Четвертая антиномия - НАЛИЧИЕ БОГА
Есть Бог - безусловно необходимое Бога нет. Нет никакого абсолютно
существо, причина всего сущего. необходимого существа - причины
всего сущего.
С помощью разума можно логически доказать одновременно оба противоположных положения антиномий - разум заходит в тупик. Наличие антиномий, по Канту, - доказательство наличия границ познавательных способностей разума.
Также в "Критике чистого разума" И. Кант классифицирует само знание как результат познавательной деятельности и выделяет три понятия, характеризующих знание:
апостериорное знание; априорное знание; "вещь в себе".
Апостериорное знание - то знание, которое получает человек в результате опыта. Данное знание может быть только предположительным, но не достоверным, поскольку каждое утверждение, взятое из данного типа знания, необходимо проверять на практике, и не всегда такое знание истинное. Например, человек из опыта знает, что все металлы плавятся, однако теоретически могут встретиться металлы, не подверженные плавлению; или "все лебеди белые", но иногда в природе могут встретиться и черные, следовательно, опытное (эмпирическое, апостериорное) знание может давать осечки, не обладает полной достоверностью и не может претендовать на всеобщность.
Априорное знание - доопытное, то есть то, которое существует в разуме изначально и не требует никакого опытного доказательства. Например-"Все тела протяженные", "Человеческая жизнь протекает во времени , "Все тела имеют массу". Любое из этих положений очевидно и абсолютно достоверно как с опытной проверкой, так и без нее. Нельзя, напри, встретить тело, не имеющее размеров или без массы, жизнь живого человека, протекающую вне времени. Только априорное (доопытное) знание абсолютно достоверно и надежно, обладает качествами всеобщности и необходимости.
Следует оговориться: теория Канта об априорном (изначально истинном) знании была полностью логичной в эпоху Канта, однако открытая А. Энштейном в середине XX в. теория относительности поставила ее под сомнение.
"Вещь в себе" - одно из центральных понятий всей философии Канта. "Вещь в себе" - это внутренняя сущность вещи, которая никогда не будет познана разумом.
Кант выделяет схему познавательного процесса, согласно которой:
ü внешний мир первоначально осуществляет воздействие ("аффицирование") на органы чувств человека;
ü органы чувств человека принимают аффинированные образы внешнего мира в виде ощущений,
ü человеческое сознание приводит полученные органами чувств разрозненные образы, ощущения в систему, в результате чего в человеческом разуме возникает целостная картина окружающего мира;
ü целостная картина окружающего мира, возникающая в разуме на основании ощущений, есть всего лишь видимый разумом и чувствами образ внешнего мира, который не имеет ничего общего с реальным миром'
ü реальный мир, образы которого воспринимают разум и чувства, является "вещью в себе" - субстанцией, которая абсолютно не может быть понята разумом;
ü человеческий разум может лишь познать образы огромного множества предметов и явлений окружающего мира - "вещей в себе", но не их внутреннюю сущность.
Таким образом, при познании разум наталкивается на две непроницаемые границы:
ü собственные (внутренние для разума) границы, за которыми возникают неразрешимые противоречия - антиномии;
ü внешние границы - внутреннюю сущность вещей в себе.
Само человеческое сознание (чистый разум), принимающее сигналы - образы от непознаваемых "вещей в себе" - окружающего мира, также, по Канту, имеет свою структуру, которая включает в себя:
ü Формы чувственности;
ü Формы рассудка;
ü Формы разума.
Чувственность - первый уровень сознания. Формы чувственности - пространство и время. Благодаря чувственности сознание первоначально систематизирует ощущения, размещая их в пространстве и времени.
Рассудок- следующий уровень сознания. Формы рассудка - категории - предельно общие понятия, с помощью которых происходит дальнейшее осмысление и систематизация первоначальных ощущений, размещенных в "системе координат" пространства и времени. (Примеры категорий - количество, качество, возможность, невозможность, необходимость и т. д.)
Разум - высший уровень сознания. Формами разума являются окончательные высшие идеи, например: идея Бога; идея души; идея сущности мира и др.
Философия по Канту, является наукой о данных (высших) идеях.
18.Абсолютный идеализм Гегеля.
Выдающимся представителем немецкой классической философии являетсяГеорг Вильгельм Фридрих Гегель. Родился в Штутгарте в 1770г. Подвел итог двухтысячному развитию философии, т.е. всю философию сжал в одну точку. Ничего нового после меня не будет (сравнение с деревом).
Исходное положение его философии – тождество бытия и мышления, т.е. понимание реального мира как проявления идеи, понятия, духа. Это тождество рассматривалось как процесс познания абсолютной идеей самой себя. Абсолютная идея может мыслить только о себе, поскольку ничего другого еще не существует. Развил учение о законах и категориях диалектики, впервые в систематизированном виде разработал основные принципы диалектической логики и подверг критике метафорический способ мышления. Кантовской вещи “самой по себе” он противопоставил диалоговый принцип: сущность проявляется, явление существенно. Деятельность абсолютной идеи заключается в мышлении. Абсолютная идея – это мысль, которая мыслит себя. Цель - в самопознании. В процессе самопознания разум мира проходит 3 этапа: логика. Фил-я природы и фил-я духа. Логика наука об идее в себе и для себя. Философия природы наука об идее в ее инобытии, природа не развивается, а служит лишь внешним проявлением саморазвития логических категорий. Фил-я духа абсолютная идея познает себя с помощью человека. На этом последнем этапе абсолютная идея возвращается к самой себе и постигает себя в форме человеческого сознания и самосознания. Процесс познания не имеет и не может иметь завершения.
Он считал, что невозможно понять явление, не уяснив всего пути, который оно совершило в своем развитии, что развитие происходит не по замкнутому кругу, а поступательно от низших форм к высшим, что в этом процессе совершается переход от количественных изменений в качественные, что источником развития являются противоречия. Способность познавать (плавать) возникает и развивается в процессе самого познания (плавания).
19.Основные направления современной философии от середины XIX в. до конца XX в.
На первый план выходят различия, общефилософский стержень разрушается, происходит выделение и локализация отдельных философских проблем, которые оформляются в самостоятельные направления. В науках господствует принцип относительности, наука перестает восприниматься как нечто, имеющее общую цель с др. способами духовного постижения мира, проникновение науки во все сферы жизни человека.Впервые в истории сам человек стал проблемой.
Сцеинтизм:установка на положительный образ науки и техники. Философская деятельность – деятельность критическая, но метод этой критики зависит от специфики конкретного философского мышления. Цель- поиск общего основания для естественных и гуманитарных наук. Степень научности зависит от того насколько она используется в науках. Научная философия возможна только как прикладная наука, поэтому ее место не над науками, а между теоретическими и гуманитарными науками, по образу которых должна строится сама философия (Когер, Поппер, Витгенштейн).
Антисцеинтизм: негативная интерпретация науки. Важнейший признак философии – целостный характер. фил-я не имет целью познать нечто конечное, т.е. окончательно и навсегда, более важная цель – личная удовлетворенность в проблеме. Фил-я это не теория, а особый мыслительный процесс.(Ясперс, Хайдеггер).
Феноменология:установка на поиск истины о чел-ке, строилась на позитивизме. Гуссерель: чтобы понять чел-ка надо исторически исследовать науку. Сознание всегда направлено на предмет, оно интенционально. Оперируя феноменами фил-ф имеет дело не только с внешним, но и с внутренним миром чел-ка. Основной объект фил-и научное знание и познание. Цель – построить науку о науке. Основная идея вопрос о данности мира, о мире как он есть через феномены сознания. Феномен – это структура сознания. Внешний мир дан субъекту в потоке феноменов.
Неотомизм – восходит к идейным принципам Ф.Аквинского, выдвинувшего принцип "гармонии и разума веры". Получил признание Ватикана. Пытался использовать достижения наук для доказательства существования Бога. Неотомизм — религиозно-философское учение, получившее в 1879 году официальное признание Ватикана. (Маритена ,Жильсона , Й. Бохенского) . Неотомизм различает два источника познания — естественный разум (науку) и божественное откровение (религию). С помощью естественного разума можно проникнуть в тайны природы и окружающего мира, можно также доказать некоторые части вероучения — существование бога, бессмертие души, — и эти доказательства соответствуют религиозным канонам, тем не менее свету разума не доступны глубокие тайны божественного существа. Эти сокровенные истины постигаются только через веру. Согласно неотомистской концепции, философия должна определяться теологией. Высшая цель философского исследования — обоснование христианского вероучения.
Экзистенциализм - (философия существования). Хайдеггер, Ясперс, Сартр, Марсель, Камю. Центральное понятие – существование. Опред как промежут-е бытие, наличие человека здесь и теперь. Сущест-е предполагает свободу. Свобода – образ действий, в котором нельзя упрекнуть. Суть Э- чел-к д.б. единственным творцом всего того, что с ним происходит, творцом своей свободы. Атеистический Э (Сартр) – свидетельство того, что Бога нет. Религиозный (Марсель) – свобода предполагает существование Бога. Экзистенциалисты поставили вопрос о смысле жизни, о судьбе человека, о выборе и личной ответственности. Исходный пункт философии экзистенциализма - изолированный, одинокий индивид, все интересы которого сосредоточены на нем же самом. Экзистенциальные проблемы - это такие проблемы, которые возникают из самого факта существования человека. Для экзистенциалиста имеет значение только его собственное существование и его движение к небытию. Экзистенциализм объявляет предметом философии - бытие. Они утверждают, что понятие бытия является неопределимым, и что никакой логический анализ его невозможен. Поэтому философия не может быть наукой о бытии и должна искать иных, ненаучных, иррациональных путей для проникновения в него. Есть 1 вид бытия отлично нам знакомый - это наше собственное бытие. Среди всех способов бытия существования экзистенциалисты ищут такой, в котором существование раскрылось бы наиболее полно - это страх. Страх - это исходное переживание, лежащее в основе всего существования. В конечном счете это страх перед смертью.
Для Сартра все вещи, кроме человека есть ”бытие в себе”, а человеческая сущность есть “бытие для себя” или ничто. Поскольку всякое бытие возникает из бытия и не может превратится в ничто, то для человеческого существования, понимаемого как переживание, не может найтись такого бытия, из кот оно могло бы возникнуть и куда уйти. Значит бытие человека есть ничто. Осознавая свое ничтожество человек испытывает страх “человек есть его страх”.
Герменевтика -наука о понимании, истолковании текстов. Г.Г. Гадамер, П.Рикер. Искусство и теория истолкования, имеющего целью выявить смысл текста, исходя из его объективных (грамматические значения слов и их исторически обусловленные вариации) и субъективных (намерения авторов) оснований. Возникает в период эллинизма в связи с задачами научного исследования и издания классических текстов и развивается далее в рамках толкования “Священного писания”. В 19в начинается развитие так называемой свободной Герменевтики, не ограниченной предметом, границами смысла текста. Хайдеггер: язык – это данность бытия, а не просто способность отдельного человека. Язык – обиталище человека. Философия должна заниматься языком, поскольку ее интересует человек, а человек – это язык. Человек должен понять то, внутри чего он с самого начала находится.
Неопозитивизм:знание о действительности дается лишь в повседневном или конкретно-научном мышлении. Философский анализ должен ограничиваться непосредственным опытом или языком. Наиболее влиятельной разновидностью явился логический позитивизм. Провозгласил своей основной задачей борьбу с метафизикой, традиционно понимая под ней философию в целом. Исходными предпосылками познания считали события и факты.
20.Познание, его сущность и формы.
Многообразные отношения человека к миру включают познавательное отношение, познание, представляющие собой активную деятельность людей, направленную на приобретение знаний. Знание – это результате познавательной деятельности, выраженный в идеальных образах (представлениях, понятиях, теориях) и закрепленный в знаках естественных или искусственных языков.
Философское познание представляет собой особый тип целостного познания мира. Его спецификой является стремление выйти за пределы фрагментарной действительности и найти фундаментальные принципы и основы бытия, определить место человека нем. Философское познание в отличие от научного, основано на определенных мировоззренческих предпосылках, поэтому его результаты не могут претендовать на общезначимость, так как являются обобщенным выражением индивидуального внутреннего опыта создателя философской системы.
Общие проблемы познания: его природа, отношения знания и реальности, условия его истинности являются предметом исследования одного из относительно самостоятельных разделов философии – теории познания или гносеологии. Гносеология тесно связана с онтологией. Онтологические категории используются в познавательном процессе и, следовательно, имеют гносеологическую сторону. На современном уровне теория познания – результат обобщения всей истории развития познания мира. Она исследует природу человеческого познания, формы и закономерности, переходы от поверхностного представления о вещах (мнения) к постижению его сущности (истинного знания), а так же вопрос о достижимости истины и ее критериях. Важно отметить, что познание – это взаимодействие субъекта и объекта. Именно поэтому познавательная деятельность и ее результат содержат в себе и субъективное – i.e. то, что зависит от субъекта и объективное, что определено самим объектом и от субъекта не зависит. В процессе познания основную роль выполняют 2 формы познания. Каждое из которых разворачивается в 3 этапа:
1. Чувственное познание (сенситивное) – познание с помощью органов чувств, непосредственное знание о предметах и их свойствах.
· Ощущение – это чувственный образ отдельного свойства объекта: его цвет, форма, вкус и т.д. на основе воздействия его на слуховые, звуковые и др. органы чувств;
· Восприятие – целостный образ объекта, сформировавшийся на основе синтеза отдельных ощущений. Признаки: целостность, избирательность, относительно устойчивые образы, зависимость от психической составляющей человека, осмысленность;
· Представление сохраненный в сознании образ отдельного предмета, воспринятое человеком ранее чувственное познание дает знание об отдельных свойствах и предметах действительности. Но нельзя забывать об опр. доле субъективности чувственного познания и определенной степени объективности (независимого от человека содержания). Обобщить знание о предмете, понять причины и законы бытия может только рациональное познание
2. Рациональное познание (абстрактное мышление) опосредовано знаниями, полученными с помощью органов чувств, др. логическими образами, связано с языком.
· Понятие – логический образ, отражающий общие, существенные моменты явлений (признаков) посредством сравнения, анализа, абстрагирования, синтеза.
· Суждение - в суждении на основе понятий что-то утверждается или отрицается о некоторых объектах мысли. Структура суждения – субъект, предикат и связка (исламисты фундаменталисты, агрессоры)
· Умозаключение. В процессе умозаключения из некоторых известных суждений (посылок) выводится новое суждение (вывод). Умозаключение может быть дедуктивное (логический переход от общего к частному) и индуктивное (наоборот). Умозаключением является только те суждения, между которыми есть логическая связь, обусловленная объективной связью + общий средний термин.
Познание есть связующая нить между природой, человеческим духом и практической деятельностью.
21.Сущность чувственного познания и его формы. Эмпиризм и его методы.
Чувственное или сенситивное познание – это познание с помощью органов чувств, оно дает непосредственные знания о предметах и их свойствах.
1. Ощущение – это чувственный образ отдельного свойства объекта; например, цвет, вкус, форма: на основе его (объекта) воздействия на органы чувств. Биологическая природа органов чувств, их число и соотв. число различных ощущений сформировалось в ходе эволюции наших предков. В результате этой эволюции не все объекты с их св-вами нах. В сфере возможн. наших органов чувств (магнитное поле Земли). Но отсюда не следует, что существуют непознаваемые объекты. Если наши органы чувств не приспособлены к его познанию, то можно найти другой объект, который будет ощущать действие первого.
2. восприятие – формирование целостного образа объекта на основе синтеза отдельных ощущений. Психологически выделяют признаки восприятия: 1)целостность (объект отражается как единое целое); 2) избирательность (объект выделяется из ряда др.); 3) константность (относительная устойчивость образа); 4) апперцепция (зависимость восприятия от психического состояния человека); 5) осмысленность (воздействие на восприятие предыдущих знаний)
3. Представление - сохранение в сознании образа отдельного объекта после контакта с ним возникающий (образ) без контакта с объектом. Представлен6ие возникает на основании памяти, предшествующем ощущении и восприятии объекта. Представление с одной стороны является синтезом предыдущих чувственных образов, богаче их по содержанию. Но с другой стороны, в представлении происходит отвлечение, абстрагирование от некоторых конкретных аспектов отображаемых объектов.
Чувственное познание дает знание об отдельных предметах и свойствах действительности. Но нельзя забывать о наличии опр. Долей объективного (независимого от человека содержания, благодаря которому органы чувств и дают в основном верное представление о действительности) и субъективного (физ. Различие органов чувств, эмоциональное состояние) в чувственном познании. Абсолютный субъект – невозможный ориентир человек в мире.
Чувственное и эмпирическое познание – не одно и тоже. Чувствен6ное знание это- знание в виде ощущений и восприятии свойств вещей, непосредственно данных органами чувств. Эмпирическое знание может быть отражением данного не непосредственно, а опосредовано (например, показание прибора об объекте, которого я не вижу). Эмпирический уровень познания связан с использованием всевозможного рода средств (приборов, документов, архивных данных, ведение протоколов). Предполагается наблюдение, описание наблюдаемого, ведение протоколов: словом, это более высокий уровень познания. Эксперимент - сердцевина эмпирического исследования (лат. Experimentum - опыт). Эксперимент и сеть испытание изучаемых явлений в контролируемых и управляемых условиях. Экспериментатор стремится выделить изучаемое явление в чистом виде, с тем, чтобы бы было как можно меньше препятствий в получении искомой информации. Период эксперимента (уточняется теория, готовится измерительная аппаратура) – изучаемые явления, приборы – посредники, фиксирующих данные эксперимента, испытывающих непосредственное влияние изучаемых явлений, т.о. экспериментатор находится «во всеоружии», на его стороне – профессиональный опыт и владение теорией. Изучаемое явление находится в условиях, когда оно реагирует на приборы, детекторы и эта реакция зависит от характера прибора. Следовательно, экспериментатор не может получить сведения об изучаемых явлениях в изоляции от всех других процессов и т.о. при боры выступают в формировании данных.
Среди методов выделяют:
1. Наблюдение – целостный способ изучения явлений, наблюдение астрономических, биологических, социальных и др. процессов. В наблюдении процессы предоставлены естественному ходу событий, структура такая же, как у эксперимента.
2. Модельное экспериментирование. Необходимо тогда, когда явление сложное и для изучения его реакции требуется изменение характерных, но сохранение общей концепции свойств.
3. Мысленные эксперименты. Рассм. Возможные ситуации и их последствия. На стыке эмпирического и теоретического.
22.Рациональное познание, его сущность и формы. Основные идеи и методология рационализма.
Обобщение знаний о предмете, проникновение в сущность вещей, познание причин явлений и т.п. возможно с помощью рационального познания. Рациональное познание (абстрактное мышление) опосредовано знаниями, получаемыми от органов чувств, др. логическими образами, связано с языком. Это обобщающее познание отражает единичное и общее.
1. Понятие – логический образ, отражающий общие, существенные моменты явлений (признаков) посредством использования сравнения, анализа, абстрагирования, синтеза = понятия.
2. Суждение – в суждении на основе понятий что-то утверждается или отрицается о некоторых объектах мысли. Структура суждения – субъект, предикат, связка (исламисты-фундаменталисты агрессоры).
3. В процессе умозаключения из некоторых известных суждений (посылок) получается новое суждение – вывод. Умозаключение м.б. дедуктивное (от общего к частному) и индуктивное (от частного к общему). Умозаключением является только те суждения между которыми есть логические связи, обусловленные объективной связью (все газы сжижаемы, Австрия находится в Европе), а так же есть общие средний термин.
Рационализм – философское направление, признающее разум основой познания и человеческих действий. Основоположник рационализма – Рене Декарт. Он ищет безусловно достоверный исходный тезис для всего знание и метод, посредством которого можно, опираясь на этот тезис построить столь же достоверное знание науки. За исходный пункт он принимал сомнение в общепринятом знании. Сомнение есть один из актов мышления, Я сомневаюсь, поскольку я мыслю. Я мыслю, следовательно я существую (cogito ergo sum) Это положение и есть искомое достоверное опорное знание. Критерий истинности знания не в практике, а в человеческом сознании. В познании главную роль играет разум – рационализм. По Декарту источником достоверности явления является только сам разум.
Рационалисты признавали разум основой познания и поведения людей, выражая недоверие чувствам как источнику достоверной информации. Несмотря на ограниченность канала познания они считали, что минимум информации, получаемой по этому каналу, достаточен для рационалистической деятельности человека. Рациональная деятельность относительно самостоятельна, она развивается благодаря действию законов логического мышления.
Понятийное мышление способно проникать в сущность вещей, в законы объективного мира. Рациональное познание в своем взаимодействии с практикой способно преодолевать недостатки чувственного постижения действительности и обеспечивать фактически безграничное поступательно развитие знания.
23.Мнение и знание. Проблема достоверности познания.
Порминид (элейская школа) не доверял ощущением (путь ошибочных мнений) поскольку они дают не знание, а мнение, которое может быть ложным. Следовательно, мнение есть высказывание о том, что только кажется, но в действительности может и не существовать, т.е. наблюдается неточность, которая нуждается в обосновании. Мнение – это продукт субъективной деятельности, это нечто иное, как представление человека о предмете, которое сформировано главным образом самим человеком, т.е. основано на субъективной уверенности, которая, в свою очередь, является следствием неосознанного внутреннего опыта, индивидуального личностного знания, интуиции. Мнение формируется главным образом объективностью субъекта, а объект пассивен. Человек, формируя мнения, доверяет одной информации и отвергает другую, вкладывает свое эмоциональное отношение. Именно поэтому по поводу одного объекта разными людьми могут высказываться разные мнения, субъективные оценки, не получившие свою объективацию.
Мнение – это опосредованная информация. Например, если вам кто-то сказал об объекте, то это уже не знание, а мнение. Мнение может быть о чем угодно, даже о ничто.
Таким образом, мнение – это нечто промежуточное между знанием незнанием.
Знание формируется так, что субъект пассивен, а объект давит на человека, а человек просто принимает в себя определения объекта, и таким образом, информация попадает в человека. В знании непосредственно переживаются параметры объекта. Знание это не то, что субъект придумал, а то, что оставил в субъекте объект. Знание предполагает непосредственный контакт с объектом. Знание деспотично, оно заставляет нас соглашаться с собственным содержанием, оно подчиняет себе субъект. Знание отождествляется с достоверностью и точностью.
Знание – это владение, пользование и распоряжение информацией.
Знание – это результат, прежде всего, познания, в процессе которого человек получает представление о мире, формирует понятия и высказывает суждения о явлениях, их свойствах и отношения, строит те или иные модели объективного мира в виде теорий или гипотез, неизменных в определенных исторических пределах.
Дихотомия «знание-мнение».
В философии существует 2 основных точки зрения на процесс познания: гностицизм (агносеологический оптимизм), агностицизм.
Сторонники гностицизма (как правило, материалисты) оптимистично смотрят на прошлое и будущее познание. По их мнению, мир познаваем, а человек обладает безграничными возможностями познания.
Агностицизм – учение, отрицающее возможность достоверного познания сущности материальных систем, закономерностей природы и общества.
И.Кант выдвинул теорию агностицизма: сам человек обладает ограниченными познавательными возможностями; сам окружающий мир не познаваем в принципе – человек сможет познать внешнюю сторону предметов и явлений, но никогда не познает внутреннюю.
Агностицизм и гностицизм являются не главными различиями в подходе к познанию материалистов и идеалистов. Отличие их подходов в том, что: идеалисты считают познание самостоятельной деятельностью идеального разума; материалисты считают познание процессом, в результате которого материя через свою отражательную способность – сознание – изучает сама себя.
24.Истина как цель познания. Развитие учения об истине в истории человечества. Проблема критерия истины. Скептицизм и агностицизм.
Цель познания – достижение истины. Но познание – сложный и противоречивый процесс, не свободный от заблуждений и ошибок.
От того, как трактуется истина, как решается вопрос достижима ли она, зависит жизненная позиция человека. Истину определяют как соответствие знания объекту. Истина – адекватное знание об объекте, получаемое посредством его чувственного или интеллектуального постижения. Таким образом, истина существует как субъективная реальность, а ценность состоит в той мере, в которой она соответствует истине. Истина – адекватное отражение реальности познающим субъектом, воспроизводящим реальность такой какая она есть сама по себе вне зависимости от сознания в процессе её развития, что придает ей особую значимость. Характерной черты истины является наличие в ней субъективной и объективной сторон. Когда мы говорим, что истины субъективна, это значит, что она не существует помимо человека и человечества, истина объективна – истинное содержание человеческих представлений не зависит от человека и человечества. Истина – знание, которое может быть истинным или неистинным, соответствующим объекту или не соответствующим ему. При этом знание считается достоверным, если оно логически достаточно обосновано и не вызывает сомнений или подтверждается эмпирически, выражено в понятиях, суждениях, теориях и других его формах.
Проблема истины неразрывно связана с поисками её критерия – способа, с помощью которого устанавливается истинность знания, отличие истины от заблуждения. Критерии истины:
1. Эмпирики считали таким критерием данные ощущений и восприятий, соответствие знаний чувственному опыту.
2. Рационалисты (Декарт, Спиноза, Лейбниц) видели критерий истины в ясности и отчетливости разума, в выделении знаний из всеобщих очевидных положений.
3. Выведение знаний из некоторых общих истинных положений в соответствии с законами логики (логический критерий). Применяется в условиях, когда невозможно использовать другие критерии, например, в отношении прошлых событий.
4. И.Кант считал единственно возможным критерием истины всеобщий формальный критерий истины, соответствие всеобщим законам рассудка и разума. Однако, применительно к этому критерию нужно отметить, что общие положения из которых выводятся другие положения не всегда оказываются истинными, особенно с течением времени.
Недостаток этих концепций в том, что критерий истинности – знание, находящееся в самом знании. Представляется, что критерием должна быть не духовная познавательная деятельность, а деятельность практическая. Гегель вывел критерий истины за пределы познания в сферу практической деятельности. Однако, практика трактовалась им как активность абсолютной идеи, преобразующая предмет по его понятию. В диалектическом материализме под практикой понимается целенаправленная предметно-чувственная деятельность субъекта по преобразованию материальных систем. Это деятельность социального субъекта, вооруженного знаниями, навыками, приемами, которыми располагает общество на данном этапе развития. Практика имеет социально-историческую природу, она опирается на результаты практической деятельности и опыт предшествующих поколений. Практика, трактуемая как польза, имеет субъективную природу; истинность знания определяет сам субъект независимо от объектного содержания. Разумеется, знания могут и должны рассматриваться с точки зрения их практической полезности, но они приносят пользу, если содержат объективную истину, в противном случае то, что полезно одному субъекту может оказаться бесполезным или даже вредным для другого. Таким образом, практика не является единственным критерием истины, существуют: чувственный, логический, эстетический и другие. Но все они в конечном счете опосредованы практикой. Поэтому общественная практика является решающим и всеобщим критерием истины. Как критерий, практика и абсолютна, и относительна. Абсолютна потому, что все подтвержденное практикой является истиной. Относительна потому, что и практика, и теория непрестанно развиваются, поэтому на каждом этапе своего развития практика не может полностью подтвердить теорию. И только практика в её развитии может быть критерием развивающегося знания.
Агностицизм – позиция отрицания возможности достоверного познания. Агностицизм – учение, отрицающее возможность достоверного познания сущности материальных систем, закономерностей природы и общества. Представитель скептицизма Пиррон считал, что вещи не могут быть постигнуты ни чувствами, ни разумом, а потому мы не можем предпочесть какое-либо знание о них. Ученик Пиррона Тимон говорил, что обманчивы не только чувства, обманчив и разум. Если логическое познание основывается на доказательства, следовательно, предполагается истина, на которую она опирается как на свое основание, но эта истина сама должна быть обоснована др. истиной и т.д. Поэтому никакое суждение нельзя признать истинным. Скептики не отрицали познание полностью, они отрицали возможность истинного, достоверного познания, его общезначимость.
25.Соотношение веры и мыслящего познания. Вера, знание, истина, свобода.
Вера – способность духа в самом себе полагать основание своего собственного бытия. Человек верит от духовной слабости. Вера лежит в основе всей духовной жизни. Разум без веры не может быть. Разум – философия философии. Все основано на вере и значимость веры не исчерпывается узко духовным. Вера – осуществление ожидаемого и обличение невидимого. Вера – уверенность в невидимом, т.е. в том чего нет. Но только то, чего нет позволяет человеку ощутить себя свободным. Любое бытии е имеет закон, природу, по которой оно есть и чтобы им воспользоваться или его усмотреть нужно подчиниться ему, даже если бытие мало подчиняет нас себе. Абсолют как абсолют человеку не дан, он не бытие и соответственно абсолют не подчиняет себе человека. Абсолют – единственное, что провоцирует человека на свободное к себе отношение. Абсолют никого ни к чему не понуждает. Знание же приковывает нас, делает зависимыми от реальности. Свобода состоит в том, чтобы полагать закон, который хочешь и жить по нему. И для того, чтобы давать лишь то бытие, кот. хочется нужно быть свободным. Знание же предполагает зависимость.
С точки зрения гносеологии, вера – принятие того или иного положения без какого-либо обоснования. Когда человек утверждает: «Я знаю то-то и то-то», - это означает, что достоверность сказанного подтверждена для него эмпирически, либо есть следствие каких-либо рассуждений, непосредственный контакт с объектом. И если у кого-то возникают сомнения в достоверности сказанного, то эти сомнения могут быть развеяны с помощью проверки. Вот тут-то и возникает проблема: если полученное нами в ходе рациональной обработки знание обосновано другим знанием, то это предыдущее знание само должно быть обосновано другим знанием. Иначе говоря, у любого знания должно быть достоверно обоснованное начало. Но как обосновать это «начало»? Ответ один: подтверждением достоверности некоторого начала может служить «начало этого начала». И так до бесконечности. Остановить этот бесконечный процесс можно лишь допустив достоверность некоего «начала» без обоснования, т.е. принять его на веру. Таким образом, если знание предполагает возможность сомнения в его достоверности, то вера требует безусловного принятия некоторого положения, исключает саму возможность сомнения и не приемлет критики. В этом смысле вера – противоположение знанию.
Еще одним отличием веры от знания является то, что вера тесным образом вплетена в эмоционально-психологический контекст жизни человека. Вера не имеет ярко выраженных рациональных оснований, базируется на некотором предпосылочном, необъяснимом, на рациональном уровне знания, в силу чего происходит замена рациональных оснований чувственно-эмоциональными основаниями. Таким образом, вера в светском значении – психический феномен, в котором переплетены неосознаваемые личностные интересы, личностные знания и индивидуальный опыт, с одной стороны, и опыт «коллективного субъекта» с принятым в том или ином сообществе требованием – с другой.
При понимании с другого подхода этот феномен рассматривается как основание религиозного мировоззрения. Вера характеризуется принятием религиозных догматов, неукоснительным соблюдением религиозных ритуалов, предписаний и запретов. Религиозная вера связана с личными интересами человека, с его нравственными чувствами и эстетическими переживаниями; они - индифферента к оценке истинности знания.
Устойчивость научного знания во многом связана с верой сообщества ученых в правильность выбранного пути.
26.Наука как социальный институт, система воспроизводства знаний, система знаний и особая область культуры.
Наука – деятельность человека по выработке, систематизации и проверке знаний. Человек занимается научной деятельностью в силу постоянного сталкивания с проблемами, для решения которых необходимы исчерпывающие знания, выработка которых и есть цель всякой научной деятельности. Полученные знания позволяют объяснить и понять изучаемые процессы, осуществить предсказание на будущее и дать соответствующие научные рекомендации.
С начала становления науки в Древней Греции главной функцией науки было объяснение, а задачей – познание с целью раздвинуть горизонты мира, видения природы, частью которой является сам человек. Долгое время научное знание пребывало в эмбриональном состоянии. Становление развитой науки требовало опоры на факты, широкой распространенности, последовательной рационализации, доминирование соответствующего менталитета. Всего этого не было ни в эпоху античности, ни в средневековье, когда вообще все содержание науки было сохранено только благодаря монастырям, хранившим рукописи античности. Ситуация изменилась к 16-17в., в Новое время формы мышления и в целом менталитет человека, бывшие ранее исключением, стали достоянием большинства образованных людей. Наука стала важнейшим фактором формирования духовной жизни общества, культуры и практики общения. В тоже время наука не имеет единовластного мандата на познание, она имеет взаимодополняющие связи с повседневным познанием, философией, этикой, искусством и т.д. Наука – верхний этаж здания, который не может существовать без нижнего. Наука находит повседневном знании материал для дальнейшей обработки. Наука имеет своей противоположностью неверное, неправильное знание, а не то знание которое, будучи правильным, добывается в повседневной жизни, практической деятельности, искусстве.
Современную науку можно определить как сферу исследовательской деятельности, например, на производство новых знаний о природе общества и мышления, включающую в себя все условия и моменты этого производства: ученых с их знаниями и способностями, квалификацией и опытом, с разделением и кооперацией научного труда; научные учреждения, экспериментальное и лабораторное оборудование, понятийный и категориальный аппарат, систему научной информации, а также всю сумму научных знаний, выступающих в качестве предпосылки, или средства или результата научных исследований. Наука – целостная система, включающее исторически подвижное соотношение частей, природоведение и обществоведение, философию и естествознание, метод и теорию, теоретические и прикладные исследования.
Наука влияет на искусство и её формы, о результатах научных исследований теперь быстро узнает каждый житель Земли и интересуется ими, наука вошла в культуру как её неотъемлемая часть. Кроме того, наука служит формированию новой этики и эстетики. Во всем мире признана ценность именно доказательного рассуждения. Подтверждение некоторых рассуждения результатами науки считается обязательным. Занятие наукой вырабатывает определенное ценностное отношение к миру. Подлинный ученый, как правило, высоко ценит логическую дисциплину ума, способность обосновывать сделанные выводы, стремление к истине, достоинства теории и эксперимента.
Функции науки:
1. Культурно-мировоззренческие – помогает человеку не только объяснить известное ему знание о мире, но и выстроить их в целостную систему, рассмотреть явления окружающего мира в их единстве и многообразии, выработать свое мировоззрение.
2. Социальная сила – научные знания используются при решении проблем общественного развития.
3. Познавательно-объяснительные – заключаются в том, чтобы познать и объяснить, как устроен мир и каковы законы его развития.
4. Прогностические – изменение мира и прогнозирование последствий.
Наука – особый статус в современной культуре и влияния на общественное сознание.
27.Категориальные законы (законы диалектики).
Термин «категория» означает высказывание, свидетельство, указание. По Аристотелю, категории – это наиболее общие понятия, охватывающие различные области реальности. Аристотель расположил их так: сущность, количество, качество, отношение, место, время, субстанция, положение, состояние, действие и страдание. Такое определение верно и сегодня.
Закон – внутренняя, повторяющаяся, существенная связь явлений, обуславливающая их необходимое развитие. Он выражает порядок причинной и устойчивой связи между явлениями, повторяющиеся существенные отношения. При этом изменение одних явлений вызывает вполне определенное изменение и других.
Диалектика учит, что законы присущи самой природе и их содержание объективно. Люди не могут по своему желанию создавать какие-либо новые законы развития или отменять старые. Они могут познать закон и использовать полученные знания в практической деятельности. Понятие закона – одна из ступеней познания человеком единства и связи, взаимозависимости и целостности мирового процесса.