Периодизация истории Античной философии

Античная философия – это философия древней Греции и древнего Рима; возникла в VI веке до н.э. в древнегреческих городах-государствах (полисах) и развивались до VI века н.э., когда римский император Юстиниан в 529 году закрыл последнюю Платоновскую академию.

В истории Античной философии выделяются три основных периода.

1. Классический – VI-IV вв. до н. э.

2. Ранний эллинизм – IV в. до н.э.-I в. н.э.

3. Поздний эллинизм – I-VI вв. н. э.

I.Классический период (или Античная классика) отличается большим разнообразием школ, учений, направлений. Здесь в свою очередь выделяются два этапа.

1) Раннегреческая философия (досократики) – первые натурфилософы интересовались большей частью онтологическими проблемами: Что есть сущее? Из чего состоит все? Каковы первопричины и первоначала всего? Какова структура мироздания?

2) С Софистов и Сократа начинается поворот философии к изучению человека. Знаменитый призыв Сократа: “Познай самого себя!”.

Основные школы и наиболее известные философы классического периода:

Милетская школа объединяет первых натурфилософов: Фалес (ок. 625-ок. 547 г. до н.э.) – пытался найти материальную первооснову всего сущего, считал такой первоосновой – влажное первовещество (воду). Анаксимандр (610-ок. 540 г. до н.э.) – считал первоосновой мира – апейрон – бесконечное материальное первоначало, в основе его космогонии – диалектический принцип единства и борьбы противоположностей; ему принадлежит первая общая формулировка закона сохранения вещества и энергии, а также догадка об эволюции живой природы (появление “первых людей” из животных). Анаксимен (2-я пол. VI в. до н.э.) – развил строго монистическую концепцию, что все состоит из воздуха; “беспредельный” воздух у Анаксимена источник дыхания и жизни.

Гераклит из Эфеса (ок. 520-ок. 460 г. до н.э.). Мир этот, по Гераклиту никем не создан и есть “вечно живой огонь, мерно загорающийся и мерно потухающий”; в основе движения мира – единство и борьба противоположностей (живое и мертвое, бдящее и спящее, прекрасное и безобразное, чистое и грязное и т.п.).

Пифагор (2-я пол. VI в.-нач. V в. до н.э.) – создал религиозно-мистическое учение, согласно которому высшая этическая цель человека – катарсис – очищение, достигаемое – для тела через вегетарианство, для души – через познание музыкально-числовой структуры космоса, символически выражаемой в “чеиверице”, т.е. сумме первых четырех чисел 1+2+3+4=10, содержащей основные музыкальные интервалы: октаву (2:1), квинту (3:2) и кварту (4:3). Пифагор обосновал религиозно-философское братство (союз), имевший в свое время политическое влияние в Южной Италии.

Элейская школа (конец VI-V в.в. до н.э.), в которую входил Парменид (родился ок. 515 г. до н.э.), Зенон Элейский (ок. 490-ок. 430 г. до н.э.) и Мелисс Самосский (V в. до н.э.). Элеаты обосновали концепцию бытия, противоположную первым натурфилософам. Бытие, как сущность, первооснова мира – едино и неподвижно, всякое движение всякая множественность приводят к противоречиям, а значит, невозможны (об этом знаменитые апории Зенона: “Ахилл”, “Дихотомия”, “Стадий” и “Стрела”).

Атомизм - Левкипп, Демокрит (подробно об этой школе в следующем параграфе).

Софисты -Протагор (490-420 г. до н.э.), Горгий (480-380 г. до н.э.), Антифонт (V в. до н.э.) и другие. Первоначально слово софист означало мудрец, потом софистами начали называть платных преподавателей красноречия и возможных знаний. Знаменитое изречение Протагора: “Человек есть мера всех вещей” знаменует поворот философии к человеку. Софисты разрабатывали субъективную диалектику, обратив внимание на подвижность, изменчивость, противоречивость понятий в человеческом мышлении.

Далее следует назвать три столпа античной классики, три самых известных философа:

Сократ - Платон - Аристотель

Платон был учеником Сократа, а Аристотель – учеником Платона, и каждый из них создал свое оригинальное учение, ставшее вехой в истории философской мысли.

Сократ (ок. 470-399 г. до н.э.) – критиковал натурфилософские спекуляции предшествующей эпохи, считая достойным внимания лишь человеческие проблемы; разработал методику диалога как способа нахождения истины, в этике придерживался строгого рационализма, утверждая, что добродетель тождественна знанию и что человек, знающий, что такое добро, не станет поступать дурно. Жизнь Сократа, это воплощенный образ народного мудреца; он не писал ни одного сочинения, разгуливая по площадям Афинским и вступая в споры, беседы с людьми. В конце жизни был осужден и казнен за “введение новых божеств и развращения юношества”.

Платон (подробно о жизни и учении в следующем параграфе).

Аристотель (384-322 г. до н.э.) – философ и ученый – энциклопедист, основатель перипатической школы. В философии Аристотель выделяет три части:

Теоретическая (умозрительная) – первая философия (метафизика) и физика, и физика изучающая первопричины бытия; цель теоретической философии – знание ради знания.

Практическая философия, цель которой – знания ради деятельности – этика и политика.

Поэтическая (творческая) философия – знание ради творчества – риторика и поэтика. Логика не самостоятельная наука, а пропедевтика ко всем наукам. Если Сократ и Платон разрабатывали диалектическую логику, то Аристотель – автор формальной логики. Позже, в средние века, формально-логическая часть учения Аристотеля была оторвана от содержательной и канонизирована, использовалась как методологическая основа средневековой схоластики.

II. Ранний эллинизм – это период кризиса античного рабовладельческого общества, разочарование философов в политической деятельности, сведение философии к вопросам частной личной жизни человека – этике. Философия интересуется не вопросом: “Каков мир?”, а вопросом!: “Как надо жить?” В этом периоде выделяются три известные школы: скептицизм, стоицизм, эпикуреизм.

Скептицизм: Пиррон (IV в.-нач. III в. до н.э.), Тимон (ок. 325-235 г. до н.э.), Энесидем (I в. до н.э.), Агриппа Секст Эмпирик (2-я пол. II в.-нач. III в. до н.э.), – отрицали возможность достоверного знания, на основании того, что знание всегда субъективно. Пиррон – основатель школы – утверждает, что философ – это тот, кто стремится к счастью; кто желает достичь счастья, должен ответить на три вопроса:

а) из чего состоят вещи?

б) как мы должны относится к вещам?

в) какую выгоду получим мы от нашего отношения?

Стоицизм - Зенон из Китиона (ок. 333-362 г. до н.э.), Хрисипп - (281/277-208/205 г. до н.э.), Посидоний (ок. 135-51/50 г. до н.э.), Сенека (ок. 5 г. до н.э.-65 г. до н.э.), Эпитет (ок. 50-ок. 140 г. н.э.), Марк Аврелий (121-180 г.) – направление в философии, в котором этика занимает ведущее место, опираясь на физику (натурфилософию) и логику. Конечная цель человека, счастье, определяется как жизнь согласная природе, логосу. Стоический идеал добродетельного человека – это мудрец, который может разделить все вещи и дела на зависящие от него и не зависящие: в первых мужественно исполнять свой долг вопреки всему, вторые игнорировать.

Эпикуреизм - материалистическая школа в древнегреческой и древнеримской философии, основанная Эпикуром (341-270 г. до н.э.). Эпикуреизм продолжает традиции философии Демокрита атомизм и гедонизм. Главную задачу философии видят в том, чтобы научить человека быть счастливым, освободить его от страданий.

III. Поздний эллинизм - философия сближается с религией, приобретая от части мистический характер. Философские школы этого периода – неопифагорейство и неоплатонизм – оказали существенное влияние на средневековую философию

Неопифагорейство - Ксенократ (396-314 г. до н.э.), Плутарх (ок. 45-ок. 127 г.), Нумений (2-я пол. II в.) – возрождение пифагорейской традиции – придание самостоятельного значения методам математического символизма (в основе бытия; единое – многое, монада – диада, тождество – различие, четное – нечетное, точка – линия – плоскость – тело); в этике – развитие идей аскетизма и катартихи (от “катарсис” – очищение).

Неоплатонизм - Плотин (204/205-270), Порфирий (234-между 301 и 305 г.), Ямвлих (ок. 245-330), Прокл (412-485) – продолжение традиций платоновского идеализма. Главная задача философии – вывести из единства бога последовательную традицию бытия (первоначало всего – Единое, его проявления: ум – душа – космос; ум и душа осуществление Единого в вечности, космос – во времени. Единое, универсум – то, к чему стремится затерянная в просторах космоса душа, побывав в здешнем мире как в театре (где есть добро и зло, герои и рабы – для разнообразия пьесы) душа вернется к своему отцу и возлюбит его чистою любовью.

Наши рекомендации