Субъективный идеализм, объективный идеализм, дуализм, монизм, плюрализм, агностицизм.
ВВЕДЕНИЕ
Тема: ФИЛОСОФИЯ - СФЕРА ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
План
1. Философия – это любовь
Философия как тип мировоззрения.
Философия как наука.
Начиная свой путь постижения философии, откройте свою тетрадь с названием «Моя Философия» и запишите ответы на два первых вопроса:
1. Философия это …
2. Почему Я хочу изучать философию?
Можете заменить слово «хочу» словом «должен»; хотя сами знаете, что хотеть всегда лучше. Во власти человека перевести «должен» в «хочу» и тогда любое трудное дело будет радостным.
Определений философии бесконечное множество. Ваше определение будет ∞+1. Мы остановимся на нескольких определениях.
1. Философия – это любовь!
Какая это любовь? Что за ерунда, определять понятие через другое еще более многозначное и неопределенное… Если это любовь – то какая? – слышу я сразу хор возражений…
Попытаюсь на них ответить.
Этимологически слово «философия» произошло от 2-х греческих корней:
Phileo – любовь, люблю
Sopfia – мудрость
и в дословном переводе означает: Любовь к Мудрости или Любовь к Истине
Как Вы думаете, почему не просто – Мудрость, а Любовь к Мудрости. Какая особенная черта заложена в этих двух словах?
И если любовь это один из способов отношения человека к миру (или части мира) и самому себе, то философия заключает в себе моральную, эстетическую и интеллектуальную составляющую этого отношения.
У Людвига Фейербаха есть интересное сравнение религии и философии: “Религия – это первая любовь, юношеская любовь, та любовь, которая думает, что она познанием роняет свой предмет. Наоборот, философия – супружеская любовь, любовь мужа, которая доставляет ему обладание и наслаждение своим предметом, но поэтому также разрушает всю прелесть иллюзий, которые связаны с таинственностью первой любви”[1].
Определение философии как интеллектуального Эроса (интеллектуальной любви) свойственно многим философам и проистекает из этого слова: от греческого jilew – люблю и dojia – мудрость) – любовь к мудрости (любомудрие) или любовь к истине. “Философия, любовь разума, – пишет С. Трубецкой, – направляется в действительности на истину не эмпирическую, но всеобщую, вселенскую. Философ ищет эту общую мудрость, эту Софию и любит ее в рамках своей системы”[2].
Философия возникла примерно три тысячи лет назад сразу в нескольких очагах человеческой цивилизации. В то время человек достиг определенного уровня самолюбия, желания познать самого себя, отделить себя от окружающего мира, в чем-то возвысить себя над миром.
Пытливый и критически настроенный собеседник сразу спросит: «Что, человек только три тысячи лет назад начал познавать себя? А что он делал остальные пять миллионов лет? Или, не вдаваясь в историю питекантропов, вспомним, что биологическая эволюция человека закончилась 20 тысяч лет назад; т.е. Home sapiens – (человек разумный) живет на Земле уже как минимум 20 тысяч лет»?
Совершенно верно мыслите, уважаемый собеседник. И здесь мы перейдем к следующему определению.
2. Философия – это мировоззрение
Что такое мировоззрение?
В ответе на этот вопрос нарисуйте в своей тетради три солнышка (очень важно делать это интеллектуальное упражнение в строгой последовательности и спонтанно, извлекая понятия и образы из подсознания).
А теперь давайте проанализируем структуру Вашего мировоззрения. Эти три солнышка и есть скелет Вашего мировоззрения, т.к. мировоззрение это система взглядов на мир и место в нем человека, отношение человека к окружающей действительности и самому себе. В мировоззрении фиксируется познавательное отношение человека к миру (миропонимание, миросозерцание) и эмоционально-ценностное отношение (мироощущение, мировосприятие). Другими словами, мировоззрение - это знание о мире и человеке, а также убеждения, идеалы, принципы человека его ценностные ориентации.
Мировоззренческое знание, как правило, эмоционально окрашено; так как человек не может равнодушно решать проблемы, касающиеся его самого (например, что есть человеческая душа? смертна она или бессмертна? в чем смысл жизни? и т.д.).
Проанализируйте, каково у Вас мироощущение и миропонимание. Что в Ваших солнышках указывает на такие составляющие мировоззрения как знания, эмоции, принципы, убеждения, система ценностей. Как Вы оцениваете: где у Вас обыденный, а где теоретический уровень миропонимания? Что в Ваших схемах указывает на связь Вашего мировоззрения с мифологией, религией, философией?
В зависимости от того, какие методы используются в познании мира и насколько глубоко познающий субъект проникает в сущность мира, выделяются уровни мировоззрения: обыденно-житейский (стихийные, несистематизированные представления о мире и человеке, здравый смысл) и теоретический, научный (познания мира и человека на уровне законов – существенных связей, – систематизированное знание). Философию обычно связывают с теоретическим уровнем мировоззрения, так как она представляет собой систематизированное, логически обоснованное знание. Философия не просто высказывает суждение о чем-либо, но развертывает его в логически-обоснованную систему. Однако существует и так называемая житейская мудрость, способность человека решать универсальные общие проблемы. Вот почему иногда утверждают, что каждый человек – философ или философом называют человека, склонного к общим рассуждениям, к обобщенным выводам.
Для понимания специфики философского мировоззрения сравним его с такими историческими типами мировоззрения как мифология и религия.
Мифология – целостное миропонимание в котором различные представления увязаны в единую образную картину мира, сочетающую в себе реальность и фантазию, естественное и сверхъестественное, знание и веру, мысль и эмоции. В мифологическом мировоззрении структура космоса, сущность человека, добро и зло, прекрасное и безобразное выражены в конкретных образах, которые часто являются метафорами и символами. Например, в славянской мифологии, дерево как образ мира. Дерево соединяет три главных “этажа” мироздания: небо, землю и преисподнюю. В “Вечерах на хуторе близ Диканьки” Н.В.Гоголь пишет: “Есть где-то, в далекой земле, такое дерево, которое шумит вершиною в самом небе, и бог сходит по нему на землю в ночь перед светлым праздником”[3].
Конкретнообразное мифологическое представление о мире было непосредственно включено в сферу практической жизнедеятельности человека (единство обряда и мифа в первобытной культуре). Мифология - это нерасчлененное единство религиозных верований (например, анимизм[4], фетишизм[5]), зачатков научных знаний, моральных принципов (жизнь и деятельность героя в мифе была моделью поведения людей, моральным долженствованием или запретом), форм эстетического освоения мира (сказка, героический эпос, легенда, историческое предание). Позже когда отдельные сферы культуры – мораль, религия, искусство, наука – обрели свое относительно самостоятельное существование, миф все же остался в духовной культуре как специфический язык в искусстве, а также форма идеологии (политический, социальный миф). Если мифология – это образное знание о мире, обращенное к чувствам и эмоциям человека, то философия – это рационально-обоснованное знание, обращенное к разуму.Религия - это исторический тип мировоззрения, в основе которого вера в существование сверхъестественных сил и их главную роль в мироздании и жизни людей.
Религия, возникнув в каменном веке 40-50 тысяч лет назад, длительный период оставалась господствующим мировоззрением. Предлагая специфические варианты ответов на сложные мировоззренческие вопросы, она и сейчас существует и развивается наряду с философией и наукой. Философия в своем историческом развитии то сближалась (почти сливаясь) с религией (средневековая философия – богословие, теология), то удалялась и противостояла ей (атеизм). Исторический пример: в 1770 году прокурор Парижского парламента Сегье, требуя официального осуждения и сожжения “Системы природы” П. Гольбаха заявил, что философы сделались наставниками человеческому рода. Свобода мыслить – вот их возглас и этот возглас слышится с одного края мира до другого. Одной рукой они стремятся пошатнуть престол, а другой хотят опрокинуть алтарь.
Если религия опирается на веру, то философия в поиске ответов на те же мировоззренческие вопросы опирается на разум.
Философия как тип мировоззрения интерпретирует основной вопрос любого мировоззрения – вопрос об отношении человека и мира (См. схему 2).
Основной вопрос философии возникает из самопознания, саморефлексии человека. Куда должен был посмотреть человек, чтобы задаться вопросом о соотношении материального и духовного? Очевидно, что он посмотрел вглубь себя и заметил, что является носителем двух сущностей – материальной и духовной - души и тела. “Откуда взялись во мне эти две сущности? – задает себе человек следующий вопрос – “Тело сродни природе, а душа?” – отсюда пошла философия. Поэтому основной вопрос философии можно определить и как главный, и как исходный, а философию как один из способов самопознания человека, самоутверждения его в мире. В основном вопросе фиксируются различные аспекты отношения материального и духовного. Два первых аспекта называются первой и второй сторонами основного вопроса. В зависимости от ответа на вопрос: Что первично: материя или сознание? – все философы относятся к одному из трех направлений:
– материализм – философия, обосновывающая первичность материальной сущности мира; весь мир – движущаяся материя; сознание зависит от материи и не может существовать без нее;
– идеализм – философия, обосновывающая первичность духовной сущности мира; выделяется объективный идеализм – признание первичного мирового, объективно – (независимо) – существующего духовного начала (бог, дух, “абсолютная идея”, “мировой разум”) и субъективный идеализм, утверждающий, что первичное – сознание отдельного человека (субъекта);
–
дуализм – философия, обосновывающая равноправное единство в мире двух начал – материи и духа.
Следует отметить, что первичность в философии понимается в двух аспектах:
1) первично то, что появилось раньше (или существовало всегда), например, в материализме - материя бесконечна, несотворима, неуничтожима; в идеализме этим же качеством обладает дух, сознание;
2) первично то, что важней, главней; то, что определяет, отчего зависит все остальное; так в идеализме дух может существовать сам по себе и, обладая бесконечным творческим потенциалом, на определенном этапе развития создает материю (природу).
В истории философии выделяются три основные формы материализма:
Ø стихийный, наивный материализм (см.: раздел “Античная философия”);
Ø метафизический, механический материализм рассматривает первооснову мира – материю как пассивное начало, приводимое в движение какой-либо внешней силой;
Ø диалектический материализм трактует материю как активное первоначало мира (самодвижение материи как существенное свойство бытия).
Вторая сторона основного вопроса философии фиксирует познавательное отношение человека к миру. На вопрос: “Познаваем ли мир?” – большинство философов отвечают утвердительно, – трактуют познание как процесс отражение субъекта объектом - гносеологический оптимизм (от лат. gnosis - знание, познание). Противоположная позиция – агностицизм (gnosis – знание; а – приставка “не”, дословно – незнание) – направление в философии, отрицающее познаваемость мира. В агностицизме абсолютизируется активность субъекта в познании, следовательно, знание зависит не столько от объекта, сколько от субъекта.
Здесь схематично обозначены лишь основные философские направления. Реальный философский процесс значительно разнообразнее и богаче этой схемы. Внутри каждого из направлений существует разнообразие школ, учений, вариантов решения тех или иных проблем; есть философы, которые в своем развитии эволюционизировали от одного направления к другому; известны также философские школы, отрицающие мировоззренческие проблемы (позитивизм, например) и поэтому не вписывающиеся в приведенную схему.
Применяя метод восхождения от абстрактного к теоретически-конкретному в дальнейшем мы наполним эту абстрактную схему конкретно-историческим содержанием.
Итак, философия - это теоретически сформулированное мировоззрение, один из способов духовного освоения человеком мира. В философии, как в мировоззрении всегда, явно или неявно, присутствует человек. Философия изучает Мир, Космос, чтобы понять в нем место Человека. Устремленность к человеку, гуманистический пафос философии заключается в том, что она призвана ответить на смысложизненные вопросы человека, в центре ее теоретических обобщений, исканий стоит человек; в том, что она служит способом самопознания и духовном развитии человека и человечества.
Проведем интеллектуальный эксперимент. Закройте книгу и запишите в свой словарь, (он может быть в конце тетради, а может составляться по ходу) определения таких терминов:
мировоззрение, мифология, религия, философия, основной вопрос философии, материализм, метафизический материализм, диалектический материализм, идеализм,
субъективный идеализм, объективный идеализм, дуализм, монизм, плюрализм, агностицизм.
Сравните Ваши определения с теми, что Вы читали в учебнике (можно взять другой учебник или словарь) и если по смыслуболее 50% определений верны – то Вы ОТЛИЧНО!начали путь постижения философии. Я Вас поздравляю и предлагаю перейти к следующему интеллектуальному испытанию.
Поработайте над следующими тестами.
Тест 1.
Выделите правильное определение:
a) Материализм - это признание того, что весь мир, все тела и предметы состоят из одинаковых частиц (атомов, электронов и т.п.).
b) Материализм - это принцип жизни, заключающийся в признании примата материальных благ для жизни человека.
c) Материализм - это философское направление, утверждающее первичность природы, материи и вторичность сознания.
d) Материализм - это практически здравый взгляд на вещи, отказ от иллюзорных, далеких от жизни рассуждений и т.п.
Тест 2.
Выделите правильное определение:
a) Идеализм - это стремление обосновать значение идеалов жизни, стремление человека к совершенству.
b) Идеализм - это признание идей, сознание за первичное, определяющее все материальное.
c) Идеализм - это утверждение, что идеи, мысли существуют реально.
d) Идеализм - это туманные, далекие от жизни рассуждения, попытка забыть о “прозе” жизни и т.д.
Тест 3.
К какому философскому направлению можно отнести тезис: “Бытие не связано с материальными особенностями эмпирического существования, поскольку акт существования осуществляется и может осуществляться без материи”?
a) Субъективный идеализм.
b) Объективный идеализм.
c) Дуализм.
d) Метафизический материализм.
e) Диалектический материализм.
Тест 4.
С каким философским направлением связано следующее рассуждение? “Объект и ощущение одно и то же... и не могут, поэтому быть абстрагируемы одно от другого”?
a) Диалектический материализм.
b) Метафизический материализм.
c) Объективный идеализм.
d) Субъективный идеализм.
e) Дуализм.
Тест 5.
К какому философскому направлению относится следующее решение основного вопроса философии: “Объективный мир и его законы являются определяющим началом в отношении к мыслям людей, научным теориям”?
a) Объективный идеализм.
b) Субъективный идеализм.
c) Дуализм.
d) Материализм.
Тест 6.
К какому философскому направлению относится следующее высказывание философа: “Дух и природа, мышление и бытие суть две бесконечных стороны идеи, могущей истинно выступить лишь тогда, когда ее стороны улавливаются отдельно в их абстрактности и целостности”?
a) Диалектический материализм.
b) Метафизический материализм.
c) Дуализм.
d) Объективный идеализм.
e) Субъективный идеализм.
Тест 7.
К какому философскому направлению относится следующее изречение: “Мир, единый из всего, не создан ни кем из богов и никем из людей, а был, есть и будет вечно живым огнем...”?
a) Объективный идеализм.
b) Субъективный идеализм.
c) Дуализм.
d) Материализм.
Тест 8.
Какой вариант решения основного вопроса философии здесь представлен: “... Вещи, которые я воспринимаю, суть мои собственные представления, и никакое представление не может существовать иначе, как в уме”?
a) Объективный идеализм.
b) Субъективный идеализм.
c) Дуализм.
d) Метафизический материализм.
e) Диалектический материализм.
Тест 9.
К какому философскому направлению можно отнести следующий тезис: “Сама по себе материя представляет собой пассивное начало; она обладает только силой инерции; вот почему всякий раз, как мы видим, что она движется, можно сделать вывод, что ее движение проистекает из другого начала...”?
a) Объективный идеализм.
b) Субъективный идеализм.
c) Дуализм.
d) Метафизический материализм.
e) Диалектический материализм.
Тест 10.
Какое из философских направлений отражено в следующем поэтическом тексте Вольтера: