Доклассический период развития науки (древний восток, античность, средневековье)
В отечественной философии науки принято выделять зарождающую науки(пред науку) и, собственно, науку. Такое деление соответствует 2ум разным способам построения научного знания.
Пред наука характеризуется тем, что изучает те вещи и способы ее изменения, с которыми человек сталкивается постоянно в обыденном опыте. Изменение таких вещей позволяет предвидеть результат практической деятельности. Свойства и отношение предметов фиксировались в форме идеальных объектов, с помощью которых человеческое мышление могло проводить различные операции при отсутствии манипулирования реальными вещами.
В процессе изложения знания процедура вывода или доказательства не демонстрировалась.
На Востоке наука развивалась вместе с философией и религией, составляя с ними одно целое. Наука как специфический тип знания возникает только на Западе, так как европейская культура изначально была ориентирована на познание внешнего мира. В восточной культуре мы находим определенные элементы практического знания. Они накапливались в процессе практической деятельности человека и формировались в основном исходя из потребностей практической жизни, не становясь предметом для теоретической деятельности. Эти элементы начали выделяться из практической деятельности в наиболее организованных обществах, сформировавших государственную и религиозную структуру и освоивших письменность: Шумере и Древнем Вавилоне, Египте, Индии, Китае.
Собственно научный подход к исследованию предметной связи мира формируется в античности. Идеальные объекты заимствуются не из практики, а из уже сложившихся систем знания. К этим объектам применяются способы манипулирования, которые могли быть взяты из другой области знания. Соединение исходного идеального объекта с новой системой отношений способно породить новое знание, отражающее еще неизученные стороны знания. К такому знанию применяется процедура обоснования и оно получает статус достоверности. В результате формируется особый тип знания – ТЕОРИЯ, которая позволяет вывести эмпирические зависимости из умозрительных постулатов.
Новый способ получения знания, который можно характеризовать как собственно научный метод, формируется благодаря возникновению определенных установок мышления в культуре античности и эпохи возрождения.
Античная культура продемонстрировала особые социально-политические условия, когда политическая организация жизни реализует фиксацию норм общественной жизни через борьбу мнений свободных граждан. Такая организация обосновывается представлением о множественности возможных форм действительности. Эта же идея постоянно фигурирует в античной философии, когда наличная ситуация бытия признается лишь одним из возможных проявлений сущности и законов мира.
Создавая модели возможных форм действительности (идеальных форм) философия вырабатывает категориальные схемы, основные понятия, позволяющие объяснить основы и принципы изменений.
2 вида знания:
· Эпистеме- обоснованное истинное знание о неизученном разумном миропорядке.
· Докса- практическое знание. Советы по тем или иным видам деятельности.
Античность позволила обособиться на сфере духовной деятельности, суть которой формирование систем теоретического знания.
Начиная с периода существования классической античной философии 5-4вв в европейской культуре складывается классическая рациональность как ряд принципов познавательной деятельности:
· Уверенность человеческого разума постигать суть вещей
· Уверенность в способности человеческого разума выстроить целостную картину мира, исключающую влияние субъективности на результат и процедуру познавательной деятельности.
Понятие природы в античной философии имело свою специфику. Природа воспринимается как качество конкретной вещи или сущности вытек в вещах, тогда лишь вещь изучается как оформленная материя (Аристотель) с учетом ее назначенной цели и функции.
Разнокачественные сущности объединены в гармоничное целое (космос), где каждое из них имеет определенное место и смысл существования.
Для исследования той эпохи чуждой является идея постижения чего-то там в условиях не свойственных естественному бытию. Поэтому главный способ познания является умозрительный (теоретическое созерцание). Разграничение и противопоставление чувственно воспринимаемого и умопостигаемого, в наибольшей степени выраженное в элейской школе, оказалось перспективным и создало возможности для становления науки в тесной связи с философией. Кроме того, к миру знания стало возможным применение математических и логических средств.
Античная наука выстраивается ради поиска истины, а не ради решения практических задач. Наука и философия взаимосвязаны, а научное знание плавно перетекает в философские рассуждения. Они включены в поиск мудрости, в целостное осмысление всего сущего. Высшими критериями этого поиска выступают принципы Блага, Красоты и Истины.
Итак, античная наука характеризуется широким применением математических форм доказательства, созерцательностью.
В мировоззрении средневековья сохранялась идея разнокачественности относительно природы и сущности вещей и явлений.
Поскольку мир есть результат божественного творения, то способ познания связан с божественным откровением:
· Мистический ( символы, знамения)
· Схоластический, состоящий в выявлении ответов на различные вопросы в священном тексте.( философского учения, которое расшифровывает религиозные догматы, и стремится построить самостоятельную религиозную философию)
В эпоху средневековья с 8 в. в Европе начинает функционировать механизм передачи знаний, организационной формой которого существует и по сей день (школы, университеты).
При осуществлении разного рода практической деятельности формируется представление о природе явлений, т.е возникало знание выведенное из опыта.
Однако в сфере науки не было совершено прорыва. Говоря языком диалектики, количество не перешло в качество. Отдельные идеи и подходы еще не позволяли совершить научную революцию в сфере теоретического знания.
В эпоху возрождения демонстрировалась новая истина ценностей, связанная с концепцией человека существа, активно действующего и мыслящего.
Меняется понимание категории и природы. Она воспринимается как композиция качественно различных вещей, но обладающая некоторым однородным свойством. Это поле действия законосообразных связей, в которых как будто не повторяются индивидуальные свойства вещей.
В эту эпоху преодолев представление о пространстве как систем качественно различных мест и о времени как последовательности качественно отличных друг от друга моментов. Новые представления о пространстве и времени возникают в философии, науке, искусстве.
Сформировавшиеся представления об однородности пространства и времени создают предпосылки для утверждения экспериментального метода и его математического описания.
Идея о человеке как деятельном , активном, способном на преобразование окружающего мира, стало обоснованием насильственного вмешательства в мир изучений природных явлений, с целью преобразовать эти явления в определенных целях.
В эпоху средневековья было собрано больное количество сведений описательного характера по отношению к природным явлениям. В эпоху возрождения формируется инженерный поход к миру, сутью которого является создание искусственных объектов на основе знаний о закономерности и сущности природных явлений. Зарождается идея всеобщего проектирования.,
ДОПОЛНИТЕЛЬНО