Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания

№ п/п Наименование оценочного средства[КСМ48] Краткая характеристика оценочного средства Шкала и критерии оценки, балл[КСМ49] Критерии оценивания компетенций
1. Дидактическая игра Включение обучающихся в процесс нахождения путей оптимального решения поставленной задачи в соответствии с выбранной или назначенной ролью «10-6» – активное участие в процессе в заранее определенной роли, выступление логично и аргументировано; «5-1» – участие в процессе в определенной роли, выступление в основном логично, недостаточная аргументация. ОК-1 (З1, У1, В1).   ОК-3 (З3, У3, В2)[КСМ50]
2. Доклад Умение обучающегося письменно и устно излагать суть поставленной проблемы, самостоятельно проводить анализ этой проблемы с использованием методологического инструментария дисциплины, делать выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме «6-4» – доклад выполнен в соответствии с заявленной темой, презентация легко читаема и ясна для понимания, грамотное использование философской терминологии, свободное изложение рассматриваемых проблем, докладчик правильно ответил на все вопросы в ходе дискуссии; «3-1» – некорректное оформление либо отсутствие презентации, грамотное использование философской терминологии, в основном свободное изложение рассматриваемых проблем, докладчик частично правильно ответил на все вопросы в ходе дискуссии ОК-1 (З1, З2, У2, В1).   ОК-3 (З3, У3, В2).
3. Конспект Внеаудиторная работа обучающегося, представляющая собой конспектирование глав или параграфов учебника, освещающих темы или дидактические единицы, вынесенные на самостоятельное изучение. «10-8» – конспект выполнен в соответствии с заявленной темой, чётко структурирован, все вопросы освещены в полном объеме; «7-4» – конспект выполнен в соответствии с заявленной темой, нет чёткой структуры, все вопросы освещены в достаточном объеме; «3-1» - конспект выполнен в соответствии с заявленной темой, нет чёткой структуры, не все вопросы освещены в достаточном объеме. ОК-1 (З1, З2, У2, В1).   ОК-3 (З3, У3, В2)
               

Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и(или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы[4]

Форма контроля/ коды оцениваемых компетенций Процедура оценивания[КСМ51] Шкала и критерии оценки, балл
1. Экзамен ОК-1, ОК-3   Экзамен представляет собой выполнение студентом заданий билета, включающего в себя:   Задание №1 – теоретический вопрос на знание базовых понятий предметной области дисциплины;   Задание №2 – теоретический вопрос, позволяющий оценить степень владения студента принципами предметной области дисциплины (курса), понимание их особенностей и взаимосвязи между ними;   Задание №3 – задание на анализ ситуации из предметной области дисциплины (курса) и выявление способности студента выбирать и применять соответствующие принципы и методы решения практических проблем, близких к профессиональной деятельности. Выполнение студентом заданий билета оценивается по следующей балльной шкале: 1 вопрос: 0-30; 2 вопрос: 0-30; 3 вопрос: 0-40. [КСМ52] 90-100 (отлично)– ответ правильный, логически выстроен, использована философская терминология. Задачи решены правильно. Студент правильно интерпретирует полученный результат. 70 -89 (хорошо)– ответ в целом правильный, логически выстроен, использована философская терминология. Ход решения задач правильный, ответ неверный. Студент в целом правильно интерпретирует полученный результат. 50-69 (удовлетворительно)– ответ в основном правильный, логически выстроен, использована философская терминология. Задача решена частично. менее 50 баллов (неудовлетворительно)– ответы на теоретическую часть неправильные или неполные. Задачи не решены. . [КСМ53]  

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для процедуры оценивания знаний, умений, навыков и(или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы[5][КСМ54]

Типовые краткие сценарии дидактических игр:

Дидактическая игра № 1. Диалоги Платона.

Студенты, на основании «сценариев» диалогов Платона, определяют философский вопрос, подлежащий рассмотрению (например, «природа человека»); распределяют роли (Сократ, Протагор, Фрасимах и др.); проводят философскую дискуссию, руководствуясь точками зрения соответствующих философов, и используют соответствующие теме дидактические единицы. «Арбитры» (группа студентов, внимательно следящая за аргументами сторон) определяют, чьи доводы оказываются более убедительными, и кто лучше раскрыл дидактические единицы.

Дидактическая игра № 2. «Западники и славянофилы».

Студенты определяют полемический вопрос, подлежащий рассмотрению (он должен быть в русле спора «западников» и «славянофилов»), распределяют роли (П.Я Чаадаев, Б.Н. Чичерин,
А.С. Хомяков, И.С. Аксаков); проводят философскую дискуссию, руководствуясь точками зрения соответствующих философов о судьбе России, и используют соответствующие теме дидактические единицы. «Арбитры» (группа студентов, внимательно следящая за аргументами сторон) определяют, чьи доводы оказываются более убедительными, и кто лучше раскрыл дидактические единицы. Далее студенты аргументируют актуальность положений философских доводов «западников» и «славянофилов» для современной России и мировой системы.

Дидактическая игра № 3. Материализм и идеализм.

Студенты определяют вопрос, подлежащий рассмотрению в рамках «Онтологии» (например: «Что первично: материя или сознание») распределяют роли («материалисты» и «идеалисты»); проводят философскую дискуссию, руководствуясь точками зрения философов данных направлений, и используют соответствующие теме дидактические единицы. «Арбитры» (группа студентов, внимательно следящая за аргументами сторон) определяют, чьи доводы оказываются более убедительными, и кто лучше раскрыл дидактические единицы. Далее «арбитры», с опорой приведенных доводов, аргументируют свою позицию.

Примерные темы эссе:

1. Философия как система универсальных знаний о мире и человеке.

2. Философия как способ мышления.

3. Плюрализм и толерантность современной философской мысли.

4. Многообразие мировоззренческих взглядов.

5. Основные философские понятия и категории

6. Особенности античной философии.

7. Пантеистическая картина мира и антропоцентрический характер философии эпохи Возрождения.

8. Философия русского зарубежья: особенности и основные направления.

9. Теоретические поиски в марксистской философии 1920-х гг.

10. Постсоветская российская философия: особенности и основные направления.

11. Монистические и плюралистические концепции бытия.

12. Философские модели общества.

13. Закономерности развития природы, общества и мышления;

14. Духовное бытие общества.

15. Проблема смысла жизни в духовном опыте человека.

16. Проблема познаваемости мира. Скептицизм и агностицизм.

17. Отношение к разуму и науке в философии XX в.

18. Социально-философские проблемы альтернатив общественного развития.

19. Роль философии в процессах устойчивого развития современного мира.

20. Глобальное моделирование. Концепции Римского клуба.

21. Технократизм и его критика.

22. Теория «постиндустриального общества» Д. Белла.

23. «Футурошок» Э. Тоффлера.

24. «Мегатренды» Д. Нейсбита.

25. Финалистские концепции катастрофизма.

Примерные темы докладов:

1. Становление античной философии («досократический» период).

2. Сократический поворот в философии.

3. Учение Платона об “идеи”.

4. Философия Аристотеля как энциклопедическое учение.

5. Философия эллинистического периода.

6. Философские искания А. Августина.

7. Фома Аквинский - систематизатор средневековой схоластики.

8. Спор между номиналистами и реалистами в средневековой философии.

9. Гуманизм и антропоцентризм - ведущие принципы философии Возрождения.

10. Идеи новой космологии в философии Возрождения.

11. Сущность и основные черты научной революции XVII в.

12. Учение о методе в философии Нового времени, эмпиризм Ф. Бэкона и рационализм Р. Декарта.

13. Критическая философия Канта.

14. Философия духа Гегеля.

15. Марксизм: диалектико-материалистическое понимание общества и истории.

16. А. Шопенгауэр: философское обоснование пессимизма.

17. Ф. Ницше: философия сверхчеловека.

18. Феноменология Э. Гуссерля.

19. Философия экзистенциализма.

20. Герменевтика.

21. Аналитическая философия.

22. Философия постмодерна.

23. П.Я. Чаадаев о судьбах России.

24. Полемика западников и славянофилов.

25. Духовно-историческое своеобразие русской философии (В. Соловьев, Н. Бердяев).

Типовые задания для проведения промежуточной аттестации обучающихся[КСМ55]

Задания 1 типа[КСМ56]

1. Дайте определение понятиям «Мифология», «Религия», «Философия», «Осевое Время».

2. Дайте определение понятиям «Онтология», «Гносеология», «Методология».

3. Дайте определение понятиям «Эстетика» и «Этика».

4. Дайте определение понятиям «Синкретичность», «Анимизм», «Тотемизм».

5. Дайте определение понятиям «Натурфилософия», «Стоицизм», «Эпикуреизм».

6. Дайте определение понятиям «Теоцентризм», «Томизм».

7. Дайте определение понятиям «Патристика», «Схоластика».

8. Дайте определение понятиям «Антропоцентризм», «Гуманизм».

9. Дайте определение понятиям «Эмпиризм», «Рационализм», «Сенсуализм».

10. Дайте определение понятиям «Деизм», «Пантеизм».

11. Дайте определение понятиям «Иррационализм», «Волюнтаризм».

12. Дайте определение понятиям «Натурализм» и «Социал-дарвинизм».

13. Дайте определение понятиям «Позитивизм» и «Марксизм».

14. Дайте определение понятиям «Герменевтика», «Экзистенциализм», «Технократизм».

15. Дайте определение понятиям «Бытие», «Диалектика».

16. Дайте определение понятиям «Синергетика», «Научная революция».

17. Дайте определение понятиям «Сознание», «Познание».

18. Дайте определение понятиям «Субстанция», «Материя», «Идеальное».

19. Дайте определение понятиям «Монизм», «Дуализм», «Гилозоизм».

20. Дайте определение понятиям «Гностицизм», «Агностицизм».

21. Дайте определение понятиям «Человек», «Индивид».

22. Дайте определение понятиям «Личность», Индивидуальность».

23. Дайте определение понятиям «Гражданское общество», «Эгалитаризм».

24. Дайте определение понятиям «Эволюция», «Реформы».

25. Дайте определение понятиям «Пацифизм», «Многополярный мир».

Задания 2 типа

1. Охарактеризуйте проблематику «материального» и «идеального» в философии.

2. Определите принципы классификации философских направлений.

3. Выявите закономерности развития мышления.

4. Дайте характеристику особенностям античной философии.

5. Дайте характеристику особенностям средневековой философии.

6. Дайте характеристику особенностям философии эпохи Возрождения.

7. Дайте характеристику особенностям философии Нового Времени.

8. Дайте характеристику особенностям философии Просвещения.

9. Дайте характеристику особенностям немецкой классической философии.

10. Дайте характеристику особенностям философии марксизма.

11. Дайте характеристику особенностям философии иррационализма.

12. Дайте характеристику особенностям феноменологии.

13. Дайте характеристику особенностям философии экзистенциализма.

14. Дайте характеристику особенностям философии постмодерна.

15. Дайте характеристику русской религиозно-идеалистической философии конца XIX – начала XX в.

16. Выявите диалектику абсолютного и относительного в знании.

17. Охарактеризуйте соотношение чувственного и рационального в познании.

18. Охарактеризуйте проблему познаваемости мира.

19. Охарактеризуйте эволюцию представлений о материи.

20. Охарактеризуйте концепцию личности как социального качества человека

21. Выявите специфику философского понимания общества, его соотношение с социологическим, политологическим, историческим, социально-психологическим, экономическим подходами.

22. Охарактеризуйте критерии общественного прогресса.

23. Выявите социально-философскую проблематику «Культуры» и «Цивилизации».

24. Проблема типологии исторического процесса (О.Шпенглер, К.Маркс, А.Тойнби).

25. Охарактеризуйте глобальные проблемы современной цивилизации.

Задания 3 типа[КСМ57]

1. В чем сходства и отличия философии, религии и искусства?

2. В чем сходства и отличия философии и науки?

3. Почему имеет место многообразие философских направлений и школ?

4. Что понимается под философией как «способом мышления»?

5. Какие исторические факты свидетельствуют о значительном влиянии философии на мировоззрение общества и человека?

6. Определите основные отличия в философских подходах Платона и Аристотеля.

7. Выскажите свое понимание формулы Р. Декарта: «Я мыслю, следовательно, я существую».

8. Что понималось под идеей «Москва – третий Рим»? Имеет ли место современная интерпретация этой социально-философской идеи?

9. Соотнесите роль и значение этических и эстетических ценностей в человеческой жизни.

10. Проведите сравнительный анализ формационной и цивилизационной концепции общественного развития.

[1]ТКУ – текущий контроль успеваемости, оценочные средства представлены в ФОС для ТКУ.

[2]ПА – промежуточная аттестация.

[3]Жирным шрифтом выделяются дидактические единицы, составляющие «стратегический базис дисциплины», успешное изучение которого обеспечивает получение оценки «удовлетворительно».

[4] Положение о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по программам бакалавриата, программам специалитета и программа магистратуры в НОУ МФПУ «Синергия»

[5] Положение о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по программам бакалавриата, программам специалитета и программа магистратуры в НОУ МФПУ «Синергия»

[КСМ1]Данные указаны на титульном листе учебного плана 1 курса нового набора. Если РПД по ФГОС-3 , то рядом с новым кодом в скобках указывается старый код

[КСМ2]Заполняется индивидуально

[КСМ3]Указывается год создания РПД

[КСМ4]Если РПД по ФГОС-3, то пишем ФГОС ВПО и рядом с новым кодом в скобках указываем старый код

[КСМ5] Данные указаны на титульном листе учебного плана.

[КСМ6]Данную информацию необходимо взять из учебного плана, вкладка «План»

[КСМ7]Указываются дисциплины предшествующие данной дисциплине в учебном плане

[КСМ8]Указываются дисциплины, которые изучаются после данной дисциплине в учебном плане

[КСМ9]Данную информацию необходимо взять из учебного плана, вкладка «План»

[КСМ10]Цель дисциплины должна быть сформулирована в компетентностном формате, то есть направлена на формирование готовности к использованию полученных в результате изучения дисциплины знаний и умений в профессиональной деятельности..

[КСМ11]Задачи изучения дисциплины должны охватывать теоретический, познавательный и практический компоненты деятельности подготавливаемого специалиста.

[КСМ12]Следует перечислить только те компетенции, которые будут реализованы в данной РПД (ФГОС, п.V)

[КСМ13]Если РПД по ФГОС-3, то пишем ФГОС ВПО и рядом с новым кодом в скобках указываем старый код и старое наименование уровня образования

[КСМ14]Проверить соответствие компетенции, реализуемые данной дисциплиной ФГОС по матрице компетенций.

Если дисциплина имеется во ФГОС (п.VI, в Табл.2) – необходимо включить подходящие компетенции ,которые указаны в правой колонке(п.VI, Табл.2), а также использовать подходящие формулировки Знать, уметь, владеть из(п.VI, Табл. 2).

[КСМ15]Знать, уметь, владеть формулируются

преподавателем кратко.

[КСМ16]Содержание компетенции переносится полностью из ФГОС

[КСМ17]Здесь и далее в таблице следует оформить сквозную нумерацию индексов З – знать по всем компетенциям, указанным в таблице данного раздела.

[КСМ18]Здесь и далее в таблице следует оформить сквозную нумерацию индексов У – уметь по всем компетенциям, указанным в таблице данного раздела.

[КСМ19]Здесь и далее в таблице следует оформить сквозную нумерацию индексов В – владеть по всем компетенциям, указанным в таблице данного раздела.

[КСМ20]Количество и коды компетенций должны совпадать с разд.II

[КСМ21]Формы ТКУ и ПА должны соответствовать правой колонке табл. разд.II.

[КСМ22]Информация из учебного плана. ЧАСЫ РАСПИСАТЬ ПО КАЖДОЙ ТЕМЕ. СУММАРНО ВЫЙТИ на число в ячейке ВСЕГО, соответствующего столбца. Если дисциплина читается в нескольких семестрах, каждый из которых заканчивается формой промежуточной аттестации, то необходимо разделить темы по семестрам и оформить столбцы ВСЕГО для каждого семестра отдельно. Если по уч. плану предусмотрена курсовая работа, то она вставляется дополнительной строкой после последней темы и учитывается в графе самостоятельная работа. Количество часов по курсовой работе формируется из разницы, которая образуется при вычитании из общего количества часов на самостоятельную работу 40% часов на курсовую работу. Оставшиеся часы распределяются по темам семестра.

[КСМ23]Если дисциплина читается в нескольких семестрах, каждый из которых заканчивается формой промежуточной аттестации, то необходимо расписать баллы по видам ТКУ для каждого семестра (суммарно 100 баллов в каждом семестре).

[КСМ24]Информация из учебного плана

[КСМ25] Информация из учебного плана

[КСМ26] Информация из учебного плана

[КСМ27]Расписать темы по дидактическим единицам, жирным шрифтом выделив базовые (обязательные для изучения).

[КСМ28] Предполагается указание конкретных глав и/или страниц не более 1-3 источников основной и дополнительной литературы, которая должна иметь ссылку на biblioclub или если источник в печатном виде, то необходимо в библиотеке удостовериться, что там есть необходимое количество печатных изданий в соответствии с ФГОС ВО/ВПО (п.7.3.1.:«…В случае неиспользования в организации электронно-библиотечной системы (электронной библиотеки) библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными изданиями из расчета не менее 50 экземпляров каждого из изданий основной литературы, перечисленной в рабочих программах дисциплин (модулей), практик, и не менее 25 экземпляров дополнительной литературы на 100 обучающихся»).

[КСМ29]Литература – основная не старше 5 лет, дополнительная – 10.

[КСМ30]Перечисляются только те виды занятий, которые заявлены в табл. Разделов II и III.

[КСМ31]Метод указания только для тех видов занятий, которые заявлены в табл. Разделов II и III

[КСМ32]Если по уч. плану предусмотрена курсовая работа, то необходимо в данном разделе написать «Методические указания для обучающихся по написанию курсовой работы».

[КСМ33]Сюда выносим, как правило, выделенные нежирным цветом дидактические единицы из разд.IV (по темам). РЕКОМЕНДАЦИЯ, В очную форму выносить не все невыделенные дид.ед., в заочную все (и еще те обязательные дид.единицы, которые будут вынесены на самостоятельное изучение)

[КСМ34]Все ссылки на источники должны быть активны и актуальны

[КСМ35]Перечисляются требования к аудиториям в соответствии с п. 7.3.ФГОС3 + или п.7.20. ФГОС 3.

[КСМ36]Перечисляются требования к аудиториям в соответствии с п. 7.3.2 ФГОС3 + или п.7.20. ФГОС 3.

[КСМ37]Сверить форму промежуточного контроля с тематическим и учебным планами

[КСМ38]Информация по данной таблице берется из Матрицы компетенций по соответствующему направлению подготовки.

[КСМ39]Из матрицы компетенций выбираются дисциплины, реализующие данную компетенцию в соответствии с пунктом 3.12. Методтребований. Если дисциплина реализуется на нескольких семестрах, то этапом формирования компетенции является последний семестр, на котором она реализуется.

[КСМ40]Из матрицы компетенций выбираются дисциплины, реализующие данную компетенции в соответствии с пунктом 3.12. Методтребований.

[КСМ41]Из матрицы компетенций выбираются дисциплины , реализующие данную компетенцию компетенции в соответствии с пунктом 3.12. Методтребований.

[КСМ42]Количество компетенций, их код, содержание и результаты освоения компетенции должны строго соответствовать табл. раздела II

[КСМ43]Используется информация из Раздела II по соответствующей компетенции в соответствии с пунктом 3.12. Методтребований.

[КСМ44]Используется информация из предыдущей таблицы.

[КСМ45]В этом случае указать ТОЛЬКО ТЕ ЗУВ, которые соответствуют данному показателю оценивания. Т.е. пороговый на оценку «удовлетворительно»

[КСМ46]В этом случае указать ТОЛЬКО ТЕ ЗУВ, которые соответствуют данному показателю оценивания. Т.е. «базовый» на оценку «хорошо».

[КСМ47]В этом случае указать ТОЛЬКО ТЕ ЗУВ, которые соответствуют данному показателю оценивания. Т.е. «высокий» на оценку «отлично»

[КСМ48]Проверить и привести в соответствие с табл. в разделе III. Если предусмотрена курсовая работа, то следует заполнить данную таблицу и для курсовой работы

[КСМ49]Проверить и привести в соответствие с табл.в разделе III.

[КСМ50]ЗДЕСЬ И ДАЛЕЕ В ТАБЛИЦЕ.

Необходимо проконтролировать правый столбец и столбец с указанием компетенции по каждой теме таблицы раздела III и внести ИМЕННО ТЕ, которые относятся к данной форме контроля, указав в скобках конкретные З-знать, У- уметь, В- владеть с соответствующими индексами, взятыми из табл.раздела II.

[КСМ51]Оставляем без изменений, так как это цитата из Положение о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по программам бакалавриата, программам специалитета и программа магистратуры в НОУ МФПУ «Синергия»

[КСМ52]Оставляем без изменений, так как это цитата из Положение о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по программам бакалавриата, программам специалитета и программа магистратуры в НОУ МФПУ «Синергия»

[КСМ53]Формулировки по баллам могут быть скорректированы в соответствии с необходимыми требованиями к данной РПД

[КСМ54]Необходимо расписать максимально подробно все заявленные формы ТКУ (в соответствии табл. раздела III). Если предусмотрена курсовая работа, то следует перечислить все темы для курсовой работы , не менее 25 тем.

[КСМ55]Если дисциплина читается в нескольких семестрах, каждый из которых заканчивается формой промежуточной аттестации, то необходимо к каждой из этих форм ПА составить задания 1,2,3 типа.

[КСМ56]Заданий 1, 2 типа должно быть одинаковое кол-во, но не менее 25 каждого типа.

[КСМ57]Кол-во может быть менее 25, если это типовые задания, и меняем только исходные данные.

Наши рекомендации