Греческая проза V-VI вв. до н.э
· Греческая историческая проза. Геродот и его «музы». Научное и художественное значение истории Геродота.
· Развитие ораторского искусства в Афинах. Жизнь и деятельность Демосфена.
· Философская проза (Сократ, Платон, Аристотель).
· «Поэтика» Аристотеля и вопросы литературы и искусства.
Прозаические жанры появляются позже поэтических. Дело не в легкости запоминания этих текстов. Проза возникла тогда, когда общество перестало удовлетворяться мифологическим объяснением мира. Когда возник интерес к знаниям. Эмоциональное познание мира возможно коллективно, но научное познание так невозможно.
Проза появляется вместе с идеей государственности. Четвертый век – идея единства. Первые прозаические произведения лежат посередине между искусством и наукой. Исторические, философские произведения пишутся по закону художественного творчества, хотя древний грек понимал, что наука представляет факты, закономерности. Но стиль изобиловал метафорами, эпитетами, сравнениями и т.д.
Греческая проза зарождается как историческое повествование. Из исторического повествования получаются философские повествования, география и риторика. Первые создатели прозы – логографы. Они описывали тот мир, с которым столкнулись греки-мореходы. Римляне завоевывали местность, а греки колонизировали. Они использовали новеллы городского фольклора. Первые использованные документы – погодные списки должностных лиц городов. Логографы разделили сферы своего влияния: одни описывали путешествия по суше (периоды), другие – морские (периплы (?)). Логографы включали фольклор и легенды.
Гекатей – «Объезд земли» описывает то, что считает верным сам. Включает и мифы, но не доверяет им. Вопрос: откуда появился термин «история»? Это от греческого глагола «ведать» - но ведать на основе виденного. Историческая наука возникает как изучение человека и общества в развитии. Второй вопрос: почему история возникла именно у греков? Македонский пришел в земли нести культуру, но там уже была. Но нигде не было исторического знания. Историческое знание может появиться только у свободного народа – это всегда концепция. А все восточные государства основаны на тирании. А греки относительно свободны. Деспотия приводит к тому, что жизнь общества зависит от жизни правящей семьи. Греки отмечали поворотные события в своей истории – троянская война – иной подход к летоисчислению. Архивы, протоколы подспудно являлись материалами для истории.
Геродот.
«Отец истории». 484 г – Малая Азия. Прожил недолго, умер в 425 г. Единственный человек, который объездил все известное населенное пространство. Знал много языков. Известное пространство – ойкумена. Геродот делает упор на факт, а не на рассказ. У Геродота появляется главная задача истории – самопознание для прогнозов на будущее. Название труда «История». Разделили на девять частей, названия по имени муз – разделили ученые. Геродот разделил на две части. Первая часть: становление персидской монархии. Вторая часть: события Греко-персидской войны. До конца он ее не довел. Закончил на освобождении Эллады и вопросе куда перенести дальнейшие военные действия. Простое начало: «Вот изложение трудов Геродота…» Причины войны – четкая концепция. Главная причина – противостояние менталитета западного и восточного. Геродот – европоцентрист. Считает, что греки победили, потому что они свободны. Смешение историка и мифолога: причины войны – похищение женщин. Идея: ничего сверх меры. Персы хотели сверх меры, вот и поплатились. 1 часть посвящена персидским государствам и этническим группам. Каждой группе логос, часто по типу новелл. Признаки новеллы: краткая, драматическое повествование, парадоксальность ситуации, включает диалог, каждое слово важно, метафора, деталь, неожиданная развязка. Геродот – первый. Что он включает в повествование как историк? Природные условия, обычаи, диковинки – встречается рассказ о скифах, описывается столкновение Дария и скифов. Описание народа у гор, бреют головы – башкиры. Геродот пользовался услугами переводчиков, но мало им верил.
Только историки – Фукидид. 460-404. Потомок Метиада. Легенда связывает Геродота и Фукидида. Фукидид тоже держался фактов, но начинает включать в свои сочинения документы. Фукидид описывает пелопонесскую войну, из-за нее он стал изгоем в собственной стране. Бессмысленность войны. Фукидид или был убит или сбежал к персам. У Фукидида нет установки на развлекательность, не художественная направленность. Зато ужасная наивность – включает дословные речи, которых не слышал.
Еще один – Ксенофонт. Ученик Сократа. 430-354. Изгнан из Афин и как ученик Сократа, и как описывающий пелопонесскую войну. Продолжал описание Фукидида. Нелестная для Афин характеристика. Противник демократии. Бежит в Персию. Там находит понимание. Три труда: «Греческая история», «Анабазис» - это военный дневник, написанный как бы от третьего лица греческого наемника в персидской армии. Описан поход, возвращение в Грецию наемников. Последний труд – «Воспитание Кира». Изображение его как идеального монарха, романизированная биография. Сверхзадача – поиск выхода из унизительного для грека положения.
Ораторское искусство.
Исторические сочинения были очень громоздкими и дорогими. Это была элитарная литература. Постепенно на первый план выдвигается ораторское искусство и риторика. Лучшие образцы распространялись среди греков. Ценилось не только содержание, но и форма. Роль риторики огромна из-за народных собраний. Пособий было много, но одним из самых важных была «Риторика» Аристотеля. Согласно ему, риторика исследует систему доказательств в речи, ее слог, композицию. Риторика связана с диалектикой, наукой о законах человеческого мышления. В риторике Аристотель выделяет три вида речей: совещательные (политические), судебные и эпидиктические (торжественные). Наиболее важными были политические речи. Политические речи редко писались заранее часто были импровизацией. Мастер – Перикл. Речи его были полны ораторского пафоса, скорее всего он был хорошим психологом. Современник: «Слова, сказанные Периклом, застревают в душах слушателей, как жало пчелы, потому что сама богиня убеждения Пейто сидит у него на устах». Начало ораторскому искусству положили софисты. Крупный теоретик и учитель красноречия – Горгий из сицилийского города Лионтины. О нем известно мало. Был против Афин. 427 г. Горгия прислали для торжественной речи. Он первый придумал разделить речь на определенные части, противоположные по смыслу. Окончания этих частей рифмовались. Этот прием назвали «горгиевы риторические фигуры», а Горгию поставили золотой памятник. Представителем судебного красноречия был оратор Лисий. 445-380, был очень скромен. Написал 400 речей. Дошло 34. Лисий стилем своих произведений открывает полемику как следует писать. Стиль Лисия получает название аттический стиль красноречия. Его станут противопоставлять азиатскому стилю. Аттический – лаконичный, скупой, лапидарный стиль, нельзя выкинуть ни одного слова. Азиатский – пышный. «У Лисия нельзя выкинуть ни одного слова, а к речам Цицерона уже нечего прибавить». Исократ. Родился в 436. Тяготеет к торжественному красноречию. Создает первую в Греции школу красноречия, там учит профессиональному ораторскому искусству. Противник демократии. Искал варианты полисного строя. Идея: обратил взгляд на Македонию – Филипп Македонский. Исократ хотел при помощи войска Филиппа приобщиться к славе. Торжественные речи – панигири в честь Филиппа. Потом пишет речь Филипп. Он усовершенствовал горгиевы риторические фигуры, разделил речь на периоды и отработал композицию. Первая часть – предисловие, изложение содержания и цели речи. Чтобы привлечь внимание слушателей. 2 часть – изложение самого предмета речи, которое должно было быть осуществлено с предельной убедительностью. 3 часть – опровержение мнения противника. 4 часть заключение, которое должно было подводить краткий итог сказанному, напомнить слушателю основные положения речи возбудить гнев против противника и завоевать симпатии аудитории. Но Исократ сам не произнес ни одной речи, это привело к тому, что в его речах было необыкновенно затянуто предисловие. Его речи были скорее для чтения. Эту ошибку хорошо усваивает противник – лучший оратор Греции Демосфен. В отличие от Исократа он открыто борется против Македонии. Трагическая слава, погибнет непонятый. Это конец свободы Греции. Это единственный оратор, говоря о котором опускалось даже имя. Его жизнь начиналась плохо. 384. Его отец владел оружейной и мебельной мастерскими. Его дразнили за внешний вид. Отец был женат на скифянке. Отец умер. Опекуны расхитили все имущество. 16 лет судебный процесс, доказал свою правоту, но остался совсем без денег. Сначала не мог говорить из-за дефектов речи. Получал уроки дикции у актера. В отличие от многих политических ораторов тщательно готовил речи. Выступал против Филиппа – «гневные филиппики». В конце концов, Филипп захватывает Грецию. Филипп убит, Александр использовал это, чтобы выступить против Греции. Потребовал Демосфена. Демосфен бежал на остров Колабрию. Но греки послали за ним войско. До нас дошла 61 речь. Демосфеновский корпус/кодекс. Их делят на частные и политические. Тщательно готовился. Принимает Исократовские элементы речи, но предисловие делает кратким. Сейчас живы риторические вопросы. Они придают речи искренность, привлекают внимание слушателей. Очень любил метафоры, антитезы, но применял и олицетворения – диалоги от имени умерших, предметов. Любил фигуру умолчания. Оратор намеренно умалчивает о том, о чем ему нужно говорить. У Демосфена не было чувства юмора – смеялись только над его потугами.
Философская проза.
Философия сначала объединяла все науки. Зародилась в Ионии. Формы были очень образными. Философский диалог, в ходе которого должна была родиться истина. Философия часто делилась на материализм и идеализм – основной вопрос, что первично, материя или сознание? Для Древней Греции такое деление некорректно. Наследие материалистов почти не дошло до нас, идеалистов – наоборот.
У истоков философской мысли и объективного идеализма (который утверждает, что мир познаваем) – Сократ (468-399). До нас не дошло на одной строчки, написанной его рукой. Все записано учениками Платоном и Ксенофонтом. Сократ был очень демократичен – пользовался особой любовью аристократической молодежи. Смеялись над его происхождением – отец рядовой скульптор, мать повивальная бабка. Сократ гордился своим происхождением, по профессии тоже был скульптором.
В творчестве Сократа происходит переход от натурфилософии к этике. Главным предметом его бесед были нравственно-этические вопросы: как следует жить, что такое справедливость благочестие, добродетель. Создает учение об абсолютных истинах – истинах неколебимых. Сократ абсолютизирует человеческий разум. Две аксиомы: есть абсолютные ценности (ум, красота, храбрость) – без них нет человека. А есть зверь. Постижение их возможно, если правильно определить их, что невозможно. Это учение об абсолютных истинах дает толчок учению Платона об абсолютных идеях. Пытался учить путем диалога – сократической беседы. Приведение собеседника при помощи вопросов к единственно правильному выводу. Высказывания Сократа, конечно же, были неприятны главе полиса. Выборы он считал глупыми. Считал, что назначать на должности надо по склонностям, а не по жребию. Склонялся к монархии. Религиозное распутье – тяготел к единобожию. Искал бога внутри к себя, был убежден, что частички человеческого разума содержали части мирового разума. На суде защищался легковесно. Отказался от побегов. Настоящее имя Платона – Аристокл. Гибель учителя привело его к болезни. После смерти Сократа бежит из Афин. Изучает философию, мистику. В Сиракузах его принимает как придворного философа тиран Дионисий. Тот за идеи продает его в рабство. Афинянин купил его и отпустил. Вернулся. В роще Академ в память Сократа основал Академию – школу, которая просуществовала 900 лет. Именно Платон передает нам речь Сократа в суде. Это «Апология» Сократа. Защита Сократа была построена не для реального оправдания, а для высказывания афинским жителям. Диалог «Федон» вводит нас в обстановку последних часов жизни Сократа. Последняя беседа – доказательство бессмертия души. «Мы должны Асклепию петуха». От Платона осталось много. Его считают основателем философского идеализма. Материю считает тленной и переходящей. Материалистом считают Гераклита. Платон создает свою теорию о вечности духа на основе Гераклита. Платон приходит к выводу, что где-то есть прообраз всего – идеи. Платон не мог решить, как взаимодействует мир идей и вещей. Он сказал, что идеи и вещи общаются. Пример: связанные люди в пещере, смотрящие на тени. Много рассуждал о том, как сделать человека счастливым. Придумывает идеальное государство. Оно разделено на три класса: философы, воины и крестьяне. Философы и воины не должны иметь семей детей и имущества. Распределение на классы: к 30 годам становится понятно. Изгнал бы художников, писателей и поэтов.
Аристотель. По сравнению с Сократом и Платоном был ученым-энциклопедистом. Аристотель – первый энциклопедист. Родился в 384. Жизнь семьи связана с македонской династией. Отец – врач при македонском царе. Создает в роще Аполлона ликейскую школу Лицей – в Афинах. Преподавал иначе – читал лекции два раза в день: утром (днем) читал лекции по сложнейшим проблемам, вечером – то же самое, но объяснял просто. Читал лекции, гуляя по дорожкам, поэтому его учеников называли перипатетики, школа прогуливающихся.
Рукописи завещал Феофрасту, тот – Нелею, у которого в погребе они испортились. Четыре группы: 1) сочинения по теории научного доказательства или органон; 2) естественно-научная группа произведений; 3) сочинения по этике, включают в себя политику; 4) курс по теории литературы и ораторскому искусству. «Ритоика» в трех книгах и «Поэтика» в двух. Плохо относился к демократии, сказал, что существует только три формы правления: монархия, аристократия и полития. Но ни одна не бывает в чистом виде: монархия – тирания, аристократия – олигархия, полития – демократия, охлократия. Поправлял Платона. Считает. Что идеи являются формой материи, поэтому их нельзя отделить. Идея несет в себе движение. Материя инертна, а идея несет в себе прогресс. Материя вечна. Вопрос: кем создана, не исчезнет ли, есть ли бог? Насчет бога не знал.
Особое значение имеет «Поэтика». Сам Аристотель назвал ее техне – руководство. Написано скупо, как свод правил. Главный вопрос: соотнесенность искусства и действительности. Искусство подражает действительности – мимесис. Не стоит понимать это буквально. Не просто подражание, а подражание с целью понять, что могло бы случиться. Аристотель добавляет, что поэзия философичней истории. Объектом искусства является человек. Аристотель первым заговорил о гуманистических функциях искусства. Высшей формой искусства считал трагедию, которая ведет к катарсису. У Аристотеля много толкований катарсиса, но все можно свести к двум: медицинское – очищение от эффекта жалости и страха, как естественная функция. Этическое толкование – трагедия способствует нравственному очищению души. Первый выделил 6 элементов трагедии: фабула, характеры, мысли, сценическая обстановка, текст, музыкальная обстановка. Для Аристотеля фабула и сюжет – одно и то же. Фабула должна быть законченной и органически целостной. Характеры должны быть правдоподобными, благородными и последовательными. Не должны быть идеальными или порочными – просто хорошие люди, совершившие ошибку.
Литература эпохи эллинизма.
· Понятие об эллинизме. Эллинистическое общество и его культура (религиозный синкретизм и новые школы философии).
· Новоаттическая комедия и ее бытовое направление. Типичные сюжеты и персонажи в комедиях Менандра.
С Еврипидом умирает трагедия. С Аристофаном умирает драматургия. Политическая и моральная стабильность полиса подорвана.
Период правления Александра Македонского был кратким 338-323. На короткий срок образовалась огромная империя. Хотел принести захваченным народам культуру – греческую, как высшее ее проявление. Александр не уничтожал культуру завоеванных народов. Он хотел добиться объединения культур. Для этого он пытается обединить религии и мифологии – синкретизм. На завоеванных территориях было много богинь плодородия и любви – объединение в культ Великой Единой Матери. Это было плодотворно. Изображение богини Изиды с младенцем на руках. Второй пример: бог Серапис. Многие завоеванные страны зависели от воды. Серапис – Аид, Посейдон, Дионис, Озирис, Апис. Сераписа почитали везде.
Эллинский равно греческий. Эллинистический – взаимодействие греческой и восточной культуры. На востоке греки позаимствовали государственный аппарат – военно-бюрократическую монархию. Поняли необходимость единого эллинского языка – появляется общегреческая койне/кольне. В эпоху Эллинизма изменяется даже смысл слова эллин. Раньше это национальная единица. В эпоху Александра это не этническое, а этическое понятие. Эллином мог стать любой, кто исповедует эллинскую культуру и образ жизни.
Расширяется представление греков о родине. Раньше – гражданин полиса, теперь гражданин мира, космополит.
Изменилось отношение эллинов к религии. Религия была делом общественным, государственным. Теперь она становится частным делом, ее можно выбирать.
После смерти Александра его сподвижники делят империю на эллинистические государства: Египет отходит к Птолемею. Сирия, Македония с Грецией. Самым значительным с культурной точки зрения становится Египет. Центром греческой культуры становится Александрия Египетская. Птолемей продолжает дело Александра, основывает крупнейшую в мире Александрийскую библиотеку. Когда Египет сражался с римлянами, библиотека сгорела. Еще Птолемей создает Музейон. Это и Академия Наук и Университет. Эта идея актуальна до сих пор. Единый комплекс научно-образовательного учреждения – собрали лучших тогда ученых разных национальностей. Там был математик Евклид, историк Гекатей, художник Апиллес. Здесь впервые зарождается наука филология. Она имеет начало в гомеровском вопросе.
Первыми филологами были грамматик Зенадот и Аристарх Самофракийский. Но не только Гомер занимал их внимание. Они создали программу античной литературы, котрая изучается сейчас.
В эпоху эллинизма изменился взгляд человека на мир. Это проявляется в философии. Эллины перестали создавать фундаментальные философские системы. Они обратили свой взгляд на человека, на частный вопрос – как достичь счастья? Разработка системы личного поведения в жизни, которая обеспечит духовное благополучие. Система киников/циников, стоиков и эпикурейцев. Они прежде всего определяют значение счастья и путь его достижения. Современное понимание счастья – сумма положительных факторов, а тогда – отсутствие отрицательных.
Киники. Главные представители – Диоген, Антисфен и Кратет. Название получили от прозвища Диогена – «киникос», кусающийся щенок. Был острым на язык. Представители этой школы стремились к отработке и проверке на себе определенного экспериментального образа жизни. От них не осталось никаких трактатов – только анекдоты. Философия киников – философия людей, извергнутых из жизни полиса: беглые рабы, обнищавшие люди. Киники пытаются дать ощущение самодостаточности такому индивиду, которому не на что опереться в жизни. Киники предлагали состояние одиночества оценить как состояние духовной свободы, то есть пути к счастью. Платон называл киников и Диогена взбесившимся Сократом. Учение направлено против всех социальных устоев общества: рабство, собственность, религия. Все киники считали себя космополитами – везде собирались жить по своим законам. Применяли форму проклятия: «Без общины, без дома, без отечества» как лозунг. Пытались доказать свою полную свободу. Именно у киников появляется жанр диатриба – диалогическая полемическая беседа с острой шуткой, сатирой. Создатель – Менипп, бывший раб. Выпущенный на свободу, обладал литературными способностями. Пародирует высокие жанры. Диатриба включает и стихи, и прозу, и афоризмы, и шутки. Жанр менипповой сатиры будет использовать даже Достоевский в своих романах.
Стоики. «Стоя» - это портик, тип крыши, где собирались эти мудрецы. У стоиков есть определенный идеал – это мудрец, не зависящий в своем духовном развитии от среды, государства. Его родина – весь мир. Основатель учения Зенон. Стоики верили в бога Зевса-Логоса, разлитый во всем мире мировой разум. Душа человека частичка мирового разума. Главным стоики считали инстинкт самосохранения. Человек должен вести себя с другими так, как он хотел бы, чтобы себя вели с ним. Стоики считали, что законы общества уважать нужно, шли на государственную службу. Но если они считали, что их заставляют заниматься не добродетелью, то самоубивались. Для киников цель оправдывает средства. Стоикам была важна не цель, в своем стремлении к счастью им был важен этический характер.
Эпикурейцы. Основатель – Эпикур (341-270). Жил в Афинах, преподавал в виде бесед в прекрасных садах. Состоятельный Эпикуру был очень болезненным, не мог принимать участия в общественной жизни, поэтому он создает учение для богатых и болезненных. Этика Эпикура основана на материалистическом учении Демокрита. Эпикур задумывается над сутью счастья. Ответ: он должен находить его не во внешнем мире, а внутри самого себя – в душевном спокойствии или безмятежности души (атараксия). Не должен вмешиваться в чужие дела и политику. Как этого достичь: все зависит от страха смерти и страха перед богами. Боги отметаются сразу. Смерть: он считает, что пока человек есть – смерти нет, а когда человека нет – то и бояться поздно. Главный лозунг: прожить жизнь незаметно в кругу своих друзей, освободившись от всех страстей. Чрезмерных чувств. Слово «эпикуреец» со временем начинает знать иное – разнузданного человека.
Совершенно меняется и система литературных жанров. Значение теряют трагедия и театр, они неактуальны. Литература и искусство поворачиваются к частному человеку. К личности. Предметом изображения так же становится обычная личность. Происходит поляризация литературы: литература для элиты и беллетристика (массовая литература). Так появляется греческий роман как повесть о частной жизни.
Среди высокой литературы выделяются жанры «ученой» поэзии. Поэты того времени соревнуются с выбором сюжетов – необычные, малоизвестные, разные варианты. Литература теряет интерес к крупным формам. Вместо эпических поэм получает распространение эпиллий – «эпосик». Распространяется эпиграмма, элегия и идиллия.
Эпиллий. Мастером эпиллия был поэт Коллимах – представитель ученой поэзии. Эпиллий «Гекала» посвящен Тезею, который идет на подвиг, его застает ночь, дождь, стучится в хижину старушки Гекалы. Тезей уходит, потом возвращается, а старушка умерла. Хочет в ее честь устроить спортивные игры – в честь Зевса Гекалийского.
Идиллия. Название: «картинка». Создателем идиллии был поэт Феокрит. Писал буколические идиллии – пастушеские песни. Феокрит против городской цивилизации. Приобщает к естественному. Его идиллии – сценки с волопасами, которые состязаются в песнях, чаще любовных, но могут быть и другие. Феокрит относится к ним с иронией – он житель города, небедный, ведет игру с читателем. В его идиллиях все натурально: навоз, пот – ирония, песни о любви. Снисхождение. Идиллии Феокрита популярны в римской литературе, поэт Вергилий.
Самым распространенным жанром являлась новоаттическая комедия. Термин античный, греки хотели показать отличие между Аристофаном и этими комедиями. Новоаттическая комедия обращается к быту, к типическому, заурядному, семейному. Обретает популярность. Появляется афоризм: «Я человек и полагаю, что ничто человеческое мне не чуждо». Это из комедии Теренция, римлянина, который использовал много комедий Менандра.
Отличия: 1) отсутствие высокого общественного звучания, политической злободневности; 2) исчезают фантастические элементы; 3) до минимума сведена личная издевка; 4) новая комедия обращается к общечеловеческому содержанию и отходит от злободневных проблем.
Поэтому она попадает на римскую сцену. Она связывает искусство Древней Греции и более поздних веков. Любопытно, что меняется наполнение терминов «комедия» и «трагедия». Трагедия – превратности героической судьбы, комедия – обыденная жизнь.