Интуиция и её роль в познании.
Ранняя античная философия
Единство мира и знания в ранней античной философии принимается как самоочевидный и не требующий доказательства факт. Началом рассмотрения всеобщего единства всех явлений является материальное первоначало, из которого состоит весь мир, окружающий человека и сам человек. Например, согласно Демокриту, воспринимаемое чувствами, имеет свою основу в единстве состава любой вещи — в атомах. Пифагор заложил основы количественно-математического объяснения единства.
Философия нового времени-Кант определяет категорию единство в первую очередь субъективно-психологически. Гегель объясняет единство, как универсально-логическую категорию, относящуюся так же и к вещам вне сознания, которые принимаются только, как продукт деятельности абсолютного мышления. Он объясняет единство как тождество явлений, как единство различного и противоположного, которое осуществляется путем их превращения друг в друга, как переход противоположностей, который осуществляется беспрерывно в процессе развития. В этом понимании единство осуществляется через свою собственную противоположность — через различие и противоположность
8 Движение - способ существования материи. Д. вкл в себя все происход в природе и обществе процессы. В самом общем виде.Д. - это изменение вообще, всякое взаимодействие материальных объектов и смена их состояний. В мире нет материи без движения, так же как не может быть и Д. без материи. Д. материи абсолютно, тогда как всякий покой относителен, и представляет собой один из моментов движения. Д. материи многообразно по своим проявлениям и существует в различных формах. Любой объект существует лишь благодаря тому, что в нем воспроизводятся определенные типы движений. Движение внутренне присуще материи.
2 основных типа движения:
1. Д. когда сохраняется качество предмета;
2. изменение качественного состояния предмета.Одни формы движения превращаются в другие.Процесс развития - переход одного качества в другое, направленное формирование новых систем, которые рождаются из предшествующих систем.
2 разновидности процессов развития:
1-качественные превращения, не выходящие за рамки соответствующего вида материи, определенного уровня ее организации;
2-процессы перехода от одного уровня к другому.
Многообразие форм движения материи связано с определенным уровнем организации материи, каждый из которых характеризуется своей системой законности и носителем
Движение - феномен, отражающий изменение; атрибут материи, связанный с любым изменением моментов объективной реальности; философская категория, отражающая любые изменения в мире. В европейской традиции понятие движения семантически дифференцировано: оно может быть «движением вообще», стоя в ряду с такими понятиями, как «пространство», «время» или «энергия», механическим перемещением, у него может быть направленность, оно может отражать качественное изменение, развитие (прогресс, регресс) и т. д. В диалектическом материализме движение - объективный способ существования материи, её абсолютный неотъемлемый атрибут, без которого она не может существовать и который не может существовать без неё; согласно данному мировоззрению движение абсолютно, а покой относителен, так как является движением в равновесии. Вопреки бытующему мнению, что движение - состояние материи противоположное покою - это не так. Покой является лишь частным случаем движения. Для движения как для онтологической основы бытия, постулируется та же неуничтожимость и вечность, как и для самого бытия. Появившись вместе с бытием, оно не останавливается, и поэтому невозможно снова его сотворить. Релятивизм абсолютизирует движение, в то время как элеаты его вовсе отрицают. На основании осознания движения не как только механического процесса построены законы диалектической логики.
9Осознание бытия как некоей проблемы, которая нуждается в разрешении, было впервые осуществлено в философии элейской школы античности (VI—V вв. до н.э.).
Ее признанный глава — Парменид обнаружил, что логика осмысления категории «бытия» неотвратимо приводит к весьма необычным выводам. Ход его рассуждений можно представить примерно так.
Бытие — это все то, о чем можно сказать: «это есть» или «это существует». А небытие есть? Если признать, что «небытие есть», то мы получим логическую ошибку: то, чего нет (небытие) — есть?! Чтобы ее избежать, надо просто лишить «небытие» статуса существования. Поэтому единственным логически верным вариантом соотношения бытия и небытия может быть только суждение: «бытие есть, небытия нет» (то, что есть — существует; то, чего нет — не существует).
Но если небытия нет, то ничто не может ни возникнуть (из небытия), ни исчезнуть (уйти в небытие). А если ничто не возникает и не исчезает, то, следовательно, ничего не изменяется, т.е. не движется. Бытие неизменно и неподвижно! Аналогичным образом выводятся и другие характеристики бытия: оно едино (не множественно) и неделимо.
10Смысл жизни человека- в самореализации личности, в потребности человека творить, отдавать,делиться с другими, жертвовать собой ради других. Смысл жизни это выбор каждого отдельного человека. Это самостоятельное осознание ценностей,которые ориентируют человека не на то,чтобы иметь, а на то, чтобы быть (Эрих Фром)
Смысл жизни, смысл бытия - философская и духовная проблема, имеющая отношение к определению конечной цели существования, предназначения человечества, человека как биологического вида, одно из основных мировоззренческих понятий, имеющее огромное значение для становления духовно-нравственного облика личности. Вопрос о смысле жизни также может пониматься как субъективная оценка прожитой жизни и соответствия достигнутых результатов первоначальным намерениям, как понимание человеком содержания и направленности своей жизни, своего места в мире, как проблема воздействия человека на окружающую действительность и постановки человеком целей, выходящих за рамки его жизни. Вопрос о смысле жизни — одна из традиционных проблем философии, теологии и художественной литературы, где она рассматривается преимущественно с точки зрения определения, в чём состоит наиболее достойный для человека смысл жизни.
11 Cковорода, У него есть понтеистические идеи и дуалистическое мировоззрение. По его мнению существует два естества: вилимое(материя)невилимое(форма) между ними есть скрытые взаимосвязь,и они реализуются в 3 мирах: макрокосмос, микрокосмос (челевек), символический мир(библия).Мир с его точки зрения погряз во зле. Опора человека труд.А зло преоблодает потому что человек занят не своим делом. Цель философии состоит в открытии и его сродства. Реализация требования познай самого себя.
Зарождение и становления отечественной науки связано с именем Ломоносова,который разроботал коркускулярную философию, где он обосновал познание мира двумя не противоречащими друг другу понятий,через научные данные и через божественное откровение.
Радищев-в советской философии он рассматривался как революционер.Его книга «путишествие из питербурга в москву» рассматривалось как призыв к бунту или революциооный манифест
Идеалы радищева:
1. он разделяет идею равенства всех людей от рождения
2. закон должен быть один для всех
3. равномерное распределение собственности в обществе.
4. Умеренное назакание,переступивших закон.
12 Социальные Отношения
- это отношения между членами социальных общностей и данными общностями по поводу их общественного положения, образа и уклада жизни, в конечном счете по поводу условий формирования и развития личности, социальных общностей. Они проявляются в положении отдельных групп работников в трудовом процессе, коммуникационных связях между ними, т.е. во взаимном обмене информацией для воздействия на поведение и результаты деятельности других, а также для оценки своего собственного положения, что влияет на формирование интересов и поведение этих групп.
Существуют несколько классификаций общественных отношений. В частности различают:
Классовые отношения
Национальные отношения
Этнические отношения
Групповые отношения
Межличностные отношения
Общественные отношения складываются во всех сферах общественной жизни.
13 Гоббс о проблемах взаимоотношения человека и общества.(16век)
Материалист “Основы философии» «О Человек»
Гоббс создал первую законченную систему механического материализма, соответствовавшего требованиям ,естествознания того времени. Геометрия для механика-идеальные образцы мышления. Природа представляется Гоббсу совокупностью протяженных тел,различающимися между собой фигурой, положением и двпижением(-механические).Гос Гоббсом рассматривается как результат договора между людьми, положив конец «войны всех против всех».так же он превозносит роль гос. он за монархию. Основным предметом изучения фил и науки он считал природу и чел, источником фил-разум,а источником религии-авторитет церкви. По мнению Гоббса человеческое общежитие сможет существовать если правилом становится естественный закон, основанный на разуме, при помощи которого каждый приписывает себе воздержание от всего того, что, по его мнению, может оказаться вредным ему. Естественный закон - это правило которое кроется не в согласии людей между собой, а в согласии человека с разумом, это- указание разума относительно того, к чему мы должны стремиться и чего мы должны избегать в целях нашего самосохранения.
14 Познание в самом общем виде-это деятельность человека по приобретению знаний об окружающем мире,о самом человеке, о взаимоотношениях.
Познание распадается как бы на две половинки, а вернее части: чувственную и рациональную.
Познание человека объективного мира начинается с помощью органов чувств,взаимодействуя с теми или иными предметами,мы получаем ощущение восприятие и представление. Результаты полученных чувственных данных перерабатываются в нашем сознании на ступени рационального познания с помощью понятий,суждений и умозаключений. Понятие отражает предмет мысли в его общих и существенных признаках. Суждение — форма мысли, в которой посредством связи понятий что-либо утверждается или отрицается о предмете мысли. Посредством умозаключения из одного или нескольких суждений с необходимостью выводится суждение, заключающее в себе новое знание. Умозаключения бывают различных видов: индуктивные, дедуктивные и по аналогии.Своеобразной формой сопряжения чувственного и рационального является также интуиция - способность непосредственного или прямого (в виде какого-то озарения, инсайта) усмотрения истины. В интуиции четко и ясно осознается лишь результат (вывод, истина); конкретные же процессы, к нему ведущие, остаются как бы за кадром, в области и глубинах бессознательного.
15 НИЦШЕ
Последователь Шопенгауэра «школа жизни» труды:»По ту сторону добра и зла» «Так говорил Заратустра» представитель контр культуры и негелизма. Под философии Ницше понимается личное творчество мыслителя. Основной жизни является волей к власти основной тягой всего живого к самоутверждению. Простым людям(человек массы) он противопоставляет аристократов духа, назначение которых взращивание «сверхчеловека» который, находясь вне моральных норм преодолевает тотальную ложь земного шара. Он призывал к переоценки ценностей «морали рабов»( в хрестианско-гуманистическом смысле) морали богов. Он считает что сложившийся стереотипы мышления противостоят динамики жизни.
Среди философов Ницше- нарушитель спокойствия и благородный пират. Он вспугивает спящих, таранит крепости обывателей, сметает моральные постулаты, убивает Бога, рушит церковные устои.Ницше считал себя прирожденным психологом - «призванным быть психологом и разведывателем душ». Некоторые вещи, которые он высказывает, поражают воображение своей точностью и целенаправленностью диагностики. С точки зрения Ницше, психология лежит в основе всего, и тесно переплетается с другими частями его учения.
16ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУР,
Культуру можно определить как качественную характеристику жизнедеятельности человека и создаваемой им реальности «вторая природа», где приоритетными является духовные ценности. Духовность это прежде всего проявление внутренней свободы личности разделяющей высшие идеалы добра,красоты и истины.
Природно-символический тип. Это исторически первый тип культуры, проявивший себя в культуре первобытного общества. Здесь духовное проявляется через природную символику. Мировоззрение, религиозные представления, хозяйственная деятельность, ритуалы, все виды искусства неразрывно связаны друг с другом и направлены на единую цель.
Антропокосмогонический тип культуры характерен для периода Древнего мира и определяется стремлением человека связать свое существование с космическим порядком. Ориентация на космос как совершенство идеала красоты и гармонии.
Христианско-религиозный типкультуры соответствует средневековому периоду развития европейской культуры. Ядром культуры средневековья стала христианская религия.
Универсально-гармонический тип исторически соответствует культуре эпохи Возрождения.
Основной идеей новой культуры стало гармоничное развитие личности человека, общества и природы. Основным принципом – гуманизм, провозгласивший высшей ценностью человека и его благо.
Рационально-нормативный тип культуры представляет собой отдельную культурно-историческую целостность.
Критико-просветительский тип соответствует эпохе просвещения. Общий дух эпохи – стремление подчинить все мировосприятие человека господству разума
Романтическаи-утопическая –(новое время)
Индивидуально-прогматическая-(буржуазия)
Тоталитарно-бюрократическая
Демакратически-психиотропная-(постиндустриальная)
17.Фрейд-« Тотем и табу», «Психология масс и анализ человеческого Я»
различные теории психоанализа показывают роль бессознательно в сознательной жизни человека. Психическая жизнь которая совершается без участие сознательного,вне контроля разума обозначается бессознательным
Основатель учения о бессознательном австралийский психолог Фрейд,он считал что в структуре человеческого духовного опыта имеются 3 уровня-1)ОНО,которое упровляет либидо. 2)Сверх-Я-социально-культурные нормотивы,установки,образующие систему соц. фильтров.3)Я-сознание-задача согласовать требование СвехЯи ОНО.
Эдипов комплекс-вличение к родителю. По Фрейду каждый чел стремится к удовлетворению своих инстинктов и влечений.
ЮНГ-коллективное бессознательное-формирует психику и сознание человека,
Эрих Фром ввел понятие Неофрейдизма,он преодолевал ортодоксальный фридизм, откозался от учение о либидо.
18отчуждение-это социальный процесс,в ходе которго деятельность человека вместе с ее результатами превращается в самостоятельную силу,господствующую над ним и враждебную ему.Снять отчуждение можно лишь в таком обществе,где в полной мере осуществляются все права и свободы личности.
Свобода-это специфический способ бытия человека,связанный с его способностью выбирать решение и совершать поступок в соответствии со своими целями,интересами,идеалами и оценками,основанными на осознании им объективных своиств и отношений вещей,закономерностей окружающего мира
19 Система взглядов родоначальника объективного идеализма тяготеет к религиозному мировоззрению. Он воспринимает мир как божественный порядок, развернутый высшим разумом «прекрасный мир вещей». Это относится и к социально, государственно организованному миру на микроуровне, и к космосу на макроуровне. Однако точка зрения Платона на общество и государство основана на вере в духовного, абсолютно свободного и личностного Бога христианства, той мировой религии, которая зародится спустя три с половиной столетия после смерти мыслителя.
Основополагающей идеей Платона в целом выступает идея порядка и гармонии, существующих на любой ступени этого «строя»: во вселенной, в государственной жизни, у самого человека. « Достоинство каждой вещи - будь то утварь, тело, душа или иное живое существо - возникает во всей своей красе не случайно, но через слаженность, через искусство, которое к ней приложено… Значит, это какой-то порядок , присущий каждой вещи и каждой вещи особый, делает каждую вещь хорошей». .
Платон возлагает на государство - обязанность гарантировать торжество общей добродетели и справедливое распределение благ. При этом интересы целого в государстве превалируют над интересами групп и классов. Высшие интересы сохранения единства и улучшения людской породы отрицают жесткую непроницаемость наследственных каст правителей и подвластных. Гарантией против кастовости служат и предоставленные всем гражданам от рождения равные возможности в достижении высокого политического положения в обществе.
По Платону, людям недостаточно развития экономики, технического прогресса, идущего от Прометея. Они должны обладать культурой социального, политического общения, культурой владения государственно-правовыми возможностями и средствами. Они должны следовать нормам этики, которые подсказывает им совесть, вложенная в них по велению Зевса Гермесом.
Сущность государства, таким образом, Платон видит в прочном социальном объединении и организации взаимодействия и взаимопомощи граждан. «Многие люди, - пишет он, -собираются воедино, чтобы обитать сообща и оказывать друг другу помощь». Смысл существования государства состоит не в политическом подавлении большинства меньшинством, н в экономическом и социальном угнетении одних классов другими, не в духовной и интеллектуальной экспансии высших над низшими.
Цель государства, по Платону, заключается в обеспечении справедливого общежития, в котором должен делать свое дело, отправлять свою функцию в общественном организме, не присваивая себе чужих прав и н возлагая на другого свои обязанности, ощущая на себе заботу других и предоставляя другим свое умение, отточенное до совершенства.
Также Платон выдвигает собственный план государственного устройства, согласно данному плану:
все население государства (полиса) делится на три сословия – философы, воины, работники;
работники (крестьяне и ремесленники) занимаются грубым физическим трудом, создают материальные блага, могут в ограниченных размерах владеть частной собственностью;
воины занимаются физическими упражнениями, тренираются, поддерживают в государстве порядок, в случае необходимости – участвуют в военных действиях;
философы (мудрецы) – разрабатывают философские теории, познают мир, учат, управляют государством;
философы и воины не должны иметь частной собственности;
жители государства вместе проводят свободное время, вместе едят (проводят трапезы), вместе отдыхают;
не существует брака, все жены и дети общие;
допускается и приветствуется труд рабов, как правило, варваров, захваченных в плен.
В дальнейшем Платон пересмотрел некоторые идеи своего проекта, допустив небольшую частную собственность и личное имущество для всех сословий, однако другие положения данного плана были сохранены.
20Понятие картины мира. Научная и религиозная картины мира.Картина мира – совокупность знаний, дающая интегральное осмысление (научное, просто теоретическое или обыденное) тех сложных процессов, которые протекают в природе и обществе, в самом человеке. У каждой картины мира есть свой смысловой центр, вокруг которого располагаются все компоненты, составляющие целостный образ Вселенной. Разные картины мира описываются на различных культурных языках. Каждая картина мира должна включать в себя представления о пространстве и времени (неотъемлемые атрибуты жизни) и важнейшей ее составной частью должно быть положение в мире человека, которое конкретизируется через концепцию происхождения и перспектив человечества, возможностей человека как рода, ценностей и целей, к которым могут и должны стремиться индивиды. Все КМ не выносят за свои рамки самого человека, он оказывается внутри ее. Проблемы мира и проблемы человека всегда тесно переплетены.
Научная картина мира может отличаться от религиозных представлений о мире, основаных на авторитете пророков, религиозной традиции, священных текстах и т.д. Поэтому религиозные представления более консервативны в отличие от научных, меняющихся в результате обнаружения новых фактов. В свою очередь, религиозные концепции мироздания могут изменяться, чтобы приблизиться к научным взглядам своего времени. В основе получения научной картины мира лежит эксперимент, который позволяет подтвердить достоверность тех или иных суждений. В основе религиозной картины мира лежит вера в истинность тех или иных суждений, принадлежащих какому-либо авторитету.
Научная картина мира — множество теорий в совокупности описывающих известный человеку природный мир, целостная система представлений об общих принципах и законах устройства мироздания Картина мира - системное образование, поэтому её изменение нельзя свести ни к какому единичному (пусть и самому крупному и радикальному) открытию. Речь обычно идет о целой серии взаимосвязанных открытий (в главных фундаментальных науках), которые почти всегда сопровождаются радикальной перестройкой метода исследования, а также значительными изменениями в самих нормах и идеалах научности
21Предметом называется круг вопросов, которые изучает философия. Общую структуру предмета философии, философского знания составляют четыре основных раздела:
онтология (учение о бытии);
гносеология (учение о познании);
человек;
общество.
1)Изучает отношение мышления и бытия,материи и сознания
2)изучает движение и развитие в его самом общем виде,связи и отношения всеобщего характера,проявляющиеся во всех облостях материи и сознания,мышления человека
3)изучает законы деятельности людей,общественных групп и классов,наций и государств,она осмысливает цели и средства этой деятельности,пути познания и преоброзования мира.
Как наука изучает отношение сознания и материи Философия - общая теория мира и человека в нем. Философия и мировоззрение органично связаны друг с другом. Мировоззрение - это система взглядов на объективный мир и место человека в нем. В формировании мировоззрения особую роль играет философия.
Мировоззренческая функция способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром.
Методологическая функция заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности.
Мыслительно-теоретическая функция выражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать – предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира.
Гносеологическая – одна из основополагающих функций философии – имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания).
Роль критической функции – подвергать сомнению окружающий мир и существующее значение, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции – расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания.
Аксиологическая функция философии (в переводе с греческого axios – ценный) заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей – морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др. Цель аксиологической функции – быть «ситом», через которое пропускать все нужное, ценное и полезное и отбрасывать тормозящее и отжившее. Аксиологическая функция особенно усиливается в переломные периоды истории (начало средних веков – поиск новых (теологических) ценностей после крушения Рима; эпоха Возрождения; Реформация; кризис капитализма конца XIX – начала ХХ вв. и др.).
Социальная функция – объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества.
Воспитательно-гуманитарная функция философии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни.
Прогностическая функция заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества
22пространство — это форма бытия материи, характеризующая ее Протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие элементов во всех материальных системах. Понятие пространства (протяженности) имеет смысл постольку, поскольку сама материя дифференцирована, структурирована. Если бы мир не имел сложной структуры, если бы он не расчленялся на предметы, а эти предметы — на элементы, связанные между собой, то понятие пространства не имело бы смысла. Но материальный мир не просто состоит из структурно расчлененных объектов. Эти объекты находятся в движении, они представляют собой процессы, в них можно выделить определенные качественные состояния, сменяющие одно другое. Сравнение между собой качественно различных изменений дает нам представление о времени. Время — форма бытия материи. выражающая длительность существования материальных систем, последовательность смены состояний и изменений этих систем в процессе развития. Понятия пространства и времени соотносительны не только с материей, но и друг с другом: в понятии пространства отражаются структурная координация различных объектов в один и тот же момент времени, а в понятии времени — координация длительности сменяющих друг друга объектов и их состояний в одном и том же месте пространства. Из реляционной концепции пространства и времени вытекает идея качественного многообразия пространственно-временных структур: развитие материи и появление новых форм ее движения должно сопровождаться становлением качественно специфичных форм пространства и времени.
23Маркси́зм — философское, политическое и экономическое учение и движение, основанное Карлом Марксом в середине XIX век
Основная цель работы разроботка и обоснование идеи отчуждения человека в обществе частной собственности и преодоление этого отчуждения в коммунистическом обществе. Маркс показывает что отчужденный труд преврвщает человека в механизм,чел не может быть свободным и ответственным,это работа производства. Это отчуждение в труде порождает и другие формы в об-ве: политич,нравственная,правовое экономическое.
Ранний Маркс — в центре его внимания стоит проблема отчуждения и способы его преодоления в процессе революционной практики. Общество, свободное от отчуждения, Маркс называет коммунизмом.
Поздний Маркс — в центре внимания его стоит вскрытие экономических механизмов («базиса») всемирной истории, над которыми надстраивается духовная жизнь общества (идеология). Человек воспринимается как продукт производственной деятельности и как совокупность общественных отношений.
24История и наука свидетельствуют о том, что все в человеке, в его бытии является результатом его индивидуальной деятельности, с одной стороны, и деятельности предшествующих поколений, общества в целом - с другой. Без деятельного преобразования окружающего и внутреннего мира человек не может ни существовать, ни развиваться как субъект изменений. В широком смысле понятие "деятельность" означает процесс создания общественным субъектом условий своего существования и развития, преобразование окружающего мира и самого себя в соответствии со своими потребностями и целями. В философской антропологии принципу деятельности придается важное методологическое значение при анализе общественной сущности человека, внутренней связи природного и социального. Здесь деятельность выступает системообразующей силой, формирующей самого человека, весь образ его жизни и мыслей.
Человек также поддерживает свое биологическое существование, используя физиологические силы, способы и функции как основные формы жизненной активности. Таковы, например, физические движения тела в пространстве, воспроизведение нормального вещественного состава и энергии организма, психические реакции на внутренние и внешние воздействия и т.д. Все эти формы активности являются непрерывными жизненными процессами, протекающими параллельно с осуществляемой в это время деятельностью человека, и являющимися, с одной стороны, условиями этой деятельности, с другой - ее составными частями.
25Античная философия- Древняя Греция,древний Рим 7в до н.э.- 6в.н.э
Большенство философов этого периода основой всего сущего считали Космос, созданный по типу разумного, живого человеческого тела. Космос вечен обсолютен, кроме него ничего нет. Его можно слышать видесть и осязать.
Главная проблема-это проблема соотношение единого и многово. Древние греки многое сумели увидеть как единое.
Школы:
1)Миледская школа:Фалес(вода),Анаксимен(Воздух),Анаксимандр(аперон) Гераклит(огонь)
Пытались найти единую и неделимую первооснову мира
2)Элейскя школа-Зенон, Парменид (специфическое мышление)-С их точки зрение многое вообще не существует,а свое время надо доказывать
3)Пифагорская школа-Единое это число.значемые числа-1-точка, 2-два конца линии, 3-триугольник,4-объем
4)Аттамистическая школа-Демакрит,Эпикур,Лукреций-первооснова-все состоит из атомов.
5) школа Софистов-Протагор,Сократ,платон
Чел-центр культуры,ее творец,его признание позновать и творить добро
26Диалектика (греч. διαλεκτική — искусство спорить, вести рассуждение) — логическая форма и способ рефлексивного теоретического мышления, имеющего своим предметом противоречия мыслимого содержания этого мышления.
. Диалектический метод познания рассматривает проблемы отражения в понятиях объективной диалектики. Под объективной диалектикой понимаются законы и связи объективного мира. Содержанием субъективной диалектики являются понятия, категории, выражающие законы и связи объективного мира в субъективной форме..
Диалектические методы познания основаны на продуктивной активной деятельности мозга человека и отличающиеся (от методов познания наук) диалектичностью, структурированностью, системностью использования и трансцендентными возможностями, определенными, в первую очередь, диалектическими технологиями и (восходящим) трансцендентным опытом.
Диалектические методы познания соответственны диалектическому познанию.
Диалектические методы познания с учетом ряда диалектических технологий и/или в своих трансцендентальных формах или применениях переходят в диалектические методы постижения, которые являются высшей стадией диалектических методов познания, имеют трансцендентальные возможности и соотносимы с постижением.
27Соловьев видный представитель Софинской философии,под Софии понималось изначальное божественная примудрость,по которой сотворен мир поэтому каждая вещь и явление софины. Божественная примудрость эта сама нормония,которая противостоит хаосу и распаду.Учение философии наз. ВСЕЕДИНСТВА,в которой идет речь о единении бога и человечества. Принцип всеединства реализуется через концепцию цельного знания: эмпирическое,рациональное,мистическое. Для постижение цельного знание большое значение играет интуиция,особая позновательная способность.
Федоров-был создатель теории общего делаю. Ф. сводит к единственной идеи к идеи воскрешение и бессмертии.Наши предки умерли чтобы мы жили вместо них. В образе исуса христа неразрывное единство юога и человека.Чел является стольже всемогущь как и сам Бог,только в силу своей разобщенности в состоянии несовершенства и зла.
28Политическая жизнь сложна и многообразна. Политические субъекты находятся в постоянном движении, в действии и противодействии. Политические события наполняют ежедневную жизнь стран и затрагивают интересы миллионов людей. Политические элиты упрочают свое положение, одни элиты сменяются другими, формируется и набирает вес молодое поколение элит. Политические отношения - взаимодействие субъектов политики друг с другом и с властью.
Политические отношения играют в обществе такую же важную роль, как и отношения экономические, социальные, духовные.
Выделяют следующие типы политических отношений :
• отношения сотрудничества, взаимодействия и политического единства (консенсус);
• отношения подчинения господства и эксплуатации. При таком типе отношений возможны разногласия, противоречия, конфликты и даже войны. Конфронтация обусловлена непримиримостью между субъектами политического процесса, особенно в области политической идеологии.
Политические отношения бывают также горизонтальными и вертикальными. Горизонтально организованные и вертикально организованные политические отношения М. Вебер считал "идеальными типами" отношений.
Госуда́рство — это особая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и её население, располагает для этого специальным аппаратом управления, издаёт обязательные для всех веления и обладает суверенитетом
Общество — 1) в широком понимании слова это совокупность всех видов взаимодействия и форм объединения людей, которые сложились исторически; 2)в узком понимании — исторически конкретный тип социальной системы, определённая форма социальных отношений.[
29Мировоззрение – это совокупность взглядов и убеждений,оценок и норм,идеалов и установок,которые определяют отношение человека к миру и,являясь ориентирами в его повседневной жизни,выполняют регулятивную функцию.
Структура:
Теоретический уровень:(наука и философия)-знание-убеждение,верование
Жизненно-практический уровень:навыки,обычаи,традиции,практический опыт.)-ценности и нормы-практическая деятельность.
Миф-это самая древняя форма общественного сознания. Она возникла как ответы на вопросы о происхождении мира и его устройстве. Тип сознания,способ понимания мира,характерный для ранних стадий развития мира.Фантастическое отражение. Функция-объяснить миропорядок и регулировать сложившиеся общественные отношения.Религия охватывает систему догм,иллюзорных чувств, обрядовых действий и церковных учреждений,призванных удовлетворить потребности людей в вере,надежде и любви. Основанием религиозного мировоззрения служит вера в сверхъестественное
Философия-это форма общественного сознания,связанная с постижением сущности социального и природного бытия,мира в целом,места чел в этом мире, отношения человека к миру и смысла человеческой жизни.
Особенности философии:
Исходным пунктом и целью философии является чел,его место в мире и отношение к этому миру.
Изучает Развитие мира
Средством познание я вляется-разум
Эмпирическая база знаний
30Материя (материальное бытие)
Материя-это объективная реальность,существующая независимо от человеческого сознания и отоброжаемая им
1ый этап-огонь,вода,воздух
2йэтап атомы-Демокрит.
3ий этап объективная реальность (Ленин)
4этап атрибуты
Материя-отрожает предельно общие свойства объективного мира.Материя-это единственно-существующая субстанция.Она вечна и бесконечна.
1. Материальное бытие и основные подходы к понятию «материя».
В философии существует несколько подходов к понятию (категории) «материя»:
материалистический подход, согласно которому материя есть основа бытия, а все иные бытийные формы – дух, человек, общество – порождение материи; по утверждению материалистов, материя первична и представляет собой наличное бытие;
объективно-идеалистический подход – материя объективно существует как порождение (объективизация) независимо от всего сущего первичного идеального) духа;
субъективно-идеалистический подход – материи как самостоятельной реальности не существует вообще, она лишь продукт (феномен – кажущееся явление, «галлюцинация») субъективного (существующего только в виде сознания человека) духа;
позитивистский – понятие «материя» ложно, поскольку его нельзя доказать и полностью изучить при помощи опытного научного исследования.
В современной российской науке, философии (как и в советской) утвердился материалистический подход к проблеме бытия и материи, согласно которому материя есть объективная реальность и основа бытия, первопричина, а все иные формы бытия – дух, человек, общество – проявления материи и производны от нее.
2. Структура материи: ее элементы и уровни.
Элементами структуры материи являются:
неживая природа;
живая природа;
социум (общество).
3. Характерные черты (свойства) материи.
Характерными чертами материи являются:
наличие движения;
самоорганизация;
размещенность в пространстве и времени;
способность к отражению.
Теория познания И.Канта.
И. Кант (1724-1804). Главным философским произведением Канта является «Критика чистого разума» (критический период его творчества). Исходной проблемой для Канта является вопрос «Как возможно чистое знание?» (чистое - «неэмпирическое», то есть такое к которому не примешивается ощущение). Кант был агностиком,он считал что мы можем познать то что сконцентрировали сами,от чего имеем опыт,от чего опыта не имеем мы познать не можем.Разроботал учение о антиномии(противоречивые взаимо-исключающие положения)
Кант называет свою философию «критической» (в противоположность догматической, которая оставляет нерешенным вопрос возможности знания. наше сознание не просто пассивно постигает мир как он есть на самом деле (догматизм), а, наоборот, мир сообразуется с возможностями нашего познания, а именно: сознание является активным участником становления самого мира, данного нам в опыте. Чел считает Кант житель двух миров 1)мира природы(конкретно-чувственного мира) 2)мир свободы(умопостигаемого мира)-действует практический разум.он руководит поступками чел,движущей силой является воля
Интуиция и её роль в познании.
Интуиция— способность чувствовать уже имеющиеся логические цепочки связанной информации, касающиеся нужного вопроса, и, таким образом, моментально находить ответ на любой вопрос.
Интуиция-способность мысленно оценивать ситуацию и, минуя рассуждения и логический анализ, моментально принимать правильные решения. Интуитивное решение может возникнуть как в результате напряжённого раздумывания над решением вопроса, так и без него. Это - моментальное прозрение, мгновенный напор знаний и озарения, который нам предлагает однозначные решения. И, как ни странно это выглядит, даже не зная, откуда пришло решение, мы верим в него, полагаясь на свои внутренние ощущения Истины.