Периодизация истории европейской философии
Историю европейской философии принято делить на пять этапов.
Первый этап – это философия античности, которая существовала с VI в. до н. э. до III в. н. э. Это этап зарождения философии как таковой. Спецификой греческой философии, особенно в начальный период ее развития, является стремление понять сущность природы, космоса, мира в целом. Именно к этому стремились первые греческие философы – Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, несколько позднее – пифагорейцы, Гераклит, Эмпедокл и другие. Затем благодаря Сократу, Аристотелю и Платону, а также их последователям
и противникам из более поздних эпох философия приобретает черты, которые будут присущи ей на протяжении всей ее истории.
Следующий этап – это философия Средних веков. Она возникла в IV в. и просуществовала вплоть до XIV в. Философия этой эпохи была тесно сопряжена с теологией (богословием),
фактически составляла ее неотъемлемую часть. Философ, мудрец, богослов, пророк и учитель этики в Средние века представлены одной фигурой. Основная проблема, которую пыталась решить философия Средних веков–проблема бытийного отношения между Богом и человеком. Любая другая проблематика, связанная с философией в античности (онтология, гносеология, этика, эстетика), рассматривалась под углом зрения отношения Бога и человека. Как и теолог, философ строил свои системы, отвечая на запросы религии и ориентируясь на заповеди и веру. Однако при этом у философии были свои, отличные от религии, функции, связанные с основным ее критическим свойством–сомнением, а также со способностью разума эти сомнения разрешать и приходить к качественно новой истине, отражающей сложившиеся социальные отношения и способность человека осмыслять эти процессы.
Качественно новым этапом развития философской мысли стала философия Возрождения (XV-XVI вв.). Начиная с XV века, происходят многочисленные изменения в социально-экономической и духовной жизни Западной Европы, которые были связаны в первую очередь с процессом секуляризации – постепенного освобождения мировоззрения европейца от религиозных представлений
об устройстве бытия. Если в центре внимания античности был космос, в Средние века – бог, то в эпоху Возрождения в центре внимания оказывается человек. По этой причине философию Возрождения обычно характеризуют как антропоцентрическую. В эту эпоху человек становится гораздо более самостоятельным. В результате возникает и новая общественная позиция человека, который испытывает теперь гордость, сознавая собственную силу и талант.
Важнейшая отличительная черта эпохи Возрождения – ее ориентация на искусство. Это напрямую связано с изменениями в отношении к человеку: художник – это фактически творец, который создает мир, а следовательно, он может претендовать на свое равенство с Богом, достигая высшего мастерства, выраженного в своих творениях.
За философией Возрождения сформировалась философия Нового времени (XVII-XIX вв.). Для нее характерна почти безграничная вера во всемогущество разума, который, как кажется философам, способен познать природу и привести человека к прекрасному будущему. Новое время – это период развития и становления науки, которая мыслится как средство улучшения человеческой жизни и считается едва ли не естественным явлением. На первый план выступают уже не проблемы бытия Бога или превосходства человека, а проблемы гносеологии, т.е. науки о познании –
а, следовательно, философия во многом становится «служанкой науки» (точно так же, как в Средние века она была «служанкой теологии»): философов крайне беспокоят проблемы методов, способностей и путей, при помощи которых мы познаем мир.
Однако уже в философии Нового времени возникают сомнения в том, что разум настолько всемогущ. Кроме того, человек этого времени сталкивается с непредсказуемыми последствиями своей собственной деятельности, которые, как оказывается, могут быть очень опасными. Поэтому в философии всу более отчетливо начинают проявляться иррационалистические мотивы, выражающие неудовлетворенность настоящим и неспособность поверить в светлое будущее, которое пророчат сторонники прогресса.
Последний этап развития философии – это новейшая философия (XX в.), которую называют также современной. Современная философия – это очень сложное явление, сочетающее
в себе все вопросы, которые когда-либо ставила философия. Впрочем, такое присутствие тем предыдущих эпох в философии определенного периода – естественное явление, и вряд ли философия наших дней отличается в этом отношении от философии предыдущих эпох. Основное, наиболее важное для нас, людей XXI века, различие между современной философией и философией прошедших эпох состоит в том, что говорить о современной философии объективно крайне сложно, поскольку она является реакцией на ту жизнь, которая нас окружает, а следовательно, любая оценка, выносимая
в этом отношении, будет в той или иной степени предвзятой.
БАЗОВЫЕ ПОНЯТИЯ
Социальная природа методологии. Философские направления.
Проблемы знания, методологии и языка науки. Методология неопозитивизма. Логический и семантический позитивизм. Логика развития науки. Социальный либерализм. Герменевтика. Экзистенциализм. Философская антропология. Теистическая философия. Французский персонализм. Проблема философского обоснования истории. Футурология. Современная религиозная философия. Философия неотомизма. Тейярдизм
ЛИТЕРАТУРА
Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / И.Т. Фролов и др. М.: Культурная революция, Республика, 2008.
Ильин В.В. История философии: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2005..
Катаева О.В. Философия: Учеб. пособие. Ростов н/Д.: Феникс, 2009.
Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момждян К.Х. Философия: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2009.
Лешкевич Т.Г. Философия и теория познания: Учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2011.
Лешкевич Т.Г. Философия. Вводный курс: учеб. пособие. Ростов н/Д.: Изд-во СКАГС, 2010.
Основы философии: Учеб. пособие для вузов и колледжей / Отв. ред. В.И. Стрюковский. Ростов н/Д.: Изд-во СКАГС, 2005.
Самыгин С.И. История философии для студентов вузов /
С.И. Самыгин, А.М. Старостин, И.В. Тумайкин. Ростов н/Д.: Феникс, 2011.
Спиркин А.Г. Философия: Учебник. М.: Изд-во «Юрайт», 2011.
Философия. Вопросы, ответы, схемы: Учеб. пособие. Ростов н/Д.: Изд-во ЮФУ, 2007.
Философия: Курс лекций. М.: Изд-во РАГС, 2001.
Философия: Учебник / В.Н. Лавриненко, Г.И. Иконникова, В.П. Ратников, В.В. Юдин; под ред. В.Н. Лавриненко. М.: Изд-во «ЮРАЙТ», 2011.
Философия: Учебник / Под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. М.: Академический проект, 2003.
Философия: Учебник / Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. М.: Гардарики, 2003.
Философия: Учеб. пособие для высших учебных заведений / Отв. ред. В.П. Кохановский. Ростов н/Д.: Феникс, 2004.
Алексеев П.В. Панин А.В. Философия: Учебник. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003.
Асмус В.Ф. Античная философия. М.: Высш. шк., 1999.
Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. М.: Наука, 1993.
Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. М. .: Высш. шк., 1980.
Гриненко Г.В. История философии: Учебник. М.: Юрайт-Издат, 2004.
Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. М.: Рольф, 2001.
Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. М.: Изд-во Московского университета, 1986.
Евлампиев И.И. История русской философии: Учеб. пособие. М.: Высш. шк., 2002.
Замалеев А.Ф. Курс истории русской философии. М.: Наука, 1995.
Ильин В.В. Философия: Учебник для вузов. М.: Академический проект, 1999.
История философии: Учебник для высших учебных заведений. Ростов н/Д.: Феникс, 2002.
История философии: Запад – Восток – Россия: В 3 кн. М.: Греко-латинский кабинет, 1995.
Канке В.А. История философии: Учеб. пособие. М.: Логос, 2003.
Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. М.: Логос, 2002.
Коплстон Ф. История философии. Древняя Греция и Древний Рим: В 2 т. М.: ЗАО Центрполиграф, 2003.
Коплстон Ф. История философии. Средние века. М.: ЗАО Центрполиграф, 2003.
Коплстон Ф. История философии. ХХ век. М.: ЗАО Центрполиграф, 2002.
Кохановский В.П. Диалектико-материалистический метод. Ростов н/Д.: Изд-во РГУ, 1992.
Кохановский В.П. Философия и методология науки: Учебник для вузов. Ростов н/Д.: Феникс, 1999.
Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия. М.: Высш. шк., 2003.
Культурология: Учеб. пособие для студентов вузов / Науч. ред. Г.В. Драч. Ростов н/Д.: Феникс, 2006.
Лосский Н.О. История русской философии. М.: Сов. писатель, 1991.
Мир философии. Книга для чтения: В 2 ч. – Ч. 1. Исходные философские проблемы, понятия и принципы. – М.: Политиздат, 1991.
Мир философии. Книга для чтения: В 2 ч. – Ч. 2. Человек. Общество. Культура. М.: Политиздат, 1991.
Миронов В.В. Философия: Учебник. М.: ПБОЮЛ Григорян А.Ф., 2001.
Новая философская энциклопедия: В 4 т. М.: Мысль, 2000.
Основы философии в вопросах и ответах: Учеб. пособие. Ростов н/Д: М.: Феникс; Зевс, 1997.
Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней: В 4 т. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1996.
Скирбекк Г., Гилье Н. История философии. М.: ВЛАДОС, 2003.
Современная западная философия: Словарь. М.: ТОН – Остожье, 2000.
Современная философия: Словарь и хрестоматия. Ростов н/Д: Феникс, 1996.
Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII веков: Учебник для вузов. М.: Высш. шк., 1996.
Соколов С.В. Социальная философия: Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
Титов В.Ф., Смирнов И.Н. Философия: Учебник для вузов. М.: Высш. шк., 2003.
Томпсон М. Восточная философия. М.: ФИАР-ПРЕСС, 2000.
Философия: Учебник для студентов вузов / Под общ. ред.
Ю.А. Харина. Минск: ТетраСистемс, 2005.
Философия. Учебный курс / Под ред. А.Н. Ерыгина. М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004.
Философия: Университетский курс / Под ред. С.А. Лебедева. М.: Фаир-Пресс, 2003.
Философия в вопросах и ответах: Учеб. пособие / Под ред. А.П. Алексеева, Л.Е. Яковлевой. М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2005.
Философия в вопросах и ответах: Учеб. пособие для вузов / Под ред. Е.Е. Несмеянова. М.: Гардарики, 2000.
Философия науки: Учеб. пособие / Под общ. ред. А.М. Старостина, В.И. Стрюковского. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»; Академцентр, 2010.
Хрестоматия по философии: Учеб. пособие для высших учебных заведений / Под ред. В.П. Кохановского, В.П. Яковлева. Ростов н/Д.: Феникс, 2002.
Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М.: Высш. шк., 1991.
Каковы основные исторические типы философии?
Каковы основные типы философствования?
Каковы основные философско-мировоззренческие позиции?
В чем особенности историко-философской
трактовки познания?