наслаждения чувственно-материального бытия Þ
· основной целью и смыслом жизни (разумного) человека должно быть наслаждение, более того, наслаждение наибольшим количеством удовольствий здесь, в этой жизни Þ гедонизм.
Этот гедонизм и отрицание необходимости аскезы, а также четко выраженный материалистический подход делают школу локаяты (чарваков) уникальным явлением в истории индийской философии
Рассмотрение третьего вопроса темы – Философии древнего Китая – следует начать с анализа общей специфики китайской философской традиции.
Отличительные признаки древнекитайской философии:
¨ архетип ДАО как символ развития каждого отдельного объекта и всего сущего, их ритмику (инь – ян) и структуру (пять элементов «у син»). Спираль Дао структурирует космос в целом и детерминирует ритмы развития всего сущего в синкретическом единстве материального и идеального;
¨ этизированность китайской философии, ориентация ее ценностно-нормативной структуры на прошлое, на гармонизацию жизни человека, общества, природы по ритмам Инь – ян – Дао.
¨ доминирование таких форм философского творчества как комментаторство и экзегеза древних классических произведений;
¨ определяющая роль не понятийной, а терминологической преемственности, т.е. использование всеми китайскими мыслителями одного и того же набора терминов с подвижным смыслом, который детерминировался сочетанием с другими терминами и общим контекстом;
¨ в роли философской и общенаучной методологии выступала нумерология – это матричная познавательная модель, элементами которой являются математические и образно-геометрические символы, связанные между собой, однако, не по законам математики, а иначе – символически и ассоциативно суггестивно.
Конфуций (551 – 479 гг. до н.э.) первым в истории предложил начать моральное совершенствование с самого себя, затем наладить должные отношения в семье, а уж затем – в обществе и государстве. Соответственно, общественные отношения и государственная власть истолковывались в семейно-родственных категориях: государь – «сын Неба» и одновременно «отец и мать народа». Все звенья государственной и социальной структуры скрепляются отношениями сыновней почтительности и отцовской любви, идеалами человеколюбия и долга. При этом государство отождествлялось с обществом, социальные связи с межличностными, матрица и образец которых усматривался в семейной структуре. Управление и в масштабах семьи, и в масштабах государства должно строиться не на основе законов, а на основе взаимной моральной ответственности, традиций и этикета, формирующих у людей подлинную нравственность. Следует отметить, что Конфуций предпринял первую в истории человечества попытку формирования автономной морали на нерелигиозной основе, а также разработал концепцию мягкого социального управления на основе добродетели и морального примера.
Базовый принцип даосизма – подчинение всего космоса и жизни людей естественному пути – ДАО. Дао имеет несколько значений: 1. всеобщий закон движения и изменения мира; 2. абсолют, обезличенная природа; 3. принцип циклического времени, ритмического развития мира; 4. образ жизни мудрого философа, подвижника и аскета. На этой основе даосизм формулирует другие важные принципы: принцип естественности; принцип не-деяния и др. Данные исходные тезисы развертываются в целый ряд взаимосвязанных положений:
ü все в мире взаимосвязано, нет ни одной вещи или явления, которые были бы изолированы и автономны, не взаимосвязаны с другими вещами и явлениями;
ü материя, из которой состоит мир, едина; Þ
ü существует вечный круговорот материи и энергии в природе («все происходит из земли и уходит в землю»);
ü мировой порядок, законы природы и ход истории незыблемы и не зависят от воли человека, который не должен идти против естественного хода вещей;
ü существует Дэ – это благодать, исходящая свыше; энергия, благодаря которой первоначало Дао преобразовалось в окружающий мир;
ü познать Дао и получить Дэ можно лишь при полном соблюдении законов даосизма и слиянии с Дао;
ü путь к счастью и познанию истины – освобождение от желаний и страстей.
Антропология даосизма своеобразна. Практически все китайские философские школы исходят из общественной природы человека. Но именно этот тезис категорически отвергают даосы. Они смотрят на общество как на самое страшное зло. Они призывают человека вырваться из его цепких объятий, стряхнуть с себя оковы ложных обязанностей и долга, вернуться к природе и слиться с потоком незамутненной, безыскусственной и истинной вселенской жизни. Даосы превозносят все естественное и уничижительно отзываются об искусственном. Поэтому даосы резко отрицательно относятся к культуре и морали. В их понимании культура есть порча природы, воплощение искусственности и совершенно ненужной усложненности. Þ Призыв Чжуан-цзы к разрушению цивилизации, к разгрому техники, искоренению книжной учености.
Если по отношению к Дао жизнь и смерть безразличны, то по отношению к человеку именно самосохранение, т.е. сохранение своей природы, выступают у даосов в качестве высшей человеческой ценности и цели жизни любого человека. Постановка такой цели превратила даосизм в идеологию китайской традиционной медицины.
На Востоке, в Индии и Китае философские и медицинские учения не только развивались рядом, а даже в единстве и взаимопроникновении. Традиционная медицина Востока возникла на основе целостного, синтетического видения человека, разработанного древними мудрецами Востока. По убеждению китайских мыслителей медицина не всегда может спасти от смерти тяжелобольного, но только она способна продлить полноценную физическую и духовную жизнь человека. Более того, считалось, что медицина своими практическими советами по сохранению здоровья народа помогает укреплять государство. Поэтому основной целью медицины мудрецы врачи Востока считали упреждение болезней.
Основные методологические принципы традиционной восточной медицины:
1. Взаимосвязь и взаимообусловленность между явлениями природы. Организм человека живет под влиянием природных сил, в единстве с природой.
2. Человеческий организм есть сложная целостная система, каждый из элементов которой функционально связан со всеми остальными. Отсюда синдромный подход: лечить не отдельный больной орган, а весь организм в целом.
3. В организме человека должна постоянно поддерживаться целительная гармония, динамическое равновесие двух мировых начал – Инь и Ян, Сомы и Агни, женского и мужского, темного и светлого, холодного и горячего.
4. Магистральный путь лечения – через целенаправленные действия врача по стимулированию собственных внутренних сил организма пациента.
5. Принцип уникальной индивидуальности каждого пациента и системности, комплексности лечебных воздействий. При их сопряженном воздействии друг с другом возникает новое качество влияния. Иначе говоря, уникальность условий и обстоятельств обследования и лечения, а также учет динамики изменений состояний пациента в процессе лечения.
6. Признание психической энергии агентом всеобщей связи – энергетизм и принципиальный динамизм мировоззрения медиков древности. Примат духовно-нравственной гармонии и иерархии уровней здоровья.
Возникновение болезней понималось как результат нарушения в организме данного человека баланса двух мировых начал – Ян и Инь. Следовательно, лечение должно было восстановить этот баланс. Но сделать это надо не путем внешнего вмешательства, которое по даосской традиции трактовалось как искусственное, а потому – вредное. Врач должен был стимулировать внутренние силы самого организма пациента. С этих позиций и был разработан универсальный метод лечения иглоукалыванием: чжень-цзю-терапия. Сущность этого метода сводилась к введению иглы на определенную глубину с целью удаления излишней энергии Инь или внесения недостающей энергии Ян. Введение игл осуществлялось в известных точках на теле человека, функционально связанных с теми или иными внутренними органами и системами. Всего таких точек насчитывалось 694. В них, в зависимости от вида болезни и стадии ее развития, а также от общего состояния организма пациента и от определенных особенностей внешней среды производилось иглоукалывание.
Тема 2.